Детское здоровье. В здоровом духе здоровый тел
Детское здоровье является главной заботой и причиной беспокойства родителей. При этом нередко налаживание здоровых взаимоотношений принято относить на второе место. Попробуем разобраться, возможно ли утверждать, что психологически здоровая среда, в которой взрослеет малыш, положительно влияет на его психофизическое развитие, здоровье и адаптацию во внешнем мире.
Приведу в пример мальчика с тревожными состояниями, перетекающими в истерики. Воспитатели и психологи в детском саду твердят о гиперактивности ребенка. Приходя домой, мальчик выглядит крайне уставшим, вымотанным до изнеможения. Боится темных комнат, закрытых штор. Устраивает истерики, когда мама находится в раздраженном состоянии. Болезненно реагирует на ответы мамы о предстоящих встречах с отцом.
Отношения родителей как важный фактор влияния на детское здоровье
Родители в разводе. Их отношения нейтральные, мама не препятствует общению папы с сыном. Но отец часто отказывается от этих встреч по своим причинам. Мама, стараясь не расстраивать ребенка, озвучивает ему это в мягкой форме. Но мальчик реагирует болезненно. Говорит, что мама его не любит и обманывает. Истерики часто сопровождаются особым «подвыванием», что больше похоже на животные звуки. Ребенку 5,5 лет. По своему интеллектуальному развитию он превосходит своих сверстников, занимается плаванием, общается в своей среде адекватно возрасту. В сложившейся ситуации возникающие проблемы детского здоровья тесно связаны с психологическим напряжением в семье.
Рассказ мамы на приеме у врача невропатолога. «Мой сын порой ведет себя странно. У него стали случаться истерики, при которых он испытывает сильнейшие эмоции, это очень заметно. При этом прыгает, скачет и очень громко кричит, порой взахлеб. Иногда он перевозбуждается до такой степени, что я не могу его успокоить никакими возможными средствами. Он так выматывается, что сам себя доводит до изнеможения, падая на кровать, пол или лавку в слезах — горьких и совершенно непонятных. Я вижу невыносимое физическое напряжение, буквально напряжение мышц, и слезы как неспособность справиться с этим состоянием, какое-то опустошение. Нам посоветовали консультацию невролога, чтобы исключить возможные заболевания».
Психическое и физическое здоровье детей — два в одном
Чтобы лучше понять своего ребенка, необходимо знать, почему у него возникают те или иные чувства и эмоции. Все дети разные, и то, как они воспринимают окружающую реальность, зависит от врожденных особенностей, иными словами, от векторальной принадлежности. Например, ребенок с анальным вектором будет получать удовольствие и, как следствие, положительно окрашенные эмоции от спокойного нахождения дома в кругу семьи, от совместных занятий с родителями. В тех же обстоятельствах ребенок с кожным вектором может испытывать нехватку двигательной активности, соревнований со сверстниками, что выразится в негативных эмоциях от легкого недовольства до явного раздражения.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. При этом выраженные отрицательные эмоции могут оказать негативное воздействие на детское здоровье. Эмоциональные проявления информируют взрослого о том, что ребенку нравится, а что сердит или огорчает его.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств, принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в движениях, во всем поведении. Это важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Маме, как наиболее близкому человеку, такое понимание своего чада крайне важно.
Эмоциональный фон в семье и детское здоровье
Попробуем разобрать причины поведения вышеописанного ребенка, пользуясь раскрытиями тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Начнем с того, что у нашего мальчика есть зрительный вектор. Именно этот вектор наделяет его сверхэмоциональностью. Все эмоции и чувства, которые возникают у такого ребенка, всегда сопряжены с огромной эмоциональной амплитудой. Важно понимать, что всем зрительным детям в самом начале их развития свойственны страхи. При правильном подходе они трансформируются в чуткость по отношению к другим, отзывчивость и сопереживание. Здесь особенно важна эмоциональная связь с мамой. При этом мамино состояние во многом оказывает непосредственное влияние на переживания и эмоции ребенка.
Если между мамой и зрительным ребенком не формируется позитивной эмоциональной связи, то ребенок склонен проживать свои эмоции в негативном ключе, в виде слез и беспричинных истерик (просто по-другому он еще не научился!). Их тем больше, чем больше страхов и беспокойства испытывает сама мама, так как она невольно передает их чувствительному от природы зрительному ребёнку. Его неуравновешенное поведение сопровождается страхами, что нередко сказывается и на здоровье ребёнка.
При наличии анальности мама может быть склонна к гиперопеке, этим она лишает ребенка возможности самостоятельно развиваться, учиться справляться со сложностями. Так и наша мама, боясь реакции сына на отказы папы от встреч с сыном, оградила его от правды. Сын же, чувствуя своим зрительным вектором ее волнение при разговорах об отце и предстоящих его приходах, переносил это тревожное состояние на себя, считая себя причиной тревоги и неуравновешенного состояния матери. Спокойное объяснение ситуации помогло бы ему легче пережить отказы отца и смягчить удар по детскому здоровью.
