Детская истерика. Как победить за 10 минут?
Тишина детской спальни, из-за штор пробиваются первые лучики нового дня… первого рабочего после череды выходных. Уже одетая и собранная на работу осторожно глажу по голове так сладко посапывающую малышку.
Тишина детской спальни, из-за штор пробиваются первые лучики нового дня… первого рабочего после череды выходных. Уже одетая и собранная на работу осторожно глажу по голове так сладко посапывающую малышку.
«Доброе утро, солнышко, — шепчу тихонько на ушко, — пора вставать».
Одного взгляда в окно и на одетую маму становится достаточно, чтобы догадаться, куда мы идем…
«А-а-а! Мама-а-а, хочу с тобой! Я не пойду в садик. Хочу дома! Я пойду с тобой на работу, в садик не пойду. Мне там плохо, я буду дома с тобой!»
Слёзы бегут ручьём, ножки топают, ручки цепко держатся за мамину шею, мокрая носопырка тычется маме в волосы, одежда и игрушки разбрасываются, любые отвлекающие уловки не работают.
В особо тяжёлых случаях начинается одышка вперемешку со всхлипываниями и глотанием воздуха, катание по полу и дёргание ногами и руками.
Плач усиливается при наличии зрителей и… разрывает мамино сердце.
Что в таком случае нам хочется сделать в первую очередь? Объяснить логически что-либо, накричать или пригрозить, успокоить и пообещать хоть звезду с неба, только бы замолчал, шлепнуть в конце концов, чтоб закрыл рот.
Помогает?..
Не тут-то было! Зрительный вектор — это чистые эмоции, без тени логики или здравого смысла, без способности делать выводы или заключения, а истерика — это проявление негативного состояния вектора, которое требует обратной эмоциональной связи, внимания к себе, ваших эмоций. Еще бы, поход в сад — это же потеря эмоциональной связи с мамой на целый день! Чем ярче и импульсивней вы реагируете на детскую истерику, тем больше подливаете масла в огонь.
«На меня кричат — ой, как мне плохо! А-а-а!» «Мама плачет вместе со мной — ой, как мне горько! А-а-а!»
Неважно, какими эмоциями вы подкармливаете зрительную истерику, значение имеет только их интенсивность. Вы громче — он громче, вы горше — и он горше, вы шлепать — он стучит ножками и заходится еще больше.
Лишить топлива!
Никакого раздражения в ответ. Ни угроз, ни увещеваний, ни обещаний — ничего. Но реагировать нужно обязательно! Помните, что отсутствие вашей реакции вызывает у ребенка желание повысить тон — ну чтобы мама все-таки услышала, если она не слышит до сих пор… Игнорирование — не выход.
Реагируем. Спокойно, тихо. Да, это требует неимоверных усилий с вашей стороны! Пусть внутри все кипит от избытка чувств, снаружи вы — айсберг!
«Не хочу в садик! А-а-а!» Спокойно: «Я тоже не хочу».
«Хочу быть с тобой! А-а-а!» Еще спокойнее и тише: «И я хочу, но нужно ехать в сад».
И так далее, главное — это сохранять хладнокровие, хотя бы внешнее. Без подпитки извне любая истерика через несколько минут пойдет на спад. Постепенно, по чуть-чуть угасая, теряя зрителей и ответную реакцию, превращаясь в слабое нытье, уже даже без слез, а просто так, для галочки.
Будьте готовы, что с вас сойдет десяток потов, головная боль пройдет только через час, но к месту назначения вы прибудете уже без слез, полностью выдохшись, поэтому расставание будет более-менее спокойным. На продолжение, а тем более на возобновление истерики, уже не будет ни сил, ни желания, ни эмоций.
В другой раз, понимая, что с мамой этот номер не пройдет, такого варианта развития событий можно ожидать крайне редко. Однако не стоит недооценивать наших детей — они обязательно придумают что-нибудь новенькое! Особенно наделенные зрительной фантазией…
Малыш со зрительным вектором — это маленький фонтанчик эмоций. Если радуется, то хохочет и прыгает, размахивая руками, если огорчается, то плачет навзрыд, переживая каждое чувство с максимально возможной амплитудой, причем от позитивного полюса до негативного один миг (одно слово, один поступок). Иногда даже родители не знают, почему их чадо плачет. Им кажется, что причины никакой нет — это и настораживает, особенно заботливых родителей. Зрительная фантазия не знает границ: выдумал себе что-то и переживает это изо всех своих эмоциональных сил. Воображаемые друзья существуют только у зрительных малышей, причем они для них вполне реальны, зрительные дети искренне верят в то, что выдумали.
