Пушкин — наше все / Pushkin Is Our Everything
Что делает Пушкина средоточием «русской ментальности»? Этот вопрос не дает покоя думающим людям не только в России. В Лондоне, в день 215-й годовщины со дня рождения Поэта, американский режиссер М. Бекльхаймер представил новую документальную ленту «Пушкин – наше все».
Проходят столетия, но имя Пушкина все так же значимо для мировой культуры. Изученная до дня и часа жизнь, тома исследований литературного богатства, воспоминания современников не проливают свет на феномен Пушкина — «первого нашего поэта, прозаика, историка, гражданина, любовника и друга», того, о ком сказано: Пушкин — наше все.
Филологи, литераторы, кинематографисты и просто неравнодушные люди не оставляют стараний проникнуть в суть загадочной фразы Аполлона Григорьева и расшифровать, наконец, «культурный геном», который с первыми стихотворными строчками «У Лукоморья…» встраивается в нашу ментальность: «Пушкин — наше все».
Документальная лента американского режиссера Майкла Бекльхаймера (Michael Beckelhimer) с таким названием была впервые показана в лондонском Пушкинском Доме 6 июня 2014 года в честь дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и Дня Русского Языка. Режиссер попытался ответить на вопрос, почему поэт, погибший на дуэли в 1837 году, остается и по сей день самым читаемым автором в России. «Сейчас Пушкин нужен России как никогда», — считает один из героев фильма.
Вырванные из контекста, слова А. Григорьева могут показаться спорными. Почему именно Пушкин — наше все, а не Лермонтов или, к примеру, Толстой? Отчего имя Пушкина неизменно первым возникает в сознании обобщающим символом русской поэзии, русского языка, русского миропонимания? Почему цитаты из произведений Первого поэта России настолько вошли в живую речь, что авторства их мы уже не осознаем? Почему же именно Пушкин — это наше все?
Прежде чем ответить на эти вопросы, прочтем высказывание А. Григорьева полностью: «Пушкин — наше все: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя… все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный… образ народной нашей сущности. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего. Вообще же не только в мире художественных, но и в мире общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономии». Действительно, он — наше все.
Каждый читающий эти строки наверняка услышит в них отголосок собственных ощущений. На уровне субъективных чувств так и есть. Но существует ли объективная закономерность? В чем причина и каков механизм созвучия творчества одного человека с мироощущением народа? Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» впервые объясняет феномен Пушкина на уровне психического бессознательного. Системно исследуя векторальную матрицу российской ментальности и структуру психической организации поэта А. С. Пушкина, можно с уверенностью сказать: уретрально-звуковой Пушкин всей своей «вольностью святой» был обречен на роль вождя российской словесности, «властителя дум», по его же определению.
Провидение рукоположило его быть образцом для передачи во времени лучших качеств российской ментальности: свободолюбия, бесстрашия, легкой отдачи собственной жизни во имя высшей цели, милости к падшим, вечного и бесконечного духовного поиска. Пушкин на самом деле достоин того, чтобы о нем сказали, что он — наше все.
Творчество и жизнь Пушкина неразделимы. Поэт письменным Словом творил новую реальность, гениально реформируя русский литературный язык своими чудесными строфами. Уже в Лицее к нему, 17-летнему, как волхвы на поклонение, приезжали именитые поэты: Жуковский, Вяземский, Батюшков. Усмотрев в беспокойном юноше будущее солнце русской поэзии, пииты взяли его под свое крыло. Жуковский так и остался на всю жизнь «побежденным учителем», а по сути, заступником перед царем и спасителем Поэта от него же самого — бескомпромиссного, скорого на гнев и не желающего быть шутом при государе.
Современный русский язык в привычном нам виде немыслим без тектонического сдвига, совершенного Пушкиным. «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Евгений Онегин» явились провозвестниками нового литературного русского языка. До Пушкина так не писали. Не смели, например, назвать ногу ножкой, а он посмел. Посмел нарушить границы дозволенного и установить свои правила игры на русском литературном поле, обозначив все темы и идеи последующего развития отечественной словесности.
