-
Ушла депрессия, это безумное состояние, когда ты не знаешь — зачем жить
Зачем жить? Зачем все, что происходит с тобой? Зачем вставать с утра с постели? Зачем учиться? Зачем делать хоть что-то в этой жизни? Если ты не знаешь ответа на эти вопросы, жить невыносимо. Я начала посматривать на балкон седьмого этажа, как на возможный выход. Изменения начались уже во время тренинга...
Валентина Алабугинастудентка факультета журналистики МГУ Смотреть видео -
Депрессия. Я ухожу умирать
19-летняя Маша выбрала место для самоубийства и поехала умирать. Она была твердо убеждена, что единственный выход для нее — это закончить череду бессмысленных событий под названием жизнь. Две попытки суицида не изменили ее решимости. Больницы, лекарства, постоянное наблюдение у психиатра — родные и близкие отчаянно пытались вернуть ей желание жить. Они понимали, что после второго раза будет третий и, скорее всего, последний... Как предотвратить неизбежное? Что сказать родному человеку, который не готов тебя слушать? И почему молодая красивая девушка не хочет жить?
Мариястудентка ВШЭ Смотреть видео -
Как найти свое предназначение и работу мечты?
Как я искала работу мечты и поняла, что тренинги успеха не работают. Поначалу мне все очень нравилось — вся жизнь впереди, целый мир у моих ног. Сначала я изучала финансовую математику, потом психологию, затем религии, искала просветления на тренингах молчания и йога-ретритах. Будильник стал врагом №1, вставать на работу не хотелось. Если бы мне разрешалось сидеть на работе в наушниках, то я бы просто бесконечно слушала аудиокниги, отстранившись от людей. Оказалось, что проблема была вовсе не в работе..
Юлия Климовауправляющий инвестициями Смотреть видео -
Я подружился с дочерью. Я каждый день слышу: "Папочка, как я тебя люблю!"
Системно-векторная психология – это для меня билет в новую жизнь. У нас в семье теперь всё хорошо! Я влюбился в жену, а она в меня. Стал играть с дочкой (а раньше не слышал ее и не понимал; она звала играть, а я не шел), теперь же я каждый день слышу: «Папочка, как я тебя люблю!!!»
Павел Евтушенководитель спецтехники Смотреть видео -
Врач-психиатр о Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Я – врач-психиатр. Закончила Северный государственный медицинский университет по специальности ПСИХИАТРИЯ...
Екатерина Крестниковаврач – психиатр-нарколог Смотреть видео -
Депрессия. Почему меня ничто не радует?
Какой идиот придумал, что материнство — это радость? На тренинг меня привели мои дети, вернее, те состояния, в которых я оказалась после их рождения. Абсолютная невыносимость бытия. Мне было даже все равно, что мои дети останутся одни, что я кому-то причиню боль. Я сама была сгустком постоянной непрекращающейся душевной боли. Я отчаянно искала способ зацепиться за жизнь, найти в ней хоть какой-то смысл...
Ольга Сарафановаспециалист по связям с общественностью Смотреть видео -
Как избавиться от аллергии?
Аллергия на снег", каждое утро таблетка, в течение 37 лет...
Евгений КаталинIT специалист, руководитель IT отдела Смотреть видео -
У меня исчезла экзема. У сына прошёл атопический дерматит
Моя семья распадалась. Я хотела разводиться. Много лет мечтала стать мамой, а когда стала, оказалось, что я к этому не готова...
Анастасия Хайруллинаменеджер Смотреть видео -
Близкие разочаровывают, коллеги обижают. Почему меня никто не понимает?
"В кого вы превратились? Как с вами дома дети и муж живут? Работать с вами невозможно!" - эти слова от коллеги по работе, которого я уважала, стали последней каплей и отправной точкой для меня, чтобы пойти на тренинг. Жить и общаться таким образом с людьми для меня больше не представлялось возможным...
Светлана Карфикинженер-конструктор Смотреть видео -
Страшно быть мамой
Косметологи говорили, что это нерешаемая проблема. Врачи говорили, что это нерешаемая проблема. А тут раз и прошло... Изначально меня на тренинг привел страх, тревожные состояния и переживания о том, как мне в дальнейшем справиться с материнством, с моим новым статусом, а по итогу я получила гораздо больше, чем могла себе представить...
