Гиперактивный ребенок. Что делать родителям
Гиперактивный ребенок: дисциплина или попустительство
К нам в Санкт-Петербург в Неву вошел четырехмачтовый барк «Седов» — крупнейший в мире парусник, занесенный в книгу рекордов Гиннеса. После его посещения у меня возникло такое чувство, что я столкнулась с чем-то великим и историческим.
На нем сейчас проходят практику курсанты Мурманского государственного технического университета (МГТУ). Ходят в кругосветные плавания. Переносят любые невзгоды: и жару, и холод, и штормы. Во время экскурсии было ветрено, дождливо и холодно, и я представила на миг, каково ребятам находиться в открытом море, где условия намного суровее…
Собранность, дисциплинированность, постоянное преодоление, самоограничение — все это качества развитого кожного вектора.
Как-то у меня на сеансе был пациент семи лет. На вопрос «Как твои дела?» он на долю секунды задумался, потом, поджав губы, коротко сказал: «Хорошо!» «Как ты себя чувствуешь?» — опять молчание, потом: «Хорошо!»
В момент осмотра и работы он все мои просьбы выполнял с первого раза: все очень четко, слаженно, никаких лишних движений и лишних слов. На кушетке он молчал, делая только то, что требовалось. Лежал, как будто дело делал! Собранный!!!
Я спросила у его мамы: «Что это такое? Откуда это?» Выяснилось, что он сын, внук и правнук военных. Военных высокого ранга. И эта выправка у него в крови. Он сам себя уже не выстраивает, у него это происходит автоматически. По векторам мальчик является ярким представителем кожного вектора. Я даже не стала спрашивать, кем он хочет быть…
Но есть и другие примеры. Где мальчики, тоже представители кожного вектора, не могут себя собрать просто для того, чтобы лежать на кушетке спокойно. Расхлябанность, неорганизованность, в связи с чем тут же возникали трудности в сосредоточении внимания и обучении.
Гиперактивный ребенок. Причины дефицита внимания
К синдрому гиперактивности и дефициту активного внимания могут приводить чисто неврологические причины, когда мозг ребенка страдает в результате гипоксически-ишемических, травматических, инфекционных и других процессов. Но бывают случаи, когда выраженной неврологии нет, но проблемы в поведении есть…
В некоторых семьях в силу разных причин к мальчикам не предъявляют необходимых требований, которые способствовали бы развитию в них самоорганизованности, дисциплинированности, ответственности. Родители при этом в основном материально обеспеченные, и ребенок имеет у них все, что пожелает. Он посещает экскурсии, разные кружки.
Логическое мышление у таких детей может быть развито очень даже хорошо, но все, что касается способности предъявлять требования к себе, — здесь пробел. Такие дети умеют развлекаться, но не умеют работать, преодолевать трудности. А в школе нужно прикладывать усилия. Игра закончилась. Нужен результат.
Гиперактивный ребенок. Что делать
Однажды у меня на сеансе был мальчик семи лет, который не мог ни минуты спокойно лежать на кушетке. Он лез под кушетку, постоянно ворочался, кривлялся, дурачился. Это был явно гиперактивный ребенок. На вопрос «что делать?» дает ответ тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Следует отметить, что у данного пациента была серьезная соматическая проблема, в результате которой он был несколько раз прооперирован и имел инвалидность. По своим психофизиологическим параметрам его возраст соответствовал четырем годам, и было очень странно, что врачи отметили его готовность к школе. Мальчик сам в открытую говорил, что не хочет учиться, а хочет играть. В данном случае такого ребенка нужно освободить от школы и этот год посвятить лечению и дошкольной подготовке с педагогом-дефектологом.
И тем не менее… В результате нескольких сеансов, когда устранились остеопатические дисфункции в теле и внутренний краниосакральный механизм стал функционировать нормально, я стала выстраивать взаимодействие с ребенком в соответствии с особенностями психического его кожного вектора.
Приведу пример моего диалога с ним:
— Мы работаем вместе. Идем вместе. Не получится так, что я иду, а ты стоишь и что-то на потолке высматриваешь. Я тебе только помогаю, всю основную работу делаешь ты сам. Поэтому нужна твоя сосредоточенность, чтобы ты не пассивно лежал, а участвовал в процессе. Мне важно, чтобы ты голову держал ровно и руками себя не трогал в момент тестирования. Когда буду делать технику, лежишь. Потом отдыхаем.
Так как мальчик по-прежнему продолжал вертеться и не слушался, говорю:
— Если ты будешь выполнять данные требования, то получишь поощрение. (Ноль эмоций. Видно, с поощрениями у него дома дефицита нет.)
— Если не будешь делать, будет наказание… — Среагировал.
