Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Инклюзивное воспитание

Инклюзивное обучение, или инклюзия, — это совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе и других учреждениях, которое предусматривает организацию учебного процесса таким образом, чтобы могли удовлетворяться потребности любых детей, в том числе и особенных.

Инклюзивное обучение, или инклюзия, — это совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе и других учреждениях. Такой метод обучения предусматривает планировку школ, техникумов, вузов и организацию учебного процесса таким образом, чтобы могли удовлетворяться потребности любых детей, в том числе и особенных.

На данный момент дети, которые отличаются от тех, кого мы привыкли считать нормальными, проходят обучение в специализированных интернатах, коррекционных школах, часто родители выбирают для них домашнее или дистанционное обучение. Да, эти дети овладевают знаниями, могут получить даже высшее образование, причем учатся они блестяще, но смогут ли они применить свои знания в жизни? Найдут ли они возможность реализовать весь свой потенциал и стать по-настоящему счастливыми людьми? Насколько успешно смогут они адаптироваться в обществе среди «нормальных» людей?

Врожденный набор векторов никак не зависит и не меняется под влиянием физического здоровья. Каждый из векторов требует своего наполнения, как у обычных, так и у особенных людей. Чем выше сможет развиться вектор до окончания пубертата, тем объемнее сможет человек уже во взрослом состоянии реализовать весь свой потенциал и получать максимальное наслаждение от жизни.

Не такие...

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья? Это малыши с синдромом Дауна, страдающие ДЦП, аутизмом, задержкой развития, слабослышащие, глухие, слепые детки или дети с инвалидностью по любой другой причине.

Как правило, особенные дети с раннего возраста общаются, дружат и обучаются с такими же, как они, то есть с детьми, имеющими подобные проблемы со здоровьем. Такое решение родителей обусловлено желанием оградить ребенка от возможных насмешек, неприятия или пренебрежения со стороны обычных сверстников. Однако это решение и становится основным препятствием для социальной адаптации ребенка.

Попадая впервые во «враждебную» среду современного социума уже во взрослом состоянии, без сформированных еще в детстве механизмов адаптации в обществе, не имея возможности найти свое место под солнцем наравне с «нормальными» людьми, человек получает намного большую травму и отчуждается еще больше, замыкаясь либо в себе, либо в кругу друзей по несчастью. Жалея себя, он идет на поводу у жестокого общества, свыкаясь с ярлыками «больной», «несчастный», «обделенный», и оставляет любые попытки реализовать себя полностью.

Безусловно, не все так мрачно и бывают случаи, когда особенный человек, реализуя себя, достигает впечатляющих результатов в той или иной сфере и оставляет своих «нормальных» коллег далеко позади. Однако, к сожалению, такие случаи скорее исключения, нежели правило, особенно на постсоветском пространстве.

Шаги к людям

В странах Европы и Америки еще в 1970-е годы начала создаваться правовая основа для расширения возможностей инвалидов. Последовательно внедрялись такие направления в этой сфере, как расширение доступа к образованию (widening participation), мейнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration) и, наконец, инклюзия (inclusion). Только инклюзивное образование полностью исключает любую изоляцию особенных детей от общего коллектива и, наоборот, предусматривает адаптацию помещений и учебных материалов под потребности особенных деток.

Эффективность такого метода обучения подтверждена многими социальными исследованиями, проведенными в 1980–1990-е годы в странах Западной Европы и Америки. Проходя социализацию в детском возрасте, обучаясь адаптироваться и получать знания среди сверстников, особенный ребенок становится впоследствии активным и ценным членом общества, принося своей стране и человечеству очевидную пользу в виде результатов своего труда. Реализуя все свои потребности, такой человек ощущает себя абсолютно полноценным и счастливым, воспринимая свой физический недостаток как незначительный факт.

Все чаще мы узнаем о выдающихся спортсменах, ученых, деятелях искусства, которые являются людьми с особенными потребностями. Все они являются яркими примерами инклюзивного обучения на Западе. В наших странах такие случаи, к сожалению, единичны.

