Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Почему подросток делает глупости?

Современные дети — это люди нового мира, и нам, родителям, ничего не остается, как учиться взаимодействовать с ними по-новому, руководствуясь не размытыми «нормами», а индивидуальным подходом...

— Первый день учебного года, и сразу удар — письмо от директора школы с вызовом на ковер. Ну что опять? Вроде такой большой, а до сих пор ветер в голове! — жалуется соседка Нина.

У Нины трое детей, старшему Денису уже пятнадцать. В пубертат он вошел рано и стремительно. Последние несколько лет семья живет как на вулкане. Парень стал хуже учиться, грубит, срывается на младших, комната похожа на поле боя, войти страшно. Никакие просьбы и убеждения не действуют.

Родителей регулярно вызывают в школу на разбор полетов. Мелочи? Шалости? Закономерность? С каждым разом родители беспокоятся все больше. Растет ребенок, растут и шалости.

Нина с мужем — хорошие люди, приятные, образованные, любят друг друга, не ссорятся, детей не наказывают. Нормальная семья, нормальная школа, нормальная жизнь. В чем же дело?

Что вообще нормально, а что нет? Относительно кого и чего: ребенка, семьи, общества?

Норма — некое правило или предписание, требующее выполнения. Определенный образец, диапазон, среднестатистическая величина. В медицине — равновесие био-психо-социальных параметров человека и окружающего мира.

Одним словом, величина эта относительная. Особенно если речь идет о детях.

Взрослые оценивают детей, ориентируясь на общепринятые каноны поведения, часто не принимая во внимание индивидуальные особенности своего чада. Кроме того, мерилом нормы нередко становятся личные ожидания и надежды самих родителей.

Ребенок растет, меняется его поведение, совершенствуются умения и навыки, соответственно трансформируются и чаяния родителей. Умилительно, когда малыш ест руками, но от подростка уже ожидают владения ножом и вилкой.

Важно помнить, что дети не только развиваются в индивидуальном темпе, но и изначально имеют разные свойства психики, которые определяют характер и темперамент ребенка, его желания и потребности, реакции и поведение.

Чтобы понять подростка и решить проблему, нужно разобраться в причинах. Когда родители знают, что происходит с ребенком в переходном возрасте, осознают его психологические особенности, им легче сориентироваться в происходящем, предугадать и скорректировать многие конфликтные и другие критические ситуации.

Эмоции

Переходный возраст — это участок пути между детством и взрослостью, опасный, как горный перевал. Стремительно преображается тело, меняется восприятие подростком самого себя и мира вокруг, усложняются биохимические процессы в мозге, развиваются заложенные природой свойства и качества.

Подросток делает глупости фото

Во время пубертатата у руля стоят эмоции. Значительные изменения происходят в первую очередь в лимбической системе и стволовой части головного мозга подростка. Эти структуры отвечают за физиологическую и гормональную регуляцию, бессознательные реакции, чувства и эмоции, влияют на принятие решений.

Поэтому настроение в этом возрасте меняется ежесекундно. Безудержная радость, раздражение, агрессия, полная безучастность, истерики и депрессии — привычные спутники подростков. Безобидные на первый взгляд замечания взрослых легко могут ранить, вывести из себя, спровоцировать бурную реакцию или действия протеста.

В зависимости от индивидуальных психологических особенностей реакции будут различными. Например, подростки со зрительным вектором самые чувствительные, более других нуждаются во внимании и заботе. И даже когда они хотят казаться взрослыми и независимыми, их больно ранит холодность, безразличие и едкие замечания.

Невозможность открыто проживать свои эмоции, отвергнутая или осмеянная любовь, запреты на самовыражение во внешности и одежде они воспринимают особенно болезненно. Либо замыкаются в себе, либо идут на открытую конфронтацию, делают все назло, отвоевывая свою точку зрения истериками и эксцентричными выходками.

Фиолетовые волосы, татуировки и пирсинг, многодневные загулы и угрозы вскрыть себе вены или напиться таблеток в ответ на попытки родителей вразумить или ограничить — это не «глупости», а желание отстоять себя, естественное проявление природных свойств.

Вместо того чтобы пугаться подростковой эмоциональности, лучше взять ее в союзники. Никакие нравоучения не пробьются к сердцу подростка так, как душевный разговор. Быть искренним, вспомнить свои метания в этом возрасте, не заигрывать — дети чувствуют малейшую фальшь.

Нельзя ограничивать проявление эмоций. Родитель, который знает психологические особенности своего ребенка, может адекватно реагировать на любые чувственные всплески. Выслушать, поддержать, вместе поплакать или переключить внимание, чтобы предотвратить истерику.

Ребенок должен знать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Чувствовать, что быть собой безопасно, что его эмоциональная нестабильность — явление временное и естественное, что рядом есть близкие, которые всегда подставят плечо.

Правильно развить чувственную сферу помогает чтение классической литературы. Проживая судьбы героев, сопереживая им, подросток учится понимать себя и других людей, адекватно реагировать.

