Когда советская власть, молодая советская республика вырастила поколение беспризорных детей, то это было элитное, как сегодня сказали бы, поколение. Когда человек говорил «я детдомовец», это означало, что на войне это будет герой войны, в миру это означало героя труда. Это была элита общества.
Их вырастили в коллективе. Из кого? Из состоявшихся преступников. По разным подсчетам, минимум 6 миллионов детей были беспризорными после Гражданской войны. У них не было родителей, сироты, и добывали себе хлеб насущный на улице. То есть уже привычным образом жизни было воровство, грабежи, нападения, преступность. Советская власть их подобрала и определила в тюрьмы. Было два типа тюрем – закрытые и открытые тюрьмы. Детские трудовые колонии. Остались советские литературные памятники об этом: это «Республика ШКИД», это «Педагогическая поэма». «Республика ШКИД» вообще должна быть учебником для будущих педагогов, учителей.
Те, кто этим занимался, были люди идейные, идеологичные. Они шли это делать всем сердцем, всей душой, они строили новый мир, они выращивали новое поколение советских людей, отдавали всех себя этому, и это не прошло просто так.
Сегодня нет идеологии, нет таких людей, и мы не знаем, как растить сирот. Нам в голову не приходит, что надо создавать естественный коллектив. Люди не понимают, как это. Вот детдом, там так все плохо – люди, поможите, «грощи» дайте. Дали «грощи», половину украли, понятно, но хотя бы что-то дошло, купили им компьютеры – вот, у детей компьютеры есть, и питание есть, и новенький спортзал сделали – ну, наконец, мы осчастливили детство. Не осчастливили, нет. Вырастут преступники. Что, не надо было этого делать? Надо было делать. Но не это решающий момент. Понятно, что ребенок в современном мире должен пользоваться компьютером, а не деревянными счетами, понятно, должно быть нормальное питание, нормальное помещение, это все ясно и так.
Но что мы создаем из них, когда их растим? Что мы имеем в виду? Каким образом мы создаем для них то, что в семьях дети имеют от матери (имеют или не имеют, больше или меньше, но чаще все-таки имеют)? Как мы это заменяем, чем заменяем? Никто же не знает. Тренинг по системно-векторной психологии не проходили, значит, не знают. Что может заменить этот отрыв? Более того, всё это наблюдаемо, как это было, и это работало, а сегодня выходцы из детдомов — это кандидаты в преступный мир.
Если ребенок в детдоме, значит, надо понимать его базу, на чем он зиждется. Помните, мы говорим, что человек находится в равновесии, чтобы сохранить свою целостность – это первично, сохранять целостность – от момента рождения и до самого конца. Сохраняю баланс – это ощущение безопасности и защищенности, более комфортное или менее комфортное. Не ощущаю его – стресс. Это и регулирует жизнь. То есть сохранить себя: не прыгать вниз головой, не лезть под машину, не тыкать пальцами в розетку. Но ребенок не имеет еще навыков сохранять себя, поэтому это ощущение дает мать, более того, даже не действием: купила конфетки – «на, ешь», или игрушку – «на, играй» - нет, своим внутренним состоянием. Это основное, это база, это «выжить во что бы то ни стало». И раз он теряет это основание с матерью, естественным образом, мы должны это заменить.
Чем это можно заменить? Заменить им то, чего они лишены, можно, создавая под эгидой взрослых, с этими детьми, взрослую систему коллективной безопасности и защищенности. То есть в СССР этим детям изначально дали навык самоорганизующейся системы коллективной защищенности и безопасности за видовое участие в коллективе, и только это сумело заменить им родителей и привить навыки и умения жить среди других людей наиболее адекватным способом, то есть реализуя себя среди других, когда дети вкладывают позитив в общее целое и создают позитивные связи.
Им не просто дали самостоятельные выборные органы. Нет, через позитив, через отдачу, через ответственность – через все те качества, которые у них были еще не выращены. Тогда в этой системе они начали ощущать свою значимость для группы и таким образом приобретали защищенность. Конечно, без контроля взрослых это никогда не было бы возможно, потому что самостоятельно дети не могут этого создать. Самостоятельно у них складывается архетипичная иерархия, дикарская, первобытная, естественная для детей. Дети не могут создать другую. А взрослые люди, очень точно переламывая эту систему ненасильственным путем и собственным примером, начали создавать взрослую систему для этих детей, где каждый почувствовал свою значимость, реализованность, защищенность и безопасность.
Как это было гениально сделано! Они не знали ничего, у них же не было системного знания, они просто хотели. Верили в это, хотели этого. Им было дело до этого.
Комментарии 1
Елена Галиева 25 ноября 2014 в 01:11
В советском союзе была эта коллективная безопасность и защищенность, я помню в детстве было много разнообразных бесплатных кружков для детей. И была позитивная система , которая и давала чувство защищенности ,общности.
