Игромания: минус бесконечность
Потеря связи с социумом, финансовый кризис, проблемы со здоровьем — минусы игромании очевидны для тех, кто ею страдает. Почему не получается справиться, даже если хочется?
Причины игромании — в скрытых наслаждениях.
Кураж
Успеть запрыгнуть в последний вагон. Чудом увернуться от пули. Поскользнуться — и не упасть. Кто пробовал — знает вкус адреналиновой волны и последующего «фуф, пронесло…».
Для психики закон «сохранить себя во что бы то ни стало» — базовый и, как любой природный закон, поощряется эндорфинами.
Хождение по краю, сопровождаемое риском, пьянит и вызывает зависимость у тех, кто бессознательно склонен к пограничным состояниям и риску.
Кто не рискует — не пьет шампанское?
24 % людей рождаются с психикой охотника-алиментатора. Это гибкие душой и телом, стрессоустойчивые, адаптивные люди.
В корне психики такого человека — желание к изменению, вибрации, смене напряжения и расслабления.
Все в природе идет на увеличение, амплитуда состояний — тоже.
В потенциале люди с кожным вектором — гениальные военные, спортсмены, бизнесмены. Собранные, выдержанные, стрессоустойчивые, способные к самоограничению, рациональные. При необходимости — стремительные.
Если потенциал не реализован в деле, бессознательное желание к напряжению никуда не девается, и человек находит доступные адреналиновые качели — например, в игре (и не только — увлечение экстремальным спортом имеет те же причины).
Постоянно растущие ставки возбуждают. Так как все мы ощущаем жизнь через наполнение желаний, в своем индивидуальном чувственном восприятии человек «живет» на полную катушку. Именно потому, что он идет за растущим напряжением и риском — а значит, за растущим удовольствием, — он не может остановиться. Получаемое блаженство сравнимо с сексуальным, так как вся психика в корне сексуальна. Остановиться практически невозможно. В результате игрок проигрывает все, что имеет, и сверх того.
Польза и выгода
Можно ли выиграть в игре на деньги? Можно. Для этого нужны две вещи: условно бесконечный ресурс для ставок и, что важнее, вовремя остановиться. Вовремя — значит, выиграв.
Однако помимо критерия выгоды есть еще польза. Кстати, оба параметра относятся к ценностям кожного вектора.
Что происходит с точки зрения пользы?
Каждый вектор — это определенный вид связей в обществе. Кожный вектор — это иерархия, полезная для всех, своеобразный хребет общества. Именно развитые кожники занимают руководящие посты, организуют процессы, делают их эффективными.
Когда вместо того, чтобы успешно вписаться в общество, осуществить свой вклад в бесперебойное функционирование и развитие отрасли, организации или просто небольшой компании, кожный человек ударяется в полулегальные схемки — как, например, игрок в покер, — он не только лишает социум своего полезного участия, но и сам не достигает статуса. А ранг, статус для кожного человека — естественная ценность. Управленцы, генералы, лидеры — все это развитые кожники, для которых высокое место в иерархии важнее, чем высокий уровень потребления.
Почему Карпов и Марадона не игроманы
Не всякая страсть — мания. Многолетние ежедневные многочасовые тренировки, полная сосредоточенность на игре, граничащая с одержимостью, даже с риском для здоровья, не являются манией, когда они — самоотдача.
«Ради кого» — важнейший критерий любой человеческой деятельности.
Фанатичное посвящение себя игре может быть подвигом, когда победа — символ величия страны. Чемпионов чествуют как героев, и в этом есть глубинный смысл.
Спорт (как и бизнес) — сублимант войны. В современном мире честная победа в конкурентной борьбе за медаль приравнивается к победе военной и укрепляет высокий статус страны.
Одно и то же занятие может быть манией, а может — подвигом. Все зависит от намерения.
Что на кону?
Фанатизм, заставляющий забыть о еде и сне, не всегда признак игромании, зато всегда — признак звукового вектора.
Только звуковик может забыть о телесном, сосредоточившись на главном.
Сосредоточение — талант и наслаждение звуковика.
Тем, что звуковик считает главным, и определяется его место в диапазоне от гения до злодея. Если это доказательство еще не доказанной теоремы или написание великого романа, то получается гений. Если пропаганда больной идеи — злодей. Где-то между ними — несчастный игроман, растрачивающий себя в каунтерстрайке или доте.
Внимание звуковика, вернее, его сосредоточение — бесценно.
Главный интерес и суперспособность звуковика — состояние сознания и влияние на других. Способность влиять на других задана природой: звуковое желание — самое высокое в иерархии, самое мощное и передается окружающим невербально. От состояния звукового вектора зависит, каким будет влияние — разрушительным или созидательным.
Состояние же определяется восприятием. Это и есть точка роста.
Природный путь звуковика — от крайней интроверсии до экстраверсии, от сосредоточения на себе до искреннего интереса и понимания других людей, от ощущения собственной единственности до раскрытия бесконечности в связях с людьми.
Если звуковик потерялся в игре — значит, образовались пустоты, которые человек бессознательно восполняет, как может.
Проблема в том, что игра отвлекает от плохих состояний, но не спасает от них. И звуковик, даже если проводит в игре сутки напролет, все равно не реализуется полностью и находится в депрессивном или преддепрессивном состоянии — специфическом состоянии звуковых нехваток.
Хорошая новость в том, что никогда не поздно свой звуковой вектор осознать и «покормить». Тем, чего он всю жизнь желал — смыслом, осознанием, расширением сознания.
Раскрытие живущих нами сил, осознание в себе всего человечества, изменение восприятия на гипервосприятие — то, чего звуковик хочет и, значит, может достичь.
Идя путем самопознания, он приходит в новое состояние и уже одним этим меняет мир к лучшему.
Жизнемания
Человек — это желание. Добровольно отменить его наполнение невозможно. Ограничение, запрет — это боль, мы, естественно, ее избегаем. Вот почему не работают сознательно-волевые методы борьбы с зависимостью. Эффективным будет только принцип наслаждения.
Единственный способ победить игроманию — попробовать нечто более «вкусное», наполняющее. Человек всегда выбирает большее блаженство, надо просто этот выбор дать, подсветив реальные возможности. Именно так работает тренинг «Системно-векторная психология».