Профессии будущего — кто станет успешным и почему
Прогнозировать, что будет через десять лет на рынке труда, — дело неблагодарное, не возьмусь. Вы можете прямо сейчас забить в поисковике «профессии будущего» и получить сотни вариаций на тему — от космического гида до тренера по майнд-фитнесу...
Сын бросил университет, сказав, что не готов посвятить учебе пять лет ради диплома и никому не нужных знаний, а я даже не нашлась, что ему ответить. И задумалась.
Понятно замешательство подростков — кем быть? Любое научное открытие, сделанное сегодня, завтра может перевернуть наше представление о рынке труда и полностью изменить экономическую ситуацию в мире.
Прогнозировать, что будет через десять лет на рынке труда, — дело неблагодарное, не возьмусь. Вы можете прямо сейчас забить в поисковике «профессии будущего» и получить сотни вариаций на тему — от космического гида до тренера по майнд-фитнесу. Только мир меняется стремительнее, чем мы способны планировать.
Эксперты о профессиях будущего
Microsoft и The Future Laboratory провели исследование о профессиях будущего и опубликовали результаты в The Independent. По мнению ученых, аналитиков и технологов, одной из самых популярных сфер среди выпускников будущего станет виртуальная реальность.
Одна из представленных новых профессий — дизайнер виртуальной среды обитания. Вдумайтесь, какое точное определение — среда обитания. Люди за короткий период создали и населили новый мир — онлайн-пространство, в котором мы работаем, учимся, влюбляемся, живем. В этом мире отсутствуют прикосновения и запахи, а картинка и слово имеют огромное значение. В этой новой реальности формируется новый рынок труда. И там никому не интересны ваши физические данные, национальность, место проживания или социальная принадлежность.
Ставка делается на интеллект — образный и абстрактный. А еще на аналитические способности и навыки логического мышления. Идеальное пространство для зрительников и звуковиков при наличии развитых нижних векторов.
Стив Тоз, редактор The Future Laboratory и один из авторов доклада: «…дизайнеру виртуальной среды обитания нужно также обладать компетенциями редактора. Я полагаю, что подобному специалисту потребуется получить квалификации архитектора и психолога, чтобы быть способным ответить на самые актуальные вопросы. К примеру, задумывались ли вы, почему людям нравится сидеть под деревьями? А как перенести это в виртуальную реальность?»
Из требований к специальности становится понятным, что для ее освоения необходимы как минимум свойства кожного, анального и зрительного векторов. Не может быть художника без анально-зрительной связки, как и психолога без кожно-зрительной.
Достаточно ли иметь зрительный вектор, позволяющий различать до четырехсот оттенков черного, и эйдетическую память, чтобы быть востребованным и успешным дизайнером? Нет, этого мало. Для этого нужно обладать мощным воображением, способным создавать новые мыслеформы. И без чтения классической литературы здесь не обойтись.
В процессе чтения происходит переход смыслов в мысли, а затем в образы. Наш мозг одинаково воспринимает эмоции, которые мы испытываем, независимо от того, в результате чего они возникли. Это могут быть реальные события или вымышленные сюжеты из романа. В любом случае происходит активное сознательное и чувственное восприятие. Вдумчивое, эмоциональное чтение развивает способность генерировать мыслеформы иного порядка, так необходимые для творчества (и не только).
Или вот еще — адвокат по робоэтике. Необходимые области знаний: коммуникации, философия, этика. Вполне себе специализация с учетом, что в некоторых странах роботы уже принимаются на работу и участвуют в производственных процессах. Мы столкнемся с конфликтами интересов между роботами и людьми. Недавно прочла заметку в тему: «В Таллинне пьяный мужчина напал на робота Starship Technologies». То есть предполагается, что адвокат будет еще и философом, а значит, не обойтись ему без абстрактного мышления звуковика плюс ко всему вышеназванному.
