Ребенок говорит неправду — выдумывает или намеренно врет?
Детский лепет, выдумки, фантазии… мы не обращаем внимания на детскую болтовню, пока она не переходит определенных границ. Если на серьезный вопрос ребенок отвечает откровенной ложью, мы начинаем выяснять отношения, расставлять все точки над i и проводить воспитательную беседу. А что происходит, когда эпизоды обмана повторяются снова и снова?
Детский лепет, выдумки, фантазии… мы не обращаем внимания на детскую болтовню, пока она не переходит определенных границ. Если на серьезный вопрос ребенок отвечает откровенной ложью, мы начинаем выяснять отношения, расставлять все точки над i и проводить воспитательную беседу.
А что происходит, когда эпизоды обмана повторяются снова и снова?
Если глядя вам прямо в глаза, без тени смущения и колебания, ваш собственный сын говорит явно неправду. Даже после наказания он продолжает врать на каждом шагу, а когда правда вскрывается, он и не думает краснеть или просить прощения за свой проступок. Не проходит и дня, чтобы он не выдумал очередную вполне правдоподобную историю и не выдал ее за действительность. Это уже не детские сказки или фантазии, то, что он рассказывает, похоже на реальные события.
Что с ним? Он же знает, что будет наказан за вранье, так зачем же он это делает снова и снова?
Как бороться с детским обманом?
Где граница между невинными фантазиями и намеренным враньем?
Как отучить ребенка говорить неправду?
Слова, речь — проявления нашего внутреннего мира, мыслей, которые приходят к нам в голову. Словами мы описываем те чувства, которые испытываем, и те потребности, которые стремимся удовлетворить.
Проговаривая слова, мы самовыражаемся, то есть проявляем суть нашего психического, показываем, какие мы есть на самом деле, но сквозь призму привитых культурных ценностей, общественных требований, особенностей воспитания, национальных, религиозных или семейных привычек и прочих приобретенных жизненных фильтров.
Системное мышление является инструментом, который позволяет отчетливо понимать, что стоит за словами, которые мы говорим, осознавать сигналы нашего бессознательного. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» дает возможность увидеть самый корень того, что проявляется у ребенка вербально, отбросив все лишнее и наносное, не погружаясь в суть каждого слова, но отвечая на вопросы «почему» и «зачем» он это говорит.
Каждому из нас от рождения даны совершенно конкретные психические свойства, реализуя которые мы получаем наслаждение и чувствуем себя хорошо. Если же свойства не находят применения в жизни, мы страдаем, поэтому снова и снова пытаемся-таки реализовать врожденные качества и сменить свое внутреннее состояние с минуса на плюс.
Человек, не имеющий системных знаний, а тем более ребенок, делает все это неосознанно, объясняя свои поступки другим и себе самому в рамках собственных суждений.
Острая потребность говорить (и не просто говорить, а быть услышанным!) дана от рождения детям с оральным вектором. Это уникальное свойство психики проявляет себя с младенчества: особенный крик такого ребенка уже в роддоме выделяется среди множества других. Инициируя свою эрогенную зону, рот, оральный малыш без передышки гулит, все облизывает, тянет в рот, плюется, экспериментирует со звуками, практически не замолкая. Он может шепелявить, картавить, не выговаривать полностью слова или отдельные звуки, но уже стремится говорить, говорить, говорить для своей аудитории.
Оральник любого возраста никогда не станет говорить сам с собой, он не получает удовлетворения просто от процесса проговаривания слов, самое важное для него — это быть услышанным. Именно ваше внимание к его словам — вот главное наслаждение для орального ребенка, и ради того, чтобы его получить, он готов на многое.
Если родители, а они-то и являются самыми первыми его слушателями, не проявляют достаточного внимания к речам своего малыша или, что еще хуже, требуют замолчать и не мешать, главное свойство оральника остается невостребованным, нет наполнения, нарушается биохимический баланс головного мозга, ребенок ощущает страдание и начинает искать способ реализовать имеющиеся свойства.
Родители не слушают обычные события из моей жизни? Им не интересно? Но они проявляют интерес к новостям или словам других взрослых? Отлично, вот и выход! Значит, чтобы меня слушали, я буду говорить с ними о том, что интересно им. И вот уже готова история про пожар в школе, роман соседки, кражу в магазине или драку во дворе. Совершенно особенный вербальный интеллект, или мышление говорением, дает возможность маленькому оральнику описывать любые ситуации в малейших подробностях и с высокой достоверностью.
Мама бросила все свои дела и увлеченно слушает, раскрыв рот, переспрашивает и уточняет — вот это наслаждение для ребенка-оральника! Он не думает в этот момент о том, что это неправда, он наполняется, реализует врожденные свойства, выполняет свою видовую роль, что является самым большим удовольствием для него. Оральник будет говорить то, что захотят слушать, что вызывает интерес, привлекает внимание к его словам. Увлеченность слушателей для него во сто крат важнее того, что он обманывает.
