Синдром выученной беспомощности
Как избавиться от синдрома выученной беспомощности, если это не заболевание, а состояние человека, который однажды потерял надежду? Сегодня даже сложные болезни поддаются эффективному лечению, а исправить свое состояние по силам каждому человеку. Главное — найти действенный способ...
В какой момент человек решает, что у него ничего не выйдет? Когда активные действия сменяются апатией? Что вынуждает его жить не так, как хочется, а как получается?
С появлением на свет младенца мир обретает шанс получить гениального художника, композитора, инженера, летчика, бизнесмена или гуру-бухгалтера. Но тем не менее мы наблюдаем, что из пятидесятисантиметрового, трех с половиной килограммового малыша все чаще вырастает взрослый, который пускает свою жизнь на самотек. Он то ложится на диван в полной уверенности, что ничего изменить нельзя, то запирается в доме, окутанный страхом внешнего мира, то вязнет в зыбучих песках апатии и депрессии.
Все перечисленные проявления могут быть самостоятельными симптомами стрессовых потрясений или психоэмоциональных расстройств. Если же пассивное отношение к жизни и собственной судьбе можно назвать чертой характера, а в речи все чаще звучат фразы со смыслом: «Нечего пытаться, все бесполезно», то это повод задуматься, не стал ли человек заложником синдрома выученной беспомощности.
Ответ: «Невозможно»
Название явления уже указывает на его суть. В ходе двух экспериментов — первый был проведен на собаках, а второй в доме престарелых — было установлено, что животное или человек, помещенный в обстоятельства, на которые не в силах повлиять, в дальнейшем прекращает любые попытки изменить ситуацию. У него возникает ощущение безвыходности и собственной беспомощности. Но при этом другой человек, попав в подобную ситуацию, смог бы ее разрешить или изменить неугодное положение. Это говорит о том, что объективно ситуация не является безвыходной, но в ощущениях первого она именно такая.
Сложность состоит еще в том, что, пережив подобный опыт, человек переносит его на другие сферы жизни и становится заложником обстоятельств. Он не может сменить работу, которая ему не нравится, расстаться с партнером, с которым не счастлив, не видит способа достижения желаемого, а точнее, даже не пытается, ведь заведомо знает, и даже уверен, и даже может доказать, почему это невозможно.
Такое мироощущение значительно влияет на качество жизни. Человек ощущает себя несчастным, неугодным и неуместным. Он не видит смысла в своей жизни, ничего не решает и не старается достичь, а просто плывет по течению. Выученная беспомощность — это тяжелое внутреннее состояние, которое окрашивает психоэмоциональный фон в серо-черные оттенки. Ведь каково это — видеть, что мир строят другие, а ты даже не винтик, а сломанная шестеренка, которая уже не вращается, а лишь, скрипя, удерживается на месте?
Такое состояние психики может проявляться вовне в виде:
-
Апатии и пассивности.
-
Агрессии, направленной как на других, так и на самого себя (самобичевание).
-
Невозможности установить причинно-следственные связи между действием и результатом.
Это происходит потому, что внутренне человек ощущает, что это он (его личность) — причина всех бед. Ни его действия, ни его решения, а он сам. Поэтому он склонен ничего не предпринимать, чтобы не усугубить ситуацию, а если уж и стал участником некоего деяния, то в любом случае будет себя ругать и наказывать. А если такой человек достиг успеха в порученном ему деле, то он спишет заслугу на волю случая, удачные обстоятельства, но никогда не отметит своих усилий.
Такое мироощущение в основном формируется с детства через методы воспитания родителей и/или отношения с учителями, а также может возникнуть в результате длительного нахождения под психоэмоциональным прессингом (абьюзивные отношения, суровый начальник и т. д.) Но стоит сказать, что далеко не каждый человек подвержен синдрому выученной беспомощности.
Несмотря на то, что данное явление впервые было открыто в 1964 году и подтверждено в 1976 г., ученые столкнулись с тем, что показатели контрольных и экспериментальных групп, хоть и выявили значительные различия, но не дают 100%-го прогноза. То есть нельзя сказать, что любой человек, попавший в ситуацию, на первый взгляд безвыходную, будет ощущать беспомощность и не предпримет попыток из нее выйти. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана объясняется почему.
Разные миры
Каждый человек от природы наделен особыми психическими свойствами. Они определяют его мировоззрение, систему ценностей, таланты и особенности характера. Так, одни из нас уже рождаются амбициозными, целеустремленными, гибкими и адаптивными, а другие, наоборот, наделены усидчивостью, некой ригидностью и устремленностью на качество. Одни эти отличия уже полностью меняют картину мира первого и второго человека.
