Ребенок не хочет учиться: как пробудить тягу к знаниям
Ребенок не хочет учиться, ничем не интересуется, кроме телевизора и компьютерных игр. Что делать, ведь на кону его будущее? В этой статье разберем, почему у детей отсутствует или в какой-то момент пропадает желание учиться, как разбудить в них тягу к знаниям и найти правильный подход в учебе...
Сколько раз уже пытались объяснять ребенку, что учеба нужна ему самому, а не взрослым! Что в современном мире без образования живут только дворники. Все без толку: уроки каждый раз делаются только из-под палки. А без контроля взрослых — не делаются вообще. Ребенок не хочет учиться, ничем не интересуется, кроме телевизора и компьютерных игр. Что делать, ведь на кону его будущее?
В этой статье разберем, почему у детей отсутствует или в какой-то момент пропадает желание учиться, как разбудить в них тягу к знаниям и найти правильный подход в учебе.
Почему ребенок не хочет учиться
Любо-дорого посмотреть, как любознательные «годовасики» с интересом изучают каждую травинку и песчинку. Казалось бы, сама природа ребенка — нескончаемый интерес к окружающему миру и желание узнать о нем как можно больше. Куда и почему все это исчезает? Почему в школе ребенок ничего не хочет знать, не проявляет интереса ни к одному учебному предмету?
Заглянуть сыну или дочери в душу поможет тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Дело в том, что от природы каждый ребенок наделен своими качествами и талантами (особенностями психики). Для их развития нужны определенные условия. Рассмотрим несколько примеров.
1. Ребенок подвижный, неусидчивый, егоза. Стремится сделать все побыстрее, приложить минимум усилий — но при этом быть во всем первым, получать призы и награды. Замечания учителя чаще всего связаны с тем, что ребенок постоянно вертится, крутится, вскакивает. Делает работу неаккуратно, не старается — главное, поскорее справиться.
Это особенности ребят с кожным вектором. Учеба как таковая не является для них ценностью или самоцелью, и оценки тоже не имеют особого значения. А вот честолюбия, желания занимать призовые места у таких детей хоть отбавляй. Любят они и все новое, поэтому новую информацию могут впитывать как губка — вопрос только в том, как ее правильно подать.
-
Почему такой ребенок не хочет учиться и что делать. Если речь о дошкольнике, то, скорее всего, маленькому шустрику просто не подходит сидячая форма обучения. Учебную информацию он лучше всего усвоит в форме подвижных игр, викторин, квестов.
Школьнику с кожным вектором важно вовремя создать условия организации и дисциплины. Режим дня, тайм-менеджмент (когда все тренировки и время выполнения уроков запланированы в расписании) — необходимое условие развития. Без этого маленький обладатель кожного вектора растет «разбросанным», неорганизованным и становится неспособен достичь тех высот, о которых мечтает.
Поддержка дисциплины со стороны родителей должна стать навыком самодисциплины ребенка, иначе проверять у него уроки вам придется даже в институте. Чтобы ребенок учился самодисциплине, как можно раньше научите его определять по часам время, чтобы он мог наблюдать режимные моменты во времени и следовать им. Можно привлекать его к составлению наглядного расписания, дарить детский аналог ежедневника и учить им пользоваться.
Высокая двигательная активность такого ребенка требует достаточного количества физических нагрузок в течение дня. Это и спортивные тренировки, и активные прогулки. Если такой активности недостает, ребенок на уроках крутится, не может высидеть занятия, постоянно получает замечания учителя.
Кроме того, отбить у ребенка охоту учиться могут неверные методы поощрения или наказания.
-
Как поощрять. Обладатели кожного вектора рациональны и прагматичны от природы. У них нет желания вкладываться ни в какое дело, если от этого не будет пользы и выгоды. Поэтому поощрять такого ребенка с помощью одной только похвалы и одобрения бесполезно.