Даже при наличии нормативной базы программа инклюзивного образования внедряется в основном силами энтузиастов, волонтеров и отдельных школьных директоров, учителей или воспитателей. Имея право обучать ребенка в общеобразовательной школе, расположенной около дома, родители особенных детей просто не решаются воспользоваться своим правом, скорее всего, из-за недостаточной информированности о сути программы и непонимания отдаленной перспективы для ребенка.

Жестокие дети

Насмешки, издевки, пренебрежение, игнорирование — кто из нас не пережил это на собственном опыте? Для насмешек повод найдется любой помимо физических недостатков: успеваемость, популярность, достаток или должность родителей, отсутствие модной одежды или гаджетов, да что угодно. И переживается такая ситуация обычными детьми не менее болезненно, нежели особенными.

Но главное, что наши дети говорят именно то, что вложено в их головы родителями. Пренебрежение, неприязнь или отстраненность исходят в первую очередь от взрослых, а дети воспринимают такое поведение как допустимое.

Ребенку в младшей группе детского сада и в голову не придет смеяться над малышом, который отличается от него самого. Он принимает его таким, какой тот есть, начинает видеть людей разными, но одинаково равными ему. Впоследствии такой обычный малыш воспринимает особенных людей как вариант нормы, как, например, пожилого человека. Повзрослев, он понимает, что есть пожилые люди, которым нужно уступить место в транспорте, помочь перейти дорогу или поднести тяжелую сумку. Так же и с особенными людьми: он знает, что человеку на коляске нужно придержать дверь или подать руку, но делает это не из жалости, а совершенно естественно, просто и гармонично сосуществуя в обществе с любыми, самыми разными людьми.

Воспитываясь с раннего возраста в коллективе, где присутствуют детки с ограниченными возможностями здоровья, обычные дети делают огромный шаг в своем развитии, особенно это касается малышей со зрительным вектором. Именно в период развития вектора зрительные дети получают исключительную возможность проявить сострадание, научиться сопереживать, отдавать свою любовь, делиться своей добротой безвозмездно, без надменной жалости, снобизма или отвращения.

Через сострадание зрительный вектор имеет шанс развиться до наивысшего из четырех уровней: неживой, растительный, животный и уровень «человек». Высокий уровень развития любого вектора дает ребенку возможность реализовать себя во взрослой жизни наиболее полноценно в соответствии с врожденным темпераментом, а значит, получать наибольшее наслаждение от жизни, ощущая себя по-настоящему счастливым человеком.

Представители зрительного вектора — это основатели культуры. По сей день именно они развивают и поддерживают культурный уровень любого социума. Именно поэтому развитие культуры напрямую зависит от развития людей со зрительным вектором.

Еще неизвестно, кому больше надо!

Инклюзивное обучение одинаково полезно, точнее, просто необходимо для развития как особенных, так и обычных деток. Чем меньше возраст ребенка, попадающего в детский коллектив, тем раньше у него формируются механизмы адаптации в обществе, проигрываются видовые роли и приобретаются навыки общения с любым человеком, независимо от состояния физического здоровья.

Здоровое современное общество — это уже не первобытная стая, где главным критерием выживания было физическое здоровье отдельной особи, ее сила, выносливость, быстрота, а многогранный коллектив самых разных личностей, в котором ценность каждого — это уровень его развития и полнота реализации врожденных психологических качеств. Наше будущее зависит от уровня развития коллективного психического, вклад в которое вносит каждая личность без исключения.

Внедрение программы инклюзивного обучения дает возможность значительно повысить развитие и социальную адаптацию любых деток и создать необходимую основу для их полноценной реализации во взрослом обществе.

