Затхлые чуланы психологии — развитие мышления и речи детей в новом свете
Как родителям понять, что делать, если малыш не говорит столько слов, сколько положено по возрастной норме: ждать или срочно принимать меры, в том числе воспользоваться достижениями в области фармацевтики?
Побывали с двухгодовалым сыном в автосервисе. Буквально двадцать минут он наблюдал, как зимние шины меняли на летние. После этого карапуз всем своим машинкам самостоятельно разул колеса. Юный шиномонтажник.
Кроме того, стал смачно плеваться на пол. Научился от тамошнего слесаря. Нечего сказать, продуктивно съездили: и машину к новому сезону подготовили, и сын новые навыки приобрел.
Открытые вопросы
Вот как разобраться в детском мышлении, как его развивать? Я сыну, бывает, несколько раз показываю, как нужно что-то сделать, жду, пока он повторит — ан нет, не хочет, не получается. А тут всего лишь раз увидел — и демонстрирует блестящий результат запоминания, воспроизведения!
С речью то же самое: я с ним логопедические упражнения выполняла, на развивающие занятия по системе Марии Монтессори ходила, книжки читала — ребенок звуки все произносит, а все равно говорит на своем языке. «Бабай», «ням-ням», «топ-топ»... Никто его этим словам не учил, слов не коверкал при разговоре. Почему сын так говорит — непонятно.
При этом в педагогических рекомендациях по развитию речи и мышления ребенка главенствует принцип: «повторение — мать учения». Хочешь, чтобы ребенок хорошо разговаривал, обладал богатым словарным запасом, — нужно с ним часто беседовать, новые слова учить, в игровой форме регулярно заниматься, лепить, рисовать, делать пальчиковую гимнастику. Не оставлять дитё без родительского внимания и ласки. Увы, как показала практика, не в коня корм.
Может, задержка в развитии?
Мышление и речь в современной психологии ставят на одну полку. Плохо говорит — значит плохо мыслит. Нет слов — нет мыслей.
Много и быстро говорит — тоже повод родителям насторожиться. Все ли в порядке с мыслительными процессами. Вопрос не дослушал до конца, а уже отвечает — один из симптомов дефицита внимания.
Понятия «нормально» и «ненормально» — дамоклов меч в сознании родителей. Хочется, чтобы ребенок был здоров, полноценно развивался, чтобы врачи и психологи давали подтверждение: все в порядке, мышление и речь соответствуют возрастной норме.
Однако часто бывает так, что внутреннее мнение родителей не соответствует внешним оценкам профессионалов. Конечно, можно все списать на то, что для мамы и папы их малыш самый лучший по определению и их любовь слепа, поэтому они не видят очевидного — отклонений в развитии.
А как быть с распространенными случаями, когда ребенок, которому врачи ставят задержку в развитии речи, прекрасно все понимает, осознает, а спустя время начинает говорить целыми предложениями? Как говорят в народе: молчал, молчал, а тут прорвало. Чудо? Ребенок индиго? Особенности индивидуального развития?
Так как родителям понять, что делать, если малыш не говорит столько слов, сколько положено по возрастной норме: ждать или срочно принимать меры, в том числе воспользоваться достижениями в области фармацевтики?
Что мы знаем о детском мышлении?
Выражение Рене Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» хорошо показывает значение мышления для человека. Это важнейшая ступень нашего познания. Способность отражать в мозге реальный мир, накапливать знания о его свойствах, отношениях, делать собственные выводы и умозаключения.
О природе мышления можно прочитать в философии, его формы и законы рассматриваются логикой, а психофизиологические механизмы изучаются физиологами и психологами.
Ребенок последовательно проходит следующие стадии развития мышления:
— наглядно-действенное (например, дети видят, что делают другие люди, и повторяют, например одевают очки, как бабушка),
— наглядно-образное (к примеру, ребенок сначала видит яблоко, потом у него формируется его образ, и затем при слове «яблоко» он понимает, о чем идет речь),
— словесно-логическое (например, дети овладевают умением находить причинно-следственные связи между предметами, выделять признаки объектов, делать выводы).