Наилучшим поощрением будет поход в новое место, экскурсия. Очень чувствительны кожники и к материальным подаркам и призам, но здесь важно соблюдать умеренность. Крупный подарок уместен, возможно, в конце учебного года — за хороший табель в целом.
-
На что обратить внимание. Категорически противопоказаны физические наказания: кожа такого ребенка имеет особую чувствительность, и он получит сверхстресс. В дальнейшем это может приводить к формированию «провокативного поведения» или стремлению ребенка к покраже.
-
Как наказывать. Уместно будет ограничение в пространстве (отмена прогулки или поездки), во времени (например, уменьшение времени просмотра мультфильмов или пользования компьютером).
2. Ребенок впечатлительный, эмоциональный. На уроках частенько «ворон считает», разглядывает все за окном, эмоционально и увлеченно болтает о чем-то с соседом по парте или вообще рисует в тетради.
Такие особенности характерны для ребят со зрительным вектором. У них особая чувствительность глазного анализатора, и это требует постоянной «смены картинки», новых зрительных впечатлений, ярких цветов. А еще у маленьких зрительников огромный эмоциональный диапазон: им хочется проживать яркие эмоции, строить эмоциональные связи с людьми.
-
Как заставить ребенка учиться и не отвлекаться на занятиях. В дошкольном и младшем школьном возрасте такому ребенку трудно сосредоточиться, когда не хватает наглядности подачи материала. В этом могут помочь яркие плакаты, слайды или видеодемонстрация.
Но главное — подача материала должна эмоционально увлечь, вовлечь ребенка. Это правило актуально для всех детей, но для маленьких зрительников, которые жаждут проживать сильные эмоции, — вдвойне. Монотонный бубнеж ребенок просто не воспринимает и начинает откровенно скучать: искать глазами другие впечатления (глазеть в окно) или извлекать эмоции из разговоров с соседом.
Если вам не слишком повезло с преподавателем и он не умеет эмоционально вовлечь детей и красочно подать материал — можно отчасти компенсировать это дома. Например, учить таблицу умножения в стихах и красочно оформить ее рисунками. Вовлечь ребенка через чтение захватывающих и эмоционально окрашенных книг про учебу: история про Витю Перестукина, путешествие Али и Антона в стране цифр не оставят равнодушными малышей, а школьников — приключения Вити Малеева и Дениса Кораблева.
-
Как поощрять. Лучшим поощрением для зрительного ребенка будет проживание ярких эмоций вместе с родителем. Двойное наслаждение ребенок получит, если при этом будут новые зрительные впечатления. Что-то, чего ребенок никогда прежде не видел.
-
На что обратить внимание. Наказывать за то, что ребенку не хватает эмоциональных или зрительных впечатлений, нельзя. Часто маленькие зрительники бывают склонны к истерикам. В этом случае родителям лучше никак не реагировать эмоционально, оставаться спокойными — и «буря в стакане воды» быстро утихнет сама.
3. Ребенок отстраненный, малоэмоциональный, погружен в свои мысли. На вопрос может ответить не сразу, а с отсрочкой. Избегает шумных игр с ровесниками, может казаться белой вороной в классе.
Обладатели звукового вектора — интроверты от природы. В потенциале им задан мощный абстрактный интеллект — из таких детей могут вырасти выдающиеся ученые, изобретатели, писатели, музыканты, программисты. Но для этого необходимы подходящие условия. Если их нет, такой ребенок может плохо воспринимать смыслы слов, плохо учиться и, конечно, не испытывать тяги к учебному процессу.
-
Как заставить учиться ребенка, который «весь в себе». Во-первых, создать подходящие условия — звуковую экологию, прежде всего дома. Особо чувствительный слух звуковика получает травму от громких звуков, крика, негативных смыслов в речи взрослых. А вот тихая классическая музыка полезна для звуковых ушек, обучение в музыкальной школе тоже пойдет на пользу.
