Страшные сказки наяву — страхи моего ребенка
— Мама! Мамочка! Боюсь! — раздался жуткий крик из детской. Опять! В кого Аня такая пугливая уродилась? После двух недель недосыпания от ночных кошмаров дочери терпение мамы закончилось. Она решила не ждать, а действовать.
Женя окончательно проснулась и пошла к дочке.
Анечка сидела в углу кроватки с огромными от ужаса глазами и плакала.
— Что случилось? Почему не спишь и другим не даешь?
— Мамочка, ко мне Баба-яга приходила, хотела забрать к себе!
…
Каждый раз истории были разные: то дочери мерещился дракон, то приползала ядовитая гадюка, то гроб приезжал на колесиках, то за окошком стоял покойный дедушка с крестом в руках.
Пустяки
Поначалу Женя отмахивалась. Детские страхи — проявление фантазии, дочкины капризы. Выдумка. Она сама в детстве никаких страхов не испытывала. А тут на тебе! В кого Аня такая пугливая уродилась?
Приходилось вставать по ночам и успокаивать дочь всеми известными ей приемами. Оставляла включенный свет, старалась объяснить, что Баба-яга — вымышленный персонаж. Однако ничего не помогало, дочка все так же, с криками, бледная и дрожащая, просыпалась по ночам. «Со временем пройдет, — убеждали коллеги на работе, — подожди».
После двух недель недосыпания от ночных кошмаров дочери терпение мамы закончилось. Она решила не ждать, а действовать.
Бабушкины советы
Позвонила свекрови: «Она вырастила пятерых детей. Двадцать лет учителем начальной школы отработала. Про детские страхи знает не понаслышке!» — думала Женя.
Бабушка с удовольствием поделилась опытом. Дельными советами.
«Девочка капризничает, придумывает страшные сюжеты, потому что ей не хватает родительского внимания и заботы. Сколько времени, уважаемые родители, в день вы уделяете малышке? Оправдания не принимаются. Ребенок должен быть в приоритете!»
Женя взяла отпуск. Заставила мужа каждый вечер гулять с дочкой и вести беседы на тему того, как он справился со своими страхами. Отец послушно рассказывал Ане, как он долго боялся высоты до тех пор, пока сам не прыгнул с крыши, — тогда у него страх как рукой сняло.
Но отчего-то лечение боязни дочки повышенным родительским вниманием не сработало. Ночные истерики продолжались.
Закалка страхом
Лучший способ избавиться от страха — победить его! «Сделай первый шаг, и ты поймешь, что не все так страшно»,— напомнила свекровь слова римского философа Сенеки. Боязнь детей лечится большей порцией страха. Переживет, и все пройдет.
Читайте сказки про Бабу-ягу и убеждайте, что бояться не нужно. Боится собаку — покупайте домой щенка. Приручайте страх! Боится темноты — закрывайте в темной комнате на время, тем самым воспитаете волю и закалите характер. Скрепя сердце, родители претворяли бабушкины рецепты воспитания в жизнь.
Ситуация зашла в тупик. Чудодейственные методы довели девочку до болезненного состояния. Пришлось щенка отдать в добрые руки, а сказки про Синюю Бороду и прочие ужастики оставить на книжной полке.
У страха глаза велики
«Детям свойственно все преувеличивать. Делать из мухи слона. Надо показать девочке границы реального и вымышленного. Не слушать, не подкреплять вниманием ее фантазии. В поведении ребенка мы получаем то, что поощряем. Кричит дочь от испуга — успокойте, а дальше не слушайте, переключайте ее внимание на что-нибудь другое. Пусть Анечке станет стыдно морочить своими сказками родителям голову. Хочет, чтобы родители ее слушали, — пусть говорит правду, ничего не выдумывает!»
Родители послушно выполнили очередной наказ бабушки. Через неделю тревожность Ани выросла. Она стала плакать днем оттого, что она скоро ослепнет и умрет.
Петух на горе свистнул — больше ставить эксперименты над своим ребенком родители не стали. Не могли видеть страдания дочери. Бабушка начала настаивать на посещении внучкой невролога. Глядишь, назначат волшебные таблетки, успокоят расшатанную нервную систему Ани — и нет проблем.
