Агрессивность подростков: мы выкормили зверя, господа...
«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и неуправляем. Что мне делать?» Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать: «Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение». Веселый смайлик в конце. Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка — это нормально, обыденно.
«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и не управляем. Что мне делать?»
Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать:
«Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение». Веселый смайлик в конце.
Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка — это нормально, обыденно.
Стоит ли тогда простым обывателям удивляться, когда подрастающее поколение агрессивно реагирует на их замечания, причём не только вербально, раскрывая все прелести матерного языка, но и физически.
Ролики, выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах проявления подростковой агрессивности. Они способны на многое:
-
ударить пожилого человека кулаком в лицо, плюнуть в него, высмеять, повалить на землю и запинать до смерти (дедушка не дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);
-
истязать, уродовать бродячих кошек и собак («А чо? Они разве кому-то нужны? Избавляем общество от звериного мусора…»);
-
издеваться над бомжами («Они — отбросы общества, пусть знают своё место!»);
-
избить своего учителя («Бабушка в маразме, а преподаёт физкультуру!»);
-
надругаться над одноклассником («Да он мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не выпендривался»);
-
отомстить бывшему возлюбленному (так одна девушка с компанией друзей избивала и унижала) или возлюбленной (например, подросток нанёс несколько ножевых ранений своей «неверной Джульетте»).
Агрессия и агрессивность детей переходит все нормы допустимого. Неужели мы это будем считать «нормой» подросткового поведения?
Психологи различают понятия агрессии и агрессивности. Агрессия в переводе с латыни означает «нападение», «враждебность». Под агрессией, прежде всего, понимают действия.
Некоторые психоаналитики рассматривают агрессию как продолжение инстинкта смерти, стремления к разрушению, описанного Фрейдом.
Австрийский ученый Конрад Лоренц в своей монографии доказывал, что агрессия — не зло, а природный инстинкт, способствующий выживанию вида, а вовсе не направленный на его самоуничтожение.
Исследователь агрессии А. Басс определяет её «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».
Агрессивность же — свойство человека, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Причём некая предрасположенность к агрессии может быть как осознаваемой индивидом, так и неосознаваемой. Психологи выделяют несколько видов проявления агрессивного поведения:
1. Прямая физическая.
2. Косвенная.
3. Негативизм.
4. Обида, зависть, ненависть.
5. Подозрительность.
6. Чувство вины.
7. Вербальная агрессия.
8. Раздражение.
Как видим, у агрессии — разные лики, она может быть направлена на окружающих людей, внешнюю среду и на себя.
Итак, агрессия является, с одной стороны, следствием агрессивности, с другой — возникает в процессе социального научения.
Быть агрессивным нынче модно. Считается, что агрессия — своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.
Мама в песочнице радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко:
— Молодец, умеет добиваться своих целей! Себя в обиду не даст...
Другая по дороге в детский сад учит:
— Если тебя кто толкнёт, ты сдачу давай.
Папа девочку в три года на занятия боевыми искусствами записывает, чтобы умела за себя постоять.
Понятно, что родители ведомы благими намерениями, однако не видят, что обучают детей агрессивным формам поведения и не учат другим способам взаимодействия с окружающими, другим путям решения проблем. Собственноручно часто растят монстров, а потом не знают, что с ними делать.
В подростковом возрасте ребёнка мы «собираем урожай», «пожинаем то, что посеяли» на ниве его воспитания. Агрессивность подростков — одно из самых распространенных, болезненных последствий неправильного воспитания.
Когда родителям, педагогам становится совсем невмоготу и привычные методы не срабатывают, они бегут за помощью к психологам.
Агрессивное поведение современные психологи изучают при помощи различных методов: проводят опросы, наблюдают за проявлениями агрессии, выявляют агрессивность при помощи тестов. Самые распространенные в психодиагностике исследования: оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера), диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), 16 PF-опросник (тест Кэтелла), тест Люшера, тест «Руки» (по Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнеру).
