Двуликий Янус больной души. Депрессия как бегство от бессмысленности
Он снова бежит от мучительной пустоты внутри, от отсутствия смысла и понимания цели самого движения. Пытается создать иллюзию счастья, каждый вечер натягивая на себя маску успешного шоумена, блестящего артиста, веселого клоуна… Как долго продлится очередное бегство от себя, от понимания своей сути, от реализации истинного предназначения? И чего оно будет стоить в этот раз? Сил? Работы? Семьи? Жизни?
— Доктор, я потерял смысл жизни… Мне грустно и страшно… Что вы мне посоветуете?
— Сходите в цирк! Там дает представление гениальный клоун.
Он обязательно поднимет вам настроение, вызовет улыбку, вернет радость жизни…
— Спасибо за совет, доктор… Но… Тот веселый клоун — это я…
Анекдот из интернета
Залитая солнцем комната. Стулья по кругу. Люди. Мужчины и женщины. В возрасте и совсем юные. Погасшие, тусклые взгляды. Один смотрит в никуда, у другого по щекам слезы, третий неуместно смеется…
…Нет, это не общество анонимных алкоголиков и не психиатрия, а клиника одного из крупнейших городов Европы, занимающаяся проблемами психосоматики. И сидят здесь люди, душевная боль которых прячется за симптомами тела, сбивая с толку врачей и доводя до отчаяния самих пациентов.
Большинство из них здесь уже не впервые. Часто после кратковременного облегчения проблемы наваливаются с новой силой. И люди в надежде на помощь возвращаются сюда снова и снова.
Каждый сеанс — откровение одного из членов группы. Цель — озвучить свою самую болезненную проблему. Попытаться вспомнить, когда и почему она возникла. Рассказать, как она влияет на жизнь и здоровье и как человек научился с нею жить.
В центре внимания сегодня высокий мужчина средних лет. Помятые шорты только до колена прикрывают длинные ноги, которые как-то нелепо согнулись на небольшом стуле. Носки разного цвета, стоптанные башмаки, взмокшая от волнения футболка непонятно-застиранного цвета. Волосы взъерошены, с одной стороны примяты подушкой. Взгляд вниз на большие ладони и нервно подрагивающие пальцы, находящиеся в постоянном хаотическом движении.
На доске написана тема: «Проблема с восприятием собственных эмоций. Трудности общения с людьми». После долгих и мучительных индивидуальных сеансов с психотерапевтом ее наконец-то удалось сформулировать. А теперь ее нужно вынести наружу, поделиться с такими же страждущими, быть готовым ответить на их вопросы, выслушать комментарии и советы.
Тишина. Все ждут. Мужчина молчит, теребит пальцы.
Психотерапевт хочет помочь, напоминая пункты, по которым они вместе с пациентом готовились к этому сеансу. Не отрывая глаз от нервно подрагивающих рук, мужчина старается что-то сказать, но сформулировать хоть минимально членораздельное предложение у него не получается. Он начинает мысль, теряет ее, начинает сначала, с трудом выдавливает из себя пару слов, не может закончить, перескакивает на другую, снова сбивается и замолкает.
Его коллеги по несчастью терпеливо и с пониманием сохраняют безмолвие.
Мужчина время от времени поднимает беспомощный взгляд, делает еще несколько попыток и окончательно затихает. Его как будто больше нет в комнате. Большое тело продолжает сидеть на неудобном стуле, дышать и перебирать пальцами, а душа уползла в темную щель и сжалась там в ожидании конца сеанса.
Понимая, что продолжать мучения больного человека бессмысленно, психотерапевт отпускает группу раньше времени. Мужчина тут же убегает на улицу курить, остальные пациенты остаются какое-то время сидеть, прислушиваясь к повисшей в тишине боли. Каждый из них знаком с ней. Проблемы у всех разные, а боль одна — болит душа.
— Хороший парень, — прерывает тишину пожилой мужчина с задумчивым взглядом.
— Да… Но такой закрытый… Кто-нибудь знает, чем он занимается? — осторожно интересуется взволнованная женщина со взглядом испуганной газели.