Когда советская власть, молодая советская республика вырастила поколение беспризорных детей, то это было элитное, как сегодня сказали бы, поколение. Когда человек говорил «я детдомовец», это означало, что на войне это будет герой войны, в миру это означало героя труда. Это была элита общества.
Их вырастили в коллективе. Из кого? Из состоявшихся преступников. По разным подсчетам, минимум 6 миллионов детей были беспризорными после Гражданской войны. У них не было родителей, сироты, и добывали себе хлеб насущный на улице. То есть уже привычным образом жизни было воровство, грабежи, нападения, преступность. Советская власть их подобрала и определила в тюрьмы. Было два типа тюрем – закрытые и открытые тюрьмы. Детские трудовые колонии. Остались советские литературные памятники об этом: это «Республика ШКИД», это «Педагогическая поэма». «Республика ШКИД» вообще должна быть учебником для будущих педагогов, учителей.
Те, кто этим занимался, были люди идейные, идеологичные. Они шли это делать всем сердцем, всей душой, они строили новый мир, они выращивали новое поколение советских людей, отдавали всех себя этому, и это не прошло просто так.
Сегодня нет идеологии, нет таких людей, и мы не знаем, как растить сирот. Нам в голову не приходит, что надо создавать естественный коллектив. Люди не понимают, как это. Вот детдом, там так все плохо – люди, поможите, «грощи» дайте. Дали «грощи», половину украли, понятно, но хотя бы что-то дошло, купили им компьютеры – вот, у детей компьютеры есть, и питание есть, и новенький спортзал сделали – ну, наконец, мы осчастливили детство. Не осчастливили, нет. Вырастут преступники. Что, не надо было этого делать? Надо было делать. Но не это решающий момент. Понятно, что ребенок в современном мире должен пользоваться компьютером, а не деревянными счетами, понятно, должно быть нормальное питание, нормальное помещение, это все ясно и так.
Но что мы создаем из них, когда их растим? Что мы имеем в виду? Каким образом мы создаем для них то, что в семьях дети имеют от матери (имеют или не имеют, больше или меньше, но чаще все-таки имеют)? Как мы это заменяем, чем заменяем? Никто же не знает. Тренинг по системно-векторной психологии не проходили, значит, не знают. Что может заменить этот отрыв? Более того, всё это наблюдаемо, как это было, и это работало, а сегодня выходцы из детдомов — это кандидаты в преступный мир.
Если ребенок в детдоме, значит, надо понимать его базу, на чем он зиждется. Помните, мы говорим, что человек находится в равновесии, чтобы сохранить свою целостность – это первично, сохранять целостность – от момента рождения и до самого конца. Сохраняю баланс – это ощущение безопасности и защищенности, более комфортное или менее комфортное. Не ощущаю его – стресс. Это и регулирует жизнь. То есть сохранить себя: не прыгать вниз головой, не лезть под машину, не тыкать пальцами в розетку. Но ребенок не имеет еще навыков сохранять себя, поэтому это ощущение дает мать, более того, даже не действием: купила конфетки – «на, ешь», или игрушку – «на, играй» - нет, своим внутренним состоянием. Это основное, это база, это «выжить во что бы то ни стало». И раз он теряет это основание с матерью, естественным образом, мы должны это заменить.
Чем это можно заменить? Заменить им то, чего они лишены, можно, создавая под эгидой взрослых, с этими детьми, взрослую систему коллективной безопасности и защищенности. То есть в СССР этим детям изначально дали навык самоорганизующейся системы коллективной защищенности и безопасности за видовое участие в коллективе, и только это сумело заменить им родителей и привить навыки и умения жить среди других людей наиболее адекватным способом, то есть реализуя себя среди других, когда дети вкладывают позитив в общее целое и создают позитивные связи.
Им не просто дали самостоятельные выборные органы. Нет, через позитив, через отдачу, через ответственность – через все те качества, которые у них были еще не выращены. Тогда в этой системе они начали ощущать свою значимость для группы и таким образом приобретали защищенность. Конечно, без контроля взрослых это никогда не было бы возможно, потому что самостоятельно дети не могут этого создать. Самостоятельно у них складывается архетипичная иерархия, дикарская, первобытная, естественная для детей. Дети не могут создать другую. А взрослые люди, очень точно переламывая эту систему ненасильственным путем и собственным примером, начали создавать взрослую систему для этих детей, где каждый почувствовал свою значимость, реализованность, защищенность и безопасность.
Как это было гениально сделано! Они не знали ничего, у них же не было системного знания, они просто хотели. Верили в это, хотели этого. Им было дело до этого.
В советском союзе была эта коллективная безопасность и защищенность, я помню в детстве было много разнообразных бесплатных кружков для детей. И была позитивная система , которая и давала чувство защищенности ,общности.