При этом ни один вид исследований не даёт ответов на все наши вопросы об агрессивности подростков. Рекомендуется использовать несколько методов одновременно и учитывать тот факт, что в большинстве случаев проявляются некоторые устойчивые личностные черты, не меняющиеся в различных ситуациях.
Вам предложат разнообразные методы. Например, попросят перенаправить агрессию из социально неодобряемого русла в культурное. В этом помогает спорт или на мишени вывешивать фотографии ненавистных тебе людей и получать удовольствие от запущенных в них стрел.
Главным же образом даётся общий совет: в семье, где есть любовь и секс, нет места агрессии, скандалам и ссорам.
Замена объектов (или субъектов) агрессии не решает глубинных проблем, приводит только к временной разрядке, не более того. Внутреннее напряжение, фрустрация остаются и самым губительным образом сказываются на психике агрессора. Кроме того, примеры из жизни свидетельствуют о том, что некоторые подростки, несмотря на царящие в семье любовь и взаимопонимание, проявляют агрессивность по отношению к одноклассникам, учителям и т.п. Почему так происходит?
Можно довольствоваться сиюминутным снятием агрессивности, проходить через долгую и вероятностную диагностику, а можно воспользоваться наработками системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Чтобы справиться с агрессивным поведением, прежде всего необходимо понять его глубинные причины. Без познания себя, своих врождённых склонностей это невозможно.
Точная системная методика определения врождённых векторов, уровня их развитости, степени их реализации позволяет это сделать.
Подростковая агрессивность начинает приобретать понятные очертания, если её не обобщать, а рассматривать через призму восьми векторов. Обобщённая причина подростковой агрессии — что на фоне полового созревания подросток противопоставляет себя взрослым, доказывает свою самостоятельность, независимость — проясняется: мы осознаём, почему каждый ребёнок проживает подростковый период по-разному, почему одним детям свойственны одни формы проявления агрессии, другим — другие, почему одни ситуации вызывают у одних подростков агрессию, а другие реагируют на них совершенно спокойно.
Ни один ребёнок не рождается изначально культурным, он появляется на свет архетипичным зверёнышем и становится человеком в полном смысле этого слова при правильном воспитании.
Человек — биосоциальное существо, и частью биологической составляющей как раз и является агрессивность. Она звено механизма, позволяющего выживать. Отсюда и корни изначальной ненависти, которую мы испытываем к своему ближнему. Конкуренция, желание выжить, получить лучшие условия для жизни. В процессе воспитания ребёнок научается любить окружающих, а ненавидеть он умеет сам.
При неправильном воспитании детей, т. е. когда родители, педагоги воспитывают наугад, «на ощупь», не зная врождённые свойства чад, во-первых, они не развивают в них заложенный природой потенциал, своим непониманием, неподходящими конкретному ребёнку методами пытаются воспитывать, чем и вызывают у него агрессивное поведение, во-вторых, ребёнок остаётся архетипичным.
В подростковом возрасте, являющемся переходом из детства во взрослость, промахи воспитания становятся наиболее очевидными.
Уретральный подросток проявляет агрессию в виде гнева в случае несправедливости по отношению к его стае, ущемления его вольной, ничем не ограниченной особы, обращения к нему не по рангу — сверху вниз (например, похвала).
Его гнев проявляется ярко, он не знает границ, рамок. Уретральный вектор не довольствуется половинной мерой. Тут ярость — так ярость, любовь — так любовь.
В школе уретрального подростка видно сразу, он улыбается особой улыбкой, ходит уверенной походкой, зачастую с расстёгнутой рубашкой, ему невольно смотрят вслед. Учителя называют его неформальным лидером, заводят ему индивидуальный дневник по оцениванию поведения, он его носит, спокойно получает двойки и с таким видом смотрит на педагогов, что ощущается полное бессилие взрослых перед этим сорвиголовой.