Далее эксперты перечисляют еще множество вариантов на тему, когда в одном человеке необходимы сочетания трех и более векторов. Причем понятно, что речь идет о достаточно высоком уровне развития в каждом из них. Где найти такое количество полиморфов? Думаю, что эта задача будет решена не встраиванием дополнительных опций в мозг, а за счет решения сложных задач коллективами специалистов. Поэтому несомненным преимуществом станет умение взаимодействовать с другими людьми. По сути, человек как существо социальное это и есть «я и другие люди».
Хочу работать без людей
Вопрос от сына: «Зачем мне общаться с кем-то еще, когда можно работать, не выходя из дома? Выбирая работу в виртуальной реальности, я могу позволить себе оставаться в одиночестве, ежемесячно получая зарплату на карту».
Вы уже знаете, для каких людей этот метод взаимодействия с миром кажется идеальным. Ночь, тишина и одиночество — любимые категории звуковиков. Одна из проблем для многих звуковых людей — это природная склонность к интроверсии, к погружению в себя, сложность во взаимодействии с другими людьми.
Есть ли необходимость в людях, если работаешь в сети?
Отвечает Ирина Кашкарова, HR директор в IT-компании (г. Санкт-Петербург):
Задачи, которые сегодня стоят в разработке IT-продуктов, гораздо
масштабнее, чем в состоянии решить один, даже самый гениальный
специалист. При приеме на работу мы обращаем внимание в первую очередь на
навыки, так называемые hard и soft skills. В зависимости от сложности
проектов мы подбираем специалистов согласно техническим требованиям. И
да, к нам приходят гении, способные в потенциале менять мир.
Но даже при наличии всех необходимых hard skills мы не станем принимать в команду
человека, который ставит свои личные амбиции выше общего результата. И
если HR специалист не выявил на собеседовании отсутствие навыка
взаимодействия с командой, уже на проекте этот пробел обнаружится
довольно быстро. Команда, как живой организм, в процессе совместной
деятельности выбрасывает инородный элемент.
Время гениев-одиночек осталось в прошлом. Сами по себе идеи носятся в воздухе и
ничего не стоят без умения их реализовать. Даже при высокой нехватке
специалистов в области IT никто не будет бегать за человеком, не способным работать в команде.
Если раньше программист мог быть единственным на районе, кто создаст для вас
сайт, то сейчас такие задачи выполняет веб-сервис — быстро и дешево. На рынке высоких технологий команды с хорошим уровнем коммуникаций опережают остальных и достигают цели за счет синергии профессионалов,
работающих над общей задачей. Гении-одиночки остаются невостребованными.
Итак, даже среди природных интровертов (а именно звуковики с их абстрактным интеллектом — лучшие программисты) умение взаимодействовать с другими становится необходимым. В современном обществе отношения ты мне — я тебе, характерные для кожной фазы развития, уже неэффективны. В эру гуманизма у нас есть все, чтобы создавать между собой эмоциональные связи. Зрительным людям способности к созданию таких связей даны от природы, всем остальным этому можно и нужно научиться.
Звуковик, овладевший системным мышлением и применяющий навык сосредоточения наружу, способен получать огромное наслаждение от общения с другими людьми. В этом случае это уже не вынужденная мера, а сознательный выбор и источник вдохновения.
Профориентация — почему она не работает
Система образования уже сейчас пытается адаптироваться под новые реалии. На базе существующих университетов разрабатываются и предлагаются новомодные курсы. Они появляются как грибы после дождя, на любой бюджет, с экзотическими факультетами и короткими программами. Как выбрать из этого множества образование, эффективное именно для вас?
Профориентация будущего может быть только системно-векторной, просто это новое знание еще не все освоили. Да и как вы себе представляете результаты любой другой профориентации? Я зашла на несколько сайтов посмотреть, что получит человек, оплативший курс по профориентации после того, как ему рассказали о рынке труда и предложили ответить на вопросы.
- Список подходящих вам специальностей.
- Перечень рекомендованных учебных заведений, где вам выдадут соответствующий диплом.
Какие профессии вам по плечу, определит на основании тестов «опытный» психолог, обученный в системе того же старого образования. И это будет из серии, как сказал мне сын: «Мам, меня обучает информатике преподаватель, который в свою бытность студентом даже не подозревал, что когда-то появятся компьютеры. Чему он может меня научить?»