Никакие наказания за вранье не могут справиться с тем наслаждением, какое получает оральник во время «выступления». Только это имеет значение для него. И самое губительное, что могут сделать родители в таких случаях, — это стукнуть по губам, решив отчего-то, что это наилучший способ отучить врать. Стресс от удара по губам имеет катастрофические последствия для такого ребенка. Выдумывать небылицы и выдавать их за правду, лишь бы его слушали, он не перестанет, зато может начать заикаться, что будет большой преградой для дальнейшего развития векторальных свойств.
А ведь оральный вектор — это вектор великих ораторов, высокоразвитые свойства которых предназначены для создания общих нейронных связей у тех, кто слушает их речи. Только оральное слово способно объединить миллионы людей в достижении единой цели, убедить в правоте оратора, заразить энтузиазмом, увлечь идеей и подвигнуть на большие перемены.
Современное разрозненное общество потребления и индивидуализма остро нуждается в ораторах столь высокого уровня, но существующие дедовские методы выбивания вранья просто убивают на корню любые перспективы дорасти до подобной степени развития.
Оральный малыш ждет внимательного отношения к своим рассказам. Взрослый даже может подтолкнуть его вопросами типа «расскажи мне об этом…» или «я бы с удовольствием послушала вот о чем…» Это стимулирует ребенка к обучению. Его уникальный вербальный интеллект получает от этого развитие. В результате готовится полноценная реализация врожденных свойств во взрослой жизни.
Если оральный ребенок начинает обманывать — это первый сигнал того, что ему не хватает внимательных слушателей, и он вынужден добывать себе это внимание любым путем.
Мир фантазий и грез, разноцветный и яркий, веселый и грустный — это мир малыша со зрительным вектором.
Эмоциональные выдумщики фантазируют каждую минуту и сами искренне верят в то, что напридумывали. Образное мышление, способность различать огромное количество оттенков каждого цвета, большая эмоциональная амплитуда — это свойства зрительного вектора, дающие свободу его фантазии, а впечатлительность и увлеченность позволяют поверить в любые, даже самые невозможные чудеса и оживить любимых сказочных персонажей.
Воображаемые друзья, выдуманные истории, сочиненные сказки — все это естественный путь развития зрительных деток.
Рассказывая о своих фантазиях, такой ребенок проживает каждый момент собственной сказки со всей полнотой эмоций. Стремясь поделиться радостью с самым близким в детстве человеком — мамой, он укрепляет с ней эмоциональную связь, что является крайне важным компонентом полноценного развития векторальных свойств любого ребенка, а зрительного в особенности.
Безусловно, выдумки маленького зрительника в меньшей степени, нежели оральные рассказы, походят на ложь, они сказочные, феерические, скорее похожи на мультфильмы, чем на передачу новостей. Они переполнены эмоциями, красочными образами, переживаниями героев, среди которых часто оказывается и сам ребенок, принимая участие в происходящем.
Зрительный малыш не требует, чтобы его обязательно слушали, его наслаждение в поддержании эмоциональной связи, ему важно пережить с мамой вместе эти ощущения радости и печали, надежды и разочарования и каждое чувство на пике интенсивности. В процессе повествования ребенок может смеяться и плакать, его выразительная мимика передает все эмоции малыша, он бурно жестикулирует, подпрыгивает, ходит или даже бегает из стороны в сторону, он живет своей сказкой.
Прерывая полет зрительной фантазии или, что еще хуже, доказывая ребенку, что такого в жизни не бывает, родители обрывают ту созданную нить эмоциональной связи, которая существовала между ребенком и мамой. В такой момент происходит временная потеря ощущения защищенности и безопасности, которое дает та самая эмоциональная связь.
Это напоминает эффект холодного душа в разгар чувственных переживаний малыша, он теряет желание делиться с мамой самым сокровенным — своими эмоциями и начинает искать себе другой объект для создания более прочной эмоциональной связи: игрушку, домашнего питомца, воображаемого друга.
В таком случае потеря игрушки или гибель питомца может стать толчком для снижения чувствительности зрительного сенсора — вторичной эрогенной зоны ребенка со зрительным вектором и проявиться ухудшением зрения.
Ощущение же прочной эмоциональной связи с мамой, способность и желание делиться с ней своими переживаниями, фантазиями, выдуманными историями дает возможность создать адекватные условия для развития свойств зрительного ребенка. Воспитание в доброжелательной атмосфере, которая возникает через сострадательные поступки, приобщение к заботе о близких и нуждающихся в помощи людях — очень важная основа. Чувство сопереживания формируется и через чтение добрых сказок, а страшные книги, фильмы и пугающие игры надо исключить. Это перспектива для полноценного развития зрительного вектора и реализации его свойств на протяжении всей жизни на самом высоком уровне любви к людям, ко всему человечеству, к жизни как таковой.
Логическое мышление, способность проследить причинно-следственные связи и определить наиболее выгодное для себя положение вещей, гибкость и высокая адаптивность психики — свойства кожного вектора, которые в зависимости от уровня его развития могут стать как достоинствами, так и пороками.
Подвижный и юркий кожный малыш получает наслаждение от любых проявлений превосходства — имущественного или социального. Каждую ситуацию он превращает в соревнование, в котором стремится обязательно быть первым. Его кредо — победитель. Только в таком качестве он чувствует себя хорошо, остальное не так важно.
