Фильм «Юрьев день». Классика системного кино
Зайдя в музей и оставив мать снаружи, сын уходит в неизвестность. Как будто растворяется в плотном тумане города-призрака. По статистике 30-40 тысяч людей ежегодно пропадают в России без следа, без причин. У нее остается только надежда, что когда-нибудь он снова появится.
Фильм Кирилла Серебренникова «Юрьев день» вышел на экраны в 2008 году. Это полуфантастическая, почти мистическая драма, которая разворачивается на мрачном фоне российской глубинки. Драма женщины, потерявшей сына.
История кажется безысходной и пессимистической. Однако, взглянув чуть глубже, мы увидим трагедию, ставшую толчком для высшей реализации, процесса возрождения человеческой души.
Ничего не происходит случайно. Любые трудности и проблемы даны нам для нашего же блага. Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает увидеть высший смысл того испытания, через которое пришлось пройти героине фильма.
Затерянные среди бескрайних снежных полей
Поездка в провинциальный город Юрьев затеяна матерью с «ностальгической» целью — показать сыну родину его предков перед отъездом в Европу. Любовь Павловна — оперная звезда с мировым именем — в скором времени должна отбыть из России, чтобы блистать на сцене Венской оперы. Но прежде чем покинуть родину, она везет сына в Юрьев, где родилась, где жили ее родители. Везет против его желания, через монотонные снежные поля русской глубинки.
Они вместе осматривают местный кремль, поднимаются на колокольню, обозревая окрестности. Она счастлива как всякий реализованный, состоявшийся в профессии человек. Ее, конечно, удивляют местные порядки. Пугливые и грубые люди. Женщины с бледными лицами и одинаковым желтым цветом волос (что делать — такую краску завезли). Пустые магазины, в которых можно купить лишь резиновые сапоги и ватники.
На фоне окружающей бедности и заурядности она кажется прекрасной, блестящей, словно пришедшей из другого измерения — точеный профиль, тонкие аристократические пальцы, божественный голос и высокий интеллект. Она любит Чехова, знает передвижников, сыплет цитатами от писателей и критиков.
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана это женщина с кожно-зрительной связкой векторов, всегда на шпильках, соблазнительно прекрасная и реализованная в той профессии, которая предназначена ей природой. Она поет, раскрывая сердца людей, очищая их души. Благодаря телевидению ее знают даже в этом забытом Богом уголке. Она — само воплощение культуры, создательницей которой являлась ее праматерь — кожно-зрительная самка.
Она словно не видит запустения, царящего в этом городке. Ее душа ликует: «Какая красота! О, Русь моя, жена моя!» Она вся — эмоция, счастье, радость жизни. Как жаль, что когда-то и сюда придет цивилизация. Заброшенный городок станет туристическим центром, и «очарование запустения» исчезнет.
Самая большая потеря
Как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, обладатель зрительного вектора переживает смысл своей жизни через создание эмоциональных связей и любовь. И самой большой трагедией для него является обрыв этой связи.
Любовь Павловна очень привязана к сыну. Он ее единственный близкий человек. Кожно-зрительная женщина — не очень хорошая мать. Она испокон веков имела видовую роль наравне с мужчинами. Ходила на охоту и войну, высматривая своими большими, широко открытыми и зоркими глазами хищника или врага. Она не рожала, ведь не будешь таскать с собой ребенка по саванне.
Но это было в далеком прошлом, а сейчас кожно-зрительная женщина, несмотря на то, что по-прежнему имеет в приоритете социальную реализацию, способна родить. Однако, не имея материнского инстинкта, по-настоящему привязывается к детям, когда они уже подрастут и станут способны создавать эмоциональные связи.
Она любит сына немного эгоистично, обращаясь с 20-летним юношей как со своей собственностью или любимой игрушкой. «Ты меня никогда ни о чем не спрашиваешь. Делаешь, как тебе хочется. Как будто меня нет», — говорит он ей. Они все время ссорятся. И все же нет для нее человека ближе и роднее.
И вот, зайдя в музей и оставив мать снаружи, сын уходит в неизвестность. Как будто растворяется в плотном тумане города-призрака. По статистике 30-40 тысяч людей ежегодно пропадают в России без следа, без причин. У нее остается только надежда, что когда-нибудь он снова появится.
«Когда Андрей найдется, все это покажется мне сном»
Она остается в этом нереальном городе Юрьеве надолго. Сначала отчаяние, паника, слезы, опустошение. Но надо жить, надо искать. Помогает ей в этом местный Шерлок Холмс — следователь РОВД Сергеев по прозвищу Серый, человек без имени.
Она учится выживать в новых для нее условиях. Куда исчезает та рафинированная и аристократичная особа, что пела оперные арии с высоты колокольни? Она бродит по улицам Юрьева с растрепанными волосами, в ватнике, судорожно сжимая в руках мобильный телефон в надежде, что сын позвонит. Она учится ходить, вжимая шпильку в снег, а потом просто переходит на валенки.
Она постоянно сталкивается с проблемами окружающих людей и искренне сопереживает им. Так волей-неволей она становится участницей войны между своей хозяйкой Татьяной и ее двоюродным братом — алкоголиком Николаем. Увидев избитую им женщину, она проникается к Татьяне сочувствием. В следующий раз, когда приходит брат, она, не испугавшись ножа, которым он, невменяемый, размахивает перед ее лицом, дает ему 50 рублей и выпроваживает из дома. А потом, защищая женщину, плеснет ему кипятком в лицо.
В ее мире происходит трансформация, свойственная человеку со зрительным вектором.
