«Немедленно убери в своей комнате!»
С легким чувством горечи слушаю всегда подобные откровения, особенно в отношении подхода к детям, их воспитания. То, что совершенно очевидно и понятно любому, прошедшему тренинг, оказывается неразрешимой загадкой для людей несведущих.
Теплым осенним днем на детской площадке, как обычно, собралась «тусовка». Все мамы и дети давно уже знают друг друга, и темы ежедневных разговоров едва ли выходят за рамки «как мой сегодня поел-поиграл, что сказал». Однообразие родительских будней и таких вот разговоров благодаря тренингу Системно-векторная психология трансформировались для меня в увлекательные системные наблюдения.
Сегодня речь пошла о детях и уборке. Мамы разделились на два лагеря. Одни беспокоились, что ребенок совершенно не желает приучаться к порядку: собирать свои вещи, складывать игрушки, помогать по дому. Ладно, пока он еще совсем крошка, и приходится буквально по пятам ликвидировать аварии местного масштаба — разлитый сок, остатки печенья, карандаши, вываленные из шкафа вещи... «А что делать, когда вполне уже сознательного возраста ребенок никак не перевоспитывается», — сокрушались они.
Другие непонимающе отмахивались: «С раннего возраста нужно было приучать».
— Вот мой, например, такой чистюля, если крошку на полу увидит, тут же несет в мусор, а одежду даже с маленьким пятнышком ни за что не наденет, — гордо заявила одна из них. Вероятно, она считала это своей заслугой...
— А я своему десять раз могу повторить: «Убери вещи, играть будешь после», — а он и ухом не поведет, пока не накричу.
С легким чувством горечи слушаю всегда подобные откровения, особенно в отношении подхода к детям, их воспитания. То, что совершенно очевидно и понятно любому, прошедшему тренинг, оказывается неразрешимой загадкой для людей несведущих.
Известно, что врожденные качества диктуют и поведение, и восприятие, и возможности, в конце концов. В статье «Война неряхи и чистоплюя» мы говорили, у кого и почему есть способности и желание наводить чистоту в доме, и что остальные лишь адаптируют необходимость поддерживать порядок.
Это так же справедливо для детей, как и для взрослых. Ребенок с анальным вектором будет счастлив помочь мамочке по дому. Послушный и старательный от природы, он очень хорошо принимает необходимость наведения порядка. Ему самому тяжело сделать первый шаг, зато, если мама направляет и подсказывает следующее действие, он с радостью выполняет ее просьбу. Для него это даже полезно — такая социальная нагрузка, которая к тому же хорошо развивает его свойства: аккуратность, качество, упорядоченность.
Главное — не переборщить с похвалой, чтобы не привить такому ребенку комплекс «хорошего мальчика» (или «хорошей девочки»). Это совсем ни к чему.
С остальными векторами дела обстоят сложнее, потому что их врожденные способности направлены на другие задачи. И только абсолютное понимание векторальной заданности дает родителям представление, что и до какого уровня можно развить в ребенке, а что не получится, хоть занимайся с ним всю жизнь.
Что касается детей с кожным вектором — активных, подвижных, стремительных, то, конечно, наведение чистоты и порядка совсем не их конек. Каких хитростей только не придумает такое дитя, лишь бы увильнуть от уборки. Даже понимая неотвратимость неприятного процесса, постарается как можно скорее рассовать вещи по углам и создать видимость порядка, после чего будет с чувством выполненного долга заниматься своими делами. Качества от них, увы, не дождаться.
Что ж, злиться на них не стоит, как и усердствовать в перевоспитании. Гораздо эффективнее будет, даже в таком занятии, как уборка, задействовать их врожденные качества, создавая на них адекватное давление и тем самым развивая.
Кожного ребенка легко увлечь, если устроить уборку наперегонки, на время или за вознаграждение, ее можно включить обязательным пунктом в распорядок или расписать как четкую последовательность действий, — это лишь малая толика того, что можно придумать, задействовав кожные качества. Вариантов тут множество, но важно чувствовать, что будет уместнее и ближе вашему ребенку в данный момент.
Так и с остальными векторами — принцип, я думаю, понятен. Как приятно будет ребенку со зрительным вектором не убирать, а «наводить красоту» или создавать условия для того, чтобы ночью к нему прилетели «добрые феи», которые залетают только в чистые комнаты.
Если родители с анальным вектором не зациклены на порядке, если они видят потенциал ребенка и направляют его в нужное русло, то проблемы не создается вовсе.
А что касается тех мам с площадки, так они уже записались на бесплатные лекции.
Уже двух-трехлетние дети демонстрируют совершенно разное поведение, в зависимости от их векторного набора. Забавно смотреть, насколько все происходит так, как это описывает Юрий Бурлан на тренинге Системно-векторная психология.
Вот перед нами анальная девочка трех лет. Она помогает маме по дому. Не потому, что мама просит, а потому, что ей самой это нравится. Нравится смотреть, как мама убирает, как со стола тщательно оттираются все пятнышки. Все становится чистым на ее глазах и у нее возникает желание сделать так же. И вот уже в садике мы наблюдаем, как эта маленькая девочка с огромным усердием трет стол — как будто моет его.
