Боюсь отдавать ребенка в школу. Паника перед первым сентября
«Мой ребенок пойдет в школу! Я боюсь его туда отдавать»... Казалось бы, что школа не детский сад, и вопрос, отдавать ребенка в школу или не отдавать, на повестке дня не стоит, однако многие родители серьезно склоняются к семейному образованию. Что делать с родительскими страхами перед школой?
Накануне первого сентября все большее число родителей, чаще всего мамы, делятся на форумах своими страхами и опасениями на тему: «Мой ребенок пойдет в школу! Я боюсь его туда отдавать». Хотя, казалось бы, что школа не детский сад, и вопрос, отдавать в школу или не отдавать, на повестке дня не стоит, многие родители серьезно склоняются к семейному образованию.
Рассмотрим системно, к чему может привести подобный выбор и что делать с родительскими страхами перед школой.
Если обобщить причины родительских страхов, лежащих на поверхности и скрупулезно обсуждаемых в чатах, то можно выделить три основных:
- Современные дети. Какие они жестокие, невоспитанные, неизвестно, что у них на уме. Могут не только научить плохому (ругаться матом, употреблять спиртные напитки, курить, пристрастить к наркотикам), но и обворовать, избить, поиздеваться, надругаться. Все, что угодно от них можно ожидать. Судя по новостным сюжетам — мало хорошего.
- Учителя. Малообразованные, зачастую безграмотные, истеричные, с устарелыми взглядами. Есть, конечно, учителя с большой буквы, но это редкость.
- Учебная нагрузка. Неадекватные учебные программы, неправильно устроен распорядок дня школьников, кормят два раза, причем нередко отвратительно, продленка проходит впустую. По своей сути, школьное образование пропитано государственной идеологией, воспитывающей не творческих, самодостаточных личностей, а послушных винтиков для государственного механизма.
В итоге ребенок теряет всякий интерес к учебе, испытывает постоянное внешнее давление. Его мнение никто не учитывает, ему преподносят ответы на незаданные вопросы, требуют послушания и подчинения во всем.
Не отдавать ребенка в школу, согласно российскому законодательству, вполне реально. Кроме очной формы обучения есть еще домашнее обучение (для детей с ограниченными возможностями, для детей, имеющих проблемы со здоровьем, когда приходят школьные учителя на дом), семейное обучение (обучают в семье родители, репетиторы, потом дети сдают экзамены в школе), экстернат (берутся задания в школе, готовится ребенок дома, затем сдает экзамены школьной комиссии).
Как видим, вполне возможно родителям справиться с собственными страхами за школьную жизнь своего ребенка по принципу: нет школы — нет проблем. Хрупкая детская психика останется в безопасности. Ничто не помешает полноценному развитию потенциала ребенка, он получит все то лучшее, что выбрали для него родители.
Главный минус семейного обучения — отсутствие социализации в школе — его сторонники компенсируют общением ребенка на кружковых занятиях, вспоминают про пушкинские времена и ссылаются на качество домашнего обучения дворян, радуются, что могут контролировать процесс социализации своего чада — никаких случайных знакомств, все продумано и просчитано.
Как бы не так. Увы, просчеты родителей в воспитании детей становятся заметны не сразу.
Благие намерения родителей — защитить, уберечь, оградить от дурного влияния своего ребенка в реальности обеспечивают вовсе не становление его как гармонично развитой личности, не счастливое будущее и Нобелевскую премию.
Нешкольные дети отличаются от своих сверстников более высоким интеллектуальным развитием, бесконфликтностью, добиваются определенных высот в карьере, но, кроме того, часто становятся завсегдатаями на психологических консультациях. Основные психологические проблемы, с которыми они обращаются, — это затяжные депрессии, сложности в построении отношений с противоположным полом, трудности в общении с людьми, бегство в себя, отсутствие радости в жизни.
Корни проблем следует искать в крайне опрометчивом решении родителей не отдавать ребенка в школу. Дело в том, что человек может стать человеком в полном смысле этого слова, только находясь в обществе себе подобных, перенимая культурный опыт, социализируясь, адаптируя под себя ландшафт.
Ребенок рождается архетипичным зверенышем с заданным природой определенным векторальным набором, то есть с совокупностью врожденных психических свойств на базовом уровне, которые предстоит развить и реализовать в соответствии с современными требованиями и потребностями будущего.
Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, в короткий срок от рождения до окончания пубертата (12–13 лет) ребенок должен пройти тот же путь, который прошло человечество от первобытных времен до современности, точнее, таким образом развить свои свойства. В детском коллективе, в стае ребенку важно проиграть свой будущий жизненный сценарий, иначе он может стать социальным неадаптантом.
Как ландшафт с первобытных времен усложнился, так и человеческая психика развивается на усложнение, развивается через поэтапное прохождение жизненных трудностей. Первым этапом социализации и первым важным адаптационным опытом для ребенка становится общение с родителями, воспитание в семье. По мере взросления малыша ему становится тесно развивать свои наклонности в семейном кругу, возникает потребность в общении со сверстниками.
Так уж устроена психика человека, что он не может развиваться, оставаясь вещью в самом себе. Самую большую радость, как и самое большое огорчение, приносит человеку другой человек. Для ощущения счастья человеку требуется не только получать (знания, эмоции, удовлетворение своих желаний), но и отдавать, получать подтверждение от общества. Это два взаимосвязанных, взаимообусловленных процесса. Две стороны одной медали.
В детском саду группа малышей представляет собой, по сути, прототип первобытной стаи, где дети ранжируются, находят свое место в коллективе в соответствии со своими векторами.
Подобное ранжирование ребенок проходит и при взаимодействии во дворе с другими детьми. Печально, что сегодня наши дворы не способствуют уличным, дворовым играм ребятни. Несанкционированные парковки, возросшая преступность препятствуют привычным когда-то играм в «Выжигало», «Картошку», лапту, свободному общению детей без пристального надзора взрослых. Наши дети, таким образом, поставлены в худшие условия, нежели мы, в плане возможностей для социализации.
Школа, особенно начальная ступень, очень значима для развития потенциала ребенка не только в интеллектуальной сфере, но главным образом — в развитии адаптационных, коммуникативных навыков, в понимании на психическом, подсознательном уровне своего места, своей роли в обществе.
Отдавая ребенка в школу, родители дают ему возможность обрести врагов и друзей, научиться отстаивать себя, высказывать свои желания, свое мнение, помогать другим, вносить свой посильный вклад в развитие общества.
Нешкольники сродни животным, выращенным в неволе: несмотря на всю заботу людей, они мало приспособлены к жизни в реальных условиях. Дети, обучающиеся дома, вполне могут иметь солидный багаж книжных знаний, приобрести практические умения и навыки, но они не смогут пройти ранжирование, необходимое развитию их психического, а значит, не смогут чувствовать себя в обществе, в жизни психологически комфортно.
При этом нужно особо отметить, что все дети, какими бы они ни родились — замкнутыми или общительными, тихими или болтливыми, спокойными или подвижными, нуждаются в общении со сверстниками, именно в их окружении они учатся приспосабливать то, что им дано природой, под эту среду, пусть и агрессивную.
К примеру, звуковой ребенок, являющийся по своей внутренней сущности интровертом, любящим тишину, вздрагивающий при резких звуках, сосредоточенный на своем внутреннем мире, мыслях об устройстве мироздания, рискует так и остаться жить в своей ракушке, не научившись жить в обществе, не развивая свои нижние векторы. Нелюдимый ребенок, который научился выходить наружу, взаимодействовать с одноклассниками, сумел отстоять свое право на нелюдимость, непохожесть на других, может раскрыть свой природный потенциал для других, получить психическое наслаждение от ощущения себя частью целого.
Те звуковые дети, которые не имели опыта социализации в детском коллективе, не умеют впоследствии, оставаясь самими собой, эффективно взаимодействовать с другими людьми, унылое одиночество становится их судьбой.
Детские психические травмы случаются не из-за школы как таковой, а потому, что родители вовремя не помогли, не поддержали. Упущенного времени не вернуть — сензитивный период для развития векторов длится до окончания пубертата. Потом нельзя наверстать, нельзя ждать, пока ребенок вырастет, вот тогда пусть и свободно общается со сверстниками. Можно в домашних условиях развивать интеллект ребенка, отводить на дополнительные занятия музыкой, танцами и прочим, но вот создать дома условия для психологического ранжирования, для полноценного общения со сверстниками — не тепличного, а реального — не получится.
Когда родители хотят сами дать образование ребенку, то возникает закономерный вопрос: чему они могут научить ребенка, имея в своем психическом модели прошлого поколения? Время простой передачи родительского опыта ребенку безвозвратно прошло.
