Я люблю своего ребенка и… кричу на него. Как остановиться?
Полное обесценивание наших трудов порождает чувство несправедливости по отношению к приложенным усилиям, а это порой мешает адекватно воспринимать происходящее. И появляется он — КРИК! Крик как выражение нашего раздражения, возмущения, непонимания, бессилия и боли...
Что для нас дети? Их появление кардинально меняет нашу жизнь, делит ее на этапы «до» и «после». Мы начинаем понимать, что только с детьми теперь связано все наше беспокойство: об их здоровье, аппетите, настроении, занятиях, отношениях с друзьями, учителями, их школьных успехах, их развитии и воспитании.
Мы живем ради них, во многом подстраиваем весь свой быт для того, чтобы им было комфортно. Мы отказываем себе в покупке нового платья, модных духов, дабы обеспечить их всем необходимым. Мы выбираем работу, которая не приносит большого материального дохода, но позволяет вовремя забрать малыша из детского сада, взять больничный, когда ребенок заболел. Лишний раз не встречаемся с подругами, чтобы побывать на детском спектакле, погулять в лесу, покататься на велосипеде.
Благими намерениями
Мы стремимся реализоваться сейчас, чтобы обеспечить достойное будущее наших детей потом. Мы готовы обустроить их быт, подсказать, куда пойти учиться после школы, какую профессию выбрать. С высоты своего жизненного опыта мы пытаемся дать детям совет, как общаться с другими людьми, каких ценностей придерживаться, как вообще надо жить.
Нередко все наши благие намерения связаны с желанием дать ребенку то, чего у нас самих в детстве не было. И это не только игрушки, поездки, развлечения. Порой отсутствие должного внимания, заботы, доброго совета, откровенных бесед, прочной эмоциональной связи с мамой в детстве накладывают отпечаток на всю нашу взрослую жизнь.
Кажется, раз мы сами это прочувствовали, не понаслышке знаем, как этого не хватает, то сможем дать своим детям то, что не дали наши родители нам.
Конечно, мы не хотим, чтобы наших детей вместе с воспоминаниями о школьных годах охватывали грусть, обида, ощущение обделенности.
Мы готовы приложить все свои силы, знания, терпение, чтобы сделать их счастливыми в детстве. Чтобы они потом, благодаря нашему вкладу в воспитание, развитие, состоялись во взрослой жизни, а значит — стали счастливыми.
Жестокая действительность
И каково удивление, когда мечты о беззаботном детстве наших отпрысков разбиваются о действительность! Оказывается, мы не очень-то и справились с задачей…
Вывернувшись для них наизнанку, отказав себе во всем, забыв о своих желаниях, мы слышим от них не слова благодарности, а бесконечные претензии, обвинения, недовольство.
В свое время мы думали, что наши родители, выросшие в Советском Союзе, не понимают, в какое время воспитывают детей — нас. Вот мы-то теперь точно знаем, что нужно делать. И мы не допустим таких глупостей и ляпов в воспитании, которые еще в детстве подметили у наших мам и пап, ставших теперь бабушками и дедушками.
Но понадобилось совсем немного времени, чтобы понять, что быть родителем не так легко, как казалось поначалу, да еще и с поколением «яиц», которые запросто учат «курицу». На их претензии к жизни и конкретно к себе не знаешь, что и ответить. Череда подготовленных заранее аргументов, очень убедительных на наш взгляд, рушится перед их очередным вопросом.
Тяжела она, шапка Мономаха!
Не кричать невозможно!
Полное обесценивание наших трудов порождает чувство несправедливости по отношению к приложенным усилиям, а это порой мешает адекватно воспринимать происходящее. И появляется он — КРИК! Крик как выражение нашего раздражения, возмущения, непонимания, бессилия и боли.