Не только девочки, но и мальчики с анальным вектором ведут себя так же. Вот анальный мальчик просит поставить ему табуреточку, чтобы он мог помыть посуду.
Понятно, что надо поощрять такие действия вашего анального ребенка. У него врожденное стремление к чистоте и доведению всего до конца. Чтоб ни пятнышка не осталось, все было идеально чисто. Обязательно хвалите своего ребенка за его труд, за его старания. Говорите прямо этими, ключевыми для анальника словами: «Молодец, как ты стараешься!», «Какой молодец, что довел до конца!», «Как хорошо ты убрался, я всем расскажу, какой у меня аккуратный хороший ребенок!», гладьте его по головке.
Однако будьте внимательны — не переборщите с похвалой! Не надо двести раз хвалить ребенка за то, что он уже давно делает. Абсурдно поощрять семилетнего первоклассника за умение одеваться самостоятельно. Как только ребенок начал спокойно выполнять одну задачу — ставьте следующую, идите на повышение, на развитие. Похвала для анального ребенка всегда должна быть заслуженной и адекватной его усилиям.
Кожные дети действительно другие. Главное в их воспитании — гибкая, как и кожа в хорошем состоянии, система поощрений и наказаний. Ребенок, с одной стороны, должен четко понимать, какие санкции последуют в случае, если он, например, не уберет в своей комнате. «У нас есть новые игрушки, но раз ты и эти раскидываешь, то новые мы тебе пока давать не будем», «Хорошо, мы тогда сами уберем все игрушки. Но тебе с ними играть больше нельзя, пока не хочешь наводить порядок».
С другой стороны, ребенок должен понимать, какая награда его ждет, если он выполнит необходимое. «Если ты всю неделю будешь хорошо убираться, мы купим тебе новую игрушку». Обязательно поощрите ребенка, если он выполнил то, что от него требовалось. Сводите в выходные в парк на аттракционы или в гости к подружке, купите обещанную игрушку. Будьте внимательны и всегда выполняйте свои обещания! Иначе уже спустя небольшое время вы потеряете важный рычаг воздействия на вашего ребенка, а он на всю жизнь получит негативный опыт.
Тут главное — не передавить. Воспринимая все через свою анальность, родители нередко заставляют детей доделать уборку «до конца», вот пока все-все не уберет — никуда не пойдет. Однако важно понимать, что если для анального ребенка «до конца» несет особый смысл, особую ценность, то для кожного это не так, с ним нужна изобретательность. Начал убирать — молодец. В первый раз поставил на место две игрушки — отлично, с остальными вы ему помогли. Во второй раз — обратите внимание на то, что еще не убрано. Будьте гибкими и последовательными.
Важно изначально правильно организовать пространство, выделить место для удобного размещения игрушек. Если у вас все они сваливаются в корзину и это считается уборкой, то ребенок убирать не научится. Дайте ему полки.
Зрительного ребенка в дополнение к уже сказанному хорошо стимулируют ключевые слова: «Смотри, как у нас теперь красиво в комнате» или «Смотри, у каждой игрушки свой домик, она там живет. Когда на игрушку наступают на полу, она плачет», «Ой, бедная куколка, лежит на полу, давайте ее поднимем и поставим на полочку, там ей будет хорошо».
Зная векторный набор своего ребенка, вы уже понимаете, как с ним взаимодействовать, какие ключевые слова ему говорить и так далее. Проявляйте фантазию на базе точных знаний, тогда общение с ребенком будет полезным и развивающим для него и, несомненно, приятным для вас обоих.
Корректор: Валерия Старкова
Нашла эту статью специально, для того, что бы уточнить нюансы, как же наводить порядок с кожными детками, т.к дочка с кожно -зрительной связкой! Вроде уже и знаешь кожный вектор, думаешь, ага сейчас мы с ней быстренько все убрем, ан нет не всегда это работает........ Зрительные дети действительно сильно отвлекаются в свою игру.уж если вы действительно хотите быстро с ребенком что-то убрать, то вариант убирать одну вещь сразу, с вашим пояснением что так нужно ,чисто и красиво- существенно проще кожному малышу нежели разгребать кожные завалы после часовых игрищ дитя без маминого контроля. груду вещей и игрушек в последнем случае следует кожнику разбиратьтолько с системно думающей мамой! Писать и читать конечно просто, на практике все сложнее, особенно когда кожная мама куда-то спешит-мельтешит или когда анальная мама встала в позу и сместа ее не сдвинуть......но естьже сотни результатов реальных мам и пап, как они меняя себя смогли создать своему ребенку плодотворную почву для развития, роста, что их жети расцветаю на глазах.
хм... звуковики, почти во всех статьях обходятся стороной! и здесь тоже ни слова, с чем это связано? Как воспитывать и управлять ребёнком "звуковиком"? Как помочь ему в жизни?
