В первый раз в страшный класс. Очерки школы
1 сентября — это особый день, прежде всего для тех детей, кто впервые переступил школьный порог. Рядом с нарядными мальчиками в костюмах и девочками в бантах на линейке сразу опознаются их родители. С цветами в руках. Встревоженные, волнующиеся.
«Первоклашка, первоклассник, у тебя сегодня праздник. Он чудесный, он веселый — встреча первая со школой!»
Уже скоро по всей стране пройдут школьные линейки, прозвенят первые звонки. Ученики сядут за парты. Начнется новый учебный год.
1 сентября — это особый день, прежде всего для тех детей, кто впервые переступил школьный порог. Рядом с нарядными мальчиками в костюмах и девочками в бантах на линейке сразу опознаются их родители. С цветами в руках. Встревоженные, волнующиеся.
Переживания родителей первоклассников понятны: начинается новый период в жизни их ребенка.
Как помочь ему лучшим образом адаптироваться к новым условиям обучения, создать комфортные условия для раскрытия его способностей?
Ответ нам поможет найти тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Перемены в жизни ребенка очевидны:
— меняется распорядок дня;
— увеличивается учебная нагрузка;
— нужно выстраивать отношения в новом коллективе и с учителем.
Кроме того, возрастает общественный спрос с ребенка — первоклашка считается уже более самостоятельным, ответственным.
Эти изменения понятны всем, однако то, что происходит в психическом первоклассника, зачастую остается за кадром. До тех пор, пока не выльется в серьезные проблемы. Проблему гораздо легче предотвратить, чем потом мучиться с ее последствиями. Здесь нужна профессиональная и своевременная помощь психолога.
Ребенок с кожным вектором. Ловкий, быстрый, шустрый. Любит соревнования, как и победу в них. Учитель не успеет до конца задать вопрос, а он уже тянет руку, поэтому частыми жалобами на кожных первоклашек бывают: «Непослушный, невнимательный, выскочка!»
Дело в том, что ответственность, дисциплинированность у детей с кожным вектором надо воспитать. Они по своей природе склонны к ограничениям. Для них важно установить режим и соблюдать его. Наказывать за несоблюдение правил. Адекватно ограничивать маленького кожника.
Он преуспеет в математике, спорте — там, где нужен изобретательский ум. Лидерские задатки развить можно, к примеру, поручив ему возглавить какое-то направление в деятельности класса (отвечать за чистоту доски, проверять сменную обувь, отмечать отсутствующих). Он отлично все организует и проконтролирует.
Важно, чтобы ему не наскучила учеба, дисциплина! Кожный вектор награждает своих обладателей подвижностью, логичным мышлением, умением быстро приспосабливаться к жизненным изменениям и потребностью к новым впечатлениям. Соответственно, нужно разнообразить формы уроков, применять различные методики проверки домашних заданий.
Кожных мальчиков родителям нужно поощрять за стремление к учебе по принципу: «Не учите жить — помогите материально». Конечно, не надо за хорошие оценки платить деньги. Достаточно купить в конце четверти или года что-то полезное и нужное для ребенка, велосипед например, а также мотивировать походом в цирк, парк, разрешить погулять с друзьями подольше. Учитель может стимулировать интерес к обучению через состязательность, соревнования — кожники любят быть первыми — и оценками.
Ни в коем случае нельзя материально поддерживать интерес к обучению девочек с кожным вектором. Иначе в будущем она будет выстраивать взаимоотношения с мужчинами на основе принципа «Ты мне — я тебе».
Нужно учитывать, что кожный ребенок ворует в стрессе. Воровство заложено в архетипичную (значит, не адаптированную к реалиям современного мира) программу кожного вектора. Запускается она, когда, к примеру, родители любят использовать ремень в качестве «воспитателя». Физические наказания вгоняют кожника в стресс (кожа — чувствительная зона), а порочная практика ремнеприкладства приводит к привыканию и получению удовольствия от боли. В будущем битый кожник получит как минимум мазохистские желания, а как максимум сценарий на неудачу. Воровство в школе покажется цветочками.
