Его Величество Шопинг. Можно ли купить счастье, или Культурно торговать – почётный труд
Современное кожное общество потребления как-то незаметно превратило приобретение материальных благ из способа обеспечения себя необходимым в процесс удовлетворения психических нехваток и психологических нужд. По крайней мере в попытку. Когда и почему это произошло? Как случилось, что процесс обмена денег на товар превратился в заваливание психологических ям барахлом? Для кого «шопинг терапия» стала панацеей?
Если жена шопоголик, то муж – голожопик
Анекдот из интернета
Торгаши
«Кругом кричат – не прогадай, купи-продай, купи-продай…» Эти строки из ностальгического хита Тани Булановой приходят в голову каждый раз, когда попадаю в места оживлённой торговли. Рынок ли, базар, торговый центр – без разницы. Люблю ходить между рядами (бутиками) и смаковать «картинки с ярмарки». Порой можно стать свидетелем такого высшего пилотажа торговли, что просто недоумеваешь по поводу придуманного кем-то пренебрежительного словечка «торгаши». Настолько не соответствуют ему люди, умеющие и любящие продавать. Да и покупатели совсем не так просты, как кому-то может показаться на первый взгляд.
На самом деле, это странно. Вот взять, к примеру, театр. Стоит о нём заговорить, только и слышишь, театр – это храм искусства, актёры в нём – небожители, таланты, служители Мельпомены. В них горит искра Божья! Или вот больницы и клиники. Это места, где лечат, где поднимают на ноги, где спасают жизни, а врачи, соответственно, спасатели – и по профессии, и по призванию. А школы? Там «куют» характер нового поколения, там воспитывают, учат, дают путёвку в жизнь. И работают там тоже по призванию – учителя, наставники, люди с большой буквы...
А вот всё, что связано с торговлей, почему-то вызывает эпитеты совсем другого толка. «Торгануть», «впарить», «толкнуть», «наварить» – эти и подобные им словечки всплывают в голове одними из первых, стоит заговорить о торговле и её сотрудниках. А ведь культурно торговать – это не только «почётный труд», как писали на советских плакатах. Это тоже призвание. А точнее – потребность кожного вектора, который (особенно в сочетании с некоторыми другими векторами) способен рождать в человеке совершенно неподражаемый талант продавца, служителя бога торговли Меркурия. А Меркурий, между прочим, покровительствовал не только пресловутому «купи-продай», с которого начинается эта статья, а ещё и разумности, ловкости и красноречию.
Люди, которые стоят за прилавком, включая и виртуальный, являются, по сути, современными земными представителями этого древнегреческого божества. Самые лучшие продавцы представляют интересы Меркурия, не только получая доходы в торговле, но и выполняя совершенно особую миссию, напрямую не связанную с получением прибыли.
Продать мечту
Владелец одного крупнейшего косметического холдинга как-то сказал, что продаёт миллионам женщин не помаду, а мечту. И ведь, если разобраться, то со многими покупками именно так и выходит. Мы часто покупаем не вещь, а наше внутреннее представление о ней, о том, как она может изменить наш имидж в глазах окружающих; наши ожидания, связанные с ней, по сути – надежды и мечты. Покупая новую помаду, надеемся заинтересовать понравившегося мужчину. А примеряя приглянувшиеся перчатки, уже видим, как руку в обновке сжимает его мужественная рука…
Надевая в магазине туфельки на каблучках, представляем себя постройневшими и вытянувшимися. Кстати, именно эту мечту и эксплуатируют многочисленные производители и продавцы «чаёв для похудения» и соответствующих БАДов.
Присматривая новую машину, видим себя за её рулём другим человеком – более уверенным в себе, преуспевающим, оставившим проблемы и печали вместе со старой машиной где-то в прошлом. В серии «новый я» (как вариант – «более крутой я») вообще много интересных товаров и услуг, в основном очень дорогих. VIP-аксессуары и безделушки, ювелирные изделия, брендовые вещи, престижные туры на дорогие курорты и даже баснословно дорогой деловой ужин в модном ресторане. Список примеров можно продолжать и продолжать.
