Все лучшее — детям. Новый айфон, или Муки свободы выбора
«Все лучшее — детям». Автора этой фразы сегодня вряд ли удастся установить с точностью. Наверное, не так уж и важно, кто первым произнес слова, выразившие политический смысл момента и ставшие руководством к действию для нескольких поколений россиян. Бесспорно одно: с первых дней советской власти массированные инвестиции в детство стали одной из самых зримых черт нового времени.
В Англии, когда ребенок переходит улицу, все останавливается.
В России ребенок все приводит в движение.
«Его Величество Ребенок» — это сказала Европа, а осуществляет Россия.
(М. Цветаева, 1932 г.)
«Все лучшее — детям». Автора этой фразы сегодня вряд ли удастся установить с точностью. Наверное, не так уж и важно, кто первым произнес слова, выразившие политический смысл момента и ставшие руководством к действию для нескольких поколений россиян. Бесспорно одно: с первых дней советской власти массированные инвестиции в детство стали одной из самых зримых черт нового времени.
Воспитание нового человека
Молодой советской стране, всей сутью своего уретрального менталитета устремленной в будущее, как воздух нужны были новые люди — без пережитков буржуазного прошлого, без клейма животного собственнического инстинкта, без намека на националистическую вонь — люди будущего. Воспитание таких людей и стало первоочередной задачей власти, условием выживания страны и залогом продолжения нового государства во времени.
Советское государство не на словах, а на деле заботилось о подрастающем поколении. Детям действительно отдавали лучшее. В бывших помещичьих усадьбах размещались детские здравницы и дома пионеров, строились новые школы и детские сады, шла непримиримая война с безнадзорностью. Чужих детей не было. Беспризорники воспитывались в коллективе по уникальной методике А. С. Макаренко, позволившей каждому стать полноправным членом общества.
Высокая культура стиха (М. Цветаева)
Нигде в мире охрана материнства и детства не была поставлена на такую высоту, советское всеобщее среднее образование справедливо считалось лучшим. Для детей творили лучшие писатели, поэты, художники, качество детской литературы в СССР было превосходным. На фоне безграничного предложения современных электронно-полиграфических изысков трудно поверить в тот почти столетней давности прорыв в литературе для детей. Обратимся к мнению современника — поэта Марины Цветаевой.
Вот что она пишет о советских детских книжках: «Высокая культура стиха. Так в моем детстве и поэты для детей не писали. Сама тема этих книг: реальная, в противуположность так долго и еще так недавно господствовавшей в русской дошкольной литературе лжефантастике, всем этим феям, гномам, цветочкам и мотылечкам, не соответствующим ни народности (первые), ни природе (вторые). …Есть и в новой детской литературе бараны, но — именно бараны, и пасутся они на пастбищах Туркестана, и шерсть у них клочьями, а не завитая у парикмахера… Кстати, о бумаге: отличная. Печать крупная, черная, именно — четкая. А об иллюстрациях нужно было бы отдельную статью… Высокая культура руки и глаза. Возьмем копеечное (цена 1 копейка) издание пушкинских сказок. «О Золотом петушке», о «Рыбаке и рыбке» — на 16 стр. текста — 8 страниц картинок, в три цвета. И — какие картинки! Никакой довоенный Кнебель не сравнится. За копейку ребенок может прочесть и глазами увидеть сказку Пушкина» (М. Цветаева «Сочинения», в 2 т., т. 2, М., «Худ. лит.» 1988 г.).
«За копейку» увидеть Пушкина, услышать Чайковского и Римского-Корсакова в первом театре с репертуаром для детей — Детском театре Моссовета, руководимом удивительной Наталией Сац, бесплатно отдохнуть в пионерском лагере или детском санатории — все это было реальностью для всех детей страны Советов. Стоимость посещения детского сада, музыкальной или спортивной школы колебалась от символической до нулевой, множество бесплатных кружков и спортивных секций давали возможность детям, независимо от доходов их родителей, развиваться в соответствии с природной заданностью.
«Я ребенок, дайте мне лучшее»
Сейчас можно часто услышать, что советские игрушки были убогими, а одежда уродливой. Доля правды в этом есть. Бледно выглядит бесполый пупс рядом с красоткой Барби. Современные детишки поголовно щеголяют в модной одежде, а игрушки имеют просто фантастические. И все же. Неужели эта одежда и эти игрушки — действительно лучшее, что мы можем им дать, зачастую отказывая себе в необходимом?
В новых условиях кожной фазы развития общества ребенок — один из показателей состоятельности родителей, их успеха в жизни. Мы давно уже не ждем помощи от государства, но все так же готовы предоставлять нашим детям только лучшее: самую модную одежду, самые продвинутые игрушки, самую престижную школу, машину и пр. Общество потребления нашими руками, а точнее коллективными бессознательными представлениями из комплементарного нашему уретральному менталитету советского прошлого, уверенно превращает наших детей в капризных и требовательных потребителей.