В особом подходе нуждается кожно-зрительный мальчик, который выделяется среди других детей своей миловидностью. У него, как правило, кроме бархатистой, нежной кожи, выразительные глаза. Зрительный вектор награждает кожного ребенка ранимой, чувствительной психикой, поэтому возможными болевыми точками в первом классе для кожно-зрительных мальчиков являются:
— напряженные отношения с одноклассниками (высмеивают за то, что общается больше с девочками, не может постоять за себя);
— учитель может жаловаться на неусидчивость такого ребенка, торопливость, плаксивость.
Что могут сделать родители такого сына? Лучше всего кожно-зрительного мальчика отдать на дополнительные занятия по музыке, вокалу. Не мешать его общению с девочками в классе — пусть для них он будет галантным кавалером.
Отдать его на борьбу, в мужской коллектив — значит создать стрессовую ситуацию, мешающую раскрыть его природный потенциал.
Кожно-зрительный ребенок так же, как и кожный, быстро привыкает ко всему новому, в том числе и к школьному распорядку, но при этом очень эмоционален и чувствителен. Нельзя запрещать ему плакать, стыдить за страхи, приучать «быть мужиком». Он чуток к искусству, всему возвышенному, у него доброе и сострадательное сердце. Поэтому надо развивать его чувственность, приобщать к духовным и культурным ценностям, помочь перейти из состояния страха в состояние любви — через сострадание к другим людям, помощь больным, пожилым, читая ему эмоциональные литературные произведения.
Ребенок с оральным вектором — шут и балагур или блестящий оратор. Его сразу будет знать весь класс, порою даже вся школа. Никого не боится, не стесняется и говорит без умолку. Найти бы свободные уши. Часто они находятся прямо во время урока.
Учитель, безусловно, будет вызывать родителей, писать замечания в дневник одного содержания: «Разговаривает на уроке, не слушает учителя».
Оральному ребенку, который от рождения наделен вербальным умом, достаточно давать устные доклады, спрашивать его и в качестве наказания за разговоры на уроке не обращать на него внимания, пересаживать «в изоляцию», слушать его только тогда, когда он говорит по делу. Оральный ребенок станет лучшим певцом и ведущим утренников и мероприятий, только надо доверить ему это ответственное дело.
Ученика с уретральным вектором сложно не заметить. Активный, энергичный, с горящим взглядом, за которым по непонятным причинам несется сломя голову весь коллектив. Педагоги жалуются родителям на его непослушность, взрывной характер, несоблюдение установленных правил.
Учителя часто не понимают, что имеют дело с вождем, и пытаются перетянуть одеяло на себя, соперничают с ним за власть над классом и получают в ответ сопротивление, конфликт. Оптимальным вариантом будет признать статус уретрального ребенка в классе, не понижать его в ранге, обращаясь сверху вниз, а наоборот, обращаться к природной ответственности: «Если не ты, Вася, то кто? Без тебя тут нам не обойтись». Такой подход поможет найти общий язык с природным вождем, развить его задатки и использовать его потенциал на развитие всего класса.
Родителям нужно помнить, что природа не терпит пустоты и уретрального ребенка надо отдавать в командный спорт, поощрять участие во внеклассной жизни школы. При этом ему не надо похвалы, «спасибо», которое можно положить в карман. Он желает восхищения своими поступками и блестящими результатами, а наша задача — создать ему плацдарм для того, чтобы он мог показать себя во всей красе.
Ребенок с анальным вектором. Домашний ребенок. Спокойный, усидчивый, старательный. Проблемы с адаптацией, так как боится перемен, всего нового. К тому же его родной страх — страх опозориться. Ему крайне тяжело адаптировать новый ландшафт.
