Фильм «Синдром Петрушки». Когда любовь – не гарантия счастья
Лента о любви и увлеченности творчеством, о вечном притяжении и сложностях поиска общего языка между двумя противоположными полюсами Вселенной – мужчиной и женщиной. Чтобы увидеть глубинные психологические причины происходящего на экране, нелишним будет запастись «системными очками» – знаниями по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Фильм «Синдром Петрушки» швейцарского режиссера Елены Хазановой по одноименной книге Дины Рубиной вышел на экраны в 2015 году и, хотя и не имел шумного успеха, все же может порадовать любителей камерного авторского кино. Сложный психологический сюжет, заставляющий зрителя думать, прекрасная игра звезд отечественного кинематографа Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой, удивительно красивые и завораживающие миниатюры с использованием авторских кукол – все это говорит о том, что фильм стоит посмотреть.
Лента о любви и увлеченности творчеством, о вечном притяжении и сложностях поиска общего языка между двумя противоположными полюсами Вселенной – мужчиной и женщиной. Чтобы увидеть глубинные психологические причины происходящего на экране, нелишним будет запастись «системными очками» – знаниями по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Когда мир придуманный желаннее реального
В фильме сказка переплетается с реальностью. И это отражение сложного внутреннего мира главного героя Пети, которого играет Евгений Миронов.
Петя – носитель звуко-зрительного сочетания векторов. Человек со звуковым и зрительным векторами – обладатель мощнейшего абстрактно-образного интеллекта. В искусстве это очень талантливые люди, способные придавать своим творениям необычайную глубину.
Петя – гениальный кукольник. Его куклы неординарны: они почти живые, каждая из них обладает своим характером. Петр живет в придуманном им мире кукол и не желает соприкасаться с миром реальным. Когда речь идет о семейной жизни, он даже говорит своему другу Борису: «Зачем они вообще нужны – эти дети? Это же банальщина. Мне интереснее заводить кукол». За таким восприятием мира стоит череда детских психологических травм.
В детстве Петя видит, как из окна выбрасывается рыжеволосая женщина. Это отпечатывается в детском сознании подсознательным ужасом – зрительные дети очень впечатлительны. Они рождаются со страхом смерти, их надо оберегать от подобных эпизодов. Их огромный эмоциональный потенциал нуждается в развитии, выведении наружу, в любовь и сострадание. У Пети нет таких условий. Он предоставлен сам себе.
Его родителям не до него. Они все время скандалят и кричат. Для ребенка со звуковым вектором, от природы обладающим очень чувствительным слухом, это настоящая травма.
В таких условиях звуковой ребенок все больше и больше отгораживается от мира, погружается внутрь себя, вплоть до аутизма. Однако Петя находит выход в игре в куклы. Зрение помогает звуку выжить в этом мире. Петр оживляет кукол, разговаривает с ними, создает вместе с ними параллельный мир, основанный на его богатой фантазии. Мир, который живет по законам, понятным для ребенка, и защищает его от грубого и несправедливого внешнего воздействия.
Детское спасительное увлечение перерастает в профессию, которая также полностью захватывает все его сознание и время. Однако есть одна ниточка, которая постоянно связывает его с реальностью и не дает полностью уйти в вымышленный мир кукол – это любовь к рыжеволосой Лизе.
Любовь и страх
Он привязывается к ней с детства. Она невероятно красива – похожа на куклу. Увидев ее в коляске возле магазина и подумав, что девочку бросили, мальчик хватает ее на руки и несет показать свое сокровище другу. Однако выясняется, что у нее есть отец – местный прокурор. Лизу возвращают на место, но с тех пор между детьми возникает дружба, которая затем перерастает в любовь всей жизни. Невероятную любовь, такую, на которую способны только два человека со зрительным вектором.