Ни в коем случае не запрещайте зрительному ребенку проявлять себя. Хочет плакать — пусть плачет, хочет смеяться — на здоровье. Чаще всего запрещают плакать зрительным мальчикам, особенно их анальные отцы. Так и говорят: «Ведь он же мужчина и не должен так себя вести». В результате мальчик начинает подавлять любые проявления своих эмоций, растут нехватки в зрительном векторе, «стакан наполняется» и проливается в один прекрасный момент бурной истерикой.
Самое большое удовольствие для зрительного ребенка — это получение таких же эмоций для себя, т. е. создание эмоциональной связи: в первую очередь с мамой, потом уже с остальными родственниками, друзьями, воспитателями. При недостаточной связи с мамой малыш пытается создавать ее с выдуманными героями, со своими игрушками, домашними животными. Разрыв эмоциональной связи с питомцем, особенно трагический, может вызвать потерю зрения у ребенка со зрительным вектором.
Истерика как негативное состояние зрительного вектора есть проявление еще пока не развитых врожденных свойств. Маленький человек только учится проявлять себя в жизни и поступает согласно внутренним ощущениям, пытаясь получить наслаждение любым способом.
Именно здесь выходят на сцену родители. За то время, в течение которого возможно развитие векторальных свойств, а именно до окончания пубертата, мы имеем шанс помочь своему ребенку перейти из истерика, требующего внимания только к себе, в человека, тонко ощущающего чувства собеседника и способного к состраданию и искренней любви к ближнему.
Первое и очень важное правило — это НИКАКИХ ПУГАЛОК! Ни в коем случае маленький зрительник не должен пугаться, это самый примитивный способ раскачать эмоциональную сферу. Пугая ребенка бабами ягами, кащеями, бабаями и прочей ерундой, мы закрепляем в его психическом такой способ наполнения зрительного вектора.
Безусловно, пощекотать нервы страшной сказкой, фильмом ужасов или кровавой компьютерной игрой для самого ребенка становится проще, чем развиваться, делиться эмоциями, сопереживать, любить. Для этого придется приложить усилия. Значит, сделайте так, чтобы выбора у него не было! Только один путь — развиваться. Никаких страшилок, сказок с поеданиями, мультиков с убийствами, пуганий из-за угла, в темноте, манипуляций с угрозами в стиле «волчок укусит за бочок» или «заберет тебя леший». Никакого удовольствия от страха, удовольствие должно быть от любви.
Если научить малыша более эффективному способу получения эмоционального наслаждения, он и думать забудет про какие-то примитивные истерики, дающие весьма скудное и временное удовольствие.
Есть вектор — он требует наполнения. Если наполнения нет, он находит его сам, как умеет, как чувствует, как может. Такие эмоциональные раскачки как истерика на самом раннем этапе развития ребенка являются единственно известным для него способом получить наслаждение, единственно доступным ему способом наполнить зрительный вектор.
Правило второе и не менее важное — это эмоциональная связь с мамой. Именно с мамой! Эмоциональная связь — это чувство эмоционального родства, доверия, близости. Переживайте вместе эмоции, читайте сострадательные книги, смотрите добрые мультфильмы, сопереживайте героям, поговорите, спрашивайте малыша, кто хороший, кто плохой, почему он так поступил, кто кого любит…
Пожалейте вместе упавшего плюшевого мишку, посадите вместе во дворе цветы, пусть ребенок учится за ними ухаживать и радуется красочным лепесткам, сделайте кормушку для птиц, попросите пожалеть плачущего товарища в садике, на улице, в транспорте, напоите заболевшего папу чаем с малиной, предложите свою помощь старушке соседке — сходить в магазин, вынести мусор и пр.