Причем все виды мышления присущи каждому человеку, просто в определенный момент какой-то из типов мышления становится у руля, а другие остаются на заднем плане. При этом старые формы мышления продолжают развиваться и наполняются новым содержанием. К примеру, в возрасте около 4–6 лет у детей формируется наглядно-образное мышление, при этом наглядно-действенное мышление не исчезает, а выходит на более высокую стадию развития.
Развитие речи сопутствует развитию мышления. Чем лучше развито мышление, тем лучше развита речь, и наоборот.
Рецепты для всех
Родителям для развития детского мышления и речи советуют:
— ходить на развивающие занятия;
— создать благоприятную атмосферу для познания ребенком окружающего мира;
— адекватно ограничивать детскую любознательность, запрещать лишь то, что небезопасно для жизни и здоровья;
— посещать детский сад;
— заниматься творчеством;
— читать малышу книги;
— поощрять самостоятельность мышления;
— предоставлять делать выбор в жизненных ситуациях самому;
— учить принимать решения, анализировать имеющуюся информацию.
Ответственные родители с рождения (некоторые и во внутриутробный период) начинают заниматься развитием малыша. Большинство из них понимают, как важно не упустить время, сензитивный период в развитии ребенка, и стараются изо всех сил. Осваивают новые методики раннего развития.
Причем под развитием мышления одни понимают то, что надо научить чадо думать быстрее. Другие — креативно, нестандартно. Третьи хотят развить у него логику.
Для чего они это делают? Как правило, взрослые стремятся развить речь и мышление ребенка для того, чтобы он в будущем стал успешным в бизнесе, в общении, в быту или реализовал заветную мечту родителей. Отдают его на занятия по риторике, иностранным языкам, учат ораторскому искусству и так далее. Детство — старт во взрослую жизнь, и чем лучше чадо подготовить, тем выше он взлетит. Или больнее упадет.
Верно заметил автор книги «Счастливый ребенок» Стивен Хариссон: «Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка — это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь — то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе».
Вот оно, счастье
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вносит свой вклад в осознание нами того, как мы воспитываем и развиваем своих детей. Нормальное развитие и ненормальное в контексте понимания врожденных способностей детей приобретает новый смысл. Единая норма? Это как усреднить развитие мышления дельфина и кукушки, а потом давать на основании этого нормы для всех — общие рекомендации. Несомненно, что-то есть общее между птичкой и млекопитающим, но эффективность общих советов будет весьма низкой, в отличие от индивидуальных.
Системный подход позволяет различать заданные ребенку с рождения свойства и избегать ошибок в воспитании. Нельзя развить то, что изначально не дано малышу. Если дома он не будет чувствовать материнской любви и ласки, ему будет сложно развиваться. Так зачем стучать в закрытые двери, растрачивая понапрасну свое время, нервы и делая родного человека несчастным?
Как может быть
— Поздравляем с новорожденным! У вас родился мальчик с анальным вектором. Его мышление вязкое, ригидное. Он трудно приспосабливается ко всему новому. Меж тем обладает уникальной памятью, способностью обрабатывать большой объем информации. Его важно не торопить, научить действовать по образцу, по шаблону, хвалить за успешное действие, и он с блеском будет справляться с заданиями. Он дотошный, скрупулезный, доводит все до конца. Про него можно сказать: крепок задним умом.
Требовать от него креативности, быстроты мышления подобно тому, что требовать от рыбки летать по небу. Ничего путного не выйдет. Малыш лишь будет ощущать свою неполноценность, затаит обиду на родителей за то, что они не принимают его таким, какой он есть.
Резкая перемена обстановки способна выбить такого ребенка из колеи. Именно отсюда родом все истории о том, как малыш замечательно развивался, уже отлично говорил и как со сменой нового детского садика он перестал разговаривать, стал тревожным, или как отличник провалил ЕГЭ.
Прежде чем ставить диагноз «задержка в психическом развитии», неплохо бы выяснить, что предшествовало подобным переменам. Анальному ребенку показаны для развития речи и мышления прочтение книг, конструкторы, деревянные кубики, домики, головоломки и т. п., игры, где надо посидеть и подумать, быть собранным и терпеливым. Стимулом для любой деятельности ребенка с анальным вектором является похвала. Доброе слово способно повести за собой анальника, если оно будет справедливым, заслуженной наградой за дело.