Ключ к уретральному ребёнку — быть его регентом, обращаться к нему за поддержкой, помощью, советом, делегируя ему свои полномочия. Ни в коем случае не стоит ввязываться в перетягивание одеяла на себя, давить на него, требовать беспрекословного послушания — вы всё равно проиграете.
Уретрального подростка лучше всего сделать старостой класса, он поведёт за собой коллектив, и именно так вы сможете максимально продуктивно направить его энергию в позитивное русло. Когда в классе есть уретральный ребенок, на самом деле, это счастье, можно спокойно ему перепоручить контроль за дисциплиной класса, нацеливание детей на высокие учебные достижения и хорошую сплоченность коллектива.
Он милосерден по своей природе, и сделать его своим союзником, а не врагом, достаточно просто. Он не обидчивый, отходчивый, понимающий.
Если же в классе два уретральных вождя, то закономерно, что они будут враждовать, причём конфликт будет сопровождаться агрессией. Закончится всё дракой, где будут биться не на жизнь, а на смерть. Лучше предотвратить на корню повод для агрессии — перевести их в разные классы, определить им разную территорию и поле деятельности.
Анальный подросток при правильном развитии врожденных способностей — послушный, покладистый ребёнок, уважающий мнение старших. Обратной стороной анального подростка является вербальная агрессия, злопамятность, мстительность, обидчивость, вымещение внутреннего напряжения на домашних животных, садизм.
Для анального ребёнка огромное значение имеет его мама, если она мало уделяет ему внимания, не хвалит за выполненные дела, то он чувствует, что его не любят, и обижается на всех — сначала на девочек, а потом на женщин. Пинает одноклассниц по попе, обзывает их грязными ругательствами, может обматерить учительницу.
Кожный ребёнок агрессивно распихивает всех локтями, он амбициозен, быстро находит способы выкрутиться из любой ситуации. Он проявляет агрессию, когда не получает желаемого, например, высокую оценку (ему за неё обещали велосипед), когда ущемляются его амбициозные планы. Пытается спорить с учителем, «качает» права, как быстро срывается, так же быстро забывает о содеянном. Кожники требуют равных условий, бессознательно чувствуя, что обгонят всех, не любят проигрывать и их принцип: «Для победы все средства хороши».
Надо отметить, что отрицательными сторонами кожного подростка при неправильном его развитии является отсутствие самодисциплины, неумение себя контролировать, ограничивать (например, он не может сорганизоваться, чтобы прийти в школу вовремя).
Агрессивно себя ведёт при потере каких-либо материальных ценностей, ведь они для кожника — некий фундамент психологического комфорта.
Мышечный подросток ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим только при неправильном воспитании. От рождения этот ребёнок крайне спокоен, его нормальное состояние — монотония. Агрессию он начинает проявлять, если его переводят в состояние «война», отдавая в спортивную секцию, где тот разве что получит все шансы для попадания в криминальную среду, так как спорт не развивает в мышечнике главного — умения позитивно применять свою силу.
Правильным развитием для такого ребёнка является приучение к труду, даже к тяжёлой физической работе. Инициируя свою эрогенную зону — мышцы, он таким способом получает удовольствие от самого процесса работы и впоследствии становится «мирным строителем».
Мышечный подросток один никогда не устроит драку, его направляет кожник, и тогда он вместе с мышечными сотоварищами способен совершить насилие. Милый, добродушный мальчик, никогда бы плохо про него не подумали...
Мышечнику важно быть накормленным, сытым, выспавшимся для хорошего настроения. Удовлетворение естественных человеческих потребностей для него — самая большая радость в жизни.
Так, группа подростков напала на прохожего возле гаражей, избила его, забрала деньги. Кожный предводитель банды купил себе на ворованные средства часы, а мышечники на выделенную им часть — еды, причём простой, грубой — сосиски в тесте набрали в большом количестве. Наелись от пуза. Малолетние преступники, остро нуждающиеся в трудотерапии.