В процессе своего развития, как и носитель любого другого вектора, он идет от архетипичных проявлений к современным. Если в детстве новую машинку кожный ребенок может просто отобрать у соседа в песочнице, то только от способа воспитания зависит, будет ли он во взрослой жизни все так же воровать машины или зарабатывать своим умом на новое авто.
Для кожного малыша главное — это добыть, чтобы насладиться преимуществом, преобладанием, победой, ощущением, что он номер один. А способ добывания не играет большой роли, поэтому взять без спроса что-либо для такого ребенка вполне естественно, таким образом он пытается реализовать имеющиеся свойства, выполнить видовую роль добытчика. Ну, и конечно, обмануть, чтобы избежать наказания, это для кожника весьма характерно. Он поступает так, как выгодно ему, согласно детской логике.
Если же за подобным проступком следует физическое наказание, развитие кожного вектора останавливается. Его эрогенная зона — кожа испытывает в момент удара сверхстресс, происходит нарушение баланса биохимии головного мозга, для компенсации которого у кожного ребенка включается программа выполнения видовой роли в архетипичном ее варианте. Таким образом круг замыкается: воровство — побои — стресс — новое воровство и так далее. В результате формируется негативный жизненный сценарий битого кожного ребенка.
А развитый кожник — это выдающийся инженер или талантливый юрист, понимающий, что такое конструктивная конкуренция, поэтому повышающий собственную ценность, а не преуменьшающий достоинства других. Он всегда первый не потому, что удачно вставил палки в колеса своих конкурентов, а потому, что обладает большими знаниями, умеет быстро находить выход из сложной ситуации, наиболее рационально использует любые ресурсы и способен адаптироваться к меняющимся условиям работы. Его конек — это гибкое мышление, он — лидер, способный организовать работу подчиненных и достичь высокой продуктивности каждого.
Воспитание кожного ребенка должно опираться на логику. Пресекать обман, безусловно, нужно, но только не физическим наказанием. Самое адекватное и эффективное воздействие на кожника — это ограничение в пространстве (поставить в угол, отправить в свою комнату) или во времени (запрет на прогулку, телевизор, раньше лечь спать) и тому подобное. Достаточное, чтобы сделать соответствующие выводы, но не сверхстресс, нарушающий биохимический баланс мозга.
Каждый ребенок, от рождения и до окончания пубертата, проходит в своем психическом развитии от простейших путей реализации врожденных свойств до сложных современных способов наполнения собственных потребностей. Совершая эти шаги, иногда он ступает не туда, выбирает ошибочный путь или вообще слетает с дороги, но адекватное воспитание с применением системного мышления способно направить любого ребенка на путь полноценной реализации имеющихся свойств.
Вы будете удивлены, насколько быстро современные дети реагируют на это понимание, буквально хватая на лету возможность раскрыться максимально в своих свойствах, ведь только такая возможность дает наибольшее наслаждение.
Примитивный архетипичный кайф не способен наполнить потребности высокого темперамента современных детей, он невкусен, неприятен настолько, насколько это может быть.
Реализация на высоком уровне, сложная и поначалу трудоемкая, дает удовольствие такого масштаба, что становится самым желанным «пряником», за которым потянутся самые «безнадежно трудные» и «испорченные», на первый взгляд, дети.
Корректор: Галина Ржанникова
А про остальные вектора?..
Об остальных векторах можно услышать на лекциях. Приходите, уже 27 августа начинаются вводные. Регистрируйтесь, рады будем Вам.
Ребенок вырастает,уже в подростковом возрасте мама сокрушается:"Почему он/она со мной не делится,ничего о себе не рассказывает,а только говорит на общие темы?" С детства нарушается эмоциональная связь,доверие ребенка своих сокровенных мыслей,желаний,появляется страх свободно проявить себя -проще закрыться от родителя и не говорить о себе ничего или солгать,иначе засмеют,накажут или еще что..вместо понимания и поддержки.
Действительно важный вопрос. Мамы зачастую получают только от ребенка обратную связь о его времяпровождении в садике,школе. Мало кто из преподавателей хоть в кратце информирует родителей об общей ситуации о интересах малыша, о том чем он вообще занимается и увлекается вне дома. В итоге родители имеют однобокую, искаженную детскими страхами информацию. Как же тут маме разобраться что выдумка, а что правда, когда нужно ужин приготовить, уроки проверить,книжки почитать , намыть всех и спать уложить и на все это каких-то 2-3 часа после работы? Давайте разбираться и в этих тонкостях! Такая замечательная статья. Все очень хорошо разложено по полочкам!
Спасибо,Диана!Важнейшая статья для родителей.Мы взрослые в себе не разобравшись,пытаемся воспитывать ребенка.Врет-значит плохо-нужно наказать!наказали неправильно- нанесли психическую травму ребенку, частые неправильные наказания имеют необратимые последствия для человека."адекватное воспитание с применением системного мышления способно направить любого ребенка на путь полноценной реализации имеющихся свойств."
Да. очень важно разобраться. Враньё только выглядит одинаково,причины и мотивы разные и педагогический подход тоже должен быть различным