Ученые уже сейчас предрекают увеличение продолжительности жизни до 150 лет. Когда мы станем жить сто и больше лет, не мало ли будет одной специальности на века? За сто лет мир изменится еще и еще раз. И нам предстоит обучаться снова и снова.
Может, стоит обратить внимание на изучение своих природных свойств и желаний? Без этого у вас есть риск, что очередной психолог примет решение за вас, причем со своим представлением о счастье и успехе. Поскольку рождаемся мы один раз и полученные от природы свойства сначала развиваем, а затем используем на протяжении всей жизни, то такое знание станет круче любой профориентации. Оно позволит ориентироваться не в конкретных навыках, их можно приобрести, а в желаниях. А мы уже знаем, что наши истинные желания всегда обеспечены свойствами.
Предположим, что вы уже прошли тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана и знаете все о свойствах вашей психики. Осталось приобрести навык обучаться.
Вы думаете, что вы думаете?
В будущем максимальное преимущество получат те, кто умеет быстро обучаться и осваивать новые навыки. Если вы считаете, что в наше время нет необходимости изучать математику или историю, то могу вас разочаровать. Можно воспользоваться калькулятором и вычислить значение выражения. Информацию о любом событии можно легко запросить у Google. Только потребление информации без осмысления — первый шаг к «цифровому слабоумию».
Этот термин ввел в диагностику психических заболеваний Манфред Шпитцер, немецкий психиатр, исследователь головного мозга, заведующий кафедрой университетской клиники. В своей книге «Антимозг» он в жесткой манере, но очень убедительно рассказывает, как современные средства массовой коммуникации меняют наш мозг. Изменения в мозге происходят на физическом уровне, молодые люди утрачивают способность к обучению, память и, как следствие, не достигают результатов в дальнейшем.
Манфред Шпитцер: «Кто не научится думать сам, никогда не станет специалистом… Приобретать знания из самых разных источников, подвергать их сомнению, анализировать и оценивать, подвергать сомнению сами источники, складывать отдельные детали мозаики в осмысленное целое — все это надо делать самостоятельно: без этого знаниями и навыками овладеть невозможно».
На своих лекциях его выводы подтверждает профессор Татьяна Черниговская: «Скорость получения информации не так важна, как ее осмысление… Технические открытия или расчеты сделает компьютер, он гораздо лучше приспособлен для этих целей… Если мне нужна важная информация, глубокое понимание вопроса, то необходимы медленное чтение, умение сосредотачивать мозг. Все, чем мы нагружаем мозг, формирует его… Бездумное поглощение информации значительно ухудшает память».
А что вы знаете про память? Понятно, что вне конкуренции товарищи с анальным вектором, им самой природой завещано учиться, учиться и так далее. Да и с памятью, в потенциале, полный порядок. Но их всего 20 процентов. Как быть остальным? Как говорит М. Шпитцер, единственное, чего не умеет мозг, — это не учиться. Причем в каждом векторе для этого существуют свои свойства — от логического мышления у кожника до абстрактного интеллекта у звуковика. Поэтому все, что от вас требуется: сосредотачивайтесь. Вы не поняли — не на себе и своих нехватках, а наружу. Ваш мозг не получит ничего без усилия с вашей стороны, без эффективного взаимодействия с внешним миром.
Необходимый минимум
Можно и дальше разбираться в тонкостях и деталях. Но сегодня не принято читать «многобуков». Поэтому резюмируем, что необходимо для профессиональной реализации в ближайшем будущем:
-
Разбираться в психических свойствах и желаниях — своих и не только.
-
Развивать воображение — читать классическую литературу.
-
Эффективно взаимодействовать — строить эмоциональные связи с другими людьми.
-
Научиться сосредотачиваться, самостоятельно думать, формировать собственные мысли. Изучать точные науки — они идеально тренируют ум.
-
Применять навык системного мышления — это меняет мировосприятие и значительно расширяет ваши возможности.