Оксана Валеевапредприниматель в сфере бьюти-индустрии Смотреть видео -
СВП — это единственное целостное знание, которое дает понимание о психическом
Кто-то из моих коллег психологов рассматривает людей через темпераменты, кто-то рассматривает людей по жестам и мимике. Я раньше думала, что аффирмации это очень хорошее средство для перепрограммирования своего мышления. Много методик, но нет целостного взгляда на человека. Информация уже с первых лекций тренинга Юрия Бурлана стала настоящим открытием…
Лариса Пересыпкинакандидат психологических наук, психолог Смотреть видео -
Семейный врач о Системно-Векторной Психологии
Еще во время обучения на медицинском факультете и в начале моей практики меня не покидал интерес к психологической составляющей заболеваний. Было очевидно, что болезнь - это не только физиология, что в возникновении симптомов огромную роль играет психическое состояние человека. Я искала эти связи, но они не были очевидны. Системно-Векторная Психология стала для меня неожиданным открытием...
Диана Кирссврач Смотреть видео -
Депрессия в армии
В 16 лет мысли о суициде достигли пика. Одним из средств, помогавших мне убежать от мыслей о суициде были длительные компьютерные посиделки с друзьями или без, все выходные дни, все каникулы и вообще все свободное время. Материальный мир меня не интересовал, я забросил учебу, родители меня не понимали... Я поставил себе диагноз депрессия и стал искать пути, как можно решить эту проблему самостоятельно...
Александрстудент IT-курса Смотреть видео -
Избавиться от мигреней — это огромное счастье!
Для меня Системное векторная психология (Юрий Бурлан) - это уникальное открытие, которое позволяет людям избавляться от множества проблем. В том числе от серьезных ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ...
Виктория Винниковаучитель математики Смотреть видео -
Если бы я не попала на тренинг, моя жизнь бы просто закончилась
Было ощущение, что моя жизнь кончилась в 45 лет. Просто все надоело. Я просыпалась, открывала глаза и не могла понять, зачем они открываются. Мне было хорошо там, в темноте, в тишине. Мне хотелось вечного покоя, тянуло туда. Но я не сделала этот последний шаг. Меня удержали лекции по системно-векторной психологии...
Ирина Каминскаяпреподаватель Смотреть видео -
Мой сын сутками играет в компьютер. Что делать?
События в Керчи – когда молодой парень перестрелял одноклассников и покончил жизнь самоубийством – потрясли меня настолько, что подтолкнули к тренингу. Моему сыну 20 лет. И он был таким же парнем, сутками играющим в КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ...
Наталья Прокофьевабухгалтер Смотреть видео -
Как пробиться в большом городе без денег и связей?
В школе я была изгоем и ассоциировала себя с графом Монте-Кристо. "Ботаник и заучка", я вышла из школы зажатой, не понимая, что я буду в этой жизни делать...
Мария Грибовапредприниматель, менеджер по управлению кадрами Смотреть видео -
"Что делать, когда все плохо?" — кто ответит на этот вопрос?
Что делать, когда все плохо? Когда тебе не помогают врачи, психологи... Я постоянно чувствовал боль и нежелание что-то делать дальше. Суицидальные мысли были моим постоянным спутником. Я пришел в жизненный тупик и не знал, как выбраться. Я лишился работы, семьи, я почувствовал, что мой путь закончен...
Алексей Четвериковинженер по автоматизации Смотреть видео -
Как решить любой конфликт? Юрист-медиатор о Системно-векторной психологии
Моя работа сопряжена с постоянным стрессом. Я считал, что я хорошо знаю людей. Юрист-медиатор должен раскрыть то, что клиент не желает раскрывать, добиться доверия и получить максимум информации, с обеих сторон, и найти точку соприкосновения. В моей работе у меня что-то получалось, а что-то — не очень. Неудовлетворенность результатами меня угнетала. О "Системно-векторной психологии" я узнал случайно, из смартфона моей супруги. Я получил результат, которого не ожидал...
Виктор Дмитриевич Леонтьевюрист, медиатор Смотреть видео -
Как видеть людей насквозь? Следователь о Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Всем, кто служит в правоохранительной, судебной, адвокатской, надзорной системе...
Ильнур Давлетовюрист, следователь Смотреть видео -
Мой муж мне изменил, как жить? Уходить или простить?..
"Если ты меня разлюбишь, не будь со мной, не унижай меня из жалости!..." У нас были очень красивые отношения, эмоциональная и интеллектуальная связь. Я ждала его 10 лет. А потом произошла катастрофа... Даже если бы мне сейчас сказали, давай все вернем обратно, не будет измены мужа, не будет этих лет страданий, но ты никогда не узнаешь "Системно-векторной психологии" - я бы никогда не согласилась...