Здравствуй, психолог
Необходимость врачебного вмешательства повергла родителей в шок — наносить вред здоровью ребенка фармацевтическими препаратами им представлялось самой крайней мерой. И они приняли решение обратиться за квалифицированной помощью — пошли к психологу.
Профессионалом по врачеванию детских душ, которого им посоветовали знакомые, оказалась упитанная женщина, обвешанная разными амулетами и бижутерией. Стелла Ивановна стала толковать им прописные истины:
«Родители должны, прежде всего, создать такие условия для развития ребенка, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Страхи детей формируются естественным образом в возрасте от пяти до семи лет — развивается наглядно-образное мышление, но превращаются они в болезненные только в сложных обстоятельствах.
Ребенок, возможно, побывал в стрессовой ситуации. Может, у вас сложилась тревожная обстановка дома. Или полное непонимание личности дочки. Много и других факторов формирования запущенных детских страхов. Родителям важно принять страх Ани, понять ее, изменить свое отношение к ней, уважительно относиться к ее страхам. Детские страхи только кажутся глупыми, а для ребенка это значимое состояние, серьезный повод для тревоги и переживаний!»
Психолог посоветовала выслушивать Аню до конца, поддерживать. Ни в коем случае не высмеивать ее страхи, не стыдить ее за то, что она испытывает.
Страх смываем в унитаз
Методом избавления от детских страхов психолог выбрала рисование. Просила Аню изобразить страх на бумаге. Потом они разрывали рисунки, смывали их в унитаз, поджигали.
Родителям подобные действия казались похожими на языческие обряды, но количество дипломов, выданных Стелле Ивановне, свидетельствовало о том, что она мастер своего дела.
Аня с радостью рисовала, но так же просыпалась ночью. Призрак Бабы-яги не давал ей покоя, изматывал родителей.
Лечим сказкой
Стелла Ивановна перешла к решительным действиям — она придумывала сказки, в которых злые герои погибали. Просила Аню придумывать подобные сказки. Потом они проигрывали сцены с убийством Бабы-яги добрым героем снова и снова. Аня стала спокойнее, но продолжала бояться оставаться в темноте, по-прежнему пугалась кладбищ, похорон, смерти.
Психолог говорила, что это понятные и вполне естественные страхи — повышенный инстинкт самосохранения срабатывает у ребенка. По мере взросления он уйдет на задний план. Главное — любите дочку.
Для родителей Ани так и осталось загадкой: почему именно их ребенок оказался в такой ситуации? Ведь не все же дети просыпаются с криками и не всем снятся страшные сны. Некоторые ребята идут в огонь, проходят медные трубы — все им нипочем! Ни тени страха на лице.
Почему одни дети боятся темноты, другие — отравиться, третьи вздрагивают от громких звуков? Где искать причины боязни детей?
Дети со зрительным вектором
На эти вопросы понятные и полные ответы дает только тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Врожденная способность ярко воспринимать окружающий мир во всех его красках, ощущать колорит эмоций дана 5 % детей в мире не просто так. В стародавние времена они рождались для выполнения очень важной видовой роли — предупреждать стаю об опасности. Именно они могли сквозь листья деревьев разглядеть леопарда и тем самым спасти своим сородичам и себе жизнь. Молниеносный испуг и тихое «ой!» становились началом общего отступления.
Современный зрительный ребенок рождается все с той же заложенной глубоко в психическом первобытной программой. Особая чувствительность, большая палитра эмоций, готовность в любой момент заплакать свойственны только детям со зрительным вектором.
Они впитывают информацию через глаза. Получают наслаждение от красивых картинок. Страх темноты — их родной страх, боязнь не разглядеть под покровом ночи кровожадного хищника. Они не преувеличивают, когда говорят, что видят слона на месте мухи — они на самом деле так воспринимают действительность.
Полярный полюс страха — любовь. Зрительный ребенок с рождения и до окончания пубертата поэтапно проходит несколько ступеней в своем развитии: от первобытного состояния страха за себя до страха за других, эмпатии. От одушевления плюшевых игрушек и кукол, любви к животным до умения создавать крепкие эмоциональные связи с близкими людьми, а в случае максимального развития — до вселенской любви ко всему человечеству, к жизни как таковой.