Когда юноша решает покинуть свой провинциальный город, чтобы учиться на кукольника в Петербурге, он увозит Лизу с собой. Отец против такого неравного брака, поэтому перед отъездом он проклинает их. Это имеет далеко идущие последствия в их жизни. Страшно не само проклятие, а то значение, которое придает ему суеверный человек со зрительным вектором. И Петр, и Лиза обладают зрительным вектором в не очень хорошем состоянии, поэтому семейная легенда, рассказанная отцом перед отъездом молодых, оказывает на них гнетущее впечатление.
Согласно преданию, одна из пра-пра-прабабок Лизы была проклята отцом-корчмарем из-за того, что сбежала с любимым человеком – кукольником. После чего в их семье родился ребенок с «синдромом Петрушки» – на его лице был застывший смех, гримаса, а сам он был ненормальным, смеялся, как болванчик. Хорошо, оказался не жилец. После чего кукольник по совету старой колдуньи сделал куклу – беременного идола, который переломил ситуацию, и у них стали рождаться здоровые рыжеволосые девочки фарфоровой красоты.
Надо ли говорить, что испуганный зрительник способен самовнушением довести себя до болезни. У Лизы и Пети родился ребенок. Они со страхом смотрели на его личико, видя на нем гримасу Петрушки. Ребенок все время плакал и почти сразу умер. Что это было – врожденная наследственная аномалия или воплощенные страхи родителей? В фильме на этот вопрос даже врачи не могли дать точный ответ. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что на состояние ребенка до шести лет решающее влияние оказывает психологическое состояние матери.
Лоб в лоб с реальностью
Трудности в семейной жизни лоб в лоб сталкивают Петра с реальностью. Постоянно кричащий ребенок (слыша его крик, Петр останавливается у дверей квартиры, не желая в нее входить), Лиза в слезах и истериках – все это снова заставляет его отстраняться от происходящего, уходить в творчество с головой, только бы не решать проблемы. Постепенно он перестает различать грань между реальностью и придуманным им миром.
Лиза и Петр были «идеальной парой, одной на миллион», как говорит сам Петр, но в решающий момент он не может помочь жене преодолеть трудности. Потому что не понимает, что происходит с ним, что происходит с ней. А она не может справиться с болью потери ребенка – самым сильным стрессом для зрительного человека, потому что не знает как.
Он отвозит полностью опустошенную Лизу на лечение в психиатрическую клинику к своему другу-психиатру Борису, а сам делает силиконовую куклу Эллис – точную копию жены. Полностью погрузившаяся в жизнь и творчество мужа, Лиза была его вдохновительницей, его кожно-зрительной музой. Он сделал с ней номер «Кукольник и кукла», который с успехом показывал на многочисленных сценах.
И вот живая Лиза перестала соответствовать созданному им миру, а Эллис с успехом заменила ее. Теперь с ней Петр танцует, ее целует и гладит, ею восхищается. При этом она не истерит, не плачет, не требует внимания. Она даже говорит с ним – он это слышит.
Не зря Лиза, вернувшись домой, ощущает острый приступ ревности, а потом появление силиконового двойника приводит почти к полному разрыву их отношений. Лиза чувствует, что теряет мужа, что уже неинтересна ему – живая, со всеми ее человеческими проявлениями и недостатками.
Она не больная – она просто не реализует весь свой богатый зрительный эмоциональный потенциал, сидя дома и ведя хозяйство. Смерть ребенка, обрыв сильной эмоциональной связи с ним, а затем и с мужем приводит ее к чувству глубокой тоски, практически не совместимой с жизнью для зрительника. Жить не хочется до такой степени, что она предпринимает попытку самоубийства, наглотавшись таблеток. Петр спасает ее, и она снова в психиатрической клинике.
Кажется, она уже готова уйти от него, от этой жизни полной страданий (и это при той безумной любви, которая все еще живет между ними). Но не может. Она пытается, но ничего не получается. Она говорит Борису: «Он сделал меня для себя одного».