Синдром выученной беспомощности — это коллаборация страхов и плохого опыта, и особенности психики оказывают здесь непосредственное влияние.
Когда память уже не друг
Есть среди нас люди, рожденные записывать историю, чтить память предков и передавать традиции и накопленные знания в будущее. По этой причине в арсенале их психических свойств есть ценность прошлого. В их ощущении все, что было раньше, априори лучше: пленочные фотоаппараты живее цифровых, звучание пластинок милее современных МР3-форматов, традиции, которых придерживались бабушки и дедушки, непоколебимы. Обращаясь к прошлому, они испытывают внутреннее удовольствие, потому собирают марки, любят раритет и до сих пор распечатывают фотографии для заполнения семейного альбома.
Еще одна важная особенность людей с анальным вектором — это феноменальная память. Они могут до мелочей запоминать огромные пласты информации и при необходимости вытаскивать из чертогов памяти любые данные. Если у других людей в одно ухо влетает, а в другое вылетает, то человек с анальным вектором запомнит все дословно, как сказано, и в точности, как написано. Память при верном использовании делает из него настоящего профессионала, эксперта в своем деле. И эта же память может превратить его в заложника плохого опыта.
Единожды оплошав, он не может себе этого простить, что приравнивается к «забыть», и так же он не может забыть оплошности других людей. Поэтому впредь, сталкиваясь с подобной ситуацией, он заранее знает, чем все закончится, и не станет предпринимать попыток что-то исправить — прийти к другому результату.
Бояться или любить?
Помимо памяти, есть еще более влиятельный для человека фактор — его эмоции. И самим ярким представителем Человека Эмоционального является обладатель зрительного вектора. Он рождается с невероятной чувственной амплитудой, способен испытывать всю известную человечеству гамму ощущений — от эйфории до черной тоски. Эта особенность ему дана природой вместе с врожденным страхом смерти, который в период взросления и развития человека принимает иные формы.
Конечно, для любого человека существует страх смерти, но он не проявляется в чистом виде без веского повода, например такого, как катастрофы или тяжелая болезнь. А вот у человека со зрительным вектором этот страх может идти фоном через всю его жизнь.
Из страха появляются эмоции высшего порядка. Человек учится использовать эти эмоции в обществе для создания тесных связей. Это сочувствующий, сопереживающий человек, который разделит с собеседником любые его переживания, поддержит в трудной ситуации, искренне порадуется в минуту славы. Но если в процессе воспитания случилась задержка на страхе, то это формирует в нем всевозможные фобии.
Помимо страха, человек со зрительным вектором обладает необузданным воображением. Он может видеть в облаках персонажей мультфильмов, в кляксе — забавную рожицу, а в игрушке — живое существо, о котором с радостью заботится. И это же воображение в сопровождении страха рисует в его мыслях далеко не радужные сцены. Такого человека нередко называют паникером, ведь он умеет превратить небольшую загвоздку в настоящую проблему, и он на самом деле так видит и проживает то, что представляется.
Будучи человеком впечатлительным и чутким, он может действительно не видеть выхода из ситуации и в отчаянии сдаться на волю судьбы.
Тандем
Современный мир стал сложнее, а вместе с ним сложнее стало и устройство психики. Поэтому все чаще встречаются многовекторные люди. Анально-зрительная связка векторов — это уже более сложный механизм, который объединяет в себе все свойства одного и второго типов психики.
В потенциале такие люди имеют больше способов и возможностей реализовать себя в обществе. Например, стать признанными художниками-современниками, благодаря идеальному визуальному восприятию, воображению, запоминанию мельчайших деталей и усидчивости. Или первоклассными педагогами, способными не только учить подрастающее поколение, но и влюблять его в предмет. Но и страдания анально-зрительные люди переживают вдвойне.
Они не могут забыть неприятное событие, бесконечно прокручивают ситуацию в голове и каждый раз переживают ее вновь. Поэтому трудные обстоятельства жизни, тяжелое детство или несправедливость со стороны авторитетного человека может надолго выбивать их из колеи, вынуждать уйти в заточение и уже никогда не попытаться перевести свою жизнь из черно-белых контуров в яркую раскраску.
Выход прямо по курсу
Как избавиться от синдрома выученной беспомощности, если это не заболевание, а состояние человека, который однажды потерял надежду? Сегодня даже сложные болезни поддаются эффективному лечению, а исправить свое состояние по силам каждому человеку. Главное — найти действенный способ.