Развитие этих свойств возможно, только если родители создают для этого правильные условия. А это, к сожалению, очень редко случается, если родители не дифференцируют векторы. Гораздо чаще родители, сталкиваясь с трудностями в воспитании, ощущают себя растерянными и не знают, с какой стороны к ним подступиться.
Они не подозревают, что читать страшные сказки, пугать зрительного ребенка волком-людоедом, водить на похороны означает затормозить его развитие, вогнать в первобытное состояние страха. Они не знают, что запрещать зрительному ребенку плакать — это лишать его возможности развиваться. Не знают и о том, что такому ребенку нужно читать сказки на сопереживание, сострадание, чтобы он мог оторваться от страха за себя в страх за кого-то другого, вывести свой страх наружу.
Впоследствии зрительные люди, застрявшие на низком уровне развития, пугают сами себя просмотром фильмов ужасов, чтобы испытать куцее удовольствие от качания маятника эмоций. Зрительные дамы засыпают, прижав к груди плюшевого зайца, так и не сумев подарить свои чувства живым людям. Истерят на каждом шагу и предпочитают собак детям.
Развитые и реализованные женщины со зрительным вектором — это создательницы эстетики, этики, морали, культуры. Тонкие и чувствующие, они становятся гениальными актрисами, психотерапевтами, преподавателями русского языка и литературы, передающими целым поколениям способность сопереживать другим людям. А развитые зрительные мужчины — тонко чувствующие, способные по-настоящему любить мужья и отцы.
Будет ли ребенок истерично отстаивать свое место под солнцем, трястись в страхах и качаться от состояния «страшно» до «не так страшно» или он будет щедро дарить любовь окружающим людям, зависит от того, как родители подойдут к его воспитанию.
Смогут ли они очистить свое сознание от шлаков старых стереотипов и найти время для лекций по «Системно-векторной психологии» Юрия Бурлана?
Корректор: Веронника Бриггида
Спасибо огромное, потрясающая статья. Просто сердце разрывалось от истории о том, как родители лечили страх увеличенным страхом. Бедный ребенок. Спасибо, много взяла полезного для себя.
Статья замечательная.Да,сколько совершено ошибок от незнания и непонимания ни себя и своих страхов,ни страхов своих детей.Обычно ,как говорят:"Чем заболел,тем и лечись",если боишься темноты-иди в темноту,если боишься кладбищ,иди ночью один на кладбище,но это же жуть полнейшая.Как можно таким способом избавиться от страхов?-это же невозможно,это приведёт к ещё большим страхам и истерии,что и показано в примере с этой девочкой,над которой эксперементировали родители,заметьте,любящие и заботливые родители,из любви к девочке,желающие ей добра и делающие для этого всё возможное и невозможное,чтобы она никогда не смогла избавиться от своих внутренних страхов.Так детские страхи перетекают во взрослую жизнь,отравляя существование того,кто этими страхами наполнен.Всё зависит от того,как сами родители отнесутся к воспитанию ребёнка ,насколько смогут понять и разобраться сами в этих страхах,чтобы помочь вывести их наружу,через сострадание и сопереживание к другим людям,чтобы дарить свою любовь окружающим.
Мне страшно было читать о том, как эту девочку пытались вылечить от страхов. Так и хотелось отправить этих родителей на тренинг по системно-векторной психологии. Такими воспитательными мерами они только ребенка загубят. И сколько их, таких родителей, желающих детям добра, а делающих всё с точностью до наоборот. Спасибо за статью. Всем родителям - обязательно к прочтению.
Как детские страхи перетекают во взрослую жизнь! Иногда диву даешься. Взрослая женщина, бабушк, иногда такие глупости рассказывает о своих страхах, цепляясь за всевозможные гадания и предсказания.
Да, пожалуй, если у родителей впечатлительные дети, лучшее решение - пройти тренинг по системно-векторной психологии. Изменятся родители, изменятся и их дети.
Я так сама себя лечила. Слушала сказку про Дюймовочку по 20 раз и ревела. Училась сострадать ...
Так чем же в конце концов всё закончилось? Так хочется узнать!