Сегодня мы живем в столь стремительно меняющемся мире, что никто не может предсказать точного сценария развития человечества. А нам надо не просто выжить как виду, но и развиться, поэтому нынешние дети рождаются многовекторными, с гораздо большим природным потенциалом, чем предыдущие поколения, с гораздо большей силой желания. Но с другой стороны, чем больше дается способностей, тем сложнее их реализовать в полной мере, тем труднее наполнить психические пустоты.
Особенно невозможно раскрыть врожденный потенциал в условиях нехватки общения со сверстниками.
Сегодня главное, что могут дать родители своему чаду, — это полноценную возможность адаптации к меняющемуся миру. Роль семьи в воспитании ребенка существенно изменилась, перед семьей стоят задачи иного порядка, и соответствовать им означает успешно его воспитать.
Мало кто из нас любит вспоминать о школе, о том, как проходила адаптация в новом коллективе, но без нее мы бы не стали теми, кем стали.
Нешкольные дети лишь на первый взгляд беспроблемные. На самом деле звуковик при недостатке общения со сверстниками погружается в собственный эгоцентризм, зацикливается на себе, живет в виртуальном мире, отгораживаясь от общества, плывет по течению, что вовсе не способствует развитию его природных свойств, а ведь он потенциальный гений.
Анальный ребенок, с ригидной психикой, болезненно воспринимающий любые перемены, привязанный к матери, оказавшись вне стен школы, не сможет выработать механизм адаптации к коллективу, завести друзей, научиться самостоятельно принимать решения, делать первый шаг, стать «настоящим мужчиной», а не «маменькиным сынком».
Уретральный ребенок, с его царственной природой, оказавшись без группы сверстников, не сможет стать вождем, его богатый потенциал останется нераскрытым.
Кожные дети не смогут развить свои лидерские задатки, им очень важен дух соревнования, они хотят быть первыми.
Мышечные дети не чувствуют себя в коллективе, не ощущают нужного им для развития чувства единения, не испытывают радости от совместных действий.
Кроме того, дети, своевременно не прошедшие все стадии развития врожденных свойств, зачастую сталкиваются с серьезными проблемами во время пубертата, их выкидывает в нижние векторы, и бушующие феромоны способствуют тому, что они, зачастую в искаженной форме, забывая обо всех запретах, пытаются наверстать все то, что упустили, не освоили в свое время.
«Золотой ребенок», в образование которого было вложено столько сил и средств, превращается в странное существо, с которым практически невозможно общаться.
Соответственно, для положительного результата воспитания требуется осознанное понимание закономерных стадий развития детской психики и понимание внутренних особенностей своего ребенка.
Итак, родителей, не желающих отдавать ребенка в школу, можно разделить на три категории:
- Тех, кто считает, что школа плоха для их ребенка.
- Тех, кто думает, что их дети недостаточно подготовлены к школе.
- Те, кто считает, что в современном мире все устроено неправильно, а школа учит дурному — приобщает к телевизору, компьютеру и пр.
В любом случае нешкольники становятся жертвами своих родителей, так как школа — не столько знания, сколько социальная адаптация, выработка ребенком защитных механизмов, определение им своей ниши в коллективе.
Не стоит переживать за школу. Навешивать собственные страхи, устаревшие убеждения собственным детям. Какими бы правильными они вам ни казались. Ребенок — это не слепок родителей, не зеркало современности, он человек, находящийся в стадии развития — и в физическом, и в психическом плане. Ему предстоит тернистый путь. Он должен усвоить прошлый опыт, приспособиться к настоящему и жить в неизведанном будущем.
Задача родителей — заботиться не о том, чтобы ребенок в школе не подвергался давлению со стороны детского коллектива и педагога, чтобы у него не было врагов, а в том, чтобы он, пользуясь родительской поддержкой, научился выстраивать отношения со сверстниками, с взрослыми, преодолевать возникающие жизненные сложности.
Действенно помочь ребенку в прохождении адаптации, как в детском саду, так и в школе, можно лишь четко осознавая его векторальные особенности. Системное знание внутреннего мира своего ребенка позволяет найти оптимальный метод воспитания, который направит развитие векторов в правильное русло.
Если вы сделаете ребенка сильным, создадите условия для максимального развития его врожденных свойств, тем самым вы подарите ему чувство свободы, свободу выбора. Чем выше психическое развитие, тем больше возможностей для выбора реализации; чем ниже уровень развития векторов, тем более узок спектр выбора, тем больше накапливается фрустраций, тем больше шансов скатывания в негативный жизненный сценарий.
