Муаммар Каддафи родился в 1942 году в бедуинском шатре в 30 км южнее города Сирт в бедуинской семье, принадлежавшей к племени аль-каддафа.
Вспоминая своё детство, Каддафи говорил: «Мы, бедуины, наслаждались свободой среди природы, всё было первозданно чистым… Между нами и небом не было никаких преград».
Следуя за отцом, постоянно кочевавшим в поиске новых, более плодородных земель.
Школьником участвовал в подпольной политической организации, проводил антиколониальные демонстрации против Италии. В 1961 году Муаммар создал подпольную организацию, ставившую своей целью свержение монархии, как в соседнем Египте.
В 1965 году Муаммар Каддафи в чине лейтенанта окончил военный колледж в Бенгази, затем в 1966 году проходил переподготовку в Великобритании и тогда же был произведён в капитаны. Впервые он стал известен арабскому миру, когда направил своё подразделение (без санкции короля Ливии Идриса I) на помощь Насеру в шестидневную войну 1967 года.
здесь мы видим, что Муаммар воспитывался в полне благоприятной среде, с отцом с детства открывал новые земли, имел свободу.
С раннего юношества в его уретральной голове была идея о революции. Он сформулировал «Третью мировую теорию» (Джамахирия), изложенную в его трёхтомном труде «Зелёная книга»
Третья всемирная теория
Третья всемирная теория — система взглядов лидера ливийской Зелёной революции Муаммара Каддафи, противопоставляемая им коммунизму Маркса и капитализму Адама Смита. Муаммар Каддафи выдвинул системную идею общественного устройства, которая нашла частичное воплощение в Ливии.
Теория отрицает традиционные орудия власти — парламенты, партии, референдумы — и противопоставляет им концепцию прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. При этом Всеобщий народный конгресс, принимающий общегосударственные законы, рассматривает лишь те вопросы, которые обсуждены и предложены в повестку дня первичными народными конгрессами, объединяющими все взрослое население страны.
Закон общества не может зависеть от политической конъюнктуры, а должен базироваться на обычаях и религии. Третья всемирная теория провозглашает необходимость отмены наемного труда и право работника на производимый им продукт.
Джамахи́рия
Джамахирия — это высшая форма демократии, при которой власть напрямую принадлежит народу, осуществляется прямое народовластие.
Слово «джамахирия» — неологизм, образованный путём замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы). С. Гафуров указывал: «Интересно отметить, что семантика слова „Джамахирия“ связана с понятиями, которые Кропоткин считал ранними формами анархизма. Например, он отмечал, что русский историк Костомаров использовал понятие „народоправство“, что вполне может быть удачным переводом арабского слова — новообразования Джамахирия на русский язык».
Ливия провозглашена джамахирией 2 марта 1977 года.
В Джамахирии традиционные институты власти отменяются. Повсеместно формируются народные комитеты и народные конгрессы. Государство разделяется на множество коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входят все члены коммуны (то есть, жители коммуны). Каждый человек имеет право высказать своё предложение на заседании народного комитета. Каждый участвует в принятии решений и реализации власти. Государство представляет собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирает своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий Народный Конгресс.
В государственном управлении Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией участвует все взрослое население страны, объединённое в первичные (основные) народные конгрессы. Народные конгрессы выбирают свои исполнительные органы (народные комитеты), члены которых автоматически становятся делегатами народных конгрессов провинций.
Всеобщий народный конгресс, высший законодательный орган Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, вправе вносить в свою повестку дня лишь вопросы, обсужденные первичными народными конгрессами.
«Хартия революционной законности», принятая Всеобщим народным конгрессом Ливии в 1990 году, предоставила широкие внешнеполитические полномочия лидеру революции — Муаммару Каддафи, который не занимает официальных постов в государстве.
Доктрина
Парламентаризм, по мнению Каддафи, — порочное решение проблемы демократии. Парламент не может выступать от имени народа, потому что демократия означает власть самого народа, а не тех, кто выступает от его имени. Методы избирания парламента не могут считаться демократическими, потому что массы становятся полностью оторваны от депутата. Депутат монополизирует власть масс и право решать за них их дела. Парламент, по сути, представляет не народ, а победившую на выборах партию. Фактически, народ используется политическими силами в борьбе за власть. Система выборных парламентов является демагогической системой, ибо голоса можно покупать и подтасовывать; то есть, парламентское представительство — обман. В целом, теория представительского правления — устаревшая и изжившая себя практика, придуманная философами и мыслителями в ту пору, когда народом помыкали правители, как бессловесным скотом.