Привыкшие давать родители не умеют иначе. Не осознавая системно происходящих с ними психических процессов, из самых лучших побуждений российские родители переносят неуемную отдачу уретральной ментальности на наиболее доступный объект — любимое чадо, чем вымащивают ему дорогу в самый настоящий ад, в тупик бесконечного потребления. Кожной рациональности, ограничивающей инвестиции в детишек даже в самых состоятельных семьях, у нас нет.
Приятно получать удовольствие от отдачи хотя бы и по компенсаторному принципу, близкому анальному психотипу: «У меня такого не было, пусть у ребенка будет». А ведь стремительно развивающиеся в кожную фазу технологии предоставляют каждому новому поколению буквально все, чего в помине не было у родителей, только успевай оплачивать. Понятно, что привыкшее получать чадо не спешит взрослеть. Застревая в уютных подгузниках инфантильности, такой человеческий аксолотль закономерно превращается в недоразвитого и нереализованного неадаптанта. К сожалению, все больше российских семей сталкивается с проблемой инфантилизма выросших детей: «Мы столько в него вкладывали, от себя отрывали, а он…»
Новый айфон, или Муки свободы выбора
Получается, старый советский лозунг «Все лучшее — детям» в новых кожных условиях не работает? Кому же тогда следует отдавать лучшее? Специалисты советуют обратиться к историческому опыту патриархальной крестьянской семьи, где лучший кусок полагался не ребенку, а кормильцам — отцу и взрослым детям, работающим наравне с ним. Предлагается объяснять ребенку, что зимние боты для мамы важнее нового айфона для него.
Наверное, это правильные мысли. Только будут ли они адекватно восприняты ребенком, вынужденным оперировать материальными объектами, ценность которых сопоставима, следовательно, приоритет так и останется спорным? Скрепя сердце под давлением взрослых ребенок, может, и согласится с нужностью зимних ботинок для мамы, но в душе останется обида на мать, сформируется первое «недодали», первая злоба и жажда реванша. Вырастет такой обделенный-недооцененный и обязательно постарается сравнять счет, уравновесить недоданное своей недоотдачей родителям, детям, обществу. Как научить ребенка отдавать с радостью?
Российские дети и их системно мыслящие родители имеют неоспоримое преимущество перед остальным миром — наши общие ментальные ценности: уретральная отдача, мышечное единение, звуковой приоритет духовного над материальным. Помочь ребенку с малолетства приобщиться к этим удивительным дарам наших предков — задача воспитателя. Значение русской литературы здесь трудно переоценить.
Чтение русской классики вместе с ребенком, ненавязчивое акцентирование ключевых свойств российского менталитета, сопереживание героям Пушкина, Лермонтова, Горького, Гайдара, других прекрасных представителей русского слова, беседы на вечные темы с наведением «мостиков» от сказки к реальности, от истории из старинной жизни к окружающей ребенка действительности — все это создаст в душе ребенка необходимую основу для формирования уникальной российской системы ценностей, где выбор между получением для себя и бескорыстной отдачей на благо другого невозможен в принципе, как выбор между дышать и не дышать. Жить физически значит — дышать, быть русским психически, ментально — значит отдавать.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана учит родителей видеть и понимать глубинное устройство психики своих детей с младенчества. Зная свойства каждой векторальной составляющей и правила смешения векторов, несложно представить себе как благоприятный, так и неблагоприятный жизненный сценарий человека. Осознание прямой зависимости счастья своего ребенка от степени развития его психического заставляет системно мыслящих родителей (воспитателей) прикладывать все усилия к максимальному раскрытию природных способностей ребенка, то есть к выводу всех его векторальных свойств наружу, в отдачу на благо другим людям, стране, стае.
Неслучайно уже в самом понятии «развитие» системно заключено понятие «наружу», в отдачу. Развиться «для себя» нельзя, куцее удовольствие от самосовершенствования ради самоудовлетворения невозможно сравнить с бесконечным наслаждением от отдачи своих способностей на общее благо.
В двух словах, системно-векторная психология Юрия Бурлана именно об этом — о жизненной необходимости отдачи каждого для выживания всех. Это знание и есть то лучшее, что мы обязаны передать детям.
Корректор: Екатерина Жаворонкова
Как дети, воспитанные на уретральных ценностях смогут существовать в кожном мире? Ведь нельзя же искусственно отделить Россию и кожную Европу.. (неизвестно, где им предстоит жить)
В каком бы мире ни существовал человек, он должен осознавать первичность отдачи в стаю. Воспитанным на уретральных ценностях это проще. Человек, воспитанный на уретральных ценностях, всегда привлекает к себе людей, ведь он отдаёт, а отдача притягивает. Это ли не база для реализации себя оптимальным образом вне зависимости от социальной формации? Кожный мир - это прекрасно. Это экономия времени и сил человеческих, это космические по сути и по масштабам проекты, это всё ещё гуманитарная культура с её благотворительностью вопреки всему. Для ментально уретральных раздолье, мне кажется. А мелкая кожная польза-выгода, о которой мы привыкли думать (в силу уретральной опять же ментальности), как о чём-то недостойном, останется просто незамеченным в уретрельном потоке сознания, которое устремлено в будущее, к будущему единству нас всех, разных.