Уроки такому ребенку нужно делать в тишине. Давайте ему больше времени на осмысление материала. Никогда не говорите слов, которые ставят под сомнение интеллект ребенка, например: «Ну что ж ты у меня тугодум такой?» Желательно, чтобы у ребенка была своя комната или просто ему давали возможность иногда уединиться, побыть одному.
-
Как поощрять. Если условия развития подходящие, то особого поощрения в учебе и не требуется: думать, мыслить — природное наслаждение для звуковика. Часто звуковики интересуются темой космоса или происхождения жизни на Земле — можно поощрить ребенка походом в планетарий или на подходящую экскурсию. Домоседливым звуковикам — дарить книги на такие темы.
-
На что обратить внимание. Нельзя наказывать за то, что ребенок уходит в себя и плохо понимает, что от него хотят. Самое главное — не повышать на него голос, не кричать. Один раз при крике, от сверхстресса, ребенок, возможно, и «вынырнет наружу» и даже сообразит что-то быстрей обычного, но на длинной дистанции при постоянных стрессах такого рода понимать людей ему будет все труднее, и результаты в учебе будут становиться только хуже. Такой стресс у маленьких детей может привести к аутизму.
4. Ребенок упрямится и отказывается делать уроки. Или просто бесконечно откладывает домашние задания на потом. Когда уже наконец берется их выполнить, то домашняя работа растягивается на несколько часов.
Такие проблемы могут возникать у ребят со свойствами анального вектора психики. От природы это дети неторопливые, усидчивые, внимательные к каждой детали. Именно они в потенциале лучшие ученики, им задана не только усидчивость, но и феноменальная память.
Для благополучного развития такому ребенку важно спокойно учиться в своем неторопливом ритме, чтобы его не прерывали, не подгоняли. Он нуждается в многократном повторении материала — так он лучше усваивает каждую деталь.
Бывает, что у педагога или воспитателя слишком быстрая и лаконичная подача материала и такой ребенок не может ее воспринять. Или скорость выполнения заданий, которую требует учитель, значительно выше той, с которой ребенок способен работать. Тогда он путается, теряется, сбивается с мысли и не может нормально усвоить материал.
Чем больше его торопят, тем сильнее он «зависает», вплоть до ступора. А позже начинает реагировать протестами («Не пойду в школу! Не буду учить уроки!»). Может возникать даже агрессивное поведение.
-
Если такой ребенок не хочет учиться — что делать? Как минимум дома вы можете предоставить ребенку возможность многократно и не спеша повторять пройденный материал. А также со своей стороны давать ему больше времени для обычных действий в быту — то есть тоже убрать попытки «ускорить» ребенка. Тогда постепенно скорость выполнения заданий у него станет выше — но никогда она не будет такой же, как, например, у шустрика с кожным вектором. Зато усвоенный материал у человека с анальным вектором запоминается надолго, возможно навсегда. У каждого ребенка — своя природа.
-
Как поощрять. Лучшее поощрение для детей с анальным вектором — одобрение и похвала близких, особенно мамы. Когда этого недостает — ребенок растет обиженным, постоянно недоволен. Ведь от природы он хочет быть лучшим сыном или дочкой для своей мамы, самым лучшим учеником в классе. Бывает, в старших классах такой ребенок даже сам задается вопросом, как заставить себя учиться. Но без нужных условий, созданных взрослыми, он не способен сам разрешить эту ситуацию.
-
Как наказывать. Если вы показываете ребенку недовольство его поведением и лишаете похвалы — он уже наказан. Для любого ребенка наказание — это не «кнут», а «отсутствие пряника», то есть того желанного, что ребенок хотел бы получить.
Современные городские дети часто имеют свойства сразу 3-4 векторов одновременно, поэтому родителям важно знать и понимать все качества, которыми ребенка наделила природа. Есть и определенные возрастные особенности, которые тоже важно учесть.
Дошкольник: с чем связаны проблемы в учебе?