Корректор: Галина Ржанникова

Автор публикации: Диана Гадлевская
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 124872 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

20 ноября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 124872 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
20 ноября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 124872человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 16
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Ирина Кувакина 19 августа 2016 в 15:08

И вот особенный мальчик подрос... http://www.msk.kp.ru/daily/26488/3357786/ Почему многие привыкли делать из учителей монстров. Уважаемая Диана, я писала, что в данной школе "в традиции всегда было дружеское и терпимое отношение к товарищам и уважительное отношение к учителям". Наверное, Вы себе этого не можете представить. Вам, видимо, не повезло с учителями! К данному мальчику было такое же отношение. Наша система образования не готова к инклюзии. Нужны возможности адаптации таких детей первоначально в малых группах и ещё много всего.. Психологи квалифицированные нужны для коррекции.

Алексей Воронин 20 августа 2016 в 23:08

Вы знаете, это очень хорошо, что вы пишете о проблеме, разрастающей, как снежный ком. И ее корень понятен системно изнутри. Тренинг, как раз ее и раскрывает полностью, исходя из функций бессознательного человека. Однако, тема статьи совершенно другая. И по другой проблеме. Мальчик о котором рассказывает КП, совершенно не тот, о ком идет речь в статье. Также было бы очень хорошо сформировать свой вопрос конкретно, что именно вы хотите услышать здесь. Сделать это можно в специальной ветке: //www.yburlan.ru/otvet/
Благодарю за понимание.

Ирина Кувакина 14 сентября 2014 в 17:09

"Насмешки, издевки, пренебрежение, игнорирование... Для насмешек повод найдется любой помимо физических недостатков: успеваемость, популярность, достаток или должность родителей, отсутствие модной одежды или гаджетов, да что угодно. И переживается такая ситуация обычными детьми не менее болезненно, нежели особенными.

Но главное, что наши дети говорят именно то, что вложено в их головы родителями. Пренебрежение, неприязнь или отстраненность исходят в первую очередь от взрослых, а дети воспринимают такое поведение как допустимое."

Таким образом и ведёт себя как раз "особенный" ученик в одной из старейших московских школ, где в традиции всегда было дружеское и терпимое отношение к товарищам и уважительное отношение к учителям.
Остро поставленный вопрос об инклюзивном образовании на законодательном уровне дал возможность маме данного ученика, у которого большие отклонения в поведении, ( Дети его раздражают. От учёбы в третьем классе он устаёт окончательно и бесповоротно уже после второго урока и уходит домой с сопровождающими.) диктовать руководству школы и учителям, что им надо делать. От домашнего обучения старается отказаться. Требует социализации своего ребёнка в классе из 28 учеников, каждый из которых тоже индивидуальность, и почти на каждого ежедневные оскорбления в их адрес действуют угнетающе. Вы бы хотели, чтобы ваш обычный ребёнок испытывал такое ежедневно?!
Я считаю, что образование ещё не совсем готово к переходу к инклюзивному без ущерба для остальных детей.
Не стоит забывать и об охране труда педагогических работников. Аттестация рабочих мест часто в школе проходит формально. Положенных доплат и дополнительных выходных за напряжённость труда учителя не получают. А за жалобу такой продвинутой мамы ещё и стимулирующие выплаты снимут!

Диана Гадлевская 1 23 октября 2014 в 14:10

Это все, безусловно, печально, Ирина, но что-то я сомневаюсь, что в ответ на выпады и оскорбления данного ученика в адрес своих товарищей, те сидят, склонив головы, и молча страдают.
Задача инклюзивного обучения состоит в том, чтобы помочь особенным детям найти свое место в обществе, в коллективе, научиться взаимодействовать с другими детьми, в том числе и научиться уважать их, а не спекулировать своим положением. Что мешает остальным ученикам достойно ответить на его насмешки? А что мешает Вам, как педагогу, разрешить ситуацию и поставить его на место? Спокойно, без оскорблений, но достаточно строго и доходчиво, как и подобает учителю? Да, он особенный, но он ничем не лучше и не хуже других, и должен это понять.