Часто истинная мотивация таких покупок – не реальная необходимость в вещи или услуге, а стоящая за ней внутренняя нехватка, которую достаточно трудно восполнить каким-то другим способом. Впрочем, для обладателей некоторых векторов «другие способы» никогда не сравнятся с шопингом по своей эффективности и степени достигаемого посредством него внутреннего удовлетворения. Речь, конечно, в первую очередь о представителях кожного вектора. Но и не только о них.
Терапия шопингом
Совсем недавно Рунет дружно смаковал выложенное кем-то видео, в котором две кукольные «гёрлфрендессы» одного известного олигарха с раздутыми, как будто укушенными пчёлами, губами рассказывали о том, что они за считаные часы способны потратить любую сумму. Любую, какую им выдадут для шопинга – хоть 30, хоть 50 тысяч фунтов стерлингов, а хоть и больше. Ведь хорошие вещи встречаются только в бутиках и стоят исключительно дорого. Поэтому только их и можно носить, пусть даже и по одному разу. Возмущённый Рунет матерился комментариями и едва сдерживался, чтобы не плюнуть в монитор. Что впрочем, не помешало этому видео набрать несколько десятков тысяч просмотров.
Современное кожное общество потребления как-то незаметно превратило приобретение материальных благ из способа обеспечения себя необходимым в процесс удовлетворения психических нехваток и психологических нужд. По крайней мере в попытку. Когда и почему это произошло? Как случилось, что процесс обмена денег на товар превратился в заваливание психологических ям барахлом? Для кого «шопинг терапия» стала панацеей?
Как утверждает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, каждым из нас движут наши внутренние потребности и нехватки, отражающие особенности присущих нам векторов, их сочетаний и степени развитости. И по большому счёту не важно, где мы в этот момент находимся – в спальне, в бане или в магазине. Себя, как говорится, не спрячешь. Да и зачем?
Сколько помню своих родителей, для папы выражения «хождение по мукам» и «хождение по магазинам» всегда были синонимами. Он всю жизнь безропотно носил то, что тщательно и с удовольствием покупала ему мама, обходя места торговли за километр.
Мама же у меня совсем из другого теста, как и миллионы людей, для которых посещение торговой точки – это событие, причём радостное. Это не просто поход за нужной вещью, это возможность показать себя и посмотреть на других, а также и на ассортимент; пощупать, понюхать, примерить несметное количество самых разных вещей и нарядов, которые никогда не будут куплены; а то и порадовать себя обновкой, которая мгновенно поднимет настроение и жизненный тонус.
Тем, кто знаком с системно-векторной психологией Юрия Бурлана, конечно, очевидно, что погружение в процесс приобретения материальных ценностей наиболее органично даётся людям с кожным вектором. А если у них есть кожно-зрительная связка, тот тут уже можно говорить о весьма насыщенной палитре эмоциональных переживаний, связанных с куплей-продажей. Фонтан эмоций и буря внутренних страстей, сладость выбора и разочарование от не оправдавшей себя покупки, радость и желание демонстрировать обновку всем подряд, даже случайным прохожим – это, конечно, наше, кожно-зрительное. Но и обладатели других векторов способны испытывать радость и подъём от покупок.
Взять, к примеру, обладателей анального вектора. Считается, что к процессу приобретения они подходят слишком серьёзно – долгий мучительный выбор вещи, тщательное сравнение цен и параметров приобретаемого, размышления о необходимости вещи и т. д. и т. п. Всё это есть, но ведь есть и радость от удачной покупки, и чувство гордости от обладания редкой вещью и другие, связанные с «покупательством» эмоции!
Конечно, часто они связаны с профессиональной деятельностью человека с анальным вектором. Среди моих знакомых есть два удивительных человека, глубоко и всерьёз увлечённых своей работой. Один – профессиональный музыкант, другой – учитель географии. Разные и никак не пересекающиеся в этой реальности люди имеют нечто общее. Музыкант, равнодушный к шопингу как таковому, ходит в музыкальные магазины как на праздник. Идеально разбирается в производителях струнных инструментов и сотнях гитарных аксессуаров. Отслеживает все новинки, появляющиеся в интернет-магазинах, а также редкие и раритетные гитары – пару раз даже покупал их на аукционах!