Верхние вектора оказывают существенное влияние на агрессивность подростков. Зрительный вектор добавляет эмоциональности в агрессивное поведение: «Саша закатила истерику, когда увидела меня с другой девушкой, потом схватила её за волосы, кричала и дралась».
Звуковые подростки больше всего подвержены аутоагрессии, внутреннее напряжение от взаимодействия с внешним миром они переживают глубоко в себе до тех пор, пока накопившийся клубок противоречий, непонимания в один момент не выплеснется в виде неожиданного для окружающих суицида.
Массовые расстрелы в школах — предсказуемое поведение анально-звуковых подростков в тяжелом состоянии обиды и ненависти к жизни и людям. Без понимания психики таких подростков внешне подобное их состояние может оставаться незамеченным вплоть до трагической развязки.
Оральный подросток проявляет агрессию обязательно вербально, он легко перекрикивает всех остальных сверстников и его уничижительные прозвища «прилипают» обычно на всю жизнь.
Обонятельный вектор добавляет в агрессивное поведение подростка продуманности — мы не только не докажем причастность его к содеянному, но и не будем его подозревать. Незаметный, едва уловимый ребёнок, выполняя свою главную функцию «выжить во что бы то ни стало», подставляя других, скрывает улики собственного социально неодобряемого поведения.
Итак, агрессивность подростка — это тревожный звоночек для родителей и педагогов. Что-то они делают не так. Нужно пересматривать своё отношение к ребёнку, к методам его воспитания.
Эффективным средством, помогающим справиться с агрессивным поведением подростка, является осознание родителями двух постулатов:
1. Нужно правильно воспитывать ребёнка, в соответствии с его врождёнными векторами, чтобы он стал Человеком, впитал в себя культуру.
2. Необходимо уметь понимать глубинные причины агрессивности подростка и научить его снимать негативные чувства, не нанося ущерб как психический, так и физический другим людям.
К примеру, осознавая ценность тишины для звукового ребёнка, родителям требуется создать для него комфортные, спокойные условия, чтобы, возвращаясь из школы, у него была возможность побыть наедине с самим собой.
Родительская любовь становится наиболее действенной и адресной, если проявлять её системно, только тогда ребёнок чувствует, что его любят и это снимает агрессию: обнимать кожного подростка, хвалить анального, восхищаться уретральным, создавать тесную эмоциональную связь со зрительным, выслушивать орального и т. п.
Агрессивность подростков не является неизбежностью, многое зависит от нас — их воспитателей.
Корректор: Валерия Старкова
Хорошая статья. В начале по мне много воды, но дальше лучше. Конкретно и по делу. С причинами и дельными советами.
Спасибо!
multumesc domnul Iurie!...
Агрессивность детям передается, обычно, по материнской линии
ps приходилось ли вам встречать семьи,
- где бы мама была довольна, - прежде всего, собой,
- своим мужем,
- соседями, сослуживцами, свекровью..., - да хоть кем-нибудь?
- не орала бы на мужа и детей,
- не придиралась, не требовала, не обвиняла и не унижала мужа,
... ... ...
Яблоко от яблони
da ai perfecta dreptate Alexei!..
Почему именно подростки? Почему не дети, почему не прошедшие пубертат созревшие взрослые? Именно подростки. Почему? Ответ один - ли-би-до. В течении жизни либидо, т.е. желание к жизни, идет на спад. У ребенка безумное желание жить каждую секунду. Будь он большой телом - поубивал бы всех в погоне за своими удовольствиями... Поэтому и маленький. У прошедшего пубертат молодого человека либидо входит в равновесие с мортидо, стремлением к статичности и смерти. И уже нет такой бешеной драки за машинку (в смысле женщину). А подростки.. подростки - это проблема. Телом уже сильные, мозги отказывают от гормонов, либидо - на пике... опасный возраст... экзамен родительского воспитания. Если успели направить либидо ребенка в конструктивное русло за отведенное время до полового созревания, то у него все пройдет нормально. Не успели - остается уповать, чтобы обошлось без жертв. Выдохнули за своего ребенка, а рано. Пубертат-то проходим вместе... и ущерб получаем из ушата - на всех. :(
Согласна. И даже при "минимальных" потерях они есть. Поскольку жизнь взрослых далеко не всегда устроена так как бы мы хотели если мы сами в чем-то подростки не все стадии этого возраста прошедшие.