— Феликс — талантливый жонглер, блистательный конферансье, у него острый язык, абсолютный слух и замечательный голос… — с грустью произносит девушка-психотерапевт, выходя из комнаты. — «Шоу Лихое Колесо», можете найти в интернете…
Пациенты озадаченно переглядываются.
Следующий час у группы свободное время. По традиции все собираются в комнате отдыха, чтобы выпить кофе и поболтать. Феликса нет. Кто-то достает смартфон и находит в интернете его шоу. Остальные с любопытством подходят ближе.
То, что они видят на экране, граничит с мистикой.
Высокий, подтянутый красавец со сверкающим взглядом. Смокинг и бабочка. Прическа — волосок к волоску. Яркие искры острых, элегантных шуток вплетены в едва уловимый узор каких-то философских смыслов. Восхищенная публика плавится в лучах безграничного обаяния, смеется, активно включается в действо.
Потом на сцене появляется моноцикл. Конферансье превращается в артиста цирка. Ловко балансируя на одном колесе, он начинает жонглировать булавами, не переставая острить и весело комментировать свои трюки. Безукоризненное владение телом и словом. Зрители в восторге. Бурные аплодисменты. Занавес.
…В комнате тишина.
— Не может быть… — наконец выдыхает глазастая «газель». — Это же другой человек! Душка! Талантище! Как же ему должно быть больно в душе, что он превратился в мрачного, неухоженного молчуна! — больше не может сдержать слез она.
— Смотрите! — говорит владелец смартфона. — У него своя страничка в интернете. Читаю: «…блестящий артист, жонглер, автор и исполнитель песен… участник многочисленных эстрадных и развлекательных шоу Германии, Швейцарии, Франции… победитель международных конкурсов… эксклюзивный гость корпоративов крупнейших компаний…» И еще: «Верно служа Богу Хорошего Настроения, пишу на заказ тексты! Панегирик к юбилею фирмы или хвалебный гимн президенту, доклад по истории компании или современное либретто для вашей любимой оперы — блистательно и остро, как лезвие бритвы! Вы будете в восторге!»
— Как такое возможно? Он же только что двух слов связать не мог!.. — озвучивая общее впечатление, спрашивает кто-то из группы.
Ответа на этот вопрос нет ни у кого из присутствующих в комнате. Как нет его и у психологов, психотерапевтов, опытных специалистов этой клиники, да и любой другой.
Двуликий Янус больной души
Исчерпывающий ответ и глубокое понимание происходящего в душе не только описанного выше человека, но и любого другого дает «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Люди рождаются с заданным набором психических свойств (векторов), которые определяют характер и судьбу.
В идеале эти качества должны успеть развиться до окончания пубертатного периода. Счастье и удовольствие от жизни во взрослом возрасте непосредственно зависят от реализации этих свойств в социуме.
Феликс — полиморф, то есть обладатель сразу трех векторов: кожного, зрительного и звукового.
Он вырос в атмосфере любви в семье цирковых артистов. Родители видели его таланты и с радостью поддерживали сына. С детства он был задействован в сценических номерах, привык к вниманию публики.
Начав в юном возрасте занятия спортом и продолжив обучение в цирковом училище, он смог оптимально развить многие природные качества и с успехом реализовать их в выбранной профессии.
Например, кожный вектор — это заданная от природы способность максимально владеть своим телом: ловкость, скорость реакции, координация движений. А также умение совершать несколько действий одновременно.
Наблюдать за выступлением Феликса — одно удовольствие. Отточенные движения, полный контроль над телом, молниеносная переключаемость позволяют ему сохранять равновесие на моноцикле, жонглировать и поддерживать живой диалог с публикой.
Сцена, постоянный контакт со зрителями, красивая, яркая обстановка и такие же яркие эмоции — отличная возможность и для реализации свойств зрительного вектора.
Как развитый зрительник, Феликс — человек творческий, тонко чувствующий. Его возбуждает буйство красок и свет софитов. Сценический образ дает ему возможность проживать и дарить людям всевозможные эмоции, находиться в центре внимания, чувствовать отклик зрителей.
