День памяти Этель Лилиан Войнич
Сегодня имя Этель Лилиан Войнич известно не всем. Хотя в своё время герой её романа, Артур Бёрн, вдохновил на революционные преобразования не одно поколение людей, а фильмы и театральные постановки, сделанные по мотивам романа «Овод», пользовались большим успехом у зрителей на протяжении многих лет...
ДЕНЬ ПАМЯТИ ЭТЕЛЬ ЛИЛИАН ВОЙНИЧ (11.5.1864 – 27.7.1960)
27 июля мы отмечаем день памяти Этель Лилиан Войнич – ирландской писательницы, переводчицы, композитора, автора всемирно известного романа «Овод».
Сегодня имя Этель Лилиан Войнич известно не всем. Хотя в своё время герой её романа, Артур Бёрн, вдохновил на революционные преобразования не одно поколение людей, а фильмы и театральные постановки, сделанные по мотивам романа «Овод», пользовались большим успехом у зрителей на протяжении многих лет.
Большую часть жизни Войнич прожила в Америке, в полной безвестности. Однако её роман «Овод», впервые изданный в 1898 году, забытый во всём остальном мире, стал культовой книгой в СССР. Его читают в России и сегодня.
Однажды Борис Полевой спросил у писательницы, был ли у главного героя Артура Бёрна прототип? Этель Лилиан взглянула на портрет, висевший на стене, и тихо ответила: «С него всё и началось...».
Всё началось, когда шестилетняя Лили, младшая из 5-ти дочерей знаменитого математика Джорджа Буля, услышала от матери историю о двух итальянцах. Молодые итальянские революционеры, Д. Гарибальди и Д. Мадзини, были приговорены к пожизненному изгнанию за активную работу в нашумевшей в то время организации «Молодая Италия». На корабле, плывущем в Америку, заключённые подняли бунт, и их высадили на пустынном ирландском побережье. Изнемогая от голода и холода, несчастные попали к Булям. Семья сжалилась над ними и приютила изгнанников на чердаке своего дома.
Маленькую девочку эта история потрясла так глубоко, что она без конца рассказывала старшим сёстрам, как сама заботилась о благородном графе Кастеламаро. Как он страстно влюбился в неё, предложил руку и сердце и умолял уехать с ним. Но Лили отказалась, так как не хотела расставаться с близкими.
Тот факт, что эта история произошла задолго до её рождения, будущую писательницу нисколько не смущал. Это и понятно, ведь зрительные люди способны поверить в любую милую их сердцу фантазию и прожить её в своих мыслях по-настоящему. Именно зрительные люди с самых ранних лет мечтают о красивой любви, полной страсти, романтики, сострадания и самопожертвования.
По настоянию матери, юная Этель Лилиан закончила консерваторию. У девушки очень скоро раскрылся настоящий талант. Преподаватели прочили ей большое будущее, но от карьеры профессиональной пианистки, увы, пришлось отказаться. Неожиданно у Этель развилась странная болезнь: почему-то сводило пальцы, едва она прикасалась к клавишам. С точки зрения системно-векторной психологии, такое проявление вероятнее всего носило психосоматический характер, причины которого лежат в некой психологической травме. Но сегодня хочется раскрыть другие секреты Лили, а именно - ее писательского таланта и феномена её романа «Овод».
Чтобы оправиться от этого потрясения, она уехала в Париж. Там Лили часами простаивала в Лувре у портрета молодого человека кисти Франчабиджо, знаменитого художника эпохи Возрождения. Вот он, её герой! Именно так мог бы выглядеть её возлюбленный, граф Кастеламаро. Образ молодого, темноволосого мужчины, со страстью смотревшего с портрета прямо в самую душу, настолько завораживал, что она даже заказала копию. С тех пор они не расставались. И именно внешность юноши с портрета унаследовал Артур Бёртон, главный герой «Овода».
Детское увлечение мятежным графом со временем переросло у Лили в серьёзный интерес к итальянскому освободительному движению. Девушка даже выучила наизусть биографию её лидера Джузеппе Мадзини и стала носить одежду только черного цвета, как её кумир. Это был своеобразный вызов обществу, её персональный траур по несовершенству этого мира...