В лучшем случае вы приобретаете в своем ребёнке друга который может дать вам нужный совет. Мой ,например, всегда доволен если он подсказывает что-то в компе как чего устроено.
Спасибо, Ольга. Проблема психопатии меня волнует давно (к тому же я работаю в психбольнице), и иногда мне приходится ставить такие диагнозы, хоть по возможности, если вижу в обследуемом какие-то признаки поиска смысла жизни, пишу в заключении "возможное психопатическое изменение личности". Американский психиатр Роберт Д. Хаэр написал замечательное пособие по этой теме "Лишённые совести. Пугающий мир психопатов". Знаете, эта книга очень отрезвляет. А по поводу "наши дети - это мы" я хотела выразить не совсем то, что сказала; здесь моя слабость мыслить глобально сыграла со мной шутку. Смысл я вложила такой: наше общество (в целом) нездорово, негуманно (отдельные светлые головы просто теряются в этой массе, или просто эта гуманность и доброта на костылях, ведь известно, что зло в некоторой мере привлекательнее), а дети и подростки всего лишь отражают его. Хоть это звучит и банально, но... как мы можем требовать от детей чистоты, когда сами по колено в грязи. Возможен и обратный вариант: мой сосед-матерщинник воспитывал своего сына, запрещая ему сквернословить. И правда, сыну и в голову не приходило материться и вырос он культурным мальчиком (а это как раз в тему о векторах).
Ирина, а разве поиск смысла жизни это "возможное психопатическое изменение личности"?
Нет, совсем не это я хотела сказать.
М-да, пока в нашем лучшем из миров идут локальные и периодически глобальные войны на всех фронтах и тылах, можно не надеяться, что подростки массово станут добрыми и послушными. Наши дети - это мы, только через увеличительное стекло. "Мы ещё не до конца вышли из пещер, потому что из пещер не вышло наше сознание". Не забывайте о такой ситуативной агрессии, как подражание, как стадное действо или массовое заражение, как способ не выделяться из толпы, когда всем классом (!) "травят" какого-нибудь "ботана" или просто "белую ворону" именно по причине того, что неудобно как-то не подчиниться харизматичному лидеру. А если этот лидер - психопат (что является врождённым свойством личности)? Разве такое не возможно? Ведь с таким расстройством личности (эвфемизм, дабы не называть психопатию психопатией) живут всю жизнь, и лечению оно не поддаётся, как и "правильному воспитанию". Хочется в статьях почитать что-нибудь на эту тему.
Ирина, спасибо за вопрос. В том то и дело, что "наши дети - это не Мы". У нас с ними могут быть одинаковые вектора, но не всегда. И развитие, реализация этих свойств до пубертата - это краеугольный камень правильного воспитания. Про то, что пишете Вы: ситуативное подражание, про по сути неправильно воспитанного вождя, направляющего стаю не в ту сторону, конечно, на практике я встречала и не раз анализировала. Пришла к выводу: корень все равно, за исключением физических нарушений (например, родовые травмы и дети неадекватны) и то, их, в большинстве случаев, можно социализировать, сделать безопасными для общества - это воспитание.
Дети, получившие воспитательную прививку, могут ситуативно последовать за лидером, но скоро приходят в себя и дальше не идут.
Лидер - психопат - нет такого врожденного свойства, это последствия неправильного воспитания (при отсутствии физических нарушений в мозговой деятельности).
А тему эту подробнее постараюсь рассмотреть в следующей статье.