Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Идентификационные ритуалы в современных массмедиа в свете Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Научное культурологическое исследование на основе Cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана было представлено на Международной заочной научно-практической конференции в г.Новосибирск 17 декабря 2012 г.

 

Научное культурологическое исследование на основе Cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана было представлено на Международной заочной научно-практической конференции 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ, ПОЛИТОЛОГИИ, ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ

Конференция проходила в г.Новосибирск 17 декабря 2012 г.

Представляем текст статьи, вошедшей в сборник (ISBN 978-5-4379-0188-5) материалов конференции:

book small

 

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ РИТУАЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ МАССМЕДИА В СВЕТЕ СИСТЕМНО-ВЕКТОРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЮРИЯ БУРЛАНА

В XXI веке проблемы человеческой уникальности и идентичности стали особенно актуальными потому, что именно сегодня массовое или конвейерное производство, стандартизация и типологизация образа жизни для большинства людей затмевают индивидуальность, творческое начало, неповторимость в каждом отдельном человеке. Оригинальный взгляд на проблемы личностной идентичности выдвигает сегодня системно-векторная психология Юрия Бурлана, сопрягая конструируемые в обществе образы с врожденными свойствами человека. [7]

Не одну тысячу лет информация в основном передавалась в устно-визуальной форме. Это происходило довольно медленно, строго дозировалось и было доступно лишь немногим. Изобретение книгопечатания дало толчок для ускорения распространения и популяризации знаний. Ситуация кардинально изменилась в ХХ веке с появлением новых информационных технологий. И сегодня огромный поток информации стремительно захлестывает как все общество, так и каждого индивиуума отдельно. Нынешние тинейджеры – первое поколение, которое выросло «в многомерном медиа пространстве». [4, C. 69.]

Важную роль в этом процессе играют аудиовизуальные массмедиа, прежде всего, телевидение и Интернет. А на детей в самом раннем возрасте особое влияние может оказывать телевидение, предполагающее пассивное восприятие. Очень часто воздействие ТВ на общий уровень культуры в социуме и понижение моральных критериев оценивают как наиболее пагубное [11]. Согласно исследованиям, каждый час, проведенный за телеэкраном, резко снижает способность детей к запоминанию слов [2], в отличие от времени, которое ребенок уделяет чтению, играм, общению и пр. Но сейчас невозможно не считаться с «мегамифами детского сознания [5, С. 6.], конструируемыми именно телевидением.

Сегодня, как и в прошлом, знания и опыт людей по прежнему важны, они являются составными частями основного богатства человека. Вместе с тем, в современной фазе развития цивилизации, когда, по терминологии системно-векторной психологии, определяющим является кожный вектор [1], на лидирующее место выходит информация, привнося новые акценты как в процессы личностной самоидентификации, так и в инструменты формирования социального ландшафта.

Досистемные попытки объяснить поведение человека, способы формирования и осознания идентичности единственно через интеллектуальную, якобы осознанную деятельность индивида в малых и больших группах не приводили к ясной и последовательной исследовательской методологии, раскрывающей мотивы поведения и сценарии формирования идентичности.

Возникший в 21-м веке инновационный системный подход через 8 системных мер вскрывает истинные причины, которые кроются в глубинных слоях психического и которые большинство людей рационализируют и не выводят наружу. [10, С. 99.]

На этом фоне можно говорить о процессе информационной революции, затрагивающем практически все стороны повседневной жизни и общественные институты, как далеко не однозначном по своей природе.

При все возрастающих возможностях реализации индивидуальности каждого стремление к осознанию и выражению идентичности традиционного типа зачастую снижено. В массмедиа широко транслируется образ космополита, способного в любой момент проявить свою индивидуальность.

Вышедшие на авансцену истории переменчивые и подвижные социальные образы [12, С. 78.], отражающие бытие и сознание некоторой части общества, наилучшим образом вписываются в современную «кожную» цивилизацию, в соответствии с определениями системно-векторной психологии. [9, С. 250-255] Но подобными качествами кожного вектора обладают только 24 процента социума. Люди различаются по своим врожденным свойствам, и часто навязываемые массмедиа образцы поведения, недифференцированные системно, просто противопоказаны большинству людей.

Во времена крайнего индивидуализма и одновременно глубокой деперсонализации человек стремится, с одной стороны, действовать согласно собственным представлениям о жизни и своем предназначении, заниматься «своим» делом, с другой, он зачастую не осознает, откуда и от кого он получил эти представления. Испытывая мощнейшее внешнее давление на осуществляемые способы жизни, рано или поздно индивид начинает стремиться к соответствию неким социальным стандартам, часто групповым и субкультуральным, которые жестко требуют от человека отождествить себя с определенными шаблонами-«матрицами», «принимая такую матрицу как свою идентичность». [8, С. 388.]

Способы, которыми конструируется социальная реальность и личная идентичность - это медиамифы и медиаритуалы, пронизывающие повседневные практики современного человека. Развитие современных массмедиа характеризуется двумя, на первый взгляд, взаимоисключающими тенденциями – демассификацией и своего рода информационной диффузией, созданием недифференцированного информационного продукта, что становится все более очевидным в наши дни.