Ребенок изначально рождается с чувством неприязни к своему ближнему, а вот любви его нужно учить. Родители, неприкрыто демонстрирующие свою неприязнь к другим детям, к другим людям, к государству, кроме своих собственных психических нехваток, неразвитости врожденных свойств способствуют укреплению ненависти у ребенка, что мешает ему доверять миру, продуктивно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Как можно дружить с «грязными» таджиками, с «дикими» кавказцами? Навешивание ярлыков родителями приводит к тому, что, например, анальный ребенок вырастает не истинным патриотом, любящим свою землю, как мог бы, а ярым ненавистником всего чужого.
Клубок общественной неприязни растет, и страдают от этого, в конечном счете, все. Много ума не надо, чтобы научить малыша ненавидеть, а вот воспитать его добрым, открытым миру — непросто.
Общество не может само очиститься случайным образом. Мы и есть общество. Учителя тоже часть общества. Какое оно есть и каким оно будет, зависит от нас, от нашего мышления, от того, что мы вкладываем в воспитание нового поколения. Растим ли гениев-одиночек, живущих в изоляции от людей, или работаем над тем, чтобы вырастить ребенка счастливым, достойным членом общества, и тем самым изменить общество к лучшему.
Это только говорят, что один в поле не воин. Правильно воспитанный ребенок, развитый в своих свойствах, может задать тон для своих сверстников, положительно повлиять на их развитие. Вернее сказать, что под лежачий камень вода не течет.
Реальные страхи родителей, связанные со школой, снимаются прикладными системными знаниями. С их помощью легко правильно выбрать первого учителя своему ребенку, действенно оказать ему поддержку в прохождении адаптации в школе, помочь найти общий язык со сверстниками, на максимальном уровне развить природный потенциал.
Корректор: Ольга Лубова
"Задача родителей — заботиться не о том, чтобы ребенок в школе не подвергался давлению со стороны детского коллектива и педагога, чтобы у него не было врагов, а в том, чтобы он, пользуясь родительской поддержкой, научился выстраивать отношения со сверстниками, с взрослыми, преодолевать возникающие жизненные сложности." Очень полезная статья, сейчас у многих родителей в отношении школы сбиты ориентиры и мы стараемся оградить их от общества, а природой заложено с точностью наоборот.
Очень однобокий взгляд. И это в принципе понятно, ведь автор - педагог-психолог, встроенный в существующую систему образования. А значит, не станет пилить сук, на котором сидит. Т.е. деньги зарабатывает.
Основной тезис статьи: без школы не будет социализации, зато гарантирована депрессия и проблемы.
Но ничего не сказано о том, какие могут возникнуть проблемы, если в школу ходить. Скольким детям в школе поломали психику? Сколько детей ненавидит школу? Любовь к учебе отбивают у 90%. Да, ваш "звуковик" мог бы стать гением. Но не станет - он ненавидит учиться, спасибо школе. Да и социализация пошла как-то криво - его травят ровесники, считая слишком "странным" .
Можно, конечно, спокойно сказать родителям детей, которые из-за преследования одноклассниками выпрыгнули из окна, или начали курить и пить в десять лет, подражая лидеру класса, стали наркоманами - "Что ж... это нормально, ранжирование, естественный отбор и все такое". Можно даже сказать - "Сами виноваты, не уследили". Но ведь это будет ложью. Попыткой переложить свою вину на других.
Я не против школы как таковой. Но иногда от нее проблем больше, чем пользы. Это реальность, которую нельзя игнорировать.
"автор - педагог-психолог, встроенный в существующую систему образования. А значит, не станет пилить сук, на котором сидит. Т.е. деньги зарабатывает".
Натали - это смешно, какие в общеобразовательной школе деньги в сравнении с теми деньгами, которые получают репетиторы, посещая ребенка на дому? Домашнее воспитание обходится родителям гораздо дороже бюджетного варианта школы.
Да, проблемы возникнут, если ходить в школу. Как известно, проблем не бывает только у мертвых. Вопрос в другом - какие это проблемы и как их будут решать.
Крайние точки, о которых вы говорите - суицид, наркомания и пр. - среди воспитанников домашнего обучения редки потому, что прежде всего их родители думают о своих детях и уделяют им должное внимание, в отличие от школьников, которым не повезло с семьей. Не оказали должной помощи родители, педагоги при прохождении социализации. Вина здесь всех.