В дошкольном возрасте могут уже в какой-то мере проявиться проблемы у детей с разными векторами. Но чаще других обеспокоены мамы кожных ребят: воспитатели еще в садике при подготовке к школе отмечают, что ребенок неусидчивый. Вертится, невнимательный, часто имеет трудности с навыками письма (в тетрадях все коряво и выполнено наспех).
На самом деле достаточно опереться на природные таланты в кожном векторе: если подавать новую информацию в форме подвижных игр — ребенок усвоит ее без труда. Развивать навыки письма проще и интереснее через прохождение «лабиринтов» в тетрадке. Если при этом надо прокладывать «дорожку» к спрятанному кладу или секрету — ребенок вовлечется всей душой.
Маленьким звуковикам бывает непросто адаптироваться в шумной компании ровесников, но детский сад необходим любому ребенку с 3 лет. Именно там складываются первые навыки социализации, не добрав которые, ребенок может столкнуться с трудностями уже в школе, и это скажется уже и на учебном процессе.
Стоит обратить внимание тем, чьи дети имеют анально-зрительное сочетание векторов. Зрительные детки — часто болеющие, особенно в младшем возрасте. При этом ребенку со свойствами анального вектора важно усваивать информацию последовательно, по порядку. Если по болезни ребенок пропустил занятия — обязательно восполняйте пробелы дома или с репетитором. Иначе ребенок будет теряться, чувствовать себя неуверенно и может утратить интерес к учебе.
Если ребенок категорически не хочет не только учиться, но и вообще посещать детский сад — обратите на это внимание.
Поговорите с родителями других детей — насколько охотно их малыши идут в садик? Если проблема общая — скорее всего, дети не чувствуют себя там в безопасности. Возможно, воспитатель не пресекает агрессию детей друг к другу или даже сам срывает на малышах свое плохое настроение.
Первый раз в первый класс: как быть, если ребенок не хочет учиться в школе?
Если ребенок не посещал детский сад, не получил достаточных навыков социальной адаптации, он вынужден учиться этому в школьные годы. И поначалу первоклассник может не вписываться в коллектив, чувствовать себя чужим.
Не ощущая принадлежности к группе, он отчасти теряет чувство защищенности и безопасности, это может сказаться и на учебе. Но если родители и педагоги подойдут к ситуации грамотно и чутко — проблема постепенно нивелируется.
Если до первого класса все было хорошо и ребенок на лету схватывал учебные навыки, а проблемы начались с поступлением в школу — то, скорее всего, ребенку недостает именно чувства безопасности в школьном коллективе. И дело даже не обязательно в «злой учительнице» — вполне достаточно того, что педагог не вмешивается в конфликты ребят, и они решают их самостоятельно.
Дети сами по себе способны создать только «первобытную стаю», то есть они объединяются на неприязни к кому-то, и это всегда деструктивно влияет на коллектив. Когда в классе есть хотя бы один изгой, нормально учиться не сможет никто.
Для создания эффективных условий учебы нужно участие взрослых. Ими должны быть созданы общие правила, запреты на проявление любой агрессии: и физической, и вербальной. Параллельно проводится воспитательная работа: детям прививают навыки культуры, сопереживания друг другу, помощи слабому. Тогда формируется здоровый коллектив, где способности каждого ребенка раскроются максимально.
Если педагоги вашей школы не создают сами надлежащих условий, то подключиться могут и родители, влиять на ситуацию через родительские комитеты и внутришкольные организации.
-
Важно знать! Как только ребенок становится вынужден заниматься собственной безопасностью, защищаться от агрессивной среды — его развитие затормаживается. И желание учиться пропадает.
Средняя школа: новые условия
Переход в среднее звено связан с большими переменами. Вместо одного учителя появляется сразу несколько. Важнейшую роль здесь будет играть новый классный руководитель и то, насколько он сможет создать условия защищенности и безопасности в коллективе.