Юлия Пустовойтоваактриса, телеведущая Смотреть видео -
У меня родился сын! Не могла забеременеть больше 15 лет
Это самый неожиданный для меня самой результат прохождения тренинга. Ошеломительный!
Светлана Цилюрикюрист Читать -
СВП помогла избавиться от обид и страха выступать перед людьми
Раньше я смотрела на мир через очень черные очки. Людей я воспринимала как голограммы, мне вообще не хотелось их видеть и слышать. Люди как будто специально были созданы только для того, чтобы обижать меня. Однажды я даже обиделась на целую страну и народ ее населяющий. На тренинге мне наконец открылась истинная картина окружающего меня мира...
Мария Стариковавостоковед Смотреть видео -
Как понять своих детей и стать им другом? Почему дети часто болеют?
У меня очень энергичная и любознательная дочь. Первый долгожданный ребенок, но "очень ручной". Ребенок постоянно висел на мне в прямом и переносном смысле. Ей было нужно, чтобы я все время была рядом: лепила куличики, кормила куклу, читала ей сказку. Я ее очень любила, но сильно устала. В год и восемь я поторопилась отдать ее в детский сад, и вот тогда и наступил настоящий ад — неделя в садике, три недели дома на больничном.
Дарья Забавскаяначальник отдела кадров Смотреть видео -
В процессе тренинга познакомилась с нынешним мужем. Я счастлива в браке
Недостатка в мужском внимании я никогда не испытывала, но серьезные, длительные отношения никак не складывались — был страх, что все это как-то не по-настоящему. И долгое время эта тема была болезненной. А в процессе прохождения тренинга я познакомилась со своим будущим мужем, с которым теперь счастлива от эмоциональной, физической и духовной близости и жду ребенка!
Екатерина Михайловажурналист Смотреть видео -
Как наладить отношения с родителями?
Для мамы я всегда была тем человеком, который не знает, как посолить суп и неправильно кладет вилки. Я уже жила своей взрослой жизнью, звонила родителям только по делу или отметиться, а они всё меня поучали.
Мария Павловаруководитель аудиторских проектов Смотреть видео -
Как детские травмы не дают жить. Панические атаки. Депрессия
До 17 лет я жила в одном доме с агрессивным алкоголиком, который буянил и угрожал меня убить. Эпизодически по ночам у меня случались панические атаки, сменявшиеся эмоциональными раскачками. Позднее меня стали накрывать депрессии, были попытки суицида, я едва не вылетела из института... В какой-то момент я поняла, что дальше так нельзя и мне придется со всем этим разобраться...
Анастасия Бухтеевахудожник-иллюстратор Смотреть видео -
Почему я хотела умереть?
Надо же, а жизнь продолжается... А жива ли я? Может быть, я все-таки умерла, и в этом был смысл самоубийства, чтобы этот ад продолжался?..." Когда я решила покончить жизнь самоубийством, у меня не было плохих состояний, это был обычный бытовой день...
Анастасия Слепченковастудентка Челябинского государственного института культуры Смотреть видео -
Что делать, если любимый поднял руку? Комплекс жертвы
После того как он меня ударил в первый раз, я приняла решение с ним расстаться и за это он снова меня избил...
Елена Ждановафинансовый ассистент Смотреть видео -
Стрессоустойчивость. Как сохранить себя в критической ситуации?
Пару лет назад мне сделали операцию по удалению опухоли на кости черепа. Благодаря системным знаниям, я сумела взять себя в руки и предпринять нужные действия...
Татьяна Кузьминапреподаватель английского и французского языков Смотреть видео
Моя победа над заиканием
Александр Заика писатель Тихорецк 5 мая 2012
Заикание – это настоящее проклятье. Такие дела, которые обычному человеку ничего не стоит сделать, для заики – тяжелое испытание. Элементарные ситуации превращаются в пытку – позвонить по телефону, обратиться к незнакомому человеку, купить что-нибудь в магазине. Тяжелее всего сказать первое слово. Оно застревает в горле. Особенно, если это слово, например, на букву Т. Или на З. Или на О. Почти весь алфавит заика может записать в заклятые враги. Но когда первое слово сказано, выдавлено, вымучено, нужно ведь продолжать разговор, а здесь – то опять заклинит, то губы начинают выделывать не понятно что. Друзья отводят глаза, делая вид, что не замечают. Недоброжелатели ухмыляются.
Выступления на публике – это отдельная тема. Часто заика боится своего голоса, который при подобных выступлениях еще и усилен микрофоном. Он как-то справляется с собой, через невероятное напряжение находит в себе силы говорить, но некоторые слова не выходят. А как без них? Приходится на ходу искать заменители, не всегда, надо сказать, подходящие, в ход помимо обычных слов идут всякие «эээээ» и прочий словесный мусор. Ладно слова – их можно как-то поменять, где-то скомкать или даже пропустить. Но куда деваться от цифр?..
