Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Страшные сказки наяву — страхи моего ребенка

— Мама! Мамочка! Боюсь! — раздался жуткий крик из детской. Опять! В кого Аня такая пугливая уродилась? После двух недель недосыпания от ночных кошмаров дочери терпение мамы закончилось. Она решила не ждать, а действовать.

Женя окончательно проснулась и пошла к дочке. 

Анечка сидела в углу кроватки с огромными от ужаса глазами и плакала. 

— Что случилось? Почему не спишь и другим не даешь?

— Мамочка, ко мне Баба-яга приходила, хотела забрать к себе! 

Каждый раз истории были разные: то дочери мерещился дракон, то приползала ядовитая гадюка, то гроб приезжал на колесиках, то за окошком стоял покойный дедушка с крестом в руках. 

Пустяки

Поначалу Женя отмахивалась. Детские страхи — проявление фантазии, дочкины капризы. Выдумка. Она сама в детстве никаких страхов не испытывала. А тут на тебе! В кого Аня такая пугливая уродилась? 

 takaya pyglivaya yrodilas

Приходилось вставать по ночам и успокаивать дочь всеми известными ей приемами. Оставляла включенный свет, старалась объяснить, что Баба-яга — вымышленный персонаж. Однако ничего не помогало, дочка все так же, с криками, бледная и дрожащая, просыпалась по ночам. «Со временем пройдет, — убеждали коллеги на работе, — подожди». 

После двух недель недосыпания от ночных кошмаров дочери терпение мамы закончилось. Она решила не ждать, а действовать.

Бабушкины советы

Позвонила свекрови: «Она вырастила пятерых детей. Двадцать лет учителем начальной школы отработала. Про детские страхи знает не понаслышке!» — думала Женя.

Бабушка с удовольствием поделилась опытом. Дельными советами.

«Девочка капризничает, придумывает страшные сюжеты, потому что ей не хватает родительского внимания и заботы. Сколько времени, уважаемые родители, в день вы уделяете малышке? Оправдания не принимаются. Ребенок должен быть в приоритете!»

Женя взяла отпуск. Заставила мужа каждый вечер гулять с дочкой и вести беседы на тему того, как он справился со своими страхами. Отец послушно рассказывал Ане, как он долго боялся высоты до тех пор, пока сам не прыгнул с крыши, — тогда у него страх как рукой сняло. 

Но отчего-то лечение боязни дочки повышенным родительским вниманием не сработало. Ночные истерики продолжались. 

Закалка страхом

Лучший способ избавиться от страха — победить его! «Сделай первый шаг, и ты поймешь, что не все так страшно»,— напомнила свекровь слова римского философа Сенеки. Боязнь детей лечится большей порцией страха. Переживет, и все пройдет.

 boyazn detei le4itsya bolwei porciei straha

Читайте сказки про Бабу-ягу и убеждайте, что бояться не нужно. Боится собаку — покупайте домой щенка. Приручайте страх! Боится темноты — закрывайте в темной комнате на время, тем самым воспитаете волю и закалите характер. Скрепя сердце, родители претворяли бабушкины рецепты воспитания в жизнь.

Ситуация зашла в тупик. Чудодейственные методы довели девочку до болезненного состояния. Пришлось щенка отдать в добрые руки, а сказки про Синюю Бороду и прочие ужастики оставить на книжной полке. 

У страха глаза велики

«Детям свойственно все преувеличивать. Делать из мухи слона. Надо показать девочке границы реального и вымышленного. Не слушать, не подкреплять вниманием ее фантазии. В поведении ребенка мы получаем то, что поощряем. Кричит дочь от испуга — успокойте, а дальше не слушайте, переключайте ее внимание на что-нибудь другое. Пусть Анечке станет стыдно морочить своими сказками родителям голову. Хочет, чтобы родители ее слушали, — пусть говорит правду, ничего не выдумывает!»

Родители послушно выполнили очередной наказ бабушки. Через неделю тревожность Ани выросла. Она стала плакать днем оттого, что она скоро ослепнет и умрет. 

Петух на горе свистнул — больше ставить эксперименты над своим ребенком родители не стали. Не могли видеть страдания дочери. Бабушка начала настаивать на посещении внучкой невролога. Глядишь, назначат волшебные таблетки, успокоят расшатанную нервную систему Ани — и нет проблем. 

Здравствуй, психолог

Необходимость врачебного вмешательства повергла родителей в шок — наносить вред здоровью ребенка фармацевтическими препаратами им представлялось самой крайней мерой. И они приняли решение обратиться за квалифицированной помощью — пошли к психологу. 