И смысл статьи как раз в том, чтобы родители, педагоги понимали суть социализации и знали, как помочь своему ребенку преодолевать трудности, как научить его решать проблемы наиболее эффективно, не думая, что изолировав его от общества сверстников на время взросления обеспечивают ему прекрасное будущее.
Natalie, ваша настороженность во многом понятна. Давайте разберемся. Ведь порой, заранее "на всякий случай" не доверяя никому, думая, что все кругом меркантильное вранье и люди просто деньги зарабатывают - мы рискуем среди прочего принять в штыки даже что-то полезное.
Позиция автора не коварно расчетливая уже потому только, что школы есть и никуда не денутся, образование у нас обязательно в конце концов, да и частные школы может себе позволить меньшинство. А так все ходят в государственные школы, которым даже реклама не нужна - всеобуч.
Да, у многих за плечами негативный опыт - чего только не приходилось натерпеться в школе, и нам, и нашим детям. Школьная система несовершенна. Дети, с которыми нам приходится учиться несовершенны. Учителя несовершенны. Сам мир - черт побери! - несовершенен. Но мы не можем просто взять и запереть себя или своего ребенка дома и ограждать его от этого мира. Наружу-то все равно придется выходить.
Ребенок, не имеющий опыта взаимодействия с окружающим миром, ребенок, растущий в парниковых условиях родительской опеки, сидящий на домашнем обучении, ребенок, не умеющий общаться со сверстниками, не сможет этому научиться ни по какому учебнику. Как мы можем рассчитывать на то, что в один прекрасный день такой ребенок вырастет во взрослого человека, вдруг раз! и начнет уметь то, чего никогда в жизни не делал, и отправится в большое плаванье по жизни, будет успешен и востребован в социуме? Это тоже реальность, которую нельзя игнорировать.
Школа нужна не потому, что нужна школа как таковая. А потому, что ребенку нужна наработка всех этих навыков. И как ни крути - а школа все же остается основным местом, где это происходит. Хорошо, если есть возможность отдавать ребенка в кружки - это дополнительный плюс. Хорошо, если вы живете в районе, где не страшно отпустить ребенка во двор - это тоже плюс в копилку лишних возможностей научиться жить среди людей. А если нет?
Системно-векторная психология и автор статьи в том числе не школы рекламирует и не школьную программу защищает и не дурных учителей оправдывает. А говорит о том, как устроен человек и что необходимо ребенку, чтобы вырасти готовым к реалиям окружающей жизни.
Да, я абсолютно согласна, ребенка нельзя запирать дома. Однако, и школа не самый лучший вариант социализации. Но, к сожалению, для наших детей - это основной способ учиться строить отношения.
Чем мне не нравится школа? Основная ее проблема в том, что ребенок жестко зажат в обществе ровесников. Не самое лучшее окружение, хотя бы потому, что дети - это натуральная копия агрессивного первобытного общества. Тупая и беспощадная толпа. Более того, эта толпа имеет мало общего с реальной жизнью взрослых. Вряд ли, приходя на работу, человек столкнется с открытой травлей, избиениями. Вряд ли его будут принуждать делать то, что он категорически не хочет. Сложно представить, чтобы взрослые мужчины сознательно шли на унижение коллег-женщин. Взрослое общество значительно более цивилизованно. Ребенок же вынужден (еще не имея зрелой моральной устойчивости и опыта!) проходить каждый день через такие психологические проблемы, которые в реальной жизни можно встретить в основном в тюрьмах и совсем уж маргинальных слоях населения.
Если говорить об идеале, то, на мой взгляд, ребенок должен социализироваться не в детском, а взрослом коллективе. С одной стороны, он попадает в более адекватное окружение, с другой - взрослые не настолько завистливы и ревнивы, чтобы растоптать молодого человека за наличие каких-либо талантов и способностей, в-третьих - развитие ребенка в среде более умных и развитых людей идет быстрее и эффективней.
Однако, существует проблема - наше общество не предполагает подобной социализации. По сути - дети никому не нужны, они мешают. Их изолируют от взрослого мира, пока те не вырастут. Но это проблема общества, а не детей!!! Дети тут просто жертвы. Никакого права выбора у них нет. В 7 лет - хочешь-не хочешь - добро пожаловать на отбытие 10 лет строгого режима. Это настолько вросло в сознание обывателей, что даже предположение - "а как же без школы"? - кажется абсурдным. Взрослый человек может хотя бы уволиться. Маленький - бесправен.
В этой ситуации ребенок может надеяться только на то, что ему повезет со школой. Хотя бы немного.