Что Пушкин сделал для нас? Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь и знаем, что Кощей над златом чахнет — такова его доля в наших лесостепях; что колдун, случается, несет богатыря, но недолго; что нельзя стяжать благ материальных — окажешься у разбитого корыта; что народ безмолвствует, а потом как грянет бой, Полтавский бой, и ура! мы ломим, гнутся шведы… Мы думаем языком, который подарен нам Пушкиным, в самом прямом смысле этого слова. Не случайно с 2011 года День русского языка отмечается 6 июня, в день рождения поэта. Философ И. Ильин писал: «Не для того сходимся мы, чтобы вспомнить или «помянуть» Пушкина так, как если бы бывали времена забвения или утраты.... Но для того, чтобы засвидетельствовать и себе, и ему, что все, что он создал прекрасного, вошло в самую сущность русской души и живет в каждом из нас; что мы неотрывны от него так, как он неотрывен от России; что мы проверяем себя его видением и его суждениями; что мы по нему учимся видеть Россию, постигать ее сущность и ее судьбы; что мы бываем счастливы, когда можем подумать его мыслями и выразить свои чувства его словами; что его творения стали лучшей школой русского художества и русского духа; что вещие слова «Пушкин — наше все» верны и ныне и не угаснут в круговращении времен и событий...»
Правнук эфиопа, написавший первые стихи по-французски, уретрально-звуковой Пушкин всем своим душевным устройством оказался русским. Не владея в юности как следует русским языком, этот «француз» сделал русскую литературу способом выживания миллионов русских, а русский язык — мощнейшим средством освоения многоязыких просторов Империи.
Игрок и острослов, дуэлянт и кутила, франт и любовник всех хорошеньких женщин, Пушкин неизмеримо больше, чем все, написанное о нем. Он определил развитиене только литературы, не только языка — все это лишь следствия главного. Создатель энциклопедии русской жизни на века заклеймил коллективное бессознательное России своей знаменитой печаткой-талисманом. По этому клейму, по этой печати мы опознаем своих, независимо от национальности, расы и страны проживания. А. С. Пушкинъ — это и пароль, которым мы отзываемся друг другу во тьме безвременья, и победный клич на вершине успеха: Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!
Пушкин — наше все. Он сосредоточил в себе главные, лучшие, решающие свойства российской ментальности. Как Ноев ковчег, творчество Пушкина вобрало в себя все, что необходимо сохранить в любой катастрофе. Чтобы выжить — во что бы то ни стало — и остаться собой.
Корректор: Елена Горшкова
"Пушкин — наше всё " -прочитала , и поначалу испытала сопротивление - какое же "Ваше" , если всю жизнь он метался , сопротивлялся существующему укладу в России , страдал , был в свою очередь ссылаем с глаз долой .И какое же он Вам " все " , ведь неправда то что он является на сегодняшний день самым читаемым автором в России. Но , действительно , если посмотреть через призму СВП - "уретрально-звуковой Пушкин всем своим душевным устройством был русским".Стало понятнее , почему "игрок и острослов, дуэлянт и кутила, франт и любовник всех хорошеньких женщин", Пушкин близок , понятен и особо ценен русскому человеку . Как и стало понятным , почему Пушкин так любил Россию
Вам известно об американском издании Тайных записок Пушкина в серии ЛитПамятники? http://www.mipco.com/win/pushLP.html
Мне известно. И ничего нового о нем и даже он сам - только подтверждает фактами, мыслями, описаниями, словом те раскрытия его части психического согласно его природных свойств, которые сделала Ирина Каминская в работе из 11 статей... Рассказывать о нем или читать его самого, чтобы доподлинно понять, вернее, ощутить ЧТО такое для России Пушкин, как явление можно только через системный психоанализ... Рекомендую, вот начало ) //www.yburlan.ru/biblioteka/pushkin-chast-1
Даааа, Ирина! Хорошо подмечено - Пушкин наше всё - сосредоточение в себе лучших, главных, решающих свойств российской ментальности. Творчество Пушкина - Ноев ковчег - наш стратегический запас для движения вперед при любых катастрофах...