Крик после очередной двойки в дневнике, невыполненных уроков, которым конца не видно, стойкого нежелания учиться, очередного замечания классного руководителя после драки, непрекращающегося беспорядка в комнате, испачканной, скомканной школьной формы, потери сменной обуви, оторванной в первый же день пряжки на кожаных туфлях, которые ты сломя голову бегала покупать в обеденный перерыв…
Крик из-за огромного пятна гуаши на белоснежной футболке или блузке, горы немытой посуды на кухне, бесследно пропавшей в стопке макулатуры рабочей тетради по математике, уже две недели безуспешно находящейся «в розыске», вопроса «Зачем переводить это предложение по английскому? Давай просто так напишем!» — да мало ли у нас поводов выйти из себя и повысить голос!
После очередной словесной перепалки на повышенных нотах мы сидим с опустившимися руками, отвратительным настроением, не решенной, а только усугубившейся проблемой, испорченными отношениями с дочерью/сыном (а иногда и мужем!), и результат — слезы, слезы, горькие слезы ночью в подушку! А потом наступает новый день и непонимание, что со всем этим делать?
Неужели я такая плохая мать? Не могу спокойно общаться с собственным ребенком, найти к нему подход, подарить ему свою любовь и заботу? Ведь он — самое дорогое, что у меня есть! Я живу ради него!
А теперь, опираясь на знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, давайте спокойно разберемся, ПОЧЕМУ мы кричим.
Разная психика — различия в приоритетах
На тренинге мы узнаем, что у каждого из нас есть врожденный вектор или набор психических качеств, исходя из которых мы ведем себя определенным образом. Всего есть восемь векторов: кожный, зрительный, анальный и другие. В зависимости от своих внутренних свойств, заданных векторами, мы воспринимаем окружающий мир и все происходящее, так или иначе объясняем свои поступки и оправдываем все, что мы делаем, включая и повышение голоса на детей.
От нашего психического склада зависит, что станет последней каплей, переполнившей чашу нашего терпения. Порой это бывают просто бытовые мелочи, на которые один не обратит внимания вообще, тогда как для другого они сыграют роль красной тряпки перед быком. Давайте рассмотрим на конкретных примерах.
Обладательницы анального вектора — самые замечательные жены и мамы. Они просто созданы для семейной жизни. У них всегда чисто убранный дом, вкусный обед с первым, вторым, третьим и, конечно, компотом, постельное белье, заботливо разложенное в стопочки по шкафчикам, наглаженные для всей семьи сорочки, юбки, брюки.
И на работе такая женщина — незаменимый сотрудник. Только такому специалисту можно поручить ответственное задание, в котором нужно с должной тщательностью разобраться, досконально изучить вопрос и довести дело до конца. Она привыкла во всем быть лучшей: круглой отличницей, окончившей школу с золотой медалью, уважаемым, компетентным сотрудником на работе, заботливой женой и мамой дома.
Неудивительно, что по своему образу и подобию она воспитывает ребенка, который не обязательно обладает сходными с ней качествами. Она привыкла к чистоте, порядку, размеренности, а тут ее чадо с кожным вектором пишет в тетради косо-криво лишь бы живо, никогда внимательно не дочитывает задания и, как следствие, не до конца выполняет домашнюю работу (если вообще вспоминает о ней), приносит выглаженные вчера брюки вперемешку с грязной сменной обувью в одном мешке.
И все это не потому, что ребенок хочет вам досадить. Он просто другой, для него в приоритете другие вещи: важно сэкономить время, пространство, быстренько что-то написать, одним глазом просматривая мультфильм по телевизору, попрятать игрушки, одежду в шкаф (все одним большим комом, лишь бы с глаз долой) и быстрее бежать на тренировку в спортивную секцию, танцевальный кружок, за новыми приключениями, к друзьям, куда угодно, но только подальше от скуки и однообразия.
Или диаметрально противоположная ситуация.
Строгая мама с кожным вектором — это «железная леди», стройная, гибкая, подтянутая, как солдат в армии, в дорогом деловом костюме «с иголочки», сама за рулем хорошей машины, частенько с солидной должностью. Она на своем опыте знает, что такое дисциплина, успевает одна выполнить работу за целую команду, потому что эффективно распределяет свои силы, время и, как следствие, добивается значительных результатов.