Друг и духовник
Кстати, Борис – еще один интересный, абсолютно системный персонаж фильма. Наличие анально-звуковой связки векторов определило его будущую профессию и сценарий жизни. Он становится психиатром, человеком, который интересуется, как устроена человеческая психика, ищет причины психических заболеваний. Талантливые психиатры – все обладатели анально-звуковой связки векторов. Часто в психиатрию их толкает страх сойти с ума, характерный для обладателей звукового вектора.
Кроме того, анальный вектор делает Бориса самым верным другом и однолюбом. В детстве они вместе с Петром влюбляются в Лизу, но поскольку Лиза выбирает Петра, Борис уважает ее выбор. Он настоящий друг и всю жизнь оберегает их отношения. Хотя любовь к Лизе проносит через всю свою жизнь, лишь раз показав ей свои чувства, когда она нуждается в переключении на кого-то другого.
Он так и не женится, объясняя друзьям, что его увлечения так несерьезны по сравнению с их любовью.
Проблемы у нас в голове
И все-таки Петр не может потерять жену, и это заставляет его искать выход. Они снова пытаются завести ребенка, но страх сковывает Лизу, и она не может забеременеть, хотя анализы нормальные. Петр правильно говорит, что причина бесплодия в ее голове. Это заключение наталкивает его на гениальное решение.
Он делает куклу – точную копию того корчмаря, беременного идола, который помог пра-пра-прабабушке Лизы избавиться от родового проклятья, и выдает его за настоящего. Лиза счастлива – теперь-то все будет как надо. Страх уходит. Она расслабляется, раскрывается. И вот результат – чудесная рыжеволосая девочка фарфоровой красоты.
Такой результат закономерен. Психологическое состояние женщины влияет на ее гормональный фон. Это подтверждается на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, когда у женщин, долгие годы неспособных зачать ребенка, наступает долгожданная беременность. В таких случаях в их проблемах повинны не мистика и не родовое проклятие, а страхи и другие негативные состояния, которые сковывают женщину и не дают раскрыться навстречу новой жизни.
Что же дальше?
И все-таки создатели фильма оставляют нас перед неопределенностью – что ждет героев фильма дальше? Мы видим счастливую Лизу с ребенком на руках. Мы видим Петра, идущего по улицам города, как будто бы и нереального даже – мимо него, как во сне, проходят ряженые, куклы, жонглирующие огнем. Создается впечатление, что он так и не вышел из своего придуманного мира. Он не радуется вместе с Лизой с таким трудом завоеванному счастью.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает увидеть их будущее с предельной точностью. Насколько нестабильны и неспокойны отношения Лизы и Пети мы наблюдаем по ходу фильма. Это обусловлено их эмоциональными раскачками в зрительном векторе. Тон отношений задает женщина, она создает эмоциональную связь в паре, а мужчина обеспечивает ей чувство защищенности и безопасности.
Кожно-зрительные женщины, как Лиза, нередко образуют пары с мужчинами, обладающими анально-зрительной связкой векторов. Влечение между ними вполне природное, и такая пара может быть очень устойчива, взаимодополняя друг друга на уровне нижних векторов и в потенциале растворяясь друг в друге в зрительном векторе.
Однако Петр слишком уходит в себя, закрываясь от внешнего мира и не пуская в свой внутренний мир никого. Рядом с таким мужчиной кожно-зрительная женщина не будет чувствовать себя полностью в безопасности, временами проваливаясь в страхи и истерики, особенно когда находится в стрессе. Она не будет находить у него эмоционального отклика, отчего совместная жизнь будет терять краски.
Их будущие отношения не будут простыми и потому, что не осознаны причины их проблем. Никакая самая сильная любовь не способна спасти отношения от боли и разрушения, пока партнеры не смогут разобраться со своими психологическими проблемами, большая часть которых родом из детства. Раскрыть тайны, которые прячутся глубоко в бессознательном, пожалуй, единственный шанс для этой необычной пары.