Профессионалом по врачеванию детских душ, которого им посоветовали знакомые, оказалась упитанная женщина, обвешанная разными амулетами и бижутерией. Стелла Ивановна стала толковать им прописные истины:

«Родители должны, прежде всего, создать такие условия для развития ребенка, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Страхи детей формируются естественным образом в возрасте от пяти до семи лет — развивается наглядно-образное мышление, но превращаются они в болезненные только в сложных обстоятельствах.

 tolko v slognih obstoyatelstvah

Ребенок, возможно, побывал в стрессовой ситуации. Может, у вас сложилась тревожная обстановка дома. Или полное непонимание личности дочки. Много и других факторов формирования запущенных детских страхов. Родителям важно принять страх Ани, понять ее, изменить свое отношение к ней, уважительно относиться к ее страхам. Детские страхи только кажутся глупыми, а для ребенка это значимое состояние, серьезный повод для тревоги и переживаний!» 

Психолог посоветовала выслушивать Аню до конца, поддерживать. Ни в коем случае не высмеивать ее страхи, не стыдить ее за то, что она испытывает. 

Страх смываем в унитаз

Методом избавления от детских страхов психолог выбрала рисование. Просила Аню изобразить страх на бумаге. Потом они разрывали рисунки, смывали их в унитаз, поджигали.

Родителям подобные действия казались похожими на языческие обряды, но количество дипломов, выданных Стелле Ивановне, свидетельствовало о том, что она мастер своего дела. 

Аня с радостью рисовала, но так же просыпалась ночью. Призрак Бабы-яги не давал ей покоя, изматывал родителей.

Лечим сказкой

Стелла Ивановна перешла к решительным действиям — она придумывала сказки, в которых злые герои погибали. Просила Аню придумывать подобные сказки. Потом они проигрывали сцены с убийством Бабы-яги добрым героем снова и снова. Аня стала спокойнее, но продолжала бояться оставаться в темноте, по-прежнему пугалась кладбищ, похорон, смерти. 

Психолог говорила, что это понятные и вполне естественные страхи — повышенный инстинкт самосохранения срабатывает у ребенка. По мере взросления он уйдет на задний план. Главное — любите дочку.

Для родителей Ани так и осталось загадкой: почему именно их ребенок оказался в такой ситуации? Ведь не все же дети просыпаются с криками и не всем снятся страшные сны. Некоторые ребята идут в огонь, проходят медные трубы — все им нипочем! Ни тени страха на лице. 

Почему одни дети боятся темноты, другие — отравиться, третьи вздрагивают от громких звуков? Где искать причины боязни детей?

 

Дети со зрительным вектором

На эти вопросы понятные и полные ответы дает только тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Врожденная способность ярко воспринимать окружающий мир во всех его красках, ощущать колорит эмоций дана 5 % детей в мире не просто так. В стародавние времена они рождались для выполнения очень важной видовой роли — предупреждать стаю об опасности. Именно они могли сквозь листья деревьев разглядеть леопарда и тем самым спасти своим сородичам и себе жизнь. Молниеносный испуг и тихое «ой!» становились началом общего отступления.

Современный зрительный ребенок рождается все с той же заложенной глубоко в психическом первобытной программой. Особая чувствительность, большая палитра эмоций, готовность в любой момент заплакать свойственны только детям со зрительным вектором.

Они впитывают информацию через глаза. Получают наслаждение от красивых картинок. Страх темноты — их родной страх, боязнь не разглядеть под покровом ночи кровожадного хищника. Они не преувеличивают, когда говорят, что видят слона на месте мухи — они на самом деле так воспринимают действительность.

tak vosprinimaut deistvitelnost

Полярный полюс страха — любовь. Зрительный ребенок с рождения и до окончания пубертата поэтапно проходит несколько ступеней в своем развитии: от первобытного состояния страха за себя до страха за других, эмпатии. От одушевления плюшевых игрушек и кукол, любви к животным до умения создавать крепкие эмоциональные связи с близкими людьми, а в случае максимального развития — до вселенской любви ко всему человечеству, к жизни как таковой.

Развитие этих свойств возможно, только если родители создают для этого правильные условия. А это, к сожалению, очень редко случается, если родители не дифференцируют векторы. Гораздо чаще родители, сталкиваясь с трудностями в воспитании, ощущают себя растерянными и не знают, с какой стороны к ним подступиться.

Они не подозревают, что читать страшные сказки, пугать зрительного ребенка волком-людоедом, водить на похороны означает затормозить его развитие, вогнать в первобытное состояние страха. Они не знают, что запрещать зрительному ребенку плакать — это лишать его возможности развиваться. Не знают и о том, что такому ребенку нужно читать сказки на сопереживание, сострадание, чтобы он мог оторваться от страха за себя в страх за кого-то другого, вывести свой страх наружу.