МОЯ ИСТОРИЯ ЗАИКАНИЯ
Разговаривать я начал рано. Года в полтора. Чисто. Говорил много и с удовольствием. Основательно. Порой сочинял, конечно, но не чувствовал это враньём. До определенного возраста всё было нормально, но лет в пять начались какие-то, почти незаметные, проблемы. После первых месяцев в школе родителям стало ясно: ребенок заикается. Для всех это стало шоком.
Логопеды помочь не могли. «Он волнуется, наверное, дайте ему успокоительного». Давали. Медикаментозное спокойствие, однако, проблемы не решало. Дальше в ход пошли бабки-целительницы. Не помню уже, сколько их было. Они, каждая на свой лад, то испуг выливали, то искали порчу, то возносили молитвы непонятно кому. Тоже никакого результата. Были какие-то безумные доктора-самозванцы, лечившие все недуги таинственными аппаратами – но с этой проблемой они тоже справиться не могли.
В итоге попытки побороть заикание как-то сошли на нет. Моя речь не была похожа на один сплошной речевой дефект, но проблема проявлялась слишком часто для того, чтобы списать это на волнение или стечение обстоятельств.
Помню кошмар на уроках английского в институте. Нам задавали на дом учить слова, потом их проверяли. Некоторые слова никак не желали выходить. «Ontheagenda», например. Не помню уже, сколько раз вырвалось у меня «the», прежде чем удалось сказать «agenda».
КАК Я БОРОЛСЯ С ЗАИКАНИЕМ
Практически всю сознательную жизнь я пытался побороть заикание. Перечитал массу литературы, общался с психологами. В итоге заикание как таковое я своими силами не поборол, но научился виртуозно пользоваться вспомогательными приемами, которые позволяли говорить.
Например, если слово выходить не желает, иногда продвинуть его помогает какое-нибудь лёгкое для произношения слово-паразит. Что-то вроде «ээээ» или «вот», или «в общем-то». Если слово всё равно не получается – приходится его заменять.
Кроме того, можно помочь себе жестикуляцией, или привлечь мимические мышцы лица (способ не очень хороший: выглядит это как тик). Были у меня и другие «помощники». Помню, одно время, еще в школе, таким вспомогательным средством было что-то вроде сопения носом.
Все эти приёмы речь не украшают, но выходить из речевого ступора позволяют. Что касается тех случаев, когда заикание проявлялось множественным повтором, – тут уж ничего не поделаешь. Можно было только повторять внутри себя «успокойся, успокойся» да надеяться, что очередное слово не «сорвется». Такие надежды оправдывались далеко не всегда.
В итоге, если суммировать всё, что я делал, можно сказать, что осталось несколько наиболее тяжелых ситуаций, которые никакими приемами одолеть не удавалось. Например, покупка чего-либо в магазине. Почему-то, когда нужно было попросить что-нибудь у продавца в обычном магазине, заикание обрушивалось на меня всей своей мощью. Поэтому обычные магазины я старался не посещать, отдавая предпочтение супермаркетам, где на традиционный вопрос о том, нужен ли пакет, можно ответить кивком головы.
Особо стоит отметить звонки по телефону. Еще совсем недавно по долгу службы мне приходилось много звонить. Каждый звонок – концентрированный стресс.
Иногда я записываю видеокурсы. Запись происходит в предельно спокойной обстановке, напоминая разговор с самим собой. Обычно в таких ситуациях заикание практически не проявляется. Но когда горит красная лампочка записи, одиночество рассеивается. Поэтому, скажем, получасовую запись приходится три часа править, вырезая сбойные места, переписывая их заново, да и сил подобное мероприятие отнимает больше, чем час занятий в спортзале.
ПОЧЕМУ Я НАЧАЛ ЗАИКАТЬСЯ?
Несмотря на то, что я научился с этим жить, мне не давал покоя один простой факт: ведь было время, когда я говорил, не задумываясь о том, что говорю и где говорю. Я помню себя с очень ранних лет. Я понимал, что заикание мое вызвано какими-то психическими проблемами, которые можно решить методами психологического воздействия. Я рылся в памяти, пытаясь вспомнить, с чего всё началось, что стало причиной, но ничего не получалось.
