Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Америка. Часть 2. Системный взгляд на формирование американского общества

Система сдержек и противовесов, не дающей ни одной из ветвей власти узурпировать власть в США и позволяет существовать такой структуре без серьезных сбоев более 200 лет: президент США — это не единоличный правитель государства, а всего лишь госслужащий, глава исполнительной власти, выполняющий свою работу в рамках отведенных ему законом полномочий.

Часть 1 

 

ОСНОВНОЙ ЗАКОН КАК КОМПРОМИСС

После войны за независимость США оказались перед значительными проблемами, решение которых требовало огромных усилий. Во-первых, после войны остался значительный внутренний и внешний долг, в основном перед Францией, оказавшей поддержку американцам в войне. Банкротства фермеров, разорение финансистов и торговцев стали привычным явлением. Во-вторых, создание централизованного государства по совершенно новым принципам. Для решения первой проблемы необходимо было сначала решить вторую.

После обретения независимости каждый штат проводил собственную политику в сфере финансов. Это во многом было обусловлено разным типом хозяйствования в штатах: Север специализировался на промышленности, Юг — на сельском хозяйстве. Каждый штат ввел свою таможенную систему, а Род-Айленд даже выпускал собственную валюту. Дело шло к распаду государства. И решением было создание конституции — свода основных законов государства.

Здесь развитый кожный вектор смог проявить себя в полной мере. В мае 1787 года начал работу Федеральный конвент под председательством Дж. Вашингтона, главной целью которого было создание конституции США, основного закона, который будет регулировать жизнь государства. Работа над документом осложнялась отсутствием такового у Великобритании. Это был очень сложный творческий процесс, призванный свести к компромиссу позиции «федералистов», в основном представителей северных штатов, желавших создания федеративного централизованного государства на общих для всех законах, и «антифедералистов», ратовавших за экономическую самостоятельность штатов и видевших роль правительства лишь как представительскую в международных отношениях.

К федералистам примкнули промышленники, финансисты, крупные торговцы, к их оппонентам — фермеры, мелкие торговцы, владельцы плантаций и, соответственно, рабов. Нетрудно догадаться, какую социальную формацию представляли эти два лагеря. Развитый коллективный кожный вектор американского общества выступил на стороне федералистов и, несмотря на численный перевес антифедералистов, победил в дебатах конвента.

Как результат был найден компромисс между разными точками зрения на устройство государства и принята конституция США, давшая широкие полномочия каждому штату, но объединившая их в единое государство. Молодая Американская республика была построена по принципу разделения властей. Были созданы три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная, и ни одна из них не обладала правом принимать решения без ведома и согласия остальных.

 

РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ!

Как же удается такой структуре функционировать без серьезных сбоев более 200 лет? Ответ заключается в системе сдержек и противовесов (checksandbalances), не дающей ни одной из ветвей власти узурпировать власть в стране. Президент США — это не единоличный правитель государства, а всего лишь госслужащий, глава исполнительной власти, выполняющий свою работу в рамках отведенных ему законом полномочий. Процедура импичмента — одно из самых ярких проявлений системы сдержек и противовесов в случае, если исполнительная власть начнет действовать вне рамок закона. Президент может быть отстранен от должности Сенатом, если за его отставку проголосует более 2/3 сенаторов. Таким образом, если президент (или любое другое лицо исполнительной власти) признается виновным в нарушении закона, он снимается с должности и попадает под уголовную ответственность. В то же время президент имеет право отклонять любые законопроекты, принятые конгрессом и Сенатом.

Всю историю США идет противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти, но оно ни разу не привело к параличу управления государством, более того, способствовало принятию наиболее взвешенных решений. Единственное, чего не удалось предотвратить, — это гражданскую войну между Севером и Югом.

Третья ветвь власти, судебная, обладает полномочиями признать недействительным закон или акт исполнительной власти по причине несоответствия таковых конституции США. Такая организация власти может быть эффективной только в странах с кожным менталитетом. Сдержки, противовесы, ограничения, компромиссы — все это проявление кожной меры.

 

ЧЕРТЫ КОЖНОГО МЕНТАЛИТЕТА

Люди с развитым кожным вектором обладают логическим мышлением, дисциплиной и самоконтролем. Они могут создавать сложные инженерные конструкции и выдающиеся законы, способные улучшать жизнь миллионов людей. Такой человек никогда не станет давать или брать взятки, искать связи, чтобы получить быструю выгоду для себя. То есть он не будет пытаться обойти различными ухищрениями меру, выраженную законом, для наполнения своего желания к получению. Но в рамках этой меры он приложит максимум усилий для достижения материального благополучия и статуса в обществе.

Кожный менталитет США всегда способствовал развитию и реализации таких людей в целом, во всем обществе, а не в отдельных случаях. Поэтому принцип разделения властей оказался столь эффективным в США. Все чиновники играют по строго определенным правилам, их личные отношения регламентируются моралью и не могут быть фактором в политике. Как не может быть и единоличного правления. Вернее, может быть, как это было в странах Западной Европы, но это не способствовало научно-техническому развитию и индустриализации, что приводило либо к постепенным реформам, как в Великобритании, либо к революции, как во Франции.

Современные европейские монархи уже не обладают никакой властью в своих странах, их роль заключается только в сохранении культурных традиций этих стран, что приятно людям с анальным вектором. Нет и не могло быть в Америке царя-самодержца, определяющего жизнь государства. Есть только буква закона, которой обязаны подчиняться без исключения все.