Мама — его опора, гарант безопасности в мире. Ее доброе слово способно стимулировать анального ребенка на обучение, как и похвала учителя. Таких детей действительно есть за что хвалить: отличная память, стремление во всем дойти до сути, послушный, исполнительный, добросовестный. Чтобы избежать сложностей при адаптации в первом классе, ребенка с анальным вектором обязательно нужно отдавать в детский сад, желательно познакомить с одноклассниками заранее, поводить на подготовительные курсы при школе.
Подготовка — лучший способ добиться положительного результата. Этот принцип наиболее точно отражает подход к обучению ребенка с анальным вектором. У него не получится учиться «наскоком», быть отличником при частой смене школ. Цель — сделать для него школу вторым домом, тогда он будет чувствовать себя в ней как рыба в воде и разовьет заданные от рождения свойства.
«Сам себе на уме, постоянно витает в облаках, заторможенный» — подобные «эпитеты» от учителя начальных классов будут не раз выслушивать родители ребенка со звуковым вектором. По своей сути звуковик любит тишину, его внимание направлено на собственный внутренний мир. Он все время как будто не здесь. Ему нужно время, чтобы выйти из себя и экстравертироваться (а если, к примеру, кроме звукового вектора у него есть только анальный вектор, то ребенок — абсолютный интроверт). Это он задает не по годам взрослые вопросы по типу: «Откуда взялся этот мир? А мы одни в этом мире?»
Школа со всем своим шумом, гамом создает дополнительную нагрузку на чувствительные уши звукового ребенка. А если и на уроке учитель кричит на него, дома родители орут, ругают, он вовсе уходит в себя, замыкается. Нередко детям со звуковым вектором ставят диагноз «задержка умственного и психического развития», хотя на самом деле звуковой абстрактный интеллект — самый мощный из существующих, способный осмысливать невероятные вещи, например создавать теорию относительности или таблицу Менделеева.
Родителям звуковых детей необходимо создать дома спокойную обстановку, без крика и ругани. Учителю после того, как он задал вопрос, нужно давать звуковичку время для устного ответа. Ответ поразит серьезностью, вдумчивостью рассуждений, более того отличным владением словом.
Тихий гений — если суметь разглядеть ученика со звуковым вектором и создать ему условия для развития.
* * *
В завершение краткого экскурса о том, что меняется во внутреннем мире первоклассников, хотелось бы отметить, что причина всех проблем, которые озвучивают родители, педагоги, прежде всего в них самих: в отсутствии понимания, какого ребенка они воспитывают, и в непонимании себя.
Родители со зрительным вектором в страхе способны «затюкать» первоклассника собственными переживаниями и опасениями, «навешать» ему стереотипы и личные представления о школе, причем негативные. Родители с анальным вектором начнут вспоминать свой опыт и как бабушки с дедушками учились, захотят, чтобы ребенок пошел по их стопам. Родители с кожным вектором будут подталкивать своего первоклассника к лидерству, желая, чтобы он во всем был первым.
Не всегда представления родителей и педагогов совпадают с потребностями ребенка, что приводит к детским эмоциональным срывам, утрате интереса к учебе, агрессии, депрессии и неудачному жизненному сценарию в будущем.
Только осознанный и дифференцированный подход как со стороны родителей, так и со стороны учителей позволит каждому ребенку найти свое место в школе и в последующей взрослой жизни.
Корректор: Гиляра Темирьянова
"Дорога в тысячу ли начинается с первого шага!" - говорили в древности мудрые китайцы. Дорога в Мир знаний начинается с первого класса, первой учительницы, первого дня в школе...
От того, какими они, эти "первые" будут, зависит дальнейшая судьба маленького человека, да и всей страны в будущем.
Спасибо за статью. Было бы прекрасно что бы её прочитали учителя работающие в младших классах.
Вот они - психотипы! И к каждому ключик! Спасибо за рекомендации.