Насчет охраны труда у нас везде положение плачевное, однако лишиться премии можно и за то, что приструнили совершенно здорового детину, который окажется сынком депутата, к примеру.

Возможно, Вы скажете, что мне легко рассуждать, попробую Вас уверить в обратном. Пару недель назад моя дочь пришла из сада с огромной ссадиной на лице - ее укусил как раз такой особенный мальчик, это при том, что она практически единственная, кто с ним играет. Я была в бешенстве, но когда эмоции улеглись, стало понятным, что такие неприятности случаются и с совершенно обычными детьми. Преодолевая трудности, мы развиваемся.

Юрий Аленко 22 февраля 2014 в 21:02

Очередная блестящая статья, браво, Диана!

Читал, и мне сразу приходило в голову, что инклюзивное воспитание - это единственно верный путь для общества, которое желает оставаться здоровым. Не просто сострадание обездоленным добавляет того здоровья, но главное - не стыдиться самого себя.

Ведь социальный стыд - это та ценность, которая среди прочих была достоянием русских. А русские - это все те, которые жили (и продолжают существовать на территориях) в пределах СССР. Не важно кто ты: украинец, белорус, казах, грузин, армянин, азербайджанец - все равно ты под одним менталитетом, и таких в мире принято называть "русский".

Помнится регулярно появляющаяся на сайте Владимира Владимировича Шахиджаняна - коренного ленинградца, блокадника - фраза: не ответив на письмо, ты будто отказался пожать протянутую тебе руку. В таких случаях бывает стыдно. Причем как тому, кто не пожал руку, так и тем, кто были свидетелями. Это вот и есть социальный стыд.

Чураться "особенных" детей - это все равно что плевать самому себе в физиономию.

Ольга Чугурян 1 18 сентября 2013 в 11:09

Эта программа - единственный правильный путь, по которому мы можем идти, путь крайне важный как для обычных, так и для особенных детей. И, конечно, для всего общества. Потому что рождение все большего числа детей с ограниченными возможностями и вместе с тем постоянно возрастающая неприязнь между людьми так и кричат нам скорее понять эту взаимосвязь и начать действовать как можно быстрее.

Диана Гадлевская 1 19 сентября 2013 в 14:09

Растущая неприязнь, кроме всего прочего, говорит ещё и о низком развитии зрительного вектора, который призван понижать уровень этой самой коллективной неприязни. А именно инклюзивное воспитание даёт уникальную возможность получить толчок в развитии этого вектора.

Алексей Фалилеев 17 сентября 2013 в 20:09

Глубокая тема. Почти во всем согласен с автором (если что-то недопонял - извиняйте :)).
Только мне кажется, подростки - уже не совсем дети, но еще и не совсем взрослые - все же дифференцируют окружающих сверстников по прежним критериям. Это позже им станет ясно, что "физическое здоровье отдельной особи, ее сила, выносливость, быстрота" - еще далеко не все. Что люди, не имеющие этих качеств в запаснике могут прожить жизнь не менее, а порой и более счастливо.
Кроме того, если в человеке нет зрительного вектора, либо он так и зачах в зачаточном состоянии, никакая давлеющая культура не заставит его жалеть, а уж тем более искренне относиться к инвалидам, как к равным.
Помните фильм "Неприкасаемые"? Хорошая иллюстрация...
А далее, я опять со всем согласен :) Только инклюзия может заставить... нет, привить детям, вскоре будущим подросткам, иное мировозрение. Воспринимать людей с ограниченными возможностями не как ущербных, а как равных себе.
Спасибо, Диана!

Диана Гадлевская 1 19 сентября 2013 в 14:09

Вы правы, Алексей, что подростки бывают очень жестокими. Но зачастую это проявления того, что вложено в их головы взрослыми, или результаты "дипломированного" воспитания без учёта векторального набора ребёнка. Ранжирование в стае, социальная адаптация в среде себе подобных - всё это далеко не всегда приятные вещи даже для обычного ребёнка. Смеяться и унижать могут любого и больно это тоже любому человеку, но если особенный ребёнок не научится социализироваться с самого детства, то во взрослом возрасте это будет ещё сложнее.