Одно большое сердце
Люба — человек с развитым зрительным вектором. Ощутив огромную боль от потери эмоциональной связи с сыном, она интуитивно делает единственно правильное движение — распахивает свое сердце всему миру. Она чувствует, что так меньше болит.
«У тебя бывает так: смотришь на чужого, незнакомого человека и понимаешь, что ты его давно знал, чувствовал, любил? Тебе такое не знакомо?» — спрашивает она у Сергеева.
Так в ее жизни появляется череда мистических совпадений — встречаются молодые люди, почти полные тезки ее сына. Андрей Дмитриевич Васильчиков — послушник местного монастыря, пришедший к батюшке в разных ботинках. Ее сын, перед тем как исчезнуть, тоже был в разных ботинках.
Или Андрей Дмитриевич Васильков — заключенный, больной туберкулезом, который, рассказывая свою историю, говорит ту же фразу, что и ее сын: «Я отношусь к тем 5% людей, которые тачки вообще водить не могут».
Люба теряет голову от этих совпадений: «Может быть, его мать — это я?» Она уже любит всех этих мальчиков, так похожих и непохожих на ее сына.
Это чувство приводит ее к тому, что она начинает работать уборщицей в туберкулезном диспансере для заключенных. Диспансер этот — «гадюшник и вообще мрак». Она подкармливает тщедушных, озлобленных и вечно голодных зэков, потому что среди них — он, так похожий на ее сына.
Куда только испаряется страх? Она не боится ничего — ни вони, ни грязи, ни возможности заразиться, ни агрессии мужчин, которым уже нечего терять.
«А ты смелая, недаром, что москвичка! Люся — ничего не боюся», — так они говорят о ней.
«Я свое отбоялась», — говорит Люба. И это яркая демонстрация закона проявления эмоциональной амплитуды человека со зрительным вектором: чем больше он любит, чем большему числу людей сопереживает, тем меньше он боится. В конечном итоге такой человек становится бесстрашным, как кожно-зрительные медсестры времен Великой Отечественной войны, под свист пуль выносившие с поля боя раненых солдат, под грохот снарядов оперировавшие бойцов.
Люба не просто уборщица — она и воды подаст больному мужчине, и судно подставит. Не брезгует, не морщит нос. Разделяет еду с туберкулезниками. Зрительники, необычайно мнительные, брезгливые, не терпящие плохих запахов, открывая в своем сердце любовь, становятся полной своей противоположностью. Их не смущает грязь и проза жизни. Вид крови уже не заставляет их падать в обморок, а толкает к активной помощи.
Найдя своего подопечного порезанным другими зэками на полу палаты, она поднимает его, омывает его раны, мажет зеленкой, любовно и жалостливо прижимая к себе. «Мама, мамочка», — шепчет он, дрожащий и испуганный, ощущая огромное тепло ее материнской любви, способной охватить весь мир.
Стать Любовью
Она останется в Юрьеве навсегда. Она будет радостью в жизни своей хозяйки Татьяны. Она без сопротивления ляжет в постель с так желающим ее Сергеевым — какая разница, кого любить? Рафинированная звезда оперы и бывший зэк, весь в наколках, — парадоксальная пара. Она выкрасит волосы в желтый цвет, как и все женщины Юрьева. Она придет в церковный хор, чтобы беззвучно открывать рот, ведь ее главный дар — божественный голос — будет потерян в результате стресса.
Ее уже нет как отдельной единицы этого мира. Она через свою любовь растворена в каждом. И когда ее спрашивают: «Вы, случайно, по телевизору не выступали?» — она отвечает: «Это была не я». Это правда. Потому что это была другая жизнь. Людям обездоленным, брошенным, находящимся на самом дне, она нужнее здесь, а не на сцене оперного театра. Здесь ее дар любви активен, животворящ и проявляется во всей своей полноте. Именно так содержание становится важнее формы.
«Такого не бывает, — скажете вы. — Это не реальный выбор». Бывает. Чтобы понять, что это так, нужно узнать об особенностях людей со зрительным вектором. Юрий Бурлан на занятии по зрительному вектору упоминает фильм «Юрьев день» как демонстрацию способа выхода из стресса при разрыве эмоциональной связи. Помощь больным, старикам, детям, волонтерство — самое мощное средство, раскрывающее потенциальные способности зрительника к любви и сопереживанию.
Эта лента — как наглядное пособие для понимания высшей степени реализации свойств зрительного вектора. Обязательно посмотрите этот фильм, особенно если у вас есть такие свойства. Поработайте душой, проникнитесь силой любви и почувствуйте в себе прилив бесстрашия. Ощущения непередаваемые! •
Корректор: Валерия Старкова
Смотрел как то, на прошлом тренинге, помоему не плакал и не сострадал.
спасибо за фильм и спасибо свп за новое восприятие мира. а в особенности спасибо за фильмы в которых учишься сопереживать и благодарен за то что уходит злорадство в то время когда начинаешь понимать людей и начинаешь сопереживать им и уходит эгоистичное отношение к людям только ради себя меняется на участие в жизни других людей и таким образом эти люди уже участвуют в твоей жизни..... а самое главное ты делаешь то что сам хочешь и не делаешь если считаешь что тебе это не нужно, но помогая людям получаю наполнение в себе...... спасибо за фильм приятно смотреть
Вот что способен сотворить гениальный режиссер! Без системного мышления снять системный фильм. (А эти "5 процентов людей, которые не водят тачки" - какое попадание в образ звуковика! Удивительно, что именно он, звуковик, стал проводником ее в новый мир)
Спасибо большое за разбор картины-откровения.