Ребята с анальным вектором труднее других адаптируют перемены в целом. Могут скучать за прежним учителем. Будет хорошо, если вы сохраните с этим педагогом общение и эмоциональную связь: он сможет поддержать и подбодрить ребенка.
Для любых детей при переходе в среднее звено многое будет зависеть и от навыков социальной адаптации. Если с этим раньше уже были проблемы, то необходимость адаптироваться к нескольким новым учителям еще добавит трудностей.
Когда подросток не хочет учиться
Подростковый возраст самый непростой в становлении личности ребенка. В этот период учеба неизбежно отодвигается на второй план, а на первый выходят попытки «ранжирования» в среде ровесников.
Мальчики пробуют занять свое место в социальной лестнице. А девочки природным образом пытаются «брачеваться», то есть стремятся понравиться мальчику, привлекать к себе интерес.
Это природный механизм: ведь с окончанием пубертата ребята выйдут во взрослую жизнь, а подготовка к ней возникает чуть раньше. Однако родители всерьез беспокоятся: ведь учеба — необходимо условие, чтобы самостоятельная жизнь детей в будущем сложилась успешно и счастливо.
Огромную роль в такой период играет эмоциональная связь детей с родителями. А еще — психологическая компетенция взрослых, их способность создать такие условия, чтобы желание учиться у ребенка не угасало, а способствовало максимальному развитию врожденных свойств — это залог будущей счастливой взрослой жизни человека.
Главное условие успешной учебы
Любой ребенок испытывает желание развиваться и познавать новое только при одном условии: когда чувствует свою защищенность и безопасность — физическую и психологическую.
Ребенок сам еще не способен ее себе создавать — это могут сделать только взрослые. Чувство защищенности и безопасности ребенка складывается из таких компонентов:
- Ребенок не должен подвергаться физическому насилию и психологическому давлению (унижению, травле и т. д.).
- Большое значение имеет психологическое состояние мамы, с которой ребенок вплоть до полового созревания связан незримой психологической «пуповиной». Ее состояния очень влияют на то, как чувствует себя ребенок. Когда мама в депрессии или страхе, раздражена или обижена — ребенок утрачивает чувство защищенности и безопасности.
- Методы воспитания и обучения должны строиться с учетом психологических свойств ребенка (примеры мы описали выше).
Утратить чувство защищенности ребенок может еще в раннем возрасте — в семье — и позже — в дошкольном учреждении, в школе.
На развитии ребенка также сказываются факторы, о которых мы часто не знаем или не придаем им большого значения. Чтобы дать детям максимум, современные родители должны понимать, как работает психика человека.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет родителям понять своего ребенка без слов. Точно знать, как работает его психика и как разбудить в нем угасшее желание к учебе. Кроме того, мамы получают на этом тренинге качественную психологическую помощь, избавляются от любых собственных проблем.
Быть для своего ребенка гарантом безопасности и точно знать, как вдохновить его на изучение мира, — это огромное материнское счастье.
«Впервые дочь пошла в обычную школу в 4 классе. Период адаптации и привыкания к школьной жизни у нее был длительный. Поначалу у нее были "тройки", она напрягалась, нарабатывала навык сосредоточения на учебе. Потихоньку пошли "пятерки", к концу года она висела на доске почета как одна из лучших учениц-отличниц...»
«1 сентября Настя первый раз, наверное, лет за 6-7 пошла с удовольствием в школу и вот уже почти месяц не прогуляла ни одного урока! Одноклассники и учителя в шоке, где ребенок, который сидел на задней парте, уткнувшись в телефон, и не общающийся не с кем и, как только прозвенит звонок, бегущая домой в свой мирок? И кто эта девочка, которая начала ходить в платьях, смеющаяся на переменах, слушающая учителя с полуулыбкой понимания, жаждующая знаний, которая спокойно остается после уроков просто поговорить с учителем. У Насти сейчас 9 класс, время выбирать профессию, благодаря СВП она поняла, как по векторам выбрать, чтоб получать удовольствие от работы...»