Фильм «Аритмия». О самом главном в жизни
Фильм поднимает острую социальную проблему — насколько реформа в медицине способствует благу пациентов. Врач оказывается в дельте между реальной помощью людям и выполнением инструкций, которые на деле иногда ограничивают возможность врача помочь...
Фильм «Аритмия» — это своего рода ответ кинематографистов на вопиющие случаи нападения на врачей скорой помощи, не так давно потрясшие российскую общественность.
Фильм рассказывает нам о нелегкой профессии врача, об особой миссии людей, чьи дни и ночи посвящены спасению людей. Мы же раскроем всю психологическую подоплеку происходящих в фильме событий через знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Кто такой настоящий врач
Олег и Катя — муж и жена, молодые врачи, уже настоящие профессионалы своего дела. Катя работает в приемном отделении. Олег — врач скорой помощи. Большую часть времени мы видим их за работой, которую не назовешь приятной — море крови, человеческие страдания, боль и смерть проходят перед их глазами постоянно.
Это можно выдержать, только если есть призвание к работе врача, неутомимое желание ежедневно спасать людей. Все это есть у Олега и Кати. На тренинге «Системно-векторная психология» мы узнаем, что любой хороший врач обязательно является обладателем как минимум двух развитых векторов — анального и зрительного. Без анального вектора невозможно освоить весь тот огромный багаж знаний, которым нужно владеть, чтобы быть настоящим специалистом в этой профессии. Ведь нужна отличная память, в том числе на детали, хороший аналитический ум, способность к систематизации знаний. А зрительный вектор делает врача чувствительным к людским страданиям, ведь только так можно по-настоящему помочь человеку — когда сочувствуешь, сопереживаешь. Только так можно без страха перед кровью и болью спасать жизнь в любой ситуации. Для человека с развитым зрительным вектором жизнь является высочайшей ценностью, и ради ее спасения он идет на подвиг, забывая о себе.
Безусловно, наши молодые врачи Олег и Катя являются обладателями этих векторов в самом развитом состоянии. Все их время посвящено работе. Быт их чрезвычайно прост и аскетичен — маленькая съемная квартирка, всегда полная гостей-коллег, джинсы и свитер на все случаи жизни и отсутствие времени на развлечения. Они работают посменно и иногда не видят друг друга сутками. Некогда поговорить, некогда сходить в гости.
Большая часть фильма посвящена обычным будням Олега. Он — настоящий профессионал и действует уверенно в любой ситуации, всегда добиваясь, чтобы на первом месте был пациент, даже если это противоречит инструкциям. Врачу скорой помощи надо быть и хорошим психологом, что прекрасно удается ему как зрительному человеку, обладающему большой эмпатией.
Вот бабушка симулирует сердечные приступы и все время вызывает скорую помощь, а на деле ей просто не хватает внимания и общения. Она настаивает на госпитализации, ведь в стационаре ей будет с кем общаться. Олег дает ей «волшебную таблетку» (пульку от детского пистолета), чтобы она рассасывала ее в течение двух недель — и все будет хорошо! Многие люди со зрительным вектором очень внушаемы и вполне в состоянии исцелиться от такой таблетки. Именно у них работает эффект плацебо.
Олег точно отличает инфаркт от приступа острого панкреатита и настаивает на правильном лечении, хотя менее внимательные коллеги, больше озабоченные административными проблемами, чуть было не упустили молодую женщину. Без настойчивости Олега она могла бы умереть. Он берет на себя ответственность и часто рискует своим рабочим местом, если это может помочь человеку. Так он спасает девочку, которая уже не дышала после удара током, делая надрез на груди. Девочка задышала, и у всех появилась надежда, что она выживет.
Ужасная сцена драки и поножовщины между упившимися до бессознательного состояния бугаями. Он бежит на вызов без страха быть порезанным ничего не соображающими людьми. А потом в машине скорой помощи накладывает им шины, перевязывает, успокаивает разбушевавшихся здоровенных мужиков, связывая им руки. Кажется, зачем он делает это? Ведь сами виноваты, никто не заставляет их уничтожать самих себя. Но человек с развитым зрительным вектором не делит людей на достойных помощи и недостойных ее. Они страдают, а значит, надо помогать им. И Олег просто действует — без осуждения, пафоса и слов. Каждый день он делает все возможное и невозможное в тех обстоятельствах, которые есть, беря на себя полную меру ответственности.