Ирина Каминская 14 сентября 2013 в 21:09

Согласна с Ольгой, первая проблема - неприятие взрослых. Детям совершенно всё равно, на коляске их сосед по парте или на стуле сидит. Даже такие "странные" в поведении дети, как те, что имеют расстройства аутичного спектра, могут вполне обучаться в обычном классе, со стороны одноклассников при грамотном настрое учителя никаких проблем нет, помогают же дети всегда с удовольствием. Мы, взрослые - вот где проблема, и решать её можно только массовой просветительской работой, что и происходит на наших тренингах. А пандусы можно сделать, это проще, чем перезагрузка мозгов.
Спасибо за статью, Диана.

Диана Гадлевская 1 17 сентября 2013 в 13:09

Да, Ирина, то что детям совершенно всё равно, какой внешне их сосед по коллективу, я вижу воочию по своей дочери. В её садике обучаются детки с разными особенностями, пусть даже они минимальны, так как садик совсем не обеспечивается государством никакими приспособлениями или особенными учебными материалами. То, что некоторые детки являются "не такими" я вообще узнала только на родительском собрании! Из её уст ВСЕ дети в группе НОРМАЛЬНЫЕ!!! Просто разные, и всё. Это поражает. Наш садик живёт исключительно силами энтузиастов и целеустремлённостью заведующей.

Наталія Таральчук 14 сентября 2013 в 14:09

Я с этим знакома не понаслышке. Сама училась в обычной школе, хотя у меня ДЦП І группа. Я на коляске, ходила в школу обычную 4 года, но потом мама умерла и не было кому водить. Пришлось оформить обучение на дому. Одноклассники всегда приходили в гости, благодаря тому, что учителя понимали как это для меня важно - быть в коллективе. Потом поступила в университет Ивана Франка на заочный. Мечтала работать журналистом. Поняла, что люди не готовы меня принять. Боялись сесть со мной за одну парту... От этого было неприятно.. Но потом они у меня просили помощи на занятиях, когда поняли, что болезнь моя не мешает хорошо думать и учиться на пятерки.)
Сегодня я блоггер. Барьеры на улице мешают мне ходить на работу. 32 ступеньки до лифта проста выйти на улицу... Интернет - это единственная возможность заработать..
Сегодня можно работать и учиться дистанционно, но это не заменяет потребности общения в коллективе. Каждый человек может внести посильный вклад в решение проблемы инклюзивного образования.
Спасибо, тебе, Диана, за статью огромное!

Диана Гадлевская 1 17 сентября 2013 в 13:09

Спасибо тебе, Наташа, за подтверждение того, что физическое состояние не является преградой для полноценного развития и реализации. Ты очень сильная личность и открытый человек.

Ольга Князева 14 сентября 2013 в 12:09

Проблема в обучении детей со специфическими потребностями в обычных школах, с обычными детьми связана прежде всего с 2 проблемами:
1. Неприятие взрослых. Родители против того, чтобы их ребенок учился с "ненормальным". Учителя часто не готовы работать с такими детьми.
2. Материально-технические возможности школ.
Нет поручней для инвалидных колясок, специальных туалетов, парт и т.д.

Диана Гадлевская 1 17 сентября 2013 в 13:09

Да, Ольга, эти проблемы, безусловно, существуют, особенно в наших учебных заведениях. Первая проблема самая большая и тяжело преодолимая. Изменения в голове идут туго и медленно, но всё же идут. Вторая проблема не менее актуальна, но решима! Да. При адекватном восприятии особенного ребёнка даже его же одноклассники помогают преодолеть сложные участки пути в класс.

Фёдор Тарасенко 13 сентября 2013 в 11:09

Прекрасная статья! Спасибо, Диана!