Эту статью я писала для сына и всех молодых людей, которые пока еще не нашли себя. Потому что все дети наши. А еще потому, что прямо сейчас мы создаем мир, в котором будем жить (или не жить) уже завтра. И очень хочется увидеть на своем столетнем юбилее счастливые и осознанные лица вместо несчастных, потерянных людей на руинах человеческой цивилизации.
Корректор: Наталья Коновалова
Алла, еще не определился, какую точно выберет специальность, но учиться будет однозначно. Меня обнадеживает тот факт, что тренинг прошел и знает о своих свойствах и желаниях. Думаю, что это станет огромным подспорьем в дальнейшей реализации.
Светлана, и что, сын уже определился? Он вообще собирается учиться?
Мне из профессий будущего уж очень понравился продюсер смыслового поля. Спасибо за мысли!
Вот это да! Надо посмотреть, о чем это. Могу только догадываться)
Ирина, соответствовать сегодня тому, что будет в будущем, наверное, не получится. Мир очень стремительно изменяется, и детей сейчас важно развить по максимуму в их потенциале, чтобы они были способны без проблем к этим изменениям адаптироваться. А тут и музыкалка, и нагрузка в школе - всё в тему. Главное, действительно, понимать, какого ребенка, как развивать, какого чем нагружать, потому что кого-то музыкалка развивает, а кому будет как мертвому припарка, и ему для развития нужно что-то своё. Системное знание - лучший навигатор по безошибочным методам развития каждого ребенка.
Открыла Топ-50 прфессий и потеряла дар речи! Поняла, что я со своими двумя высшими образованиями безнадежно отстала!
IT- Евангелист, Дизайнер эмоций, Консьерж робототехники, пилот космического корабля, космический психолог.
Для кого все это? Это же наше будущее. А мы говорим детей в школе нагружают - плохо. Зачем музыкалка, лишняя нагрузка... Интернет зло, по той причине, что многие родители там не бывают и детей не контролируют, по этой же причине. И в догонку полная психологическая безграмотность... Чтобы попасть в этот космический рай, нужно уже сегодня соответствовать самому , или хотя бы понимать, куда направить ребенка.
Светлана , спасибо за статью! Как все точно описано о Наших Детях со звуковым вектором. Вот ведь точно как они все похожи, как легко их определить и имея Знания Системно векторной психологии ,направить в нужное русло или предотвратить вовремя беду. Ведь именно им тяжелее всего адаптироваться в социуме.Поэтому они и создают себе уют в вертуальном пространстве. Ведь это их территория и им ее осваивать . Дизайнер виртуальной среды обитания... Скажи ка нам о таком лет 20 назад.... В начале 80х , моя мама работала программистом, говорила мне что скоро будут компьютеры как маленький телевизор и ты сможешь говорить с Америкой... для меня это было действительно из области фантастики... Тогда вычислительно счетная машина занимала огромный зал с машинным залом, с залом для загружения дисков , которые были как ведро.... зал считывания информации с магнитной ленты... итд.... один компьютер обслуживали несколько человек . А сегодня уже Дизайнер виртуальной среды обитания.... )))
Помню себя подростком, какой был страх будущего и в то же время ощущение предвкушения чего-то значительного...и обязательно счастливого. И не сбылось... Тогда бы тренинг пройти, как было бы проще! Мне повезло. Звуковой вектор привел меня в психиатрию, и эта работа наполняет мою жизнь. Страшно подумать, что бы со мной было, не выучись я на эту специальность. А как я подвергала сомнению каждое слово Юрия на тренинге - смешно вспоминать)) и ведь все сходилось)
Для меня это любимый возраст, с 16 до 20, когда перед тобой все дороги открыты и впереди целая жизнь! А сейчас наблюдаю, что детям сложнее и сложнее, совершенно другой объем желаний и нехваток. Наверное мы были более примитивны, советские дети, которым не страшно, что будет завтра. Девочки мечтали стать врачами и учителями, а мальчики - родине служить или космонавтами)