Для зрительных подростков отличной возможностью направить эмоции в мирное русло может стать театральный кружок. Примерить на себя разные роли, вжиться, прочувствовать и проявить себя без боязни быть непонятым или осмеянным — это очень вдохновляет и уравновешивает общее состояние.

Притягательность риска

Следом происходят преобразования и в коре головного мозга, которая отвечает за развитие рационального и аналитического мышления, воображения и речи, регулирует условные рефлексы и социальное поведение. Формируется система регуляции и контроля, позволяющая добиваться поставленных целей, прогнозировать результаты действий, просчитывать последствия.

Но эмоции на пару с «системой вознаграждения» мозга пока перевешивают. Этой системой руководит дофамин. Он вызывает и «запоминает» приятные ощущения, связанные с положительным опытом, и таким образом мотивирует подростка повторять действия, доставляющие удовольствия.

Почему подросток делает глупости фото

У подростков средний уровень дофамина ниже, чем в любом другом возрасте, поэтому они часто жалуются, что им скучно, их тяготит привычный образ жизни, рутина в семье и в школе.

Но когда дофамин вбрасывается в кровь, его концентрация кратковременно становится выше, чем у детей или взрослых. Одним из спусковых крючков для выработки дофамина является новизна. Поэтому подростков привлекает все неизведанное. Они видят только приятные и заманчивые стороны очередной авантюры. Грядущее удовольствие перевешивает сознание, затмевает опасность, искушает идти на риск: затянуться марихуаной, нарушить правила, превысить скорость, взять чужое.

Эти этапы развития проходят все подростки. Но интенсивность проявления реакций индивидуальна.

Риск, скорость, доминирование в группе сверстников особенно привлекают подростков с кожным вектором. Их желания соответствуют свойствам, заложенным природой.

Энергичные, подвижные, шустрые — они везде успевают, спешат все попробовать, во всем быть первыми. Умеют придерживаться правил, организовывать себя и других, ценить время, ставить и достигать цели. Но в процессе развития часто можно наблюдать как бы обратную сторону врожденных свойств.

Именно подростки с кожным вектором чаще других совершают рискованные «глупости»: преступают границы дозволенного, снимают стресс мелкой покражей, первыми пробуют алкоголь и табак, игнорируют средства контрацепции.

Совсем другие мотивы для неоправданного риска у подростков со звуковым вектором. Их «необдуманные поступки» весьма обдуманны. Звуковики с самого детства заняты поисками смысла всего происходящего. Как устроен мир? где конец Вселенной? для чего я живу? — вопросы, которые не дают им спокойно спать.

К подростковому возрасту жажда познания достигает апогея, а ответов как не было, так и нет. Все кажется пустым, бессмысленным, иллюзорным. В попытках как-то «оживить» себя звуковики могут рождать идеи на грани разумного: лечь под скоростной поезд, пешком пересечь автостраду, сделать селфи на небоскребе. Но самым привлекательным для них представляется — сбежать в параллельную реальность компьютерной игры или изменить само восприятие жизни, «приняв дозу».

Естественным образом уровень дофамина поднимают занятия спортом. Особенно командные игры, соревнования, возможность получить настоящую награду, добиться успеха, быть лидером. Для подростков с кожным вектором спорт — идеальная возможность проявить и развить свои природные таланты.

Для всех мальчишек и девчонок справедливо: хобби по интересам — наполнение, вдохновение, азарт от занятий любимым делом — повышает базовый уровень дофамина, уравновешивает, дает ощущение удовлетворения и радости.

А вот развитие абстрактного мышления способствует совершенствованию системы контроля, учит просчитывать шаги, предвидеть опасности, избегать риски. И здесь на помощь приходит математика. Казалось бы, абстрактная наука, но с огромным практическим эффектом.

Математика способна даже вытащить некоторых звуковиков из плохих состояний, увлечь магией цифр и стройностью законов, дать надежду найти ответы, как устроено мироздание и какую роль мы играем в нем.

Влияние окружения

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!

Человек способен выжить только в обществе. Пока ребенок мал, о нем заботятся родители. Они обеспечивают безопасность, удовлетворяют все потребности, кормят, окружают любовью и вниманием. Постепенно малыш начинает воспринимать самого и себя и мир вокруг, учится взаимодействовать с другими людьми.

В переходном возрасте фокус резко смещается. То, что раньше ребенку давала семья, он пытается найти в сверстниках. Их внимание, признание, оценка становятся важнее.

Влияние окружения фото

Пубертат — тренировочный полигон перед выходом в большое плавание. Дети отрабатывают свою природную программу, шлифуют навыки, набирают опыт. Мальчики ранжируются, отстаивают свое место в коллективе равных, встраиваются в общую систему взаимодействия. Девочки присматриваются к мальчикам, испытывают на них свою привлекательность.

Мозг подростков продолжает штормить. Повышается возбудимость участков, которые реагируют на оценку окружающих. Особенно на мнение и реакции сверстников на поведение, статус, внешний вид подростка. Все действия и принятие решений теперь преломляются сквозь призму того, что подумают другие. «Стадность» в этом возрасте обусловлена физиологией. То, что ребенок никогда бы не сделал, будучи один, в группе кажется привлекательным.