Воспитывали меня хорошо, я отлично развивал свои врожденные способности – пожалуй, серебряная медаль в школе, красный диплом в институте и около тридцати написанных, отредактированных или переведенных мною к настоящему моменту книг могут послужить объективным доказательством правильного воспитания. В итоге понять корни проблемы не удавалось. Не удавалось до недавнего времени – до встречи с системно-векторной психологией и Юрием Бурланом.
Забегая вперед, скажу, что сейчас, после прохождения тренингов по системно-векторной психологии, заикание сдалось. Война длиной примерно 20 лет выиграна. Знаете, это такое удовольствие – свободно, без напряжения, спросить в часовом магазине, можно ли померять вот этот Timex, или просто позвонить по телефону в справочную службу, да каждое слово теперь – в радость.
Это случилось не сразу, процесс шел постепенно. Он и сейчас продолжается. Когда я начал замечать позитивные изменения, я отнесся к этому с недоверием. Долго за собой наблюдал, испытывал разные речевые ситуации. Когда понял, что всё закончилось – это был один из самых радостных дней в моей жизни.
Не хочу вспоминать время, когда я заикался. Но вспомню – для того, чтобы дать тем, кто заикается, шанс избавиться от этого кошмара.
Расскажу теперь по порядку о том, что мне удалось осознать на тренингах и как я всё-таки поборол заикание. Кстати, избавление от заикания – это не цель тренингов. Это лишь «побочный эффект».
АНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР И ЗАИКАНИЕ
Выше я уже говорил о двух типах заикания. Первый – это когда слова застревают в горле, и трудно начать говорить или сказать какое-то слово. Второй – это когда губы перестают нормально работать и многократно произносят какой-нибудь слог или букву.
Разберемся для начала с первым. Этот вид заикания характерен для людей-обладателей анального вектора. Для того, чтобы понять характер его возникновения, начнем с самого начала. А именно с раннего детства. Детям-обладателям анального вектора характерен основательный подход к любому делу. Если дело начато – надо его завершить. И надо завершить его качественно. Это касается всего – от задачи по очищению кишечника до уборки комнаты или до рассказа о чем-либо.
Дети с анальным вектором усидчивы и неторопливы. Если такому ребенку достанутся такие же родители, то по равенству свойств они будут понимать его нерасторопность и не будут его подгонять, дёргать – и тем самым избавят от многих проблем в будущем. Если же этому ребенку, например, достанется мама с кожным вектором, которой будет казаться, что он слишком медлителен, и у нее будет постоянное желание его поторопить – проблем не избежать.
Классический пример: ребенок с анальным вектором очень серьезно относится к делу очищения кишечника. Такой ребенок может довольно долго сидеть на горшке. Если ребенка сдергивать с горшка (а кожные родители так и делают), постепенно это приведет к развитию у него неконтролируемого сжатия анального сфинктера (запору). Такое воздействие вгоняет его в стресс, лишает чувства защищенности. Прерывание и любая спешка выбивают его из колеи, из его жизненного ритма. В таких условиях сжатие распространяется и на другие сфинктеры, в итоге доходит до горла – и ребенок начинает заикаться.
Если такой ребенок рассказывает о чем-то, задаёт вопрос, проявляет любую речевую активность, делает это он обстоятельно, говорит неторопливо, вдаётся в подробности, которые, как может показаться человеку с кожным вектором, вовсе и не важны.
Например, ребенок обращается к маме:
- Мама, у меня к тебе вопрос. Я сегодня был у бабушки и смотрел телевизор, там была передача про зверей, они там бегали, прыгали и догоняли друг друга, у одного волка там был волчонок, такой небольшой и пушистый, и вот они жили там, в лесу, и вокруг было еще много волков, и вот в один день они там охотятся, а волчонок увидел…
Сказал он уже немало, а вопроса всё нет. Мама, не понимающая особенностей ребенка, обязательно поторопит его (её бы больше устроил вопрос вроде: «Мам, а ящерицы летают?»):
- Ну давай уже, что за вопрос?
Но его нельзя торопить, перебивать. Он собьётся, попытается начать сначала. Его снова перебьют… Это одна из ситуаций, которая приводит к проблемам с речью. А ведь подобное случается на каждом шагу. Его торопят, а он упрямится, пытается сделать всё так, как ему хочется. Причем не просто хочется, а – необходимо для нормального самочувствия, для нормального развития.
Если говорить обо мне, то в моем случае особенно жёсткого «мельтешения» со стороны родителей не было, но как раз с началом учёбы в школе меня нередко торопили – шнурки я, например, завязывал не очень-то быстро. В школу не спешил собираться. О результатах даже такого небольшого отклонения я достаточно рассказал выше.