А вот звуковой вектор превращает шоу Феликса в шкатулку с двойным дном. Кроме идеальных трюков и веселых шуток, есть в его представлении нечто такое, что оставляет у зрителя впечатление какого-то подтекста, заставляет задуматься. Он шутит о жизни, любви, отношениях, о правде и кривде, работе и детях. Остро, словно хирург скальпелем, оперируя на открытом сердце, вскрывает гнойники лицемерия и ханжества. Метким словом попадает в цель, продолжая обезоруживающе улыбаться.
Как же случилось, что такой яркий, талантливый мужчина, реализованный и востребованный артист, любимец публики, умница и философ потерял интерес к жизни, стал пациентом столь грустного заведения? Почему его жизнь из цветной кинопленки превратилась в застывший черно-белый негатив?
Причина в том, что звуковой вектор — доминантный и влияет на все остальные природные свойства обладателя. Либо добавляя определенную глубину и фанатичное служение делу, либо выбивая из-под ног почву, обесценивая все желания и устремления материального мира.
Звуковой вектор — это высшая лига. Это поиск смысла во всем. Это желание понять, зачем мы живем, почему все так устроено, кто это придумал. И желание это в разы интенсивнее стремления вкусно покушать, красиво одеться, сделать карьеру или создать семью.
Зачем заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, если старость и смерть неизбежны? Зачем развлекать и веселить людей, если, выйдя из зала, они вновь окунутся в море боли и слез? Зачем зарабатывать и копить деньги, покупать вещи, строить дом, если все тлен?
И пока нет ответов, звуковик не может нормально жить.
Какое-то время Феликсу удавалось заглушить этот внутренний поиск вовлеченностью в шоу, бурными эмоциями, успехом и вниманием, хорошим гонораром.
Но обстоятельства сложились так, что он потерял работу. В жизни вдруг появилось свободное время, пустота, тишина, одиночество — идеальные условия для звука.
И вопросы о смысле всего сущего навалились с новой силой, обесценивая попытки найти работу или устроить личную жизнь.
Отсутствие реализации негативно сказалось на всех векторах, нарушило гармонию, выявило двойственность души, выдавливая даже развитые свойства в их собственную противоположность.
Кожный вектор без тренировок и заработка начал мельтешить и суетиться, вызвал тремор рук и необъяснимое желание стащить крендель в булочной.
Общительный зрительник Феликс превратился в мрачного нелюдима, стал бояться людей и избегать их. Запертые в одиноком теле чувства угасли. Не имея выхода наружу, они как бы перегорели. Феликс разучился смеяться и плакать. Он даже не в состоянии определить, какие эмоции испытывает. Их просто нет. Вместо них — разрывающий душу вакуум.
И даже мощный абстрактный интеллект звукового вектора медленно расплющивается под тяжестью непосильного вопроса. Нет смысла — нет мыслей, нет слов. Нет элементарной энергии, чтобы жить.
…Так яркий клоун постепенно превратился в дрожащую тень.
Курс психотерапии в клинике ему не помог. Боль не ушла. А развязка истории отодвинулась на неопределенное время. Вскоре после выписки Феликсу предложили роль в известном диннер-шоу, гастролирующем по городам Европы.
Чтобы прийти в форму, он возобновил тренировки. Доводя нагрузки до максимума, до физической боли, он старается заглушить боль души.
Он снова бежит от мучительной пустоты внутри, от отсутствия смысла и понимания цели самого движения. Пытается создать иллюзию счастья, каждый вечер натягивая на себя маску успешного шоумена, блестящего артиста, веселого клоуна…
Как долго продлится очередное бегство от себя, от понимания своей сути, от реализации истинного предназначения? И чего оно будет стоить в этот раз? Сил? Работы? Семьи? Жизни?
Корректор: Наталья Коновалова
Узнаю в герое Феликсе и Андрея Губина, и комика из сериала "Оленёнок".
Удивительная статья и ...печальная история.и что делает с человеком этот звуковой вектор!Хорошо бы у этого товарища все получилось-вот,опять тренироваться начал... надолго ли? Вот его точно надо привести как-то на лекции-тут ему точно помогут. Спасибо за статью!