Чтобы понравиться друзьям или, наоборот, не выделяться, быть как все, подростки порою совершают всякие глупости: действуют опрометчиво, забывают о здравом смысле, игнорируют потенциальную опасность.

Девочка-скромница вдруг покрывается боевым раскрасом и требует «прикид, как у подруги». Вежливый сын в присутствии одноклассников начинает грубить родителям. Еще вчера открытая ребятня во дворе превращается в злобную группировку, третирующую соседских детей. А на дискотеке, в кругу сверстников, даже самые разумные однажды напиваются до коматозного состояния.

Особенно подвержены влиянию чужого мнения подростки с анальным вектором. Они всегда прислушиваются к советам более авторитетных людей. А так как родители в этом возрасте теряют свое влияние, такие ребята порой слепо следуют за группой сверстников, берут с них пример, часто не самый хороший.

Родители обычно очень болезненно переживают отдаление ребенка от семьи. Но этот процесс неизбежен. Птенец тренирует крылья, чтобы однажды выпорхнуть из гнезда во взрослую жизнь. Нельзя ограничивать подростка в общении со сверстниками, но стоит позаботиться о правильном окружении.

Развитие в противоположность

Еще одна особенность детского возраста — злорадство.

Эта древняя эмоция была присуща еще первобытному человеку. Развиваясь от уравновешенного, безэмоционального животного, наши предки сначала испытывали лютую неприязнь друг к другу. Желания завладеть добром ближнего, урвать лакомый кусок ограничивались законами стаи, так как грозили самоистреблением вида. Не имея возможности открыто нажиться за счет другого, древний человек научился зло-радоваться непроизвольным убыткам соплеменников. Постепенно развиваясь, человечество прошло длинный путь от вытесненной неприязни и злорадства до любви и искренней радости за ближнего.

В своем развитии дети проходят тот же путь в сжатые сроки. Малышам смешно, когда неуклюжий клоун сделал себе «больно», подросткам весело, если сверстник «облажался» на глазах у всех. Это естественный этап взросления. Не естественно, если человек застревает на этом этапе, и взрослый дяденька снимает стресс, хохоча над роликами, где люди попадают в неприглядные ситуации.

Поэтому так важно с детства учить ребенка сопереживать другим, читать добрые сказки, проговаривать правильные смыслы. С подростком можно и нужно открыто говорить о чувствах людей, объяснять, что в неприятной ситуации мог оказаться он сам.

Хорошо, если удастся увлечь его заботой о ком-то: регулярно звонить бабушке, помогать пожилой соседке с покупками, делать уроки с младшими. Хорошие дела развивают душу. Человеку становятся дороги те, в кого он вкладывается всем сердцем. Когда любишь людей, не можешь причинить им вред или радоваться их неудачам.

Новое время — новое взаимодействие

Подросток максимально открыт навстречу миру, любопытство зашкаливает, наступающая взрослость манит и искушает. Хочется все попробовать, испытать свои силы, примерить разные роли, проверить реакции окружающих.

Но в то же время он как никогда раним, чувствителен, психологически и эмоционально нестабилен. Шквал гормонов, новые желания, неожиданный опыт, требования дальних и ожидания близких — давят со всех сторон.

Пубертат сродни лабораторному эксперименту взрослой жизни. Но «лаборанту» важно знать, что, если он все же «накосячит» с реактивами, рядом есть кто-то, кто поможет предотвратить опасный взрыв или разгрести последствия.

Как бы ни хотелось казаться самостоятельным, подростку необходимо чувствовать тыл, страховку со стороны родителей.

Часто переходный возраст детей становится испытанием и для родителей. Непонимание, хамство и грубость, их «глупые выходки» доводят до отчаяния. Кажется, что подростки просто не слышат, все делают назло, нарываются на скандалы, всеми силами пытаются уличить нас в родительской некомпетентности.

Важно помнить, что наше собственное состояние, обстановка в семье и в мире, проблемы на работе напрямую влияют на детей.

Всем сердцем желая «причинить добро», мы действуем, руководствуясь своими желаниями и ожиданиями, исходя из своих особенностей, опираясь на собственный опыт.

Современные дети — это люди нового мира, и нам, родителям, ничего не остается, как учиться взаимодействовать с ними по-новому, руководствуясь не размытыми «нормами», а индивидуальным подходом.

Раскрыть тайны бессознательного и понять причины и мотивы подростковых «глупостей» можно на онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Осознание — это процесс, который меняет восприятие. Без этого все советы и методики воспитания кажутся абстрактными и неэффективными. Полноценно помочь и поддержать можно, только понимая природу ребенка и самого себя.

Правильно взаимодействуя, мы помогаем детям пройти нелегкий путь становления личности, разобраться в себе, избежать множества ошибок.

Знание психологических особенностей позволяет за всем антуражем переходного возраста увидеть ребенка, а не «глупость». И тогда многие проблемы решаются сами собой. На сегодняшний день глупо этого не знать!

Автор публикации: Наталия Димент
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 124506 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

20 ноября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 124506 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
20 ноября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 124506человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X