Глубокое осознание причины заикания сняло напряжение, проблема пропала. Когда я занимался на курсах по системно-векторной психологии, одной из первых лекций была лекция по анальному вектору. Уже после первого занятия мне стало легче в проблемных ситуациях, но второй тип заикания до определенного момента не сдавался.
ОРАЛЬНЫЙ ВЕКТОР И ЗАИКАНИЕ
Заикание с многократным повтором каких-либо звуков характерно для представителей орального вектора. Их эрогенная зона – рот, губы. Они много и с удовольствием говорят. Болтают без умолку. Они любят сочинять фантастические истории, всё что угодно – лишь бы их слушали. Заводят детский коллектив страшными рассказами – если чувствуют, что это обеспечит им внимание других детей, засыпают вопросами мам и бабушек, если чувствуют, что те могут ответить. Или когда совсем никто не слушает – начинают выдумывать что-то совсем уж нереальное, но привлекающее внимание других людей.
Ребенок с оральным вектором не чувствует, что он, в сущности, врёт, рассказывая небылицы. Когда же его рассказы («мама, мама, там в сарае что-то такое притаилось, пойдем посмотрим, я уже давно заметил, оно ведь может ночью выбраться, всех кроликов поест, пошли, оно и меня хотело утащить, выгоним его…») принимают неприемлемый, по мнению окружающих взрослых, масштаб, его могут очень особенным образом за это наказать. Дать по губам, проще говоря.
Для оральника это страшнейший стресс. Его чувствительнейшая эрогенная зона подвергается ужасному воздействию. Как результат – неспособность нормально говорить.
На занятии рассказали о механизме формирования заикания у представителей орального вектора. Этого мне хватило для того, чтобы вспомнить один единственный эпизод, когда я вот так вот получил по губам за враньё. В раннем детстве. Эпизод забылся, а заикание осталось.В одном человеке могут сочетаться несколько векторов, в моем случае, кроме прочих, проявлены анальный и оральный вектора. Результатом ошибок в воспитании, с виду небольших, а на деле приведших к серьезнейшим последствиям, стало заикание. Его удалось побороть лишь после тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Выступления на публике – это отдельная тема. Часто заика боится своего голоса, который при подобных выступлениях еще и усилен микрофоном. Он как-то справляется с собой, через невероятное напряжение находит в себе силы говорить, но некоторые слова не выходят. А как без них? Приходится на ходу искать заменители, не всегда, надо сказать, подходящие, в ход помимо обычных слов идут всякие «эээээ» и прочий словесный мусор. Ладно слова – их можно как-то поменять, где-то скомкать или даже пропустить. Но куда деваться от цифр?..
МОЯ ИСТОРИЯ ЗАИКАНИЯ
Разговаривать я начал рано. Года в полтора. Чисто. Говорил много и с удовольствием. Основательно. Порой сочинял, конечно, но не чувствовал это враньём. До определенного возраста всё было нормально, но лет в пять начались какие-то, почти незаметные, проблемы. После первых месяцев в школе родителям стало ясно: ребенок заикается. Для всех это стало шоком.
Логопеды помочь не могли. «Он волнуется, наверное, дайте ему успокоительного». Давали. Медикаментозное спокойствие, однако, проблемы не решало. Дальше в ход пошли бабки-целительницы. Не помню уже, сколько их было. Они, каждая на свой лад, то испуг выливали, то искали порчу, то возносили молитвы непонятно кому. Тоже никакого результата. Были какие-то безумные доктора-самозванцы, лечившие все недуги таинственными аппаратами – но с этой проблемой они тоже справиться не могли.
В итоге попытки побороть заикание как-то сошли на нет. Моя речь не была похожа на один сплошной речевой дефект, но проблема проявлялась слишком часто для того, чтобы списать это на волнение или стечение обстоятельств.
Помню кошмар на уроках английского в институте. Нам задавали на дом учить слова, потом их проверяли. Некоторые слова никак не желали выходить. «Ontheagenda», например. Не помню уже, сколько раз вырвалось у меня «the», прежде чем удалось сказать «agenda».
КАК Я БОРОЛСЯ С ЗАИКАНИЕМ
Практически всю сознательную жизнь я пытался побороть заикание. Перечитал массу литературы, общался с психологами. В итоге заикание как таковое я своими силами не поборол, но научился виртуозно пользоваться вспомогательными приемами, которые позволяли говорить.
Например, если слово выходить не желает, иногда продвинуть его помогает какое-нибудь лёгкое для произношения слово-паразит. Что-то вроде «ээээ» или «вот», или «в общем-то». Если слово всё равно не получается – приходится его заменять.