Партия, согласно «Зеленой Книге», это современное диктаторское орудие правления — это власть части над целым. Партии создаются группами людей для осуществления своих интересов или навязыванию обществу своих взглядов и установлении господства в нём своей идеологии. Количество партий не меняет существа дела. Более того, чем больше партий, тем острее между ними борьба за власть, что подрывает программу, направленную на благо всего общества. Интересы общества и общественного развития приносятся в жертву межпартийной борьбе за власть. Кроме того, партии могут быть продажны и могут быть подкуплены извне и изнутри. Оппозиция — это не орган контроля народа за деятельностью правящей партии, она лишь выжидает подходящий момент, чтобы занять место правящей партии у кормушки власти. Контроль находится в руках партии, стоящей у власти (посредством парламента), а власть — в руках партии, осуществляющей контроль. Отсюда ясно, как лживы, фальшивы и несостоятельны существующие в современном мире политические теории.
В первой части «Зеленой Книги» М. Каддафи также изложил и свои воззрения на свободу слова. По его мнению, «человек, как физическое лицо, должен иметь свободу самовыражения, и даже будучи умалишенным иметь право свободно выражать свое безумие». Человек, как юридическое лицо, также свободен в выражении себя как такового. В первом случае человек представляет только самого себя, во втором — лишь группу физических лиц, образующих юридическое лицо.
«Общество состоит из множества физических и юридических лиц. Поэтому, если физическое лицо является безумным, это не означает, что остальные члены общества также умалишенные. Пресса — это способ самовыражения общества, а не отдельного физического или юридического лица. Газета, являющаяся собственностью индивидуума, выражает только точку зрения ее владельца. Утверждение, что она представляет общественное мнение, несостоятельно, и не имеет никаких оснований, ибо на деле она выражает точку зрения физического лица, а с точки зрения подлинной демократии недопустимо, чтобы отдельная личность владела публичными средствами печати и информации».
Проводя в жизнь лозунг «Партнеры, а не наемные работники», рабочие и служащие под руководством народных комитетов захватывали предприятия и учреждения в сфере не только производства, но и торговли, а также различных служб обслуживания. Бывшие владельцы получали вместе с компенсацией и возможность участвовать в управлении этими предприятиями, но на правах «равного партнерства с производителями». Эта кампания «народного захвата», как ее назвали в Ливии, стала своеобразной формой ликвидации частной собственности крупной и средней буржуазии.
вообщем, это своеобразная теория об уретральном обществе будущего и попытка его постоить. Перескакивание через кожную фазу развития, понятное дело, заранее обречено на неудачу. По сути дела это попытка построить уретральное общество на анальных традициях и религии..
Имплементация теории в Ливии
Теория частично реализована в Ливии — в марте 1977 года республика преобразована в Джамахирию, упразднена эксплуататорская частная собственность (сохранены частные семейные предприятия в сфере услуг).
В марте 1977 года была обнародована «Декларация Себхи», и страна стала именоваться Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия.
Ислам объявлялся официальной государственной религией. Одной из главных целей революции провозглашалось построение социализма, основанного на «религии, морали и патриотизме». Добиться этого Каддафи и его соратники намеревались путем «обеспечения социальной справедливости, высокого уровня производства, ликвидации всех форм эксплуатации и справедливого распределения национальных богатств».
В 1973 Каддафи организовал Арабский социалистический союз (АСС), ставший единственной легальной политической организацией в стране. В 1977 Всеобщий народный конгресс (ВНК), представляющий многочисленные народные комитеты, принят декрет («Декларацию Себхи») об установлении в Ливии «режима народной власти» (т. н. прямая народная демократия); страна была переименована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. Был также переименован и СРК, трансформированный в Генеральный секретариат Конгресса. АСС фактически слился с аппаратом ВНК. В генеральный секретариат ВНК были избраны Каддафи (генеральный секретарь) и четверо его ближайших соратников — майор Абдель Салам Ахмед Джеллуд, генералы Абу Бакр Юнес Джабер, Мустафа аль-Харруби и Хувейлди аль-Хмейди.
Ровно через два года пятерка лидеров ушла в отставку с государственных постов, уступив их профессиональным управленцам. С тех пор Каддафи официально именуется Лидером ливийской революции, а вся пятерка вождей — Революционным руководством. В политической структуре Ливии появились Революционные комитеты, призванные проводить через систему народных конгрессов политическую линию революционного руководства.
Функционирование политической системы «Джамахирии» на местах и, особенно на производстве затруднялось как из-за саботажа буржуазных слоев, так и по причине недостаточной подготовленности осуществляемых мероприятий, неспособности нового управленческого аппарата руководить хозяйством. Все это вызвало недовольство и брожение среди части населения. Против политических и экономических новаций ливийского руководства выступила и некоторая часть мусульманского духовенства. Она обвинила Каддафи в «отступлении от положений Корана».
