Буллинг — красивое слово с некрасивым смыслом
У каждого малыша есть природная тяга к знаниям и врожденное желание учиться и познавать мир.
Почему же от момента первых шагов по школьным коридорам в гордом статусе первоклассника до подросткового периода у детей пропадает это желание?
Рождаясь девятимесячным, недоношенным по меркам животного мира, человеческий детеныш нуждается в опеке и заботе, он не может выжить самостоятельно. До трех лет мама обеспечивает не только жизненно важные физические потребности (еда, вода, одежда и т.д), но и первостепенную для психического здоровья потребность в защищенности и безопасности.
Попадая в детский коллектив, будь то садик или школа, в силу возраста ребенок не может обеспечить себе сам эту защищенность, поэтому ответственность за безопасность каждого ребенка учебное заведение берет на себя. Некоторые учреждения справляются весьма успешно, в других же происходит буллинг, из-за которого дети, теряя чувство защищенности и безопасности, перестают хотеть учиться, ходить в школу.
* * *
С чьей-то легкой руки и острого языка ему дали кличку Шнурок. В классе давным-давно забыли его настоящее имя, а учителя вызывали к доске по фамилии.
Долговязый подросток, тихий, скромный, левша, с аккуратным почерком и грустными глазами в пол-лица. Весь какой-то незаметный, по-юношески нескладный, состоящий из углов и длинных конечностей, при этом безобидный, он не мог дать отпор ни мальчикам, ни девочкам.
Постоянно сутулый, Шнурок втягивал голову в плечи то ли для того, чтоб меньше обращать на себя внимание, то ли для того, чтобы казаться не таким «длинным».
Про таких, как он, говорят: «Мухи не обидит». Однако весь наш класс объединился в дружбе против него. Мальчики его толкали, дергали, давали подзатыльники. Девочки подкалывали, дразнили, задирали.
Когда Шнурок выходил к доске, все хихикали или откровенно насмехались. А он, начиная бодро и правильно отвечать на задание, видя реакцию класса, краснел и начинал заикаться, а потом и вовсе замолкал, еле сдерживаясь, чтоб не заплакать.
* * *
Травля (буллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива другим или группой лиц.
Травлю организует один, иногда с сообщниками, а большинство остается свидетелями. При этом жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок.
Буллинг может быть физическим (толчки, побои, порча имущества) и психологическим (угрозы, насмешки, клевета, изоляция, доведение до самоубийства).
Участников травли принято делить на три группы: агрессоры, жертвы и наблюдатели. Если в классе происходит травля — это влияет на каждую из групп. У тех, кто становится ее свидетелями, тоже пропадает чувство защищенности и безопасности. Ощущая сильный психологический дискомфорт, многие из них начинают вести себя агрессивно, следуя принципу «лучшая защита — нападение».
* * *
16-летний Мурад Стариков из Уфы владеет французским и немецким языками, играет на фортепиано. Но сверстники вместо того, чтобы восторгаться талантами мальчика, устроили на него травлю.
«Валяли меня по полу. Кричали на меня. Доводили до истерики и пытались довести до самоубийства. Они нападали на меня около десяти раз. И при этом я не чувствовал защиты со стороны классного руководителя».
По словам матери, издевательства продолжались долго. Только сам Мурад ничего об этом не рассказывал — боялся, как признаётся теперь. Но когда подросток пришел со ссадинами на лице — скрывать все стало бессмысленно.
* * *
На Всемирном образовательном форуме 2019 года был зачитан доклад ЮНЕСКО, в котором насилие и издевательства в школе названы «серьезными глобальными проблемами».
Каждый второй подросток в России сталкивался с травлей в школе. О буллинге со стороны сверстников рассказали 52% опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет, в первую очередь они жалуются на психологическую агрессию (32%) и физическую, проявляющуюся в толчках и побоях (26,6%).
На Украине за два года действия «антибуллингового закона» с января 2019 года суды рассмотрели 618 дел о травле в образовательных учреждениях (сложно представить, сколько дел так и не дошло до суда).
Такие же данные указывает ЮНИСЕФ: в мире каждый третий школьник от 13 до 15 лет подвергается травле и примерно столько же детей оказываются втянутыми в драки. Буллинг, в том числе кибербуллинг, принимает масштабы эпидемии.
* * *
Журналист Юлия Дудкина вспоминает, как над ней издевались одноклассники в творческой школе, где преподавали музыку, сценические движения, актерское мастерство.
Обзывались, рассовывали мусор по карманам, разбирали флейту и прятали части в разных местах школы. Юлия заработала нервный срыв и попросила родителей поменять место учебы.