Кроме того, можно помочь себе жестикуляцией, или привлечь мимические мышцы лица (способ не очень хороший: выглядит это как тик). Были у меня и другие «помощники». Помню, одно время, еще в школе, таким вспомогательным средством было что-то вроде сопения носом.
Все эти приёмы речь не украшают, но выходить из речевого ступора позволяют. Что касается тех случаев, когда заикание проявлялось множественным повтором, – тут уж ничего не поделаешь. Можно было только повторять внутри себя «успокойся, успокойся» да надеяться, что очередное слово не «сорвется». Такие надежды оправдывались далеко не всегда.
В итоге, если суммировать всё, что я делал, можно сказать, что осталось несколько наиболее тяжелых ситуаций, которые никакими приемами одолеть не удавалось. Например, покупка чего-либо в магазине. Почему-то, когда нужно было попросить что-нибудь у продавца в обычном магазине, заикание обрушивалось на меня всей своей мощью. Поэтому обычные магазины я старался не посещать, отдавая предпочтение супермаркетам, где на традиционный вопрос о том, нужен ли пакет, можно ответить кивком головы.
Особо стоит отметить звонки по телефону. Еще совсем недавно по долгу службы мне приходилось много звонить. Каждый звонок – концентрированный стресс.
Иногда я записываю видеокурсы. Запись происходит в предельно спокойной обстановке, напоминая разговор с самим собой. Обычно в таких ситуациях заикание практически не проявляется. Но когда горит красная лампочка записи, одиночество рассеивается. Поэтому, скажем, получасовую запись приходится три часа править, вырезая сбойные места, переписывая их заново, да и сил подобное мероприятие отнимает больше, чем час занятий в спортзале.
ПОЧЕМУ Я НАЧАЛ ЗАИКАТЬСЯ?
Несмотря на то, что я научился с этим жить, мне не давал покоя один простой факт: ведь было время, когда я говорил, не задумываясь о том, что говорю и где говорю. Я помню себя с очень ранних лет. Я понимал, что заикание мое вызвано какими-то психическими проблемами, которые можно решить методами психологического воздействия. Я рылся в памяти, пытаясь вспомнить, с чего всё началось, что стало причиной, но ничего не получалось.
Воспитывали меня хорошо, я отлично развивал свои врожденные способности – пожалуй, серебряная медаль в школе, красный диплом в институте и около тридцати написанных, отредактированных или переведенных мною к настоящему моменту книг могут послужить объективным доказательством правильного воспитания. В итоге понять корни проблемы не удавалось. Не удавалось до недавнего времени – до встречи с системно-векторной психологией и Юрием Бурланом.
Забегая вперед, скажу, что сейчас, после прохождения тренингов по системно-векторной психологии, заикание сдалось. Война длиной примерно 20 лет выиграна. Знаете, это такое удовольствие – свободно, без напряжения, спросить в часовом магазине, можно ли померять вот этот Timex, или просто позвонить по телефону в справочную службу, да каждое слово теперь – в радость.
Это случилось не сразу, процесс шел постепенно. Он и сейчас продолжается. Когда я начал замечать позитивные изменения, я отнесся к этому с недоверием. Долго за собой наблюдал, испытывал разные речевые ситуации. Когда понял, что всё закончилось – это был один из самых радостных дней в моей жизни.
Не хочу вспоминать время, когда я заикался. Но вспомню – для того, чтобы дать тем, кто заикается, шанс избавиться от этого кошмара.
Расскажу теперь по порядку о том, что мне удалось осознать на тренингах и как я всё-таки поборол заикание. Кстати, избавление от заикания – это не цель тренингов. Это лишь «побочный эффект».
АНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР И ЗАИКАНИЕ
Выше я уже говорил о двух типах заикания. Первый – это когда слова застревают в горле, и трудно начать говорить или сказать какое-то слово. Второй – это когда губы перестают нормально работать и многократно произносят какой-нибудь слог или букву.
Разберемся для начала с первым. Этот вид заикания характерен для людей-обладателей анального вектора. Для того, чтобы понять характер его возникновения, начнем с самого начала. А именно с раннего детства. Детям-обладателям анального вектора характерен основательный подход к любому делу. Если дело начато – надо его завершить. И надо завершить его качественно. Это касается всего – от задачи по очищению кишечника до уборки комнаты или до рассказа о чем-либо.
Дети с анальным вектором усидчивы и неторопливы. Если такому ребенку достанутся такие же родители, то по равенству свойств они будут понимать его нерасторопность и не будут его подгонять, дёргать – и тем самым избавят от многих проблем в будущем. Если же этому ребенку, например, достанется мама с кожным вектором, которой будет казаться, что он слишком медлителен, и у нее будет постоянное желание его поторопить – проблем не избежать.