Ментальный конфликт
Фильм поднимает острую социальную проблему — насколько реформа в медицине способствует благу пациентов. Врач оказывается в дельте между реальной помощью людям и выполнением инструкций, которые на деле иногда ограничивают возможность врача помочь. Точный регламент вызовов (20 минут на вызов), полное подчинение диспетчеру, постоянные отчеты в ходе визита к пациенту — все это делает помощь врача не всегда эффективной, отвлекает от главного. Тот самый пресловутый человеческий фактор становится камнем преткновения между руководством подстанции скорой помощи и коллективом врачей.
Олег с его принципиальностью становится костью в горле для начальника подстанции — прежде всего управленца и менеджера, который ставит во главу угла показатели и букву закона, которую он понимает по-своему. Он повышает статистику. Как обладатель не очень развитого кожного вектора, он ставит свои амбиции управленца выше человеческой жизни: «Главное, чтобы человек не умер под тобой. Вот есть другие врачи, пусть у них умирает». На этой почве между ним и Олегом постоянно разгораются конфликты.
После случая с девочкой, находившейся в состоянии клинической смерти после удара током, конфликт принимает острый характер. Олег просто поддерживает и успокаивает мать ребенка у дверей в операционную, хотя от того, выживет ли девочка, зависит его дальнейшая работа на скорой, ведь он нарушил инструкцию. А начальник подстанции пытается шантажировать мать, говоря, что органы опеки могут отобрать ребенка, если он выживет, потому что мать не следила за дочерью. Взамен он предлагает сотрудничать с ними. Олег вступается за растерянную мать и получает под дых.
Инструкции, которые успешно работают на Западе, сложно приживаются на российской почве вследствие разницы менталитетов. Человек с западным кожным менталитетом не задумываясь, легко, естественно для себя будет следовать предписаниям, потому что для него закон — это ценность, которая превыше всего. А для русского человека, обладателя уретрально-мышечного менталитета, высочайшие ценности — это милосердие и справедливость. Ему важнее дать другому человеку то, в чем он нуждается больше всего. И это выше закона. И действовать русский человек будет скорее иррационально, чтобы реализовать эти ценности. «Умом Россию не понять…»
Олег поэтому и выпивает. Он не может увязать эти чуждые его душе сухие требования снаружи и зов милосердия изнутри. А иногда и просто от отсутствия признания своей работы. Конечно, он работает не за благодарность, просто он не может по-другому. И не столь важно, что он не удобен начальству. Но когда люди готовы растерзать его за то, что оказал помощь как-то не так или просто не успел (ведь не все зависит от него — есть пробки на дорогах, сложные вызовы) — вот это уже по-настоящему больно. Любому человеку хочется, чтобы его работа была нужна людям.
Но есть и еще одна причина, по которой Олег пьет, — его семейная жизнь дает трещину.
Поддержка — это то, в чем мы все нуждаемся
Катя — тоже профессионал и обладательница реализованного зрительного вектора. Но она еще и женщина, для которой очень важно наличие эмоциональной связи в семье. Женщины чувствуют эту нехватку острее, чем мужчины, хотя нуждаются в этом оба. Именно из-за отсутствия эмоциональной связи в паре, что тянет за собой более сложные проблемы в отношениях, мужчины часто начинают пить.
Кате кажется, что семьи больше нет, что муж ее больше не любит, ведь Олег все время пропадает на работе, а в свободное время снимает внутреннее напряжение алкоголем. В самом начале фильма мы смотрим на него глазами Кати и видим в нем бесчувственное животное. Ей даже противно как-то становится от того, что он ведет себя так, как будто ее не существует рядом, как будто она не человек, чувства которого достойны внимания. «У меня такое ощущение, что ты живешь на какой-то другой Галактике, до которой я просто устала лететь…»
Но системно сразу становится понятно, что они не слышат и не понимают друг друга, потому что эмоциональная связь, которая склеивает отношения, делает их прочными и счастливыми, перестала существовать между ними . Они оба «вложились» в то, что она дала трещину, которая разрослась до размеров Галактики. Катя не знает, что создавать и поддерживать эмоциональную связь в паре должна в первую очередь женщина, а мужчина за ней подтянется.