В ответ власти пошли на серьезные меры, направленные на ограничение влияния духовенства. Оппозиционно настроенным «хранителям чистоты ислама» Каддафи устроил по телевидению публичный экзамен на знание Корана. Богословы не смогли ответить на вопросы лидера ливийской революции, и были скомпрометированы в глазах верующего населения. Это дало Каддафи основание лишить впоследствии некоторых из них права вести религиозную службу
Завершающим итогом всех экономических реформ в Джамахирии должно стать «достижение новым социалистическим обществом стадии, на которой окончательно исчезнут прибыль и деньги, когда общество станет целиком производительным, а производство будет полностью удовлетворять материальные потребности всех членов общества. На этом заключительном этапе прибыль исчезнет сама собой, и, значит, перестанут существовать и деньги». В настоящее же время, каждый в Ливии получает столько, сколько хватает для удовлетворения его физиологических потребностей: хлеб и прочие продукты питания стоят дешево; транспорт и бензин практически бесплатные; все жители Ливии обеспечены бесплатным жильем.
Будущее как его планировал Каддафи
Трансформация ливийского общества в современную политическую систему, названную Джамахирией, сопровождается многими зигзагами и проходит медленнее, чем того хотел бы М. Каддафи. Но созданная им система, несомненно, пробудила ливийский народ к политической активности. Однако, как он вынужден был признать, «участие народа в управлении страной было не полным».[11]
Поэтому на состоявшейся 18 ноября 1992 года в городе Сирт сессии ВНК было принято решение о создании в Ливии новой политической структуры. Она предполагала переход страны на высшую ступень народовластия — образцовой Джамахирии. Речь идет о создании вместо первичных народных собраний полутора тысяч коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств.[12]
Необходимость реорганизации прежней политической системы, как пояснил М. Каддафи, объяснялась, прежде всего, тем, что она «не смогла обеспечить подлинного народовластия в силу сложности структуры, что создало разрыв между массами и руководством, страдала излишней централизацией». В целом Джамахирия продолжает курс на построение «исламского социалистического общества», где господствует лозунг — «Власть, богатство и оружие — в руках народа!».
Апрель 2004 года, Муаммар Каддафи как истиный зрительный эксцентрик приехал на съезд Европаламента в Брюсселе с бедуинской палаткой.
Охранниками Каддафи держал исключительно женщин.
Новости 21 февраля 2011 года
"Власти Ливии начали масштабную операцию с применением огнестрельного оружия, стремясь разогнать демонстрацию в Триполи. Напомним, Ливия в последние дни охвачена беспорядками. Манифестанты требуют смещения лидера страны Муаммара Каддафи, правящего страной более 40 лет. Как передает катарский спутниковый телеканал Al-Jazeera, по демонстрантам в столице нанесла удар боевая авиация. В эфир телеканала из пригорода Триполи дозвонился ливиец, участник антиправительственных акций. Он заявил, что самолеты ВВС бомбили "некоторые районы" в городе. Никаких официальных подтверждений нет, дело в том, что информация из Ливии при отсутствии интернета и телефонной связи поступает крайне скудная.
На всей территории страны выключена телефонная связь, как мобильная, так и стационарная. В то же время ливийское государственное телевидение сообщает, что в стране действуют организованные диверсионные группы, и призывает граждан сотрудничать с силами безопасности и полицией на всей территории Ливии, передает РИА "Новости". Также гостелевидение транслирует кадры мирной демонстрации, якобы проходящей в эти минуты на Зеленой площади в столице. На картинке несколько сотен человек, находящихся на площади, размахивают национальными флагами, танцуют, держат плакаты в поддержку лидера ливийской революции Муаммара Каддафи. Телеканал утверждает, что эта демонстрация транслируется в прямом эфире. Вместе с тем, сигнал независимой Al-Jazeera пытаются глушить ливийские спецслужбы.
По рассказам очевидцев, авиация подвергает бомбардировкам жилые районы столицы. Город находится в осаде. По улицам разъезжают банды наемников, которые расстреливают население.
Лояльные режиму Муаммара Каддафи сотрудники сил безопасности врываются в больницы и нападают на врачей и раненых. В городе остро ощущается нехватка медикаментов, продуктов питания, начались перебои с электроснабжением.
Как заявил один из жителей Триполи, Каддафи начал "политику выжженной земли" против собственного народа. Он призвал все арабские страны немедленно мешаться, а ливийцев - встать на защиту родины и ответить на эти преступления любыми способами.
По данным различных международных источников, самого Каддафи в Ливии нет. Его предполагаемым местонахождением все чаще называют Венесуэлу. Однако высокопоставленный источник Reuters в правительстве этой страны заявил, что правительство Каракаса "такую информацию опровергает". Глава ливийского МИДа Халед Каям также заявил, что "эти новости не имеют под собой никаких оснований", однако никаких подробностей о суде лидера не привел. "