Классический пример: ребенок с анальным вектором очень серьезно относится к делу очищения кишечника. Такой ребенок может довольно долго сидеть на горшке. Если ребенка сдергивать с горшка (а кожные родители так и делают), постепенно это приведет к развитию у него неконтролируемого сжатия анального сфинктера (запору). Такое воздействие вгоняет его в стресс, лишает чувства защищенности. Прерывание и любая спешка выбивают его из колеи, из его жизненного ритма. В таких условиях сжатие распространяется и на другие сфинктеры, в итоге доходит до горла – и ребенок начинает заикаться.
Если такой ребенок рассказывает о чем-то, задаёт вопрос, проявляет любую речевую активность, делает это он обстоятельно, говорит неторопливо, вдаётся в подробности, которые, как может показаться человеку с кожным вектором, вовсе и не важны.
Например, ребенок обращается к маме:
- Мама, у меня к тебе вопрос. Я сегодня был у бабушки и смотрел телевизор, там была передача про зверей, они там бегали, прыгали и догоняли друг друга, у одного волка там был волчонок, такой небольшой и пушистый, и вот они жили там, в лесу, и вокруг было еще много волков, и вот в один день они там охотятся, а волчонок увидел…
Сказал он уже немало, а вопроса всё нет. Мама, не понимающая особенностей ребенка, обязательно поторопит его (её бы больше устроил вопрос вроде: «Мам, а ящерицы летают?»):
- Ну давай уже, что за вопрос?
Но его нельзя торопить, перебивать. Он собьётся, попытается начать сначала. Его снова перебьют… Это одна из ситуаций, которая приводит к проблемам с речью. А ведь подобное случается на каждом шагу. Его торопят, а он упрямится, пытается сделать всё так, как ему хочется. Причем не просто хочется, а – необходимо для нормального самочувствия, для нормального развития.
Если говорить обо мне, то в моем случае особенно жёсткого «мельтешения» со стороны родителей не было, но как раз с началом учёбы в школе меня нередко торопили – шнурки я, например, завязывал не очень-то быстро. В школу не спешил собираться. О результатах даже такого небольшого отклонения я достаточно рассказал выше.
Глубокое осознание причины заикания сняло напряжение, проблема пропала. Когда я занимался на курсах по системно-векторной психологии, одной из первых лекций была лекция по анальному вектору. Уже после первого занятия мне стало легче в проблемных ситуациях, но второй тип заикания до определенного момента не сдавался.
ОРАЛЬНЫЙ ВЕКТОР И ЗАИКАНИЕ
Заикание с многократным повтором каких-либо звуков характерно для представителей орального вектора. Их эрогенная зона – рот, губы. Они много и с удовольствием говорят. Болтают без умолку. Они любят сочинять фантастические истории, всё что угодно – лишь бы их слушали. Заводят детский коллектив страшными рассказами – если чувствуют, что это обеспечит им внимание других детей, засыпают вопросами мам и бабушек, если чувствуют, что те могут ответить. Или когда совсем никто не слушает – начинают выдумывать что-то совсем уж нереальное, но привлекающее внимание других людей.
Ребенок с оральным вектором не чувствует, что он, в сущности, врёт, рассказывая небылицы. Когда же его рассказы («мама, мама, там в сарае что-то такое притаилось, пойдем посмотрим, я уже давно заметил, оно ведь может ночью выбраться, всех кроликов поест, пошли, оно и меня хотело утащить, выгоним его…») принимают неприемлемый, по мнению окружающих взрослых, масштаб, его могут очень особенным образом за это наказать. Дать по губам, проще говоря.
Для оральника это страшнейший стресс. Его чувствительнейшая эрогенная зона подвергается ужасному воздействию. Как результат – неспособность нормально говорить.
На занятии рассказали о механизме формирования заикания у представителей орального вектора. Этого мне хватило для того, чтобы вспомнить один единственный эпизод, когда я вот так вот получил по губам за враньё. В раннем детстве. Эпизод забылся, а заикание осталось.В одном человеке могут сочетаться несколько векторов, в моем случае, кроме прочих, проявлены анальный и оральный вектора. Результатом ошибок в воспитании, с виду небольших, а на деле приведших к серьезнейшим последствиям, стало заикание. Его удалось побороть лишь после тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Уже 26886результатов
оставили более
20500 человек
оставили более
20500 человек
Результаты прошедших тренинг