Уже будучи взрослой, долго работала с психотерапевтом.
* * *
Тысячи видеороликов о жертвах школьной травли, миллионы рассказов родителей жертв и самих детей, потоки пролитых слез, нервные срывы, психотравмы, суициды и убийства. Кто-то сумел защитить своего ребенка, а кто-то узнал об издевательствах слишком поздно.
Психологи, эксперты, омбудсмены, специалисты на сайтах противодействия травле — все они сходятся в одном: буллинг — бич нашего времени. Количество подвергшихся психическому и физическому насилию в школе с каждым днем только увеличивается.
Современная психология не может объединить жертв травли в какие-то группы, найти то общее, что отличает этих детей от других. Уже на первых лекциях тренинга Юрия Бурлана можно понять, что подвергаются буллингу не все дети, а обладающие определенными психическими свойствами. Как правило, это кожно-зрительные мальчики.
Красивые, нежные, с девичьим характером, ранимые, впечатлительные. Чуть что — в слезы. Такие дети тяжело адаптируются в обществе, над ними чаще всего издеваются сверстники.
Еще одна группа риска: неуверенные в себе, подавленные, находящиеся в стрессе, битые родителями дети — жертвы. Чем больше непонимание между родителями и ребенком, тем больше вероятность издевательств в школе. И наоборот, родители, которые знают векторальный набор ребенка, понимают особенности его психики и воспитывают в соответствии с этим, обеспечивают своему чаду некий психологический щит, который дает уверенность в общении с одноклассниками.
Кроме того, чаще издеваются над теми, кто сильно отличается: интеллектом, как в худшую, так и в лучшую сторону, телосложением, характером, социальным статусом, даже необычным именем.
Если взрослые всячески стараются выделиться, проявить свою индивидуальность, то дети, напротив, испытывают сильный стресс, если очень выделяются из толпы. Так даже редкое имя может привести к сложным отношениям со сверстниками. Что уж говорить о ситуациях, когда ребенок отличается плохим зрением, низким или высоким ростом, устаревшей, немодной одеждой или гаджетами.
* * *
Большая ошибка считать, что причина травли не в особенностях жертвы, а в особенностях детей, осуществляющих буллинг. В нашем представлении это всегда моральные уроды, агрессоры, недоумки, дети из неблагополучных семей с родителями алкоголиками или наркоманами и никогда не «мой послушный Петечка, такой воспитанный и домашний мальчик, с хорошими оценками».
Школьный класс — архетипичная стая с броуновским движением, хаотичная и необузданная сила. У детей только начинается психическое развитие, превращение из животного в Человека и только от взрослых зависит его направление и психологическая атмосфера в классе, в школе.
Объединяться эта стая может на ощущении неприязни к конкретному ее члену в том случае, если с помощью взрослых (учителей, классного руководителя) не создан настоящий коллектив.
В потрясающей книге «Республика ШКИД» рассказывается, как вчерашние беспризорники, дети улицы, малолетние воры из разрозненных элементов, собранных в одном месте, становятся друзьями, умеющими сопереживать и сочувствовать. Как за короткий срок из социально опасных преступников они превращаются в настоящих людей, способных к взаимодействию и готовых прийти на помощь.
Тема травли объемная, сложная. Вот лишь некоторые шаги для решения проблемы буллинга в классе:
1. Главная задача классного руководителя — суметь так организовать самоуправление в классе, чтобы предотвратить конфликтные ситуации.
Определить лидера и его помощников. Хорошо, если в классе есть ребенок с уретральным вектором (природный, прирожденный вождь), если такого ребенка нет, то подспорьем будут дети с кожным вектором, у них прекрасные организаторские способности, они быстро подстраиваются под любые ситуации. Мягко поставить задачу следить за психологической атмосферой в классе.
2. Заинтересовать детей чтением классической литературы. Именно она научает добру, справедливости, состраданию и сопереживанию, а значит будет помощником в воспитании чувств и в профилактике буллинга.
3. Если в классе неприязненные отношения между учениками, хорошо бы придумать, как собрать детей за одним столом (пикник в походе, дни здоровья, дни рождения, праздничные чаепития и т.д.).
Совместный прием пищи снимает напряженность в коллективе.
Об этих и других способах предотвращения буллинга, о том, как правильно сформировать и сплотить коллектив, как различать психические свойства детей, как правильно воспитывать с учетом их особенностей, можно узнать на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Важно помнить о том, что сегодняшние подростки — будущее нашего мира. И то, каким этот мир станет, зависит от нас — взрослых. Это не наши дети растут уродами, это мы уродуем их психику своим неправильным воспитанием.