В своих смелых мечтах Лили представляла, как много она могла бы сделать для «Молодой Италии». Но Италия давно свободна, а вот в России кипит борьба за свободу человека и лучшую жизнь. И девушка заинтересовалась Россией.
Звуковой вектор - вот что определило её увлечение революционными идеями, и привело её на собрания мигрантов-революционеров в Лондоне. Именно звуковики рождают идеи, преобразующие мир. Именно звуковики живее всех других откликаются на такие идеи, вливают в них свою энергию, делают их осуществимыми.
Влияние звукового вектора на выбор Этель прослеживается на всём её жизненном пути. И музыкальный талант, и увлечение революционными идеями, и незаурядные писательские способности – всё это обеспечено свойствами звукового вектора и огромного темперамента самой Этель. Чувственная сторона звукового вектора определяла её увлечение музыкой, а сознательная форма – постоянный внутренний звуковой поиск. Этот поиск, сопровождающий жизнь каждого звуковика, привёл Этель к осмыслению жизни словом, письменным словом.
Рассказы советского писателя Сергея Кравчинского, популярного в те годы, произвели на будущую писательницу глубокое впечатление, вызвав страстный интерес к русской культуре, и особенно, литературе. Она уехала в Россию, и прожила в нашей стране несколько лет, работая преподавателем музыки и английского языка.
Кроме того, Лили занялась переводами произведений русских классиков. Звуковой вектор позволил ей не только талантливо писать книги, но и успешно заниматься переводческой деятельностью. Именно благодаря трудам Э.Л. Войнич, Америка и Европа познакомились с такими непревзойденными мастерами слова, как Н. Гоголь, М. Лермонтов, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, Г. Успенский, В. Гаршин, Т. Шевченко.
Затем в жизни писательницы занятия литературой и переводами уступили место музыке. В этот период она написала несколько музыкальных произведений.
Литература, переводческая работа, музыка, поиск смысла жизни, идеи общественных преобразований – в этом была вся жизнь Этель Лилиан Войнич.
Последние годы жизни Э.Л. Войнич провела в Нью-Йорке, живя скромно и безвестно, пока однажды её не разыскала российская журналистка и литературовед Евгения Таратута, которая много писала о Войнич и была знатоком её творчества. Таким образом, уже в преклонном возрасте, писательница узнала о популярности своего героя в Советском Союзе. Тогда же в её тесной нью-йоркской квартире появились мешки писем от советских поклонников. Автору романа «Овод» были выплачены гонорары за все книги, фильмы и спектакли. На склоне лет она, наконец, разделила славу своего героя.
Прожила Этель Лилиан долгую жизнь длиной в 96 лет. Именем этой вдохновенной и увлеченной женщины назван один из кратеров на Венере.
"Овод" Э. Л. Войнич у меня с детства самая любимая из всех любимых книг. Перечитывала ее раз десять и снова хочу перечитать. Уже каждое слово в романе родное и близкое, как и его герои, и автор. Спасибо всем, кто трудился над такой интересной статьей, над сохранением и передачей новому поколению памяти о потрясающих личностях прошлого, которые всегда с нами. Это невероятно вдохновляет!
"Овода" Войнич читала в школе, когда учитель по литературе задавала список на лето и конечно хотелось в первую очередь прочитать именно зарубежную литературу. Спасибо авторам за интересные факты из жизни и творчества писательницы.
Спасибо Авторам большое. Моя любимая книга детства была именно "Овод". Она оставила неизгладимое впечатление...с удовольствием читала об авторе, которого помню и люблю. И могу представить какое ощущение собственной нужности, признания наконец ощутила Лилиан Войнич, какого ей было узнать о любви России к ее произведению! Заслуженное признание. Спасибо Евгении Таротута за это, и авторам статьи, за то что продолжаете помнить таких великих писателей и рассказывать нам об их жизни
Очень интересно! Не знала раньше, насколько разносторонне реализована была автор "Овода".
Поразительные факты и очень интересная биография. Надеюсь что последние годы её жизни были наполнены осознанием влияния которое она проивела своей книгой. А то что ей выплатили все гонорары многое говорит о СССР в то время, ведь она даже не знала о их существовании.
Спасибо огромное за статью, очень бережно написано о великой писательнице. Потрясение от ее романа помню до сих пор, хотя читала в школьные годы