Интересный вопрос поднят в статье- а что именно делает человека счастливым? Возможность получать все без особых усилий или способность что-то создавать своим трудом? Сейчас в обществе потребления ценности привиты именно такие, которые дезориентируют детей. Вроде и потреблять приятно и все так делают, а в то же время удовольствия настоящего никто от этого не получает
Увы, база экзистенциального кризиса - лёгкость получения примитивного наслаждения. Князь этого мира искушает звук, испытывает силу желания познать смысл бытия. Подсовывая человекам всё новые и новые эрзацы счастья, обонятельное провидение как за руку ведёт к отказу от бирюлек в пользу свободы выбора. Верно ориентировать ребёнка сейчас адски трудно. Это ещё раз показывает высоту задачи следующего поколения и нашу ответственность за их старт.
вспоминаю себя в этом возрасте и неуемное желание читать , ибо книг в нашем доме было предостаточно , так как мама работала в книготорге. Самый лучший подарок для меня были книги и мама прекрасно это знала и всегда дарила их мне. А теперь в новом развивающемся мире с новыми ценностями, родителям нужно заранее узнать новые правила по которым нужно воспитывать своих детей... Чтобы потом не было поздно.
Нужные книги в детстве - это роскошь. Хорошо, когда родители могут натолкнуть на нужную именно в этом возрасте книгу.
Согласна - лучшее - это не об айфонах, а о фильмах, книгах, о том, что может помочь воспитать настоящего человека. Сегодня лучшее, что можно дать детям - это понимание его свойств и помощь в их развитии. Всё остальное приложится.
Спасибо, за статью
Можно и об айфонах, почему. Рассказать, как и кем создаются такие штуки, как работает команда, что она может, в отличие от философа-одиночки. Большие темы)
Спасибо Ирина! Прекрасная статья! Да, в наш век очень сложно воспитать не потребителя, а отдавателя)) Хотя мне кажется планшет не такое уж зло, если поставить в него правильные игры и допустим сделать поощрением за что либо. Все таки технологии должны присутствовать, без них куда
Безусловно, планшет, как любая технология - средство, а не самоцель. Об этом нередко и мы забываем, а дети и вовсе не успевают этого понять.
Ирина, спасибо огромное за статью на тему, которая остается за рамками родительских забот о материальном обеспечении детей. Не там ставим приоритеты, а потом удивляемся, почему вместо благодарности и внимания к себе, получаем часто обратную реакцию со стороны взрослых детей. А как может быть по-другому, если "учим" только потреблению? Проблема нашего менталитета. Еще наши бабушки с дедушками начали этот процесс: мы всегда не доедали, ничего хорошего не видели в жизни, так пусть наши дети, внуки, правнуки порадуются. Они-то умели отдавать.
Елена, ну просто в точку. Эти слова от мамы постоянно слышу. Так сложилось, что не пришлось баловать своих детей и это меня не растраивает, скорее радует. Познали трудности жизни в перестроечное время и не стали просто потребителями. Выживание в то время заставило детей тоже вкладывать свой труд. Будь возможность баловать, наломала бы дров думаю.
Им было проще, бабушкам, их общество учило отдавать, подчас на самых драматических примерах. Современные родители вынуждены отмахиваться сами, "век-волкодав" не за нас сейчас, он виснет на плечах рекламой, мнениями, убедительнейшей, ярчайшей картинкой вокруг: Потребляй и будет тебе счастье... Скинуть всё это можно только системно.
Очень, очень правильная статья!
Нужно учить детей отдаче, причем на государственном уровне!
Меня недавно возмутила реклама детской обуви: "Вася плохо учится, у него плохое поведение, но у него туфли марки "+++", поэтому я с ним дружу!", - говорит в камеру прелестная белокурая девочка. Вот так с детства девочек учат продаваться богатеньким, а мальчиков - что все девочки такие.
Всё так. До отвращения и зубовного скрипа. Трудно, ужасно трудно сейчас воспитывать. Вразрез с социумом, вопреки... мейнстриму. Плетью обух перешибать приходится буквально. Системное знание только и помогает. Дети на тренинг не ходят, наша задача - доносить до них в меру сил.
Точнее не скажешь, родители щеголяют друг перед другом и из кожи вон лезут, чтобы дать самое лучшее. И ведь это намного проще, чем узнать своего ребенка, попытаться увлечь его более важными вещами, чем игры на планшетах и компьютерах Но ведь на это нужно время, усилия. Куда проще откупится, чтобы потом руки заламывать
Планшет ужасно удобен, воткнул в него ребёнка и ладушки. Особенно сложно донести до чада, отчего у Васи есть планшет, а у него, лоха такого, нету. Где-то в сферах витает и уровень "мастер" - объяснить, зачем вообще человеку нужен планшет, телефон, компьютер и пр. достижения ума человеческого. Это могут единицы. Мне не встречались))