Прочная эмоциональная связь с мамой, всегда находящей и силы и время для общения с малышом, чтение детских книг и мультфильмы, герои которых вызывают сопереживание, а не страх (!), переключение с игрушек на людей: поделиться с другом сладостями; подарить игрушку тому, у кого ее нет; пожалеть того, кто плачет; поухаживать за тем, кто болеет; проявить свою любовь к маме (папе, бабушке, брату) поступками,— все это дает возможность ребенку научиться получать наслаждение, удовлетворяя потребности зрительного вектора на высочайшем уровне современного человека, ощущая всю полноту жизни.
Учить эмоции отдавать, а не требовать к себе. Постепенно, шаг за шагом, без принуждения, на собственном примере, на собственных поступках, проживая вместе с малышом все его ощущения и направляя в нужное русло его эмоциональную лавину.
Родительские усилия по грамотному воспитанию зрительного малыша вернутся к ним проявлениями искренней дочерней (сыновней) любви и сделают жизнь сегодняшнего маленького зрительника наполненной сильными чувствами сострадания, сопереживания и любви к людям. Вы вырастите человека, лишенного любых страхов, фобий, панических состояний, способного на настоящие чувства и сильные поступки ради своей любви. Читайте отзывы родителей, прошедших тренинг, и приходите на бесплатный онлайн-тренинг за ответами на свои вопросы.
Корректор: Галина Ржанникова
Диана, спасибо огромное. Увидела свое наполнение зрительное, страшилками, еще с садика помню ужас, года в 4-5 . Нам читали сказку о синей бороде. Я тогда наверное еще решила, что мужья все убийцы и обманщики наивных женщин, жен попавших к нему в лапы. До сих пор стоит эта картинка перед глазами, как она открывает ключом тайную комнату а там в крови убитые жены синей бороды лежат. БРРР. теперь ясно отчего для меня страх так "привычен" хоть это и выматывает . И тяга к фильмам ужасов была , хорошо хоть сошло на нет это увлечение сейчас. Спасибо. Многое понятно.
Диана! Спасибо за статью! Попадание прямо "в яблочко"!
Диана, спасибо за статью!!! Очень много прояснила для себя!
Это наблюдается со стороны и работает на практике. Диана, спасибо за статью!!! Очень помогла увидеть причины и следствия!
Вот вроде не первый день с системными знаниями, зрительные раскачки, страхи обсуждены не один раз. А очень благодарна за статью! Почерпнула для себя новое. Как-то по другому, с другого угла, увидела истеричную ситуацию с ребенком. Вот кажется только сейчас все пазлики сложились в этом тонком вопросе! Как-то с анально-зрительным сыном мы на мамином авторитете хорошо выезжали, а с дочей все по другому, кожно-зрительная связка во всей красе просто выбивает из колеи при ее нехватках....... Анализировала свои последние поступки с ребенком и действивтельно там, где была непробиваемой скалой и стояла на своем тихо и спокойно, то разруливалось гораздо быстрее и проще нежели власть брали мои собственные чувства и несдержанность от кожной суеты.
Огромное, Диана, спасибо! Статья помогла разобраться в очень волнующих вопросах. Определить вектора своей 4-х летней дочери мешало зрение оказывается, так как все на сплошных эмоциях и все превращается в истерику. Да, мамам ,имеющим деток со зрительным вектором непросто, но в то же время и очень интересно!
Спасибо большое! Я интуитивно так поступаю, но не могли бы Вы дать ссылку, как определить свой тип и тип ребёнка? Иногда так просто с истериками не получается справиться... Про детскую площадку уже озвучили проблему, когда нужно именно туда и всё, несмотря ни на какие преграды и мамины потребности... Проблема ещё в том, что в свои 2,5 сыночек говорит плохо, и не может озвучить что именно он хочет, и как этого добиться. Совсем нет времени искать.... Очень благодарна за помощь.
Светлана, никакой специальной ссылки, чтобы определить тип свой и ребенка нет, вы и так по адресу) Научиться дифференцировать вектора можно только на тренинге, который проводится здесь, на портале - это знание большое и объемное, в тесты не укладывается. А сколько вы могли почерпнуть из статей - это все равно малая толика того, что можно получить! //www.yburlan.ru/raspisanie - здесь вы можете следить за обновлениями, скоро будут объявлены даты следующих бесплатных ознакомительных лекций. Приходите, знакомьтесь, осваивайтесь)
Здравствуйте! прочитала статью - очень ценная информация. Сыну 2,5 не разговаривает, истерики и плач без причин очень часто...каждый день....Конечно можно с ума сойти.....Очень хочется ему помочь, понять причину.....но он у нас не только истерит, но еще может ударить по лицу папу или маму, когда мы его успокаиваем. Это свойственно зрительным детям? или уже дело в воспитании?