Впоследствии зрительные люди, застрявшие на низком уровне развития, пугают сами себя просмотром фильмов ужасов, чтобы испытать куцее удовольствие от качания маятника эмоций. Зрительные дамы засыпают, прижав к груди плюшевого зайца, так и не сумев подарить свои чувства живым людям. Истерят на каждом шагу и предпочитают собак детям.

Развитые и реализованные женщины со зрительным вектором — это создательницы эстетики, этики, морали, культуры. Тонкие и чувствующие, они становятся гениальными актрисами, психотерапевтами, преподавателями русского языка и литературы, передающими целым поколениям способность сопереживать другим людям. А развитые зрительные мужчины — тонко чувствующие, способные по-настоящему любить мужья и отцы.

Будет ли ребенок истерично отстаивать свое место под солнцем, трястись в страхах и качаться от состояния «страшно» до «не так страшно» или он будет щедро дарить любовь окружающим людям, зависит от того, как родители подойдут к его воспитанию. 

Смогут ли они очистить свое сознание от шлаков старых стереотипов и найти время для лекций по «Системно-векторной психологии» Юрия Бурлана? 

Корректор: Веронника Бриггида

Автор публикации: Ольга Князева, педагог-психолог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 128089 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

21 ноября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 128089 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
21 ноября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 128089человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 27
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Ольга Баронкина 28 октября 2016 в 14:10

Спасибо огромное, потрясающая статья. Просто сердце разрывалось от истории о том, как родители лечили страх увеличенным страхом. Бедный ребенок. Спасибо, много взяла полезного для себя.

Людмила Исаенко 29 июня 2012 в 17:06

Статья замечательная.Да,сколько совершено ошибок от незнания и непонимания ни себя и своих страхов,ни страхов своих детей.Обычно ,как говорят:"Чем заболел,тем и лечись",если боишься темноты-иди в темноту,если боишься кладбищ,иди ночью один на кладбище,но это же жуть полнейшая.Как можно таким способом избавиться от страхов?-это же невозможно,это приведёт к ещё большим страхам и истерии,что и показано в примере с этой девочкой,над которой эксперементировали родители,заметьте,любящие и заботливые родители,из любви к девочке,желающие ей добра и делающие для этого всё возможное и невозможное,чтобы она никогда не смогла избавиться от своих внутренних страхов.Так детские страхи перетекают во взрослую жизнь,отравляя существование того,кто этими страхами наполнен.Всё зависит от того,как сами родители отнесутся к воспитанию ребёнка ,насколько смогут понять и разобраться сами в этих страхах,чтобы помочь вывести их наружу,через сострадание и сопереживание к другим людям,чтобы дарить свою любовь окружающим.

Александр Заика 28 июня 2012 в 19:06

Мне страшно было читать о том, как эту девочку пытались вылечить от страхов. Так и хотелось отправить этих родителей на тренинг по системно-векторной психологии. Такими воспитательными мерами они только ребенка загубят. И сколько их, таких родителей, желающих детям добра, а делающих всё с точностью до наоборот. Спасибо за статью. Всем родителям - обязательно к прочтению.

Swetlana Frontzek 20 июня 2012 в 03:06

Как детские страхи перетекают во взрослую жизнь! Иногда диву даешься. Взрослая женщина, бабушк, иногда такие глупости рассказывает о своих страхах, цепляясь за всевозможные гадания и предсказания.

Baranova Natalia 11 июня 2012 в 23:06

Да, пожалуй, если у родителей впечатлительные дети, лучшее решение - пройти тренинг по системно-векторной психологии. Изменятся родители, изменятся и их дети.

Наталія Таральчук 08 июня 2012 в 16:06

Я так сама себя лечила. Слушала сказку про Дюймовочку по 20 раз и ревела. Училась сострадать ...

Диана Гадлевская 07 июня 2012 в 18:06

Так чем же в конце концов всё закончилось? Так хочется узнать!

Положа руку на сердце, признаю, что тоже разок дала маху со своей маленькой 3-летней зрительницей, сводив её в кукольный театр на Колобка... Истерика была такая, будто звери ели её, а не Колобка. Урок мне на всю жизнь.
Зато после мультиков Король Лев и Бемби, на которых она плакала, сочувствуя маленьким героям, попросила выключить ночник, при котором спала от рождения. Вот такие чудеса.