Я все бегу, бегу
— Посмотрите, у вас родился ребенок с кожным вектором. С гибким мышлением, умеющий не просто приспосабливаться к меняющимся условиям, но и извлекать выгоду. Он мыслит быстро, быстро принимает решения, ему не нужно информацию раскладывать по полочкам, долго взвешивать все за и против, как анальному ребенку. Его натура не направлена на глубину мысли, он скачет по верхам, зато успевает сделать много дел сразу.
Если родители будут пытаться привить ему усидчивость, заставлять доводить начатое до конца, повторять одно и то же, запрещать пробовать себя в разных ипостасях, то у него пропадет интерес к познанию мира. Он схватывает все на лету, быстро научается говорить. Все новое приносит ему удовольствие. Его речь беглая, прерывистая. Для него время — деньги, потому что незачем рассусоливать. Экономит слова, переходит сразу к делу.
Лучше всего развивать мышление и речь кожных детей в подвижных играх, также там, где присутствуют состязательность и соревнование. Они любят заниматься счетом, математикой. Материальные ценности у них в приоритете. Хотите чему-то научить кожника — перечислите, какая польза ему от этого будет, что он в итоге получит.
Кожники от природы лидеры, им важно быть во всем первыми. Поощрять их за правильно выполненное задание и стимулировать на новые свершения можно материальными благами. Тем, что не только наполнит карман, но и принесет ощутимую выгоду малышу. Например, поход в цирк или дополнительный час до сна.
Из кожников вырастают блестящие инженеры, архитекторы, юристы. Кто, как не они, способны молниеносно реагировать на изменения ситуации, отвечать на каверзные вопросы, изворачиваться, искать лазейки, добиваться поставленных целей?
Я все могу
— Знакомьтесь: царь, просто царь. Этот младенец обладает от природы огромным потенциалом. Его мышление направлено на будущее. Он родился с уретральным вектором. По своей природе он не воспринимает никаких запретов и ограничений, для него нет авторитетов, и апеллировать к высказываниям классиков, к чужому опыту, сравнивать его с другими детьми бессмысленно. Он знает себе цену. Чувствует свое превосходство над остальными людьми. В ранние времена уретральник был вождем стаи, и до сих пор они ведут нас за собой.
Понижать уретральника в ранге, даже такого маленького, к примеру навязывая ему выполнение учебных заданий, — вызывать его гнев, сопротивление. Он сам знает, что ему нужно. Он сам проверит, правильные ли выводы сделали его предшественники.
Родителям остается восхищаться достижениями ребенка с уретральным вектором, направлять его буйную энергию в нужное русло, обращаясь к его природному чувству ответственности — кто, если не ты?
Кто справится с непростым заданием, кто выучит больше всех слов, кто найдет ответ на сложный вопрос, кто предложит нестандартный вариант решения проблемы? Кто объединит и поведет за собой коллектив? Конечно, он. Все, за что бы он ни взялся, в принципе, ему по плечу. Вопрос лишь в том, сумеют ли взрослые правильно его воспитать. Уретральника, прежде всего, развивает общение со сверстниками.
Восьмивекторная реальность
Итак, системно-векторный психоанализ Юрия Бурлана различает детей по их врожденным свойствам, восьми векторам. На примере трех нижних векторов я показала, как работать над развитием мышления и речи адресно.
В завершении статьи рассмотрим, как работает развитие мышления у некоторых верхних векторов.
Красота — страшная сила
Малыш со зрительным вектором — восприимчивый, чувствительный, эмоциональный. Такого ребенка легко научить говорить красиво, потому что он от природы наделен стремлением к прекрасному. Для развития его речи и мышления нужны впечатления. У него больше развита зрительная память, поэтому ему лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Обучение по предметным картинкам, различного рода развивающим карточкам, по анимационным фильмам показывает 100 %-ный результат со зрительным малышом.
Наглядно-образное мышление зрительника развивает чтение книг, рисование. Например, из анально-зрительных детей получаются самые лучшие в мире художники и дизайнеры.