Екатерина, очень сложно ответить на подобные вопросы - недостаточно информации, невозможно видеть целостную картину и сделать какие-то выводы, почему именно так происходит. А кто лучше всего может знать ситуацию изнутри - это именно вы! Если вы сможете посмотреть на ситуацию, применив системную оценку происходящего - уверена, вы сможете без труда понять причину.
Ведь ребенок в таком возрасте еще не имеет практически никакой свободы чувств и действий, все, что он представляет из себя - это реальное отражение его воспитания. Это не значит, что во всем виноваты плохие родители - просто мы зачастую действуем вслепую, не можем предугадать, насколько наши действия попадают в правильное русло воспитания, которое нужно именно ВАШЕМУ ребенку.
Это самое главное, о чем говорит СВП - все разные, у всех разные вектора и свойства. И даже, например, если кожная мама, будет искренне прилагать все усилия и воспитывать анального ребенка так, как она (судя по самой себе) полагает правильным - то ничего хорошего не выйдет, если у ребенка кожных свойств нет изначально, она их в нем не разовьет. Зато анальные свойства будут страдать, что непременно скажется на поведении ребенка. И это только как самый простой и банальный пример. К сожалению, это сплошь и рядом.
Да, все дело в воспитании. Это самый важный и ответственный период в жизни человека. Самое лучшее, что мы может сделать для ребенка - это не угадывать, а доподлинно знать, какими векторами он обладает, а значит, какие свойства и каким образом необходимо в нем развивать, какие из возможных методов воздействия подходят ребенку, а какие окажутся бесполезными или даже вредными.
Было бы здорово ещё написать про истерики- упрямства анальных детей. Вот что с этим делать- непонятно. заартачился такой ребёночек, например, - хочу вот туда, на ту площадку, а не на эту. И в ступор, с места не сдвинешь, при попытке сдвинуть- ор. А маме надо идти и удовлетворить желание ребёнка идти на дальнюю площадку она не может. Как поступать? Всё таки делать, как он хочет или нет? Такие выходки у ребёнка бывают очень редко, но метко.
Татьяна, про детское упрямство есть статья вот тут //www.yburlan.ru/biblioteka/upryamyi-rebenok , возможно, будет полезна.
Поскольку истерики - сигнал о нехватках, то и бороться надо с нехватками, т.е. с причинами, а не следствием. Не хочет ребенок в детский сад - скорее всего, и нельзя ему в этот детский сад, калечится там по каким-либо причинам его душа. Выслушать его надо внимательно хоть один раз, вывернуть наизнанку режим дня,"хорошую", на первый взгляд, воспитательницу (и ее нехватки), место ребенка в коллективе и его самочувствие при этом. А то ведь так и проорет все детство, а потом и всю жизнь.
Безусловно, Ирина, главное - это истинная причина истерики. Здесь просто взят один случай с детским садом для примера. Ребёнок, имеющий прочную эмоциональную связь с мамой, поделится с ней всеми своими неприятностями, но расстаться с мамой будет всегда тяжело, особенно для анально-зрительного малыша. И не важно, что это, сад, кружок, выходные у бабушки или что-либо другое. А если на следующий день в этот же сад ему уже хочется, ведь там друзья, там весело и совсем не страшно, то дело не в саду.
Спасибо за замечание.
про связь с мамой - понятно, а как интерпретировать ситуацию, когда утром истерика типа "не хочу в садик", а вечером типа "не хочу из садика домой"? Сейчас дочка уже взрослая, а вот в детстве был полный кошмар! Спасибо!