Положа руку на сердце, признаю, что тоже разок дала маху со своей маленькой 3-летней зрительницей, сводив её в кукольный театр на Колобка... Истерика была такая, будто звери ели её, а не Колобка. Урок мне на всю жизнь.
Зато после мультиков Король Лев и Бемби, на которых она плакала, сочувствуя маленьким героям, попросила выключить ночник, при котором спала от рождения. Вот такие чудеса.
Больно читать про такие опыты над своим ребенком, методом тыка искать избавление от проблемы. А все так просто, есть знания, есть системно-векторная психология, которая действует, работатет безотказно. А многие даже не придают особого значения страхам, не понимают насколько серьезный это показатель психического состояния ребенка, который в последствии не позволит нормально жить, не боясь сделать очередной шаг.
Отлично показано применение психологии - для всех общее и одинаковое, методом проб и ошибок - а вдруг поможет? нет, ну тогда еще это попробуем.. - опять нет? - ну, это-то точно сработает... но, люди разные уже от рождения, и если зрительный ребенок испытывает страх, то пугать его еще больше этим страхом, пытаясь преодолеть - это абсурд, который предпринимает отработавшая в школе много лет и воспитавшая своих детей бабушка... системно-векторная психология знает причины и точные методы по возвращению к комфортному внутреннему состоянию, просто они для всех людей индивидуальны!
Ух, вот это родители-мучители! Хотела бы сказать: "Враки это, не бывает таких" - но не могу :( Сама таких видела. Сама с таким разговаривала. Сама была в шоке от того, как они "лечат" своих детей. Воришек - по рукам бьют, ремнем по заднице, руки связывают... Пугливых деток - специально ночью одних в комнате закрывают... Гиперактивных - седативными средствами пичкают.
О, ужас! Раньше мне казалось, что эти люди просто слегка таво. А сейчас я понимаю, что они КАЛЕЧАТ своих детей. Вот в этом вся глобальная проблема :(
Меня в детстве страшными сказками не пугали, наоборот, всегда рассказывали доброе, хорошее и жалостливое. А впервые столкнулся я со "страхом" в кино - родители взяли с собой на "Фантомаса": не с кем меня было оставить (это была середина 60-х). Вот это да, скажу я вам! Большую часть фильма я просидел под стульями, содрогаясь от мрачного хохота этого прадеда Шрэка.
Сейчас весело, но тогда мне было точно не до смеха. Так что, насчет закалки - полная чушь, согласен, Яна.
Автору спасибо! :)
Хо-хо, я тоже Фантомаса испугалась :))) Как смешно сейчас смотреть на этого чудика :)) Помню, еще был очень страшный, на мой взгляд, просто безмурный ужастик - "Проклятье долины змей". Верх ужаса :)
Спасибо за наглядное пособие! Статья действительно ярко демонстрирует недопонимание проблемы страхов зрительных детей не только близкими людьми, но и ""подготовленными"" психологами.
Интуитивно понимая страхи дочери, с раннего возраста я ей читала, а часто и сама придумывала сказки, где сопереживание и участие в судьбе героев - было основой сюжета. Очень скоро дочка стала предлагать мне, чтобы я послушала на ночь сказки, которые она сама сочинила. Обе спали замечательно после такой сказкотерапии:-)
Татьяна Фокина.
Методы работы несистемных психологов испытала на себе и на своих детях. Только теперь поняла причины страхов и была просто поражена тем, что предлагает системно-векторная психология - сочуствие и сострадание к людям, вот метод избавления от собственный страхов и фобий. Как просто и действенно.
Ничего не стоит наш опыт и дипломы - не понимая, чем наш ребенок отличается от других детей, мы наносим ему вред, не смотря на все благие намерения. А ведь это так важно - понят своего ребенка и развивать именно те свойства, которые в нем заложены. Огромное спасибо за статью - будет теперь чем аргументировать в спорах с бабушками
Мы прошли через это с сыном. Точно так же как у вас описано, мучились от ночных страхов. Ложились спать в девять вечера, а засыпали к 12-ти, и то если со светом. К счастью, после лекции по зрительному вектору, я приняла меры и проблема исчезла буквально за несколько дней.