Sara, здесь статья по воспитанию звуковых детей: //www.yburlan.ru/biblioteka/vospitanie-rebenka-so-zvukovim-vektorom А вот тут целый раздел по звуку: //www.yburlan.ru/biblioteka/poisk_sebya
И в других разделах библиотеки тоже есть статьи, связанные со звуковыми проблемами. Но все статьи мира не помогут воспитывать звуковика, если воспитание будет лишь в слепом следовании системным рекомандациям. Важно - понимать, почему эти рекомандации именно такие. Можно пройти тренинг, и тогда общее видение сложится само собой, эти рекомендации станут вашим собственным знанием. Ну а за какими-то мелкими уточняющими советами мы сможете всегда обратиться и к статьям в библиотеке или на форуме. Но главное, чтобы не наоборот. Главное - понимать свойства ребенка, видеть и чувствовать его природу, тогда вы уже просто не сможете ошибиться
а про звуковиков не написано... мы - совсем поросята?
Надюшка, нет верхних векторов без нижних. Опираясь на наличие нижнего вектора, можно добавить немного тихой музыки или негромкого обсуждения, почему необходимо наводить порядок. Мне кажется задача в некоторой степени даже упрощается )))
Мой сын кожно - анальный. Ему нравится мне помогать, но иногда ему для этого нужно не просто доброе слово, но и нечто материальное, что он в итоге получает))
и кстати, чем можно объяснить, что в детсве- я не была таким фанатом уборки как сейчас, когда сама стала родителем?
Наши, имеющиеся в наличии, вектора "переключаются" под давлением окружающей среды (ландшафта). Появление ребёнка является именно этим давлением и любовь к чистоте проявилась во всем своём объёме. Состояния векторов не отлиты в чугуне - они могут меняться в течение жизни, а значит, и немного разные желания будут выходить на первый план. Если, конечно, это не страсть к порядку. Когда анальник начинает маниакально вычищать квартиру, значит, общее векторальное желание в анальности не имеет достаточной реализации и находит вот такой выход. После тренинга будет уже всё понятно и разложено по полочкам - какие желания в каждом векторе. Проще будет определить нехватку и занять себя в какой-то деятельности, которая будет приносить больше удовольствия и реализации, чем вот такие эрзацы наполнения.
Интересный взгляд. Не скажу точно, какой у меня ребенок, склоняюсь, что она у меня как и я, и с анальным и с оральным и со зрительным вектором. Нокак не пародоксально,в вопросах уборки- я использую все вышеперечисленные методы. Мне кажется именно таким образом достигается полнота воспитания. В зависимости от ситуации и ее настроя, я использую разные методы. Вообще мне кажется, что в системно-вектроной психологии есть недочет- мы рождаемся такими и чтобы не происходило, наши главные особенности ими остаются, словно их невозможно изменить. Я считаю, что даже с кожным ребенком так называемом нужно говорить не только на языке поощрений материальных и наказаний, иначе мы будем растить еще большего потребителя, который будет делать все только ради конфеты.
это не недочет, а констатация факта - мы рождаемся с разными свойствами.
Развить то, чего нет - невозможно. Но развивая свойства кожного ребенка правильно, мы можем получить прекрасные результаты.
Язык поощерений и наказний может быть разным. Можно превратить его в торговлю : если ты то-то, то я то-то"... а можно правильно направлять кожного ребенка, мотивировать его: если убрешешь свою комнату, то не приедтся в след раз тратить время чтобы найти нужную вещь, например
У кожного ребенка никогда не будет желаний к уборке, поддержанию порядка в своей комнате. У анального же ребенка это врожденное желание, но важно его правильно развить. Если анального ребенка дергать, то он может впасть в ступор - не буду убирать свои игушки!
Анальная женщина склонна в поддержанию чистоты и порядка в доме, это проявление ее свойств. Но когда это доходит до фанатизма, тут речь идет уже о том, что она пытается таким образом компенсировать стресс от нереализации.
Да, очень полезная статья, для самоизучения. Из детства помню, что никогда у меня не получалось убрать в своей комнате и мама давила как надо и скандалами, и "не пойдешь на улицу", и "не буду больше игрушек покупать". Я, наверное, смешанного типа векторов: как анальный ребенок, всегда тратила на уборку много времени, вникала во все мелочи, но часто отвлекалась на посторонние вещи и потом уставала и бросала все как есть.
А как кожный ребенок, я никогда не добивалась "идеальной чистоты" - мне всегда казалось, что все, убрано. Но стоило кому-то "приложить руки" после меня - и я видела, что таки-да я "недоубирала".:) Причем, воспроизвести то, как "надо", у меня никогда не получалось.
Так что я всегда увиливала от уборки, если меня просили. Но могла сама убирать у себя и игрушки, и книжки, если меня никто не просил - т.е. делала только когда сама этого хотела.:)
Причем, на меня посулы "сделай, чтобы было красиво" никогда не действовали, т.к. я не понимала что значит "красиво", пока не видела как это делают родители.
Думаю, оттуда и пришла моя черта характера - делаю так, как могу; а кому не нравится - это их проблемы, но переделывать не буду, а я то думала! Так что за эту подробную и очень интересную статью большое Вам спасибо!