Мотивация гиперактивного ребенка
На следующем сеансе: он понял, что ему не отвертеться от работы, и, лежа на кушетке, стал искать выгоду для себя, спрашивая у папы: «Папа, а если я буду спокойно лежать, ты мне купишь игрушку?» (называет какую). Папа говорит: «Нет!» Мальчик, нисколько не обидевшись и не уйдя в себя (нет анального вектора), быстро переключился и спросил: «А другую игрушку купишь?» Я тихо сказала папе, что что-то нужно купить. Папа согласился. Процесс пошел.
Когда он начал работать, я стала его хвалить, говоря: «Молодец!» Потом смотрю — не то. Отслеживаю, что это не его язык. Исправляюсь, говоря: «Мы с тобой уже половину дистанции прошли — на пол-игрушки ты уже заработал». Снова собирается, делает все, что нужно.
Некоторые техники требовали времени, и через какое-то время он начинал ныть: «Ну, все уже?» Я пыталась сначала его уговаривать, чтобы потерпел еще немного. Потом поняла, что это не тот случай. И просто ответила сухо, без эмоций: «Нет». Через минуту слышу повторный вопрос: «Все?» Я коротко: «Нет!» Больше он меня не спрашивал и продолжал лежать спокойно.
Когда все закончилось и он слез с кушетки, опять стал тормозить — разлегся в кресле и, обращаясь к отцу, сказал: «Одень меня. Я не могу». Я: «Тебе задание — быстро одеться и выставить себя на выход. На это у тебя одна минута. Время пошло». Заторопился, но все равно в минуту не уложился. Но сделал все сам, без посторонней помощи.
Весь сеанс я была приятно удивлена, что можно так быстро настроить поведение человека. Было видно, что «нет» нисколько его не травмирует, что оно, наоборот, легло на очень благодатную почву, и на выходе из кабинета это уже был другой мальчик — более собранный, ответственный, организованный.
Гиперактивный ребенок. Как воспитывать непоседу
Детей с кожным вектором нередко называют гиперактивными. Задаваясь вопросом, как воспитывать непосед, помните: нужно регламентировать их поведение. Говорить, что можно, что нельзя и почему. Преступать закон нельзя! За это будет наказание. Наказание по типу ограничения во времени и пространства. И наоборот, если будешь подчиняться установленным стандартам — поощрение. Мальчикам — материальное, девочкам — сходим в новое место.
Кожных детей нужно сначала контролировать. Если от них отвернуться, они, почувствовав слабину, очень быстро переключатся на что-то другое. Очень важно отслеживать, чтобы они доделывали. Чтобы был результат.
Необходимо регламентировать их режим дня. Создавать рамки, в которые нужно успевать укладываться и вкладываться по полной. Например, с 13 до 14 часов ты делаешь уроки. Дальше гуляешь. Не успеваешь вовремя сделать уроки — от прогулки отнимаем время в пользу урока. Это будет мобилизовать, ускорять ребенка. Быстрее — норма для него, в отличие от представителя анального вектора.
Хорошо ввести соревновательный режим. Они очень любят соревноваться, конкурировать друг с другом. Можно соревноваться с кем-то из близких и с самим собой. Ставить рекорды, получать за них поощрения. Чтобы не было просто одного сплошного самоограничения без поощрений. Обязательно должно быть то, что можно, и поощрение! Не уходить в крайность (неадекватные ограничения и запреты).
Направляйте их в сторону успеха, новых побед и достижений. Очень важно, чтобы такой ребенок не просто выполнял команды старших, а чтобы он сам их себе давал, сам исполнял и регулировал свое поведение. Чтобы работал внутренний контролер, диспетчер. Который ставит себе цель (задачу), выставляет себя на старт, не дает себе отклониться от заданного маршрута. И чтобы обязательно финишировал, доходил до конца.
Как воспитывать непоседу
Спорт очень хорошо развивает гиперактивных детей с кожным вектором и дает им массу положительных эмоций. Но важно не просто бегать, как ужаленный, а понимать, куда ты бежишь и зачем. Опять же, ставить цели перед собой. Куда ты идешь? Что тебе там нужно сделать?
Мальчикам нельзя угождать, ничего не нужно им подносить, делать что-то за них. Не нужно создавать им излишне комфортные условия. Обязательно должно быть давление — трудность, которую им нужно преодолеть. Тогда они смогут адаптироваться к давлению ландшафта и реализовать себя на благо обществу.
Дополнительную информацию о психологии бессознательного, в частности о кожном векторе, вы можете узнать на бесплатных онлайн-лекциях тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Присоединяйтесь, уже скоро! Регистрируйтесь здесь.
Корректор Евгения Лицкая
Статья написана по материалам онлайн-тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»