Часто у них нет времени, чтобы элементарно поговорить, выяснить отношения. Отчаявшись что-то изменить, Катя вот так, с наскоку, через эсэмэс предлагает развестись. Олег не ожидал такого. Он и не подозревал, что все так плохо: «То есть ты по эсэмэс развестись хочешь?» И дальше следует череда решений, которые основываются на недосказанности, непонимании происходящего. И вот они уже на грани развода.
Потом примирение, и снова они упираются в то, что отсутствует связующая нить эмоциональной связи. Речь заходит о ребенке. Олег не сказал, что хочет ребенка, потому что думает, что это само собой подразумевается, когда два человека уже пять лет живут вместе. А Катя полгода назад поставила противозачаточную спираль, потому что посчитала, что Олегу ребенок не нужен.
Так мы разрушаем то, что ценно для нас, — просто потому, что вовремя не сказали, не поделились сомнением, чувством, переживанием с самым близким человеком. Посчитали что-то само собой разумеющимся.
К счастью, Олег вовремя понял, насколько нужна ему Катя, как сильно он ее любит и нуждается в ней. И начал диалог, который не сразу им удался. Но два развитых человека, способные вместить в себя всю человеческую боль, конечно, могут оценить счастье быть рядом друг с другом. Оба они реализованы, оба приносят пользу людям. Им нечего делить и требовать друг от друга. Они могут и должны быть вместе, чтобы поддерживать друг друга.
Мужчина нуждается в поддержке женщины, ведь желание к ней — это его топливо, его энергия, которая движет им по жизни. Этой поддержки Олег был лишен, в том числе и по своей вине, именно поэтому ему было так трудно. Конец фильма заставляет нас поверить в то, что у героев фильма все сложится. Олег снова за своей благородной работой, и теперь за ним любовь его жены.
Фильм о самом важном
Фильм «Аритмия» уникален — он заставляет работать душой. Он помогает увидеть истинные ценности в нашей жизни, проникнуться красотой и силой отдачи людям.
Каждый русский человек в глубине души мечтает быть героем — таков наш менталитет. И каждый может быть им — каждый день, на своем рабочем месте, без оглядки на усталость и личные неурядицы. Только так можно почувствовать, что жизнь прожита не зря.
Корректор: Наталья Коновалова
Его в смыслах уволили под конец фильма, когда дали под дых - начальник сказал, что это его логический конец, после чего, вернувшись домой, он видит как жена собрала свои вещи для переезда и не выдерживает. Но проявив свои чувства, показав ей слёзы в ответ на это, убегая, вернувшись к утру и признаваясь, кто она для него, он таки активирует её чувства, возвращает отношения. Странно, ведь в самом начале, когда он напивается от сверхстресса на дне рождения её отца, она выгораживает его (мужа) перед ним (отцом), как будто всецело понимает и любит.
Сомневаюсь, вообще, что у них всё наладится, если хотя бы кто-то один не пройдёт тренинг))) хотя, если он теперь найдёт подходящую профессию, то вполне может быть...
Просто анальное зрительный надолго с кожной зрительной не задерживается, а по жизни он вообще без анальности, вроде, так что они больше на подружек годятся, рациональный кожный брак. Зрение выхолощено у обоих на работе...
Вот если бы он со звуком был к тому-же по фильму... Может, так и есть, но без системного режиссёра и актура не акцентирован. То её зрение к его звуку ещё тянулось бы...
Не простой фильм. При просмотре на самом работает душа. Статья добавила новые грани в понимании, как то сложилось понимание отношений между главными героями. На самом деле эмоциональную связь нужно складывать. И проблемы в отношениях нужно проговаривать.
Спасибо большое за статью, в которой вы раскрыли основной смысл этого фильма. Я тоже была врачом скорой помощи.
Да,прекрасный фильм, прекрасные актеры и здорово что мы можем увидеть глубину этого фильма системно. Спасибо автору!
Мощный фильм о нас самих, пробуждающей в человеке лучшие чувства. Спасибо за системный разбор.