Когда я работала с детьми в пионерском лагере, всегда в отряде находились дети, которые любили ночью рассказывать страшные истории. Одним было все равно, другие смеялись над страшилками, а сами рассказчики так себя накручивали, что, извините, писались в постели. Приходилось сидеть с ними в спальне, пока не уснут, пресекая попытки самим себя напугать. Тогда я понятия не имела о системно - векторной психологии, не знала, почему дети так реагируют.
Думаю, всем, кто работает с детьми необходимы знания этой науки. Эти знания должны быть обязательными!
Ох, это поджигание!!! В начальной школе у нас по страху были еженедельные уроки. Ребёнку ещё вдалбливали, чтоб родителям не говорили, чем они там в школе занимаются! А они усердно читали страшилки! Когда мы выяснили, пришли в школу, мамы всего класса, уж половина детей по ночам бегала спать в кровать к родителям... Разбирательство было долгим. Но родители договорились с директрисой - психолога от нас убрали.
Вот так дома не запугаешь, так школа постарается.
Я до сих пор помню тот ужас, как на одном детском спектакле в парке культуры, волк съел козленка, и он в конце не воскрес. Почему-то это оказалось гораздо сташней, чем сказки читать. Теперь-то прнятно, что это зрительный вектор. Никто раньше конечно,не дифференцировал, каккие сказки и истории нужны ребёнку, и какие для него только вред
Страшная статья. И это доверие психологам и бабушкам. Я сейчас выслушиваю, что моя бабушка выговаривает по поводу воспитания - жутко становится.Потому что теперь я знаю, к чему такое воспитание приведет.
одна из бед, вызванных незнанием новейшей системно-векторной психологии, - не разрешать детям плакать, одергивать их: "Снова у тебя глаза на мокром месте". Неважно, сколько ребенку лет, мальчик это или девочка, но если слезы подступили, пусть плачет. Моя бабушка в таких ситуациях говорила: "Она слезками глазки моет, чтобы лучше видеть")) Слезки не уберегли меня от очков, но увидеть то, что другие не замечают, могу. И не просто вижу, а отдельно проанализирую "незаметное" - почти наверняка там и найдется отгадка самой сложной ситуации
страшные сказки особенно страшны для зрительников, такой вот каламбур,
но недаром именно они пользуются офигительным успехом,
кто-то адреналина добирает или каких других эмоций,
поэтому очень важно
А) определить какие вектора у вашего дитяти
Б) каждому ребенку максимум внимания - не путать с мелочной опекой,
типа, удержать "над пропастью во ржи"
Всё начинается со страха, а может закончиться фобией. Очень неправильно проживать жизнь в состоянии страха, ведь предназначение каждого человека - быть счастливым! Вы очень верно написали о бесполезном лечении страха традиционными методами. Это не помогает. Освободить могут только знания по системно-векторной психологии.
Когда дочка росла, мы системно-векторной психологии еще не знали, так что жили как умели. Но я старалась, чтобы сказки были хорошими, добрыми. Была у нас и девочка со спичками, но любимой у дочки оказалась - "Гадкий Утенок". Очень она ему сопереживала! А чтобы не было ночных страхов, я ставила кроватку рядом с нашей, ночью клала на нее руку, чтоб не переживала. Да, и, конечно, у нас была старенькая бабушка, которая нуждалась в уходе и сочувствии...
В деревне водили лечиться от страхов к бабке. Она шептала на воду, поплевала в нее.
До сих пор не могу забыть той процедуры. Страхов на один прибавилось.
Хорошо, что сказки мне добрые родители читали. Со временем все прошло.
Мне встречалась в Интернете одна тетка, которая убеждала всех - статья у нее была - что страшные сказки необходимы для детей, чтобы закалиться к ужасам нашего мира. Такой маразм, и что самое интересное, очень убедительно она аргументировала, ее читатели ей поверили. Мол, по телевизору всякие кошмары показывают - там матери убивают своих детей, там маньяки, мол как дети это будут воспринимать, если их страшными сказками не подготовить? По сути, дети с другими векторами на маньяков по телевизору с интересом смотрят, а те, кто бояться - зрительные дети - от страшных сказок как раз и будут бояться больше.
Насколько точно и интересно рассказано про страхи зрительного вектора! Не страхом лечить, а выводом эмоций наружу... Нельзя зрительникам читать страшные сказки, только еще в больший страх войдут...