Ольга Чугурян 07 июня 2012 в 12:06

Больно читать про такие опыты над своим ребенком, методом тыка искать избавление от проблемы. А все так просто, есть знания, есть системно-векторная психология, которая действует, работатет безотказно. А многие даже не придают особого значения страхам, не понимают насколько серьезный это показатель психического состояния ребенка, который в последствии не позволит нормально жить, не боясь сделать очередной шаг.

Svetlana Naumova 06 июня 2012 в 06:06

Отлично показано применение психологии - для всех общее и одинаковое, методом проб и ошибок - а вдруг поможет? нет, ну тогда еще это попробуем.. - опять нет? - ну, это-то точно сработает... но, люди разные уже от рождения, и если зрительный ребенок испытывает страх, то пугать его еще больше этим страхом, пытаясь преодолеть - это абсурд, который предпринимает отработавшая в школе много лет и воспитавшая своих детей бабушка... системно-векторная психология знает причины и точные методы по возвращению к комфортному внутреннему состоянию, просто они для всех людей индивидуальны!

Аня Кудрявцева 05 июня 2012 в 23:06

Ух, вот это родители-мучители! Хотела бы сказать: "Враки это, не бывает таких" - но не могу :( Сама таких видела. Сама с таким разговаривала. Сама была в шоке от того, как они "лечат" своих детей. Воришек - по рукам бьют, ремнем по заднице, руки связывают... Пугливых деток - специально ночью одних в комнате закрывают... Гиперактивных - седативными средствами пичкают.

О, ужас! Раньше мне казалось, что эти люди просто слегка таво. А сейчас я понимаю, что они КАЛЕЧАТ своих детей. Вот в этом вся глобальная проблема :(

Aleksey Falileev 05 июня 2012 в 21:06

Меня в детстве страшными сказками не пугали, наоборот, всегда рассказывали доброе, хорошее и жалостливое. А впервые столкнулся я со "страхом" в кино - родители взяли с собой на "Фантомаса": не с кем меня было оставить (это была середина 60-х). Вот это да, скажу я вам! Большую часть фильма я просидел под стульями, содрогаясь от мрачного хохота этого прадеда Шрэка.
Сейчас весело, но тогда мне было точно не до смеха. Так что, насчет закалки - полная чушь, согласен, Яна.
Автору спасибо! :)

Аня Кудрявцева 05 июня 2012 в 23:06

Хо-хо, я тоже Фантомаса испугалась :))) Как смешно сейчас смотреть на этого чудика :)) Помню, еще был очень страшный, на мой взгляд, просто безмурный ужастик - "Проклятье долины змей". Верх ужаса :)

Tatiana Fokina 05 июня 2012 в 17:06

Спасибо за наглядное пособие! Статья действительно ярко демонстрирует недопонимание проблемы страхов зрительных детей не только близкими людьми, но и ""подготовленными"" психологами.
Интуитивно понимая страхи дочери, с раннего возраста я ей читала, а часто и сама придумывала сказки, где сопереживание и участие в судьбе героев - было основой сюжета. Очень скоро дочка стала предлагать мне, чтобы я послушала на ночь сказки, которые она сама сочинила. Обе спали замечательно после такой сказкотерапии:-)
Татьяна Фокина.

Елена Сенькевич 05 июня 2012 в 16:06

Методы работы несистемных психологов испытала на себе и на своих детях. Только теперь поняла причины страхов и была просто поражена тем, что предлагает системно-векторная психология - сочуствие и сострадание к людям, вот метод избавления от собственный страхов и фобий. Как просто и действенно.

Татьяна Клищенко 1 05 июня 2012 в 14:06

Ничего не стоит наш опыт и дипломы - не понимая, чем наш ребенок отличается от других детей, мы наносим ему вред, не смотря на все благие намерения. А ведь это так важно - понят своего ребенка и развивать именно те свойства, которые в нем заложены. Огромное спасибо за статью - будет теперь чем аргументировать в спорах с бабушками

Antarika Antarika 05 июня 2012 в 13:06

Мы прошли через это с сыном. Точно так же как у вас описано, мучились от ночных страхов. Ложились спать в девять вечера, а засыпали к 12-ти, и то если со светом. К счастью, после лекции по зрительному вектору, я приняла меры и проблема исчезла буквально за несколько дней.

Наталья Аверина 04 июня 2012 в 21:06

Когда я работала с детьми в пионерском лагере, всегда в отряде находились дети, которые любили ночью рассказывать страшные истории. Одним было все равно, другие смеялись над страшилками, а сами рассказчики так себя накручивали, что, извините, писались в постели. Приходилось сидеть с ними в спальне, пока не уснут, пресекая попытки самим себя напугать. Тогда я понятия не имела о системно - векторной психологии, не знала, почему дети так реагируют.
Думаю, всем, кто работает с детьми необходимы знания этой науки. Эти знания должны быть обязательными!