Отношения в паре – это не только взаимная радость от контакта друг с другом, это еще и огромная внутренняя работа. Необходимо глубоко понимать себя и своего партнера, чтобы суметь осознанно выстроить отношения. Необходимо научиться понимать его чувства и желания как свои.
Теперь такие знания есть – точные и работающие. Любовь сохранить возможно и на ее основе создать длительные счастливые отношения. Об этом подробно – на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции здесь.
спасибо за фильм! мне во многом он помог... наверное одно из осознаний это понимание и принятие того что остальные люди тоже могут быть настоящими, без притворства, и они тоже что-то чувствуют когда к ним что-то говоришь или что-то делаешь, что на них может что-то вообще влиять. Сейчас я вижу в этом эмоциональную связь и страх основанный на воспоминаниях из прошлого которые не давали жить в настоящем. И теперь стало видно что здесь не убирались (в этом фильме) эмоциональная связь между взаимоотношениями главных героев. Она создавала эмоциональную связь с "его миром восприятия окружающего вокруг него". Его реальность это восприятие мира и жизни было в оживотворении неживого. Его миром была жизнь в озвучивании и движениях которые делали куклы. Его ощущения и эмоции были направленны, и были внутри эмоциональной связи с куклами. Он создал и жил эмоциями в куклах. Это небыли "эмоциональные раскачки" -- которые из-за своей не устойчивости не постоянны и
из-за этого кратковременны (подпитываются новыми и новыми эмоциями и переживаниями, новыми стрессами....)
Эмоциональные раскачки проходящие через стрессы, скандалы, недовольство, страхи за смерть себя или близких.... это тоже эмоциональная связь с окружающим миром находящимся вне самого человека. Только в другом смысле не так как раскрыто в это фильме.
Здесь (в фильме) показана длительная эмоциональная связь построенная не на людях а на куклах. Способствовала этой эмоциональной связи с куклами а не людьми боязнь утраты того -- к чему создаётся эмоциональная связь. Из-за страха потерять эмоциональную связь и потребности в эмоциональной связи -- он создаёт эмоциональную связь с куклами. Он находясь в страхе создания эмоциональной связи с людьми не сдался и делал то что ему нравилось, то что было у него внутри. Он выносил наружу свои внутренние состояния через кукол. Он стремился выжить и создал внутри себя мир кукол.
А про неё тоже главную героиню фильма тоже многое можно написать. Она создавала эмоциональную связь с ним и жила в его мире эмоций которые он создавал... Она тоже жила в страхе из-за слов которые сказал её отец и историй которые ей рассказывали в детстве *которые рассказывались отцу в его детстве....
Они любили друг друга!!! И они смогли жить в этих состояниях друг друга. И под конец фильма из-за последней сцены с окончанием когда для него была создана постановочная сценка с участием всех его и её страхов и под окончание сценки сжигают сделанное из палок и тряпок и других материалов подобие его девушки "в виде куклы". Таким образом осталась надежда что он окончательно создаст эмоциональную связь с девушкой. Возможно он увидит и захочет создать эмоциональную связь с ней и будет сопереживать ей и её чувствам.... (по крайней мере я хочу такое окончание их жизни.... если вынести этих людей из фильма и они действительно так живут или жили.)
Пока писал всё это наполнился счастьем внутри!!!! спасибо за фильм.
в свое время была под большим впечатлением от книги. фильм пока не смотрела. При таком актерском составе думаю фильм получился
Легко быть счастливыми, когда есть любовь, молодость, здоровье и нет проблем. Но жизнь мешает свой удивительный коктейль событий. И получается, что любви, которая должна была беречь от невзгод, на которую так уповали, оказывается недостаточно...
Марина, большое спасибо за великолепный системный разбор этого непростого фильма. За надежду и понимание, что же нужно для счастья помимо любви!
Марина, спасибо!
Этот фильм очень долго держится в воспоминаниях - особой надломленностью в отношениях главных героев..
Всем рекомендую - очень системный фильм.