Natalie, вот вы пишете - "Чем мне не нравится школа? Основная ее проблема в том, что ребенок жестко зажат в обществе ровесников. Не самое лучшее окружение, хотя бы потому, что дети - это натуральная копия агрессивного первобытного общества. Тупая и беспощадная толпа. "
В каком-то смысле да. В статье этому было дано очень емкое объяснение: "Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, в короткий срок от рождения до окончания пубертата (12–13 лет) ребенок должен пройти тот же путь, который прошло человечество от первобытных времен до современности, точнее, таким образом развить свои свойства."
Дети - действительно копия первобытного общества. Это не может нравиться или не нравиться, ведь это то, как устроен человек. Мы же не критикуем законы физики, а просто живем в соответствии с ними и не пытаемся спать на потолке.
Важно задуматься о другом. Почему кто-то всю жизнь вспоминает школу с отвращением, почему кому-то было неуютно находиться в классе, почему кто-то всю жизнь носит в себе детские обиды и снова и снова переживает в памяти страшные сцены детской травли.... А кто-то спокойно себе отходил десятилетку, был популярен в классе и даже до сих пор имеет парочку лучших друзей со школьной скамьи?
Да, детский коллектив - это пока еще архетипичная стайка маленьких зверенышей, которые только учатся культурному взаимодействию. Но вот ведь странно - не всем в школе достается. Класс не делится на нескольких агрессивных сволочей и кучку правильных-хороших и забитых-запуганных ими детей. Отбросим крайности. Есть и нормальный середнячок. Этот середнячок - и есть те дети, которые успешно проходят ранжирование. И скорее всего, это те дети, которые имели хороший навык общения и в дошкольное время. Бегали во дворе, ходили в детский сад. Да да! Детский сад важен не меньше - и об этом также много говорится в статье: https://www.yburlan.ru/biblioteka/nam-ne-strashen-detsad
Не получится обмануть свою природу, не получится спрятаться и переждать. Взрослое общество по своей сути не так и сильно отличается все от той же животной стаи, не секрет, что и взрослый социум взаимодействует по животному типу, наши отношения - это животное ранжирование, лишь прикрытое фиговым листочком ограничения морали и закона. Да, приятно помечтать, что ребенок будет окружен приятными людьми, добрыми учителями и мудрыми наставниками. И не надо будет никакой другой школы жизни. Нет! Не научишься в детстве толкаться локтями в песочнице - ты и взрослым будешь на скамейке запасных.
То, что существуют горькие примеры того, насколько жестоки могут быть дети, то, что кто-то из нас всю жизнь с дрожью и обидой вспоминает школьные годы - тому причина не снаружи, а внутри. Это тяжело, но приходится признать. Изгоями, объектами насмешек и травли не становятся случайно. Этому есть вполне объяснимая закономерность, о которой и идет речь в этой, и многих других статьях на смежные темы.
Мы можем говорить о частных случаях - особый векторальный набор ребенка, особая ситуация в семье, которая также сказалась на ребенке и мешает ему контактировать с внешним миром в обычном порядке. Знания по системно-векторной психологии дают возможность справляться и с такими случаями. Но при этом неизменным остается одно - чем больше и чем раньше ребенок получает возможность находиться среди сверстников, тем больше вероятность того, что школьные годы останутся в его воспоминаниях, как и положено, чудесными.
Настя, спасибо. Как здорово вы своим комментарием дополнили мою статью!
Цикл документального кино «Рожденные в СССР». Одни и те же герои: в 7 лет, в 14, в 21, в 28. Из разных республик ( ныне государств), из различных слоев общества. История каждого взрослеющего человека трогает за душу.
Примечательна девочка Катя из Вильнюса, которую мама перевела на домашнее обучение. В 7 лет - всё восхитительно, в 14-ть – прекрасно: интеллектуальный рывок, языки в совершенстве, отрыв от сверстников, потенциал… и проблемы в 21 год: страхи, депрессии, «мне кажется, что я могу пропасть». С мамой по-прежнему близкие отношения. Жестких внешних факторов, которые бы переломили судьбу, как некоторым другим ребятам, не было. И хотя, повествуя о себе, упоминает «друзья», на самом деле является ярким примером звукового ребенка, «не имевшего опыта социализации в детском коллективе», когда «унылое одиночество становится судьбой».
Спасибо за рекомендацию и комментарий, Оксана. Действительно, подтверждений негативного влияния отгораживания ребёнка от сверстников (домашнее обучение) находиться масса (((