Географ тоже всерьёз увлечён своей профессией, и будучи домоседом по сути, является активным «кинопутешественником», не пропуская ни одной телепередачи про дальние страны. Он много лет выписывает «National Geographic», и дома у него целая библиотека путеводителей, включая редкие и дорогие издания. И вот эти вот путеводители он готов листать и разглядывать часами, попадая в какой-нибудь малообследованный им книжный магазин; а покупка нового становится целым событием…
Особняком стоят покупатели-уретральники. В магазине их часто разжигает желание просалютовать и покутить, особенно если они попали туда в компании с друзьями или в сопровождении какой-нибудь кожно-зрительной симпатяжки. Ну как тут не шикануть пред людьми и не купить что-нибудь самое дорогое, самое блестящее, самое необычное? Купить и бросить к ногам восхищённой публики! В этой части они, уретральники, совсем не оригинальны. Им просто необходимо покрасоваться, причём не перед собой, а перед «стаей», к которой относятся не только сопровождающие их во время шопинга лица, но и продавцы.
«Эх, гулять, так гулять!» – вполне предсказуемая фраза для уретральника при принятии решения о покупке, и надо признать, что в этой фразе вся уретральная суть. Бывает, что зайдя в магазин и не желая утруждать себя выбором, уретральники покупают сразу несколько понравившихся вещей, раздаривая их потом направо и налево.
Обладатели уретрального вектора прирождённые дарители – и, признаться, нет зрелища более завораживающего, чем покупающий подарки уретральный вождь. Поэтому и уретральник в магазине восполняет нехватки, за свои же деньги удовлетворяя неистребимую потребность отдавать, жертвовать, поддерживать, одаривать, помогать, спасать.
Продавать – почётный труд
По продажам и продвижению товаров выпущено неисчислимое количество книг, ежедневно проводится масса тренингов и курсов. Огромная толпа коучей называет «мастерством» изобретённые ими (или подсмотренные у других) приёмы по привлечению покупателей, рассказывает о тайных «кнопочках», которые надо «нажать» у потенциального покупателя, чтобы он всё-таки раскошелился. И при этом практически никто из них не пытается рассматривать покупателя с истинно научной точки зрения – с точки зрения системно-векторной психологии! А ведь именно она даёт настоящие «ключики» к пониманию сути покупательского процесса.
Путь к «кошельку» покупателя лежит через реальное понимание его глубинных потребностей. Известная фраза Архимеда «Дайте мне точку опоры – и я сдвину землю» в приложении к торговле могла бы звучать так: «Скажите, кто сейчас вошёл в магазин, и я продам ему слона (Мазератти/Кубу/особняк на Луне/спички с бриллиантовыми головками и т. д. – нужное выбрать)». Если продавец точно знает, кто перед ним, он может безошибочно выбрать тот подход к продаже, который обязательно сработает.
При этом сразу оговорюсь. Системно-векторная психология Юрия Бурлана – это не система уловок для хищных продажников, пытающихся «впарить» всевозможный хлам. Это знание, которое может поднять труд убеждённых служителей Меркурия, пришедших в торговлю по призванию, на совершенно новый, головокружительный уровень.
Кого-то шопинг лечит, кого-то калечит, кого-то заставляет раскрывать и демонстрировать те стороны личности, о которых, возможно, и сам человек не догадывался. И тем, кто хорошо знаком с системно-векторной психологией, и тем, кто только в начале этого увлекательного пути, я предлагаю пройти тренинг Юрия Бурлана – для того, чтобы корректно определить свою векторальную ориентированность и научиться разбираться в своих желаниях и желаниях окружающих. Чтобы не тратить в магазинах деньги «вхолостую», чтобы выяснить, какие мечты нам там продают, чтобы понять, чего и сколько нам от этой жизни нужно.
Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции прямо сейчас по ссылке.
С течением времени лишний раз убеждаюсь в актуальности этой статьи!
И подглядываю в нее, когда мне нужно понять чуткую и ранимую душу "продажника")))
Спасибо огромное, очень глубокая статья! А про описание анальных и кожных векторов при покупке - хохотала до слез, насколько точно!