Зачем гуманитариям физика, или Где в школьной программе справедливость
Школьный год только начался, но все уже прочувствовали. После затяжных летних каникул «гуманитарии» рыдают над математикой, а их родители вновь задаются риторическим вопросом: «А так ли нужны физика с химией моему ребенку с гуманитарным складом ума? Зачем же его бедного мучить?» Нужна! Она ему «мозги развивает». И не только ему, и не только физика. Подробнее, кому какие предметы и что развивают, читайте ниже.
Талант учиться, или Зачем увальню физкультура
Системно-векторная психология дифференцирует способности к обучению и талантам в разных сферах жизнедеятельности по векторам. Детям действительно с самого рождения заданы определенные таланты и свойства. Они требуют своего развития с ранних лет. Есть детишки, которые изначально стремятся учиться, накапливать знания, получать хорошие оценки. Они усидчивые, обстоятельные, послушные — просто радость души для педагогов!
Еще бы, ведь дети, обладающие анальным вектором, так похожи по свойствам на своих наставников. Именно они сначала — отличники учебы, медалисты и «краснодипломники». А во взрослом возрасте сами нередко становятся педагогами, получают ученые звания.
Если по усидчивости и способности запоминать большие массивы информации они превосходят многих других учеников, то по физической активности они уступают большинству — у них нет ни гибкости, ни быстроты реакции. Они склонны к полноте и сидячему образу жизни. Они не спортсмены. Но значит ли это, что такого ребенка нужно освободить от физкультуры? Наоборот, чтобы поддерживать свое здоровье в форме, таким детям просто необходимы занятия физкультурой в школе.
Талант к движению, или Зачем спортсмену математика
А вот подвижные и ловкие обладатели кожного вектора действительно могут реализовать себя в большом спорте. У них гибкое тело, они сами стремятся к постоянной двигательной активности. Преподаватели физкультуры гордятся такими учениками.
Но высидеть на уроке такому ребенку бывает очень непросто. Так, может, сразу отдавать в специализированную спортивную или танцевальную школу, где остальные предметы не требуют на таком уровне, как в общей? Увы — но нет.
Кроме гибкости тела, дети с кожным вектором наделены инженерным и конструкторским талантом, хорошими предпринимательскими и деловыми качествами. Так что если кожный ребенок сумеет минимально адаптироваться к школьному образу жизни, а затем окончить ВУЗ — он может развить свои таланты до уровня экономиста, менеджера, стать инженером или юристом.
Кстати, будущая реализация во многом зависит и от того, какие «верхние» вектора заданы ребенку природой.
Талант к искусству, или Физика против гуманитариев
Зрительный вектор задает ребенку высокую эмоциональность, чувственность, стремление к эстетике и красоте. В сочетании с анальным вектором (с его усидчивостью и обстоятельностью) — это талант художника, дизайнера. А сочетании с кожным — талант актера, танцора, певца.
И для развития таких талантов одних кружков явно недостаточно. Главное условие развития зрительного ребенка — это воспитание чувств. А достигается это чтением классической литературы. Поэтому школьная программа по языку и литературе с дополнительным домашним чтением — необходимость. Так, может, это нужно только зрительным детям? Остальным-то зачем мучить себя трагическими перипетиями Анны Карениной?
Однако системно-векторная психология убедительно доказывает: эмоциональное, чувственное развитие необходимо каждому ребенку. Это задает определенный уровень культуры, способность благоприятно строить отношения с людьми, а значит — состояться в жизни.
Ну а физика-то, физика зрительным детям зачем? Для общего развития. Нейронные связи развиваются только при условии «давления» — необходимости думать. Так что и здесь единая программа необходима каждому, а зрительным детям нужно просто дополнять ее посещением театрального кружка, рисованием или пением.
Ума — палата, или Физики-лирики
А есть дети, от природы наделенные абстрактным интеллектом и философским складом ума, — дети со звуковым вектором. Малоразговорчивые, неэмоциональные, витающие в глубине собственных мыслей, они порой с трудом вливаются в коллектив. При условии психологической грамотности педагогов и родителей из таких детей вырастают настоящие гении. Причем проявить себя они могут в самых разных областях знаний.
Прекрасный музыкальный слух позволяет им стать незаурядными музыкантами и композиторами. Они прекрасно могут работать со словом: анально-звуковое сочетание векторов задает талант писателя, а кожно-звуковое — поэта. У них есть и способности к иностранным языкам: анальный звуковик сможет в будущем стать письменным переводчиком, а из кожного звуковика может вырасти прекрасный синхронист. При этом с равным успехом звуковики могут проявить себя и в технических специальностях.
Например, кожные звуковики — это те самые люди, которые создают «щит Родины», становясь гениальными изобретателями военных технологий. Анальные звуковики могут стать учеными с мировым именем, их часто привлекают квантовая физика, тайны космоса.
Поэтому ограничивать таких детей только в гуманитарном, музыкальном или только в техническом направлении — неверно. Надо дать ребенку возможность изучать все дисциплины и самому сделать выбор будущей профессии.
Даешь химию комбайнерам и сталеварам!
Ну, а «синим воротничкам» зачем эти физика с химией? Например, в сельской местности полным-полно детей с единственным вектором — мышечным. Это будущие кормильцы и строители, основа всего общества. Самое большое наслаждение они получают именно от физического труда. К чему им интеллектуальные «изыски»?
Тем не менее общую программу надо проходить всем. Гуманитарные дисциплины, особенно литература, дают ребенку — любому — хотя бы минимальный культурный уровень, способность строить отношения с другими. А технические специальности учат сосредотачиваться, преодолевать леность ума, формируя активного члена общества.
Главное — не требовать от ребенка отличной учебы в тех областях, к которым он не способен. Общая программа позволяет всем нам формировать юное поколение, обладающее здоровым телом и активным умом. А дополнительные кружки помогают развить те таланты, которые могут стать будущей профессией ребенка. Точно определить ребенка по векторам и получить полное представление о том, как гармонично развивать и воспитывать его, — можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.