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана человек знакомится с самим собой. Он открывает в себе то скрытое, что всегда жило им и бессознательно управляло: обидой сидело на сердце, страхом застилало глаза, при ощущении собственной неполноценности. Он начинает понимать, по каким принципам живет его душа, и оковы спадают. Он перестает быть заложником бессознательных процессов и может сам управлять своей судьбой: выбирать для себя лучшее, достигать желаемого и забыть слово «невозможно»:
«Радуюсь личным результатам. Все, что было задумано, свершилось. Впереди новые планы. Прошел страх перед людьми, стеснительность, закомплексованность. Появилась какая-то сила, которая не дает мне отступать от намеченного. Такое впечатление, что она спала у меня внутри, а теперь проснулась. Мне разрешено теперь жить. Жить, как я хочу, а не как удобно окружающим. Как будто сняли запрет. Теперь я хочу и я могу».
«Поменяла работу, занимаюсь тем, что действительно интересно, может быть даже тем, в чем смогу пригодится обществу, чувствую безумную усталость, как напрягаются мышцы, мозги, нервы, все тело! Чувствую, как никогда, как бежит время, и, о боже, как быстро оно бежит! Успеть бы сделать все задуманное! А не как раньше — плыть по течению жизни, авось куда принесет, авось судьба такая... Неправда!! Судьба зависит только от нас! От нашего понимания, мыслей, действий. Мы можем все! Воистину все, что захотим, если правда этого захотим... И это элементарное понимание дает невероятную силу, огромное счастье жить, чувствуешь себя волшебником, потому что знаешь, что можешь все!»
Апатия и бессмысленность
В перечень причин синдрома выученной беспомощности иногда включают депрессивные состояния. Депрессия обозначает свое присутствие ощущением бессмысленности бытия. Но это не просто «ничего не хочу». Такое чувство может быть признаком апатии — угасающих желаний, когда человек долгое время не мог достичь заветной цели. Депрессия же — это «ничего не хочу, потому что все бессмысленно».
Поиск смысла жизни — это маркер звукового вектора, чьи врожденные желания лежат в области метафизического. Такой человек с детства интересуется устройством мира, его конечными и бесконечными категориями. И его цель не просто прочувствовать смысл жизни, но осознать его, понимать так же отчетливо, как теорему Пифагора или таблицу умножения. К несчастью, когда поиски ответа на свой глубинный вопрос не дают плодов, возникает депрессия, как внутренний ответ: «Смысла в жизни нет».
В таком состоянии человек становится вялым, ни к чему не стремится и теряет всяческий интерес к любым благам материального мира. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана депрессия диагностируется очень точно, а глубокий психоанализ позволяет избавиться от груза бессмысленности и дает исчерпывающий ответ на внутренний вопрос звуковика:
Если ничего не получается
Одним из маркеров выученной беспомощности считается неспособность достичь материального успеха. В этом случае важно разделять: это желание, почерпнутое из билбордов и массмедиа, или же внутренний запрос, который не находит своего решения.
Следует разобраться, по какой причине человек не может достичь того уровня достатка, который считает комфортным. Возможно, человек пробует себя не в той области, к которой он расположен по природным свойствам, а возможно, виной всему эзотеричное отношение к деньгам.
Если карьерный рост, статус в обществе и роскошь — это то, к чему стремится вся сущность человека, но ничего не получается, то, вероятно, он стал заложником сценария на неудачу. В таком случае он бессознательно выполняет те действия, которые приведут его к краху. Этот механизм запускается еще в детстве у ребенка с кожным вектором и поддается коррекции с помощью точного психоанализа, который дается на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Законы психики работают по заданному природой алгоритму. Чтобы изменить свою жизнь, сознательных усилий без понимания причин и следствий недостаточно, а метод проб и ошибок может привести к разочарованию и апатии. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» — это знакомство с настоящим собой, которое приводит к глубокому пониманию тех процессов, что происходят в бессознательном, и позволяет не проходить через негативный опыт.
Получая навык системного мышления, человек заряжается пониманием своего пути и энергией для дальнейших действий, которые точно приведут его к цели.
Огромная благодарность за статью! Узнала себя в описании обоих векторов - анальном и зрительном и в том, что есть чувство "несправедливость со стороны авторитетного человека", которая запирает МЕНЯ, МЕНЯ, а не того человека в доме и заставляет проживать свою жизнь на паузе. Спасибо за раскрытие причинно-следственных связей и уверенность, что справиться с синдромом выученной беспомощности можно!!!
очень грамотно разобраны причины возникновения такого синдрома выученной беспомощности. У меня именно так и сложилось это состояние, из которого я не могу выбраться пока.