Тише едешь — дальше будешь
Малыш со звуковым вектором сосредоточен на себе, своих внутренних переживаниях и ощущениях, может долгое время в детстве молчать, а потом заговорить целыми предложениями. Ему нужно время для ответов на вопросы, пока он выйдет из своей ракушки наружу. Он живет идеями.
Его речь часто тихая, но если не кричать на него, не требовать говорить громче и отвечать быстрее, то из него вырастет настоящий гений. Письменной речью он владеет лучше устной.
Слово не воробей
Оральный ребенок обладает вербальным умом, он мыслит говорением. Обычно рано начинает говорить, его речь быстрая, с проглатыванием окончаний. Для него первостепенно найти свободные уши. Формулировать свои мысли на бумаге ему крайне сложно. Непонятно, что выбрать из всего потока мыслей.
Надо его учить выделять главное, до конца его выслушивать. Из него может получиться блестящий оратор. Если не слушать его, он все равно будет стараться сделать так, чтобы его слушали — начнет врать, придумывать небылицы. Бить орального ребенка по губам — верный путь к его заиканию, а то и к патологической лжи в будущем.
Меж тем современный малыш рождается с несколькими векторами, и разобраться в них подробнее, узнать их особенности в мышлении и речи, научиться распознать векторальный коктейль своего ребенка можно на тренингах «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
За мыслью, словами следуют поступки, и какими они будут, в частности зависит от уровня развития мышления человека. Нам отмерен сравнительно небольшой отрезок времени для развития природных свойств — от рождения и до пубертата, поэтому не упустите шанс развить своего ребенка должным образом. Его счастье в ваших руках.
Корректор: Веронника Бриггида
Завидую родителям, кому системное знание досталось вовремя. Стольких ошибок они не совершат, столько нервов себе и ребёнку сберегут.
Всё верно написано и прокомментировано.Главное-понимание своего ребёнка не через себя,как мы обычно делаем и поступаем,а через него и его природные свойства и надо обязательно их учитывать при воспитании.Все грубейшие ошибки происходят от незнания своего ребёнка и непонимания, что важно для него самого,чтобы он мог нормально развиться и отдать миру свой вклад,свой талант ,делясь с другими своими знаниями и способностями и обучаясь у других тому же,наполняясь и получая удовольствие от того,чем занимается.
Все верно сказано - мало говорит - еще не значит идиот, не умеющий мыслить... те же звуковички - порой от них слова не дождешься, а мыслительный процесс - еще какой!.. Каждому вектору - свои свойства. И это надо обязательно учитывать при воспитании малыша.
Ведь многие родители, по незнанию, допускают грубейшие ошибки в воспитании... и вот казалось бы , маленький человечек родился, чтобы отдать миру свой вклад, а его психическое получает "подножку" от самых близких, и вот потом ходит с ссадинами в психическом, а то и ещё с худшими травмами... И вот мир потерял ещё одну частичку, которая была наделена всем ,что необходимо, для продвижения в будущее. В сущности, "подножки" в развитии свойств маленького человечка, это "подножки" всему обществу.. и торможение его в продвижении вперед...
Действительно, интересно, а что сегодня является нормой в уровне развития речи и мышления детей? Усредненнный коэффициент? Да, кстати, звуковые дети еще очень тихие и редко плачут... Это тоже считается отклонениям... Что ребенок чуть ли не даун! А по факту все наоборот
Норма зачастую это то, что для конкретного врача норма... Попробуйте сходить к разным педиатрам - все они говорят разное...Через себя мыслят, что удивительного.
Вот бы действительно выдавали подобные рекомендации в роддомах! А то ведь мы хотим, чтобы наш малыш был таким же говоруном, как Петя; артистичным, как Ваня; послушным, как Миша. А он сидит, углубившись в себя...
Да, а многим родителям так и говорят: мысли материальны, поэтому думайте, каким вы хотите видеть ребенка и идите к своей цели. Через тернии к звездам, а часто получается к искалеченным судьбам.
Дифференцированный подход к воспитанию детей - залог их счастливого будущего.
Правильное развитие обеспечивает хороший потенциал, надежную опору для того, чтобы ребенок нашел себе место под солнцем в жизни.