Елена Шахова 04 июня 2012 в 14:06

Ох, это поджигание!!! В начальной школе у нас по страху были еженедельные уроки. Ребёнку ещё вдалбливали, чтоб родителям не говорили, чем они там в школе занимаются! А они усердно читали страшилки! Когда мы выяснили, пришли в школу, мамы всего класса, уж половина детей по ночам бегала спать в кровать к родителям... Разбирательство было долгим. Но родители договорились с директрисой - психолога от нас убрали.
Вот так дома не запугаешь, так школа постарается.

viki Viktoria 04 июня 2012 в 13:06

Я до сих пор помню тот ужас, как на одном детском спектакле в парке культуры, волк съел козленка, и он в конце не воскрес. Почему-то это оказалось гораздо сташней, чем сказки читать. Теперь-то прнятно, что это зрительный вектор. Никто раньше конечно,не дифференцировал, каккие сказки и истории нужны ребёнку, и какие для него только вред

Anna Tomenchyk 04 июня 2012 в 13:06

Страшная статья. И это доверие психологам и бабушкам. Я сейчас выслушиваю, что моя бабушка выговаривает по поводу воспитания - жутко становится.Потому что теперь я знаю, к чему такое воспитание приведет.

Larisa Yarusova 04 июня 2012 в 13:06

одна из бед, вызванных незнанием новейшей системно-векторной психологии, - не разрешать детям плакать, одергивать их: "Снова у тебя глаза на мокром месте". Неважно, сколько ребенку лет, мальчик это или девочка, но если слезы подступили, пусть плачет. Моя бабушка в таких ситуациях говорила: "Она слезками глазки моет, чтобы лучше видеть")) Слезки не уберегли меня от очков, но увидеть то, что другие не замечают, могу. И не просто вижу, а отдельно проанализирую "незаметное" - почти наверняка там и найдется отгадка самой сложной ситуации

Наталья Баскакова 04 июня 2012 в 11:06

страшные сказки особенно страшны для зрительников, такой вот каламбур,
но недаром именно они пользуются офигительным успехом,
кто-то адреналина добирает или каких других эмоций,
поэтому очень важно
А) определить какие вектора у вашего дитяти
Б) каждому ребенку максимум внимания - не путать с мелочной опекой,
типа, удержать "над пропастью во ржи"

Elena Smirnova 04 июня 2012 в 10:06

Всё начинается со страха, а может закончиться фобией. Очень неправильно проживать жизнь в состоянии страха, ведь предназначение каждого человека - быть счастливым! Вы очень верно написали о бесполезном лечении страха традиционными методами. Это не помогает. Освободить могут только знания по системно-векторной психологии.

Natalie Savannah 04 июня 2012 в 02:06

Когда дочка росла, мы системно-векторной психологии еще не знали, так что жили как умели. Но я старалась, чтобы сказки были хорошими, добрыми. Была у нас и девочка со спичками, но любимой у дочки оказалась - "Гадкий Утенок". Очень она ему сопереживала! А чтобы не было ночных страхов, я ставила кроватку рядом с нашей, ночью клала на нее руку, чтоб не переживала. Да, и, конечно, у нас была старенькая бабушка, которая нуждалась в уходе и сочувствии...

оля князева 04 июня 2012 в 01:06

В деревне водили лечиться от страхов к бабке. Она шептала на воду, поплевала в нее.
До сих пор не могу забыть той процедуры. Страхов на один прибавилось.
Хорошо, что сказки мне добрые родители читали. Со временем все прошло.

Яна Польова 04 июня 2012 в 01:06

Мне встречалась в Интернете одна тетка, которая убеждала всех - статья у нее была - что страшные сказки необходимы для детей, чтобы закалиться к ужасам нашего мира. Такой маразм, и что самое интересное, очень убедительно она аргументировала, ее читатели ей поверили. Мол, по телевизору всякие кошмары показывают - там матери убивают своих детей, там маньяки, мол как дети это будут воспринимать, если их страшными сказками не подготовить? По сути, дети с другими векторами на маньяков по телевизору с интересом смотрят, а те, кто бояться - зрительные дети - от страшных сказок как раз и будут бояться больше.

Клара Евдокимова 04 июня 2012 в 01:06

Насколько точно и интересно рассказано про страхи зрительного вектора! Не страхом лечить, а выводом эмоций наружу... Нельзя зрительникам читать страшные сказки, только еще в больший страх войдут...