Следует отметить, однако, что вышеописанная система сложилась только в северных штатах. В южных штатах, как уже говорилось ранее, общественный строй был совсем другой. Два региона США не вступили в войну между собой после обретения независимости, на мой взгляд, только потому, что сохранялась угроза вторжения Британской армии, противостоять которой можно было только совместными усилиями. Но к 1861 году общее население США перевалило за 30 миллионов: 9 миллионов на юге, 22 миллиона на севере. Угроза вторжения Великобритании исчезла, более того, южные штаты предпочитали торговать основным своим продуктом, хлопком, с Великобританией и другими европейскими странами в обход Севера. Как результат вспыхнула кровопролитная война, которая изначально велась Севером на уничтожение экономики Юга, например блокада южных морских портов, отмена рабства были инструментами такого разрушения. Только такими жесткими методами удалось сохранить единство страны.

 

ДУХОВНОСТЬ КАК ДЕЛОВОЙ ПОДХОД

Попробуем подробнее рассмотреть культурную основу американской нации. Как может, на первый взгляд, показаться странным, но американцы очень религиозны. Недавние опросы свидетельствуют, что большинство населения США считает религию важной составляющей их жизни. Американское общество с самого начала было религиозно плюралистическим. Поскольку закон разрешает свободу вероисповедания, в США присутствуют на сегодняшний день практически все религиозные группы и течения со всего мира.

Системно-векторная психология дает нам понимание религии и веры в потусторонние силы как явления, это проекция внутренних состояний людей со звуковым вектором, ищущих связи с метафизическим миром, на наш внешний мир. Звуковые состояния складываются в идеи, которые двигают мир вперед, но и приносят большие жертвы. Реформация как раз была такой идеей, перевернувшей впоследствии весь мир.

Как уже говорилось выше, протестантская мораль и трудовая этика стали основой для культуры США. Протестантизм стал тем становым хребтом, на котором держится формация общества. Чтобы быть успешным человеку или группе людей, оказавшимся в США, необходимо было принять эти кожные правила игры для себя. К примеру, ирландцы и итальянцы были католиками, поэтому их интеграция в американскую нацию была сопряжена со значительными трудностями. Их уклад жизни нес в себе много черт традиционного общества, но они не могли повлиять на формацию США, наоборот, им приходилось меняться самим, что они и сделали, причем весьма успешно. Все-таки это были европейские народы. Вот только в их родных странах, Италии и Ирландии, индустриальная цивилизация развилась с большим опозданием относительно передовых стран. Там традиционные порядки с большой неохотой уступали место новой кожной формации.

Сам термин «протестантская трудовая этика» был введен только в начале XX века немецким философом и социологом Максом Вебером. Он смог заметить на примере Германии, как относились к труду католические и протестантские предприниматели. Предприниматели традиционной формации, выраженной католицизмом, старались минимизировать свои трудовые усилия, они делали ставку на монополию, заключали сделки с властью или друг с другом, тем самым деля как бы поровну свой доход. Такой тип поведения характерен для людей с анальным вектором, стремящихся к выравниванию доходов, сохранению традиций и преемственности в профессии.

В случае когда социальная формация поддерживала ценности анального вектора, всем остальным также приходилось подстраиваться под нее, в том числе и кожным людям. Когда ей на смену стала приходить кожная формация, появление правил конкуренции и стандартизированных законов, уравнивающих всех людей на стартовых позициях и дающих свободу действий, анальники восприняли как предательство, измену, нечестность и неуважение со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вспыхнули религиозные войны, подпитанные с обеих сторон звуковыми идеями традиционного католицизма и революционного протестантизма. Все это в двух словах.

Протестантская трудовая этика появилась благодаря звуковой идее реформационного христианства, которая сделала интенсивный труд в рамках закона добродетельностью, а науку вывела из мистики и оккультизма в рациональное познание мира, теория стала неотделима от практики. Вся современная наука строится на точных теориях, подкрепленных экспериментально, с повторяемостью результата, и всегда была призвана обеспечивать технический прогресс, а вместе с ним и повышение качества и продолжительности жизни человека. Только кожная формация общества могла обеспечить развитие науки. И если в Европе ценности традиционного общества оказывали сопротивление новым общественным отношениям, то в США развитие науки не сдерживалось ничем.

Но все это не означает, что религиозное мироощущение исчезло с развитием науки, оно по-прежнему сохраняется во всем мире, кроме России и СНГ. Коллективный звуковой вектор в США по-прежнему остается религиозным, даже в среде ученых, у него нет такого мучительного и беспомощного поиска, как в России. Американский ученый вполне может быть верующим, работает он по установленным в науке правилам и законам, а свое внутреннее состояние может сохранять при себе внутри своего личного пространства. Это не создавало никаких препятствий для научно-технического прогресса, но в будущем станет преградой при переходе в уретральную фазу развития. Но это отдельная большая тема.

Американцы могут многим показаться, на первый взгляд, атеистичными людьми, живущими только ради заработка и материального достатка, что совершенно не так. Религия как проекция духовного поиска людей со звуковым вектором на наш материальный мир может нести в себе социальную организацию общества. Идеи могут различаться между собой диаметрально, и религиозность каждый человек понимает через себя, через менталитет своего народа.

Предыдущие части:

Америка. Часть 1. Системный взгляд на формирование американского общества

Америка. Часть 3. Системный взгляд на формирование американского общества

Америка. Часть 4. Системный взгляд на формирование американского общества

Автор публикации: Михаил ПЕТРУХИН, инженер-конструктор.
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 128097 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

21 ноября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 128097 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
21 ноября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 128097человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X