Нужно побольше понаблюдать за ребенком, чтобы понять, в чем именно тут может быть дело. Простой логикой этот вопрос не возьмешь, уже понятно) Как и то, что истинная причина истерики - далеко не во внешнем поводе. Какая-то внутренняя нехватка все же заставляет поднимать крик - что это, может быть анальное упрямство? Только он наконец освоился задень в группе, только приступили к очередной игре - тут его прерывают. Или все же нехватка именно в зрении? может быть, что-то не учтено, и на самом деле ей все же не хватает чего-то?
Со своей дочерью я давно нашла такой подход. Когда у нее истерика, она давным-давно в плаче забывает о сути проблемы, ей нужно лишь понимание, эмоциональный отклик извне, что ОНА ЕСТЬ. И такая-имеет право БЫТЬ. Раньше с подобными истериками с самого детства было практически невозможно совладать. Перепробовала все методы. От уговоров до игнорирования. Пыталась оставлять одну, уходила. В надежде, что успокоится сама. Не тут -то было. Зрители ей хоть и важны, но не очень то нужны. Т.е когда истерика уже переходила в срыв, ребенок мог долго сам плакать, находясь в своих эмоциях и горе. Но со временем я подобрала ключик: я поняла, что ей важно разделить со мной свое "горе". Причем достаточно бывает ее просто обнять, отзеркалить ее слова и чувства, посочувствовать ей, сказать, что я понимаю, как ей сейчас нелегко, возможно, пожалеть. И ребенок успокаивается. Когда истерика проходит можно разобрать ее причину и такие разговоры не только спокойно выслушиваются, но и находят компромиссное решение.
Универсальным средством работы и взаимодействия с любым человеком - взрослым или дитем - является принятие его таким, каков он есть от природы, с любовью.
С уважением,
доктор-психиатр, психотерапевт. Дошкольный педагог
Спасибо, Анастасия, вам за подтверждение важности эмоциональной связи с мамой - искренняя беседа, готовность разделить с малышом его эмоции, доверие - всё это формирует атмосферу безопасности и защищённости и создаёт необходимую базу для развития зрительного вектора.
Ваше мнение особенно важно, так как вы по роду деятельности работаете с детьми и, основываясь на своих знаниях специалиста, можете видеть их сквозь призму системного мышления.
Очень полезная статья для родителей, которые не знают как справиться с маленьким эмоциональным монстром.
К слову о детях, не зрительных, но все же...
Ситуация в аэропорту: ребенок, узнав что чемодан с его хозяйством поедет отдельно, начал истерить, требовать чтобы чемодан поехал с ним и с мамой. Он кричал, возмущался. Мама и бабушка начали успокаивать ребенка: "Не переживай, чемоданчику купим билетик, он просто полетит отдельно, сядет у окошка и будет смотреть на тучки. Ему будет не скучно, обещаю..." Ребенок с кожным вектором. Я сначала подумала, что дело в зрении - боится за какого-то медведя в чемодане, не хочет его оставлять. Но потом поняла, что дело в его мячике и его одежде. Поняла не сразу, но когда начала прислушиваться то все стало на места.
Повернулась к бабушке, спросила мол он всегда так? Она сказала с печалью в голосе, что ребенок крайне привязан к вещам и никто ничего не может сделать с такими вот истериками. Кожный вектор ребенка явно не в лучшем состоянии.
В итоге немного успокоился, чемоданы уехали, но мама ему такую сказку сочинила про полет чемоданчика на отдельном стульчике у окошка, что я аж заслушалась. Правда, сказка эта была мимо, его волновало совсем не одиночество чемоданчика в багажном отсеке. Может, зрительная мама через себя переживала, говорила что ей казалось уместным в таком случае.
Провела эксперимент: говорю мальчику громко одну фразу "Не волнуйся, твои вещи никуда не денутся". Повернулся ко мне, глянул внимательно, зацепило...
Да, у детей все проявления настолько очевидны, что просто бросаются в глаза :) И сразу становится понятно, что и как ему нужно говорить.
Замечательный пример того, как можно перепутать детские материальные нехватки кожника с эмоциональными нехватками зрительника. Иванна, напиши статью на эту тему.
Зрительные истерики - настоящий коллапс, если не знать их природу и алгоритм действий по устранению.
Спасибо! Хотела задать на форуме несколько вопросов про детей со зрением, но теперь в этом нет необходимости, статья ответила на них. Спасибо-спасибо-спасибо!