Гиперактивный ребенок: наказание или Божий дар?
Нередко у врача такой ребенок получает диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). И начинается курс лечения, направленный на то, чтобы его «успокоить». Но даже такие радикальные меры редко приносят результат. Что же на самом деле происходит с ребенком, и как ему помочь?
Ему ни секунды не сидится на месте. Во время прогулки на детской площадке всякий раз остается только молиться, чтобы нигде не свернул себе шею. Секунду назад с гиканьем несся с горки вниз, а теперь где он? Ах да, вот, уже висит вниз головой, зацепившись ногами за турник.
Если же волею случая день выдался дождливым, весь наш дом за полчаса превращается в свалку. Изо всех ящиков извлекаются самые различные предметы. Из простыни сооружается какая-то халабуда. В левом углу притаился космический корабль: стулья в ряд плюс крылья из воздушного змея. И посреди комнаты огромная куча, в которой чего только не найти – детали от конструктора, запчасти машин, мамина заколка, папин молоток, вилки-ложки из кухни…
Все это, конечно, умиляет наших друзей и родственников. А скажите на милость, что делать родителям? Вот уже и школа на носу, а мой ребенок не в состоянии высидеть за столом и пяти минут! Как он вообще будет учиться? У соседей будущий школьник уже и прописи пишет, да так, что залюбуешься: палочка в палочку. И родителям вслух книжки читает. А у нас что? Закорючки-кривульки в альбоме, и терпения хватает на пару минут. Про чтение я вообще молчу: красочные иллюстрации книжки были тайком от мамы пущены на разноцветные самолетики…
Как его успокоить?
Многих родителей действительно не на шутку тревожит такая «повышенная» активность и неусидчивость ребенка. Они начинают искать помощи у детских психологов, а после безрезультатных усилий в этой области идут к детскому неврологу. Нередко у врача такой ребенок получает диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). И начинается курс лечения, направленный на то, чтобы его «успокоить». Но даже такие радикальные меры редко приносят результат. Что же на самом деле происходит с ребенком, и как ему помочь?
Загадки человеческой психики
Тайну природы человеческой психики нам открывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Она определяет, что психика людей формируется восемью векторами, каждый из которых задает своему обладателю различные особенности, желания, качества и свойства. Каждый ребенок при рождении уже наделен своим индивидуальным набором векторов (3-5, а порой и больше), мозаично образующими его индивидуальность.
Подвижность и неусидчивость характерны для детей, обладающих кожным вектором. Они очень активны, много двигаются, целеустремленны и амбициозны. Стремятся к лидерству и социальным достижениям, им нравится конкурировать и быть первыми во всем.
Такие природные особенности для них естественны и вовсе не нуждаются в медикаментозном или педагогическом исправлении. А вот создать оптимальные условия для максимального раскрытия способностей кожного ребенка необходимо. Помочь в этом способен только системный взгляд на устройство психики такого малыша.
Покой нам только снится…
У ребенка с кожным вектором от природы есть большая потребность в подвижных играх, в постоянном движении. Одна из областей возможного применения для таких качеств и свойств – это танцы или спорт.
Танцы уместно предложить тому ребенку, у которого, помимо кожного вектора, есть еще и зрительный, задающий ему стремление к эстетике и красоте, интерес к культуре.
Спортивные кружки могут быть полезны всем без исключения кожным детям. Помимо регулярной двигательной активности, необходимой кожному ребенку, спорт может предложить ему еще и конкурентную борьбу за первое место (соревновательные виды спорта). Здесь он сможет реализовать свое стремление достигать успеха, быть первым.
Если же в силу обстоятельств нет возможности предоставить ребенку такое обучение, можно хотя бы отчасти компенсировать это обязательной утренней гимнастикой, пробежкой и т.д. И, конечно, больше активных игр на свежем воздухе.
Структурируем пространство, время, информацию, энергию
Человек с развитыми свойствами кожного вектора стремится к самоконтролю и дисциплине, а во взрослом возрасте способен выполнять эту функцию для общества. Они прекрасные управленцы, лидеры и организаторы. Чтобы помочь своему ребенку максимально развить эти качества и свойства, необходимо создавать адекватные для него условия еще в детстве.
Первое и основное условие – режим дня и дисциплина. Это позволяет кожному ребенку организовать и структурировать свою деятельность во времени. Часто родители кожных детей сетуют на то, что ребенок совершенно не придерживается режима, сильно перевозбуждается к вечеру, его невозможно уложить спать вовремя.
Тем не менее режим – это то, в чем максимально нуждаются именно кожные дети. Запаситесь терпением и постарайтесь организовать основные режимные моменты в одно и то же время дня – подъем, занятия, прогулка, приемы пищи и т.д. В дальнейшем ваш малыш сам будет придерживаться их с большим удовольствием. Ведь это его природное естественное устремление.
Активные и подвижные игры лучше прекратить за пару часов до сна, чтобы ребенок успел успокоиться. Для вечернего времени кожному ребенку в качестве подходящих занятий можно выбрать конструирование или пазлы. Ведь будущий гениальный инженер-проектировщик – это тоже обладатель кожного вектора, и создание различных конструкций – его природная способность, которую также необходимо развивать.
Кожному ребенку школьного возраста смело дарите первый ежедневник и красочное расписание в качестве настольного или настенного плаката. Задача родителей – научить его пользоваться этими полезными инструментами. Это поможет ему фиксировать и запоминать все значимые и важные дела, и делать их вовремя.
Структура и организация пространства – тоже важное условие адекватного развития кожного ребенка. Комнату ребенка желательно разделить на зоны – место для занятий, зона для игр, территория для отдыха и сна.
Чтобы он умел распределять свою энергию адекватно, с детства обсуждайте с ним порядок дел с точки зрения их значимости и затрат энергии. Например, утром нужно сделать самые важные или самые значимые дела, а на вечер оставить более спокойные или менее значимые занятия.
В чем сила, брат?
Как уже было сказано, дети с кожным вектором имеют способности в конструировании. Помимо разномастных пазлов и конструкторов, хорошо предоставить такому ребенку возможность посещать различные кружки соответствующего профиля.
Также сильной стороной кожных детей является логика, создание причинно-следственных связей, им легко даются навыки счета. Еще одна сфера будущей социальной реализации таких людей – предпринимательство, бизнес и торговля. Они хорошо ориентируются в отношениях, основанных на пользе и выгоде, рациональности и прагматичности.
С детства такому ребенку уместно предлагать различные задания на логику, счет и арифметику. Для того, чтобы это не превратилось в скучную для него рутину, можно вводить в задачу новые элементы. Позже это может быть творческое решение различных проблемных задач.
Детей без талантов не существует. Каждый ребенок от природы наделен уникальными свойствами, при адекватном развитии которых он становится значимым членом общества, проживая насыщенную и счастливую жизнь, реализуя себя среди других людей.
Торможение этому процессу задаем только мы сами, взрослые. Вместо того, чтобы сетовать о тех качествах, которых ребенок лишен (нет усидчивости, скрупулезности и т.д.), лучше обратим свой взор на те таланты, что дарованы ему самой природой.
Системно-аналитический подход, который предлагает системно-векторная психология Юрия Бурлана, позволяет распознать все способности и таланты, которыми наделен именно ваш ребенок.
Раскрытие и осознание неповторимого узора психики вашего малыша дает уникальную возможность создать оптимальные условия для развития будущего гения. Регистрируйтесь на бесплатный цикл вводных онлайн-лекций по ссылке: https://www.yburlan.ru/training