Демассификация ведет к усилению интерактивного характера массмедиа, индивидуализации предоставляемой информации, ведет к децентрализации информационной эмиссии, исчезновению информационного диктата со стороны любых политических и коммерческих структур. К негативным последствиям демассификации относятся фрагментация картины мира, возникновение клип-культуры – потока разнородных образов, «обстреливающих» потребителя информации и лишающих его целостной позиции, как жизненной, так и идеологической. Одновременно, именно развитие массмедиа есть окончательное преодоление унификации и путь информационного разнообразия.

Сегодня медиапотребление само по себе выступает как ритуализированная социальная практика, которая регулирует интерактивную структуру частной жизни. Причем эта практика распространяется на самые разные кластеры населения, независимо от того, насколько показана она людям в соответствии с их природными свойствами и потребностями. Ритуальная практика в массмедиа может также принимать форму социального контроля, включаясь в реализацию властных отношений.

Совершенно новый взгляд, что же на самом деле происходит в общественном сознании, дает системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая учитывает как общие тенденции в развитии российского менталитета, так и особенности индивидов, составляющих его [3]. В результате смены цивилизационных тенденций значительно трансформировалось и содержание медийного пространства, которое теперь заполнено обладателями кожного вектора различной степени развития и реализованности и в качестве героев, и поведенческих стереотипов, присущих этому вектору. При этом данные паттерны часто противоречат природе вещей, т.е. тем качествам и предпочтительным способам действия, которые свойственны людям с другим векторным набором.

Как утверждал М.К.Мамардашвили, когда какие-либо «нравственные ценности и убеждения не опираются на сформировавшиеся личностные структуры, то это не убеждения, потому что «в реальной экзистенциальной ситуации они не воплощаются в реальный выбор». [6, C. 44.] Полноценно сформировать данные структуры человек может, лишь полностью осознавая как собственный потенциал, так и реалии общества, в котором он действует. А новейшая системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает сделать это наиболее позитивным способом, выстраивая в полный осознанный объем как заданные от природы качества каждого индивидуума, так и культуральные и ментальные надстройки определенных социальных общностей.

 

Список литературы:

1. Грибова М., Мурина М. Кожный вектор. [Электронный ресурс] // //www.yburlan.ru/biblioteka/kozhniy-vektor (дата обращения: 02.07.2010)

2. Джекоби Сьюзен. Тупеющая Америка, «TheWashingtonPost», 17 февраля 2008 [Электронный ресурс] // http://www.inosmi.ru/world/20080220/239749.html (дата обращения: 20.02.2008)

3. Каминская И. Ю. Как нам не разрушить Россию, которую мы не потеряли [Электронный ресурс] // //www.yburlan.ru/biblioteka/kak-nam-ne-razrushit-rossiyu-kotoruyu-my-ne-po... (дата обращения: 12.08.2012)

4. Ленская Н.А. Опыт приобщения к культуре в условиях «медиакратии» во Франции и в России. // Вопросы культурологии. 2006, № 8.

5. Луков М.В. Телевидение: конструирование культуры повседневности. М., 2006.

6. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995.

7. Маточинская А. Подсознание: сознание и бессознательное [Электронный ресурс] //www.yburlan.ru/biblioteka/podsoznanie (дата обращения: 28.11.2011)

8. Ницше Ф. Избр. произв.: В 2 кн. М., 1990. Кн. 2.

9. Очирова В.Б. Векторный психоанализ в подборе персонала фирмы как путь успешного управления. // Управление и власть: Материалы междисциплинарного научного семинара.- СПб.: ЗАО «Полиграфическое предприятие № 3», 2004.

10. Очирова В.Б. Инновации в психологии: восьмимерная проекция принципа наслаждения. / /Сборник трудов IМеждународной научно-практическойконференции «Новое слово в науке и практике: Гипотезы и апробации результатов исследований»; Новосибирск, 2012.

11. Соловьев В. Р. Современное телевидение: гламурные подонки и служители Мамоны [Электронный ресурс] // http://treli.ru/newstext.mhtml?Part=15&PubID=20932 (дата обращения: 17.07.2008)

12. Сощенко И. Г. Индивидуальность и идентичность человека в условиях информационного общества // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2006. - Вып. 47.

Автор публикации: Авторы: Наталья БАСКАКОВА, В. Б. ОЧИРОВА.
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут 128098 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

21 ноября

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 128098 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
21 ноября

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 128098человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 4
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Оюна Очирова 16 марта 2013 в 15:03

Спасибо!

Swetlana Frontzek 22 февраля 2013 в 17:02

Всем поздравления! Молодцы!

Natalia Baskakova 22 февраля 2013 в 17:02

угу :))

Ирина Каминская 1 22 февраля 2013 в 15:02

Нет слов! Наташа, Оюна, вы просто молодцы!