Руководить работой целого отдела позволяет ее умение организовывать подчиненных, грамотно распределять рабочие ресурсы. Но вот беда — неповоротливый, заторможенный (по маминым меркам) сын с анальным вектором. Домоседливый и немножко нерешительный, он не стремится в спортивные секции и не блещет лидерскими способностями. Он вроде бы любит учиться, часами сидит над учебниками, и оценки хорошие, но… как же все медленно!
По ту сторону крика
А что же дети? Как они себя ведут после наших окриков?
Повышая голос, мы явно не думаем о последствиях. Если к рукоприкладству как к «методу обучения» прибегают не все родители, то покрикиванием грешат многие.
Крик — это мощнейшее психологическое оружие, способное вывести из равновесия даже взрослого, не то что ребенка.
Не забывайте: мы с вами, родители, — гаранты чувства защищенности и безопасности наших детей, то есть условий нормального развития только формирующейся личности. Крик ведет к потере этого ощущения, а значит — к стрессу.
Испытывая стресс, дети с анальным вектором, от природы послушные, входят в ступор, начинают упрямиться, обижаются (порой на всю жизнь), и сдвинуть с места их не может уже никакая сила.
Быстрые кожные дети так и оставят в теории смутные представления о дисциплине и лидерстве. К тому же для снятия напряжения могут начать подворовывать.
Дети со зрительным вектором, как никто другой, нуждаются в переживании эмоций. Они испытывают острую потребность эмоционального контакта с мамой, у которой иногда после тяжелого рабочего дня, бесконечных домашних дел для ребенка находится только крик.
Подсознательно провоцируя маму на конфликт со словесной перепалкой на повышенных тонах, ребенок ищет всего лишь общения с ней, душевной близости, доверительной беседы. Он привыкает наполнять свои желания таким извращенным способом (за неимением иного) — получением после контакта с мамой эмоций с огромным знаком минус.
И к сожалению, идя на повышение в желании получать с каждым разом большее удовольствие, зрительные дети нередко становятся заложниками ситуации. Ваш крик нужен им как глоток свежего воздуха.
Чем громче вы кричите — тем сильнее ваши эмоции, а именно их ждет от вас зрительный ребенок. Он будет искать новые пути для их получения, подбирая не самые правильные способы.
Дети же со звуковым вектором, как доказывает Юрий Бурлан, наиболее болезненно реагирующие на шум, под воздействием крика все дальше будут отгораживаться от физического мира, доставляющего ему только страдания. Помимо стресса от громкого звука, они набирают тяжелый груз якорей от смысла вырывающихся из ваших уст слов.
А в момент раздражения мы как из рога изобилия сыплем только оскорбления и ругательства, что до глубины души оскорбляет и унижает ребенка, появившегося на свет, чтобы развиться в гения, а не остаться на первой ступени лестницы, ведущей вверх, к революционным открытиям, нравственным и духовным поискам.
И, в попытке защититься от боли из-за жестоких слов, ребенок отгораживается от внешнего мира. Погружается с головой в мир внутренний, что не позволяет ему научиться жить среди других людей, испытывать радость общения с ними, развиться и научиться пользоваться своим мощнейшим интеллектом, заложенным от природы.
Ответственность за то, кто вырастет из ребенка — гений или человек с отклонениями в развитии, — лежит в немалой степени на родителях. Больно представить, к чему порой может привести несдержанность, усталость, а зачастую — просто незнание.
Быть родителем — ответственная роль, ежедневный труд и большое счастье! Когда мы понимаем психические особенности нашего ребенка, чего именно ему не хватает, нам бывает намного проще найти решение проблемы и избежать ошибок. Мы в состоянии дать нашему ребенку все, что ему необходимо!
Узнать больше об отношениях с детьми, вопросах воспитания вы сможете на бесплатных онлайн-лекциях тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.
Корректор: Наталья Коновалова