Чтобы понять причины тревожности, которую также можно было наблюдать у ребенка, нужно обратить внимание на еще один его вектор — анальный. Семья — оплот такого ребенка. Развод родителей и надлом привычного образа жизни стал для нашего мальчика трагедией. Перемены в семейных отношениях, в быту больно ударили по ригидной психике ребенка.
Анальные дети самые зависимые от мамы. Им важна ее похвала и адекватная оценка их действий. Если такой ребенок вместо ожидаемой поддержки часто испытывает негативное воздействие, постоянное одергивание и поторапливание, например, неусыпный контроль, большое количество ограничений и запретов, то он теряет уверенность в себе и своих силах. Это не может не нанести ущерба детскому здоровью. Он боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что сделает что-нибудь не так. В итоге может просто отказываться от действия, теряя способность учиться и развиваться в своих свойствах. На уровне физиологии у ребенка могут возникать запоры и боли в животе, которым нередко не находят объяснения.
Анальный ребёнок самый ведомый и послушный. Мама — главный в его жизни человек, ориентир, который задает ему направление. То, каким образом складываются отношения малыша с мамой, влияет на всю его последующую жизнь. Ее ободряющее слово необходимо ему, чтобы начать любое действие. Если рядом с таким анально-зрительным ребенком мама всем своим состоянием транслирует страх, неуверенность и переживания, то это подрывает его базовое чувство защищенности, которое обеспечивается родителями и без которого невозможно создать условия для нормального развития малыша. Чувство тревоги становится его постоянным спутником, оказывая влияние на детское здоровье.
В нашем случае внутреннее состояние мамы, которое выражалось в ошибках взаимодействия с сыном стало причиной возникновения тревожных состояний у ребенка. Неуверенность в себе, эмоциональные раскачки, являющиеся следствием стрессующего зрительного вектора родительницы, стали бессознательно считываться мальчиком и восприниматься как нелюбовь мамы к нему самому. При установлении тесного эмоционального контакта с ребенком родитель передает ему свой эмоциональный фон.
Существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.
Мама старается и проявляет сверхзаботу, исходя из собственных гипертрофированных страхов, болезненных воспоминаний, не осознавая, что таким образом она негативно влияет на детское здоровье. Она, живя в страхе, безотчетно и бессознательно, передает свои эмоции ребенку, при этом сознательно старается защитить его от всех неблагоприятных ситуаций, выстраивая тем самым не механизм защиты, а создавая зависимость от себя.
Наша мама после развода с мужем и вынужденного обеспечения и взращивания сына самостоятельно столкнулась с сильнейшими переживаниями за него. Они были обусловлены тем, что ей приходилось надолго (как ей казалось) оставлять сына в садике. Усталость после работы и ежедневные обязанности по дому способствовали появлению мыслей о недостаточном времени для общения с сыном. Она беспокоилась, сможет ли мальчик полноценно развиваться без участия в его воспитании отца. Необязательность отца ребенка, его отказ от личных встреч с сыном провоцировали увеличение ее собственного уровня тревожности и наносили неизбежный ущерб детскому здоровью.
Разобрав ситуацию системно, мы понимаем, что психологические проблемы в семье ребенка отразились на его поведении и переживаемых эмоциях, что и подтвердилось в дальнейшем.
Осознанность и уравновешенное состояние взрослых — основа детского здоровья
Ребенок был обследован неврологом, проведено ЭЭГ, дуплексное сканирование сосудов мозга, несколько врачебных консультаций. По окончании обследования никаких патологий обнаружено не было. А сейчас у этого ребенка все в порядке. Прекратились истерики, поведение, так напоминавшее детскому психологу гиперактивность, само собой трансформировалось в абсолютно адекватное разным ситуациям. Ребенок не принимал никаких медицинских препаратов после обследования у невролога, да и назначений, кроме всем известного рыбьего жира, попросту не было. Что же тогда стало фактором улучшения детского здоровья? Изменилось одно важное обстоятельство: мама прошла тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана и стала понимать своего ребенка, причины его и своих состояний и переживаний.
Эта жизненная ситуация ясно и наглядно показывает, что порой достаточно разобраться в себе, чтобы обрести потерянное внутреннее равновесие, как следом наши дети тут же отреагируют на это позитивными изменениями. Изменить их поведение, не меняя свое, невозможно. Понимание особенностей психики наших детей помогает найти к ним верный подход. Далее здоровые взаимоотношения сами помогут формированию и физического, и психического здоровья детей.
Понимание наших детей, того, что ими движет, как они устроены, почему они такие или не такие, как мы, и еще огромное количество другой бесценной информации можно получить на портале «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.