Я ненавижу своего ребенка… Что делать?
Родители изо всех сил стараются дать ребенку все, воспитать из него нормального человека. А результата не просто нет. Результат ужасен: из прекрасного розовощекого большеглазого младенца вырастает монстр, готовый пожрать собственных родителей...
Если набрать в поисковике подобный запрос, то выпадает огромное количество сайтов, с которых буквально слышен стон родительских душ, измученных и просящих о помощи.
Вот так, например: «Я ненавижу своего сына, я его не просто ненавижу, а ненавижу всем сердцем. Ему 14 лет, он учится плохо с первого класса; постоянно плохо себя ведет, огрызается с учителями, срывает уроки, посылает всех на три буквы (учителей). Ворует, не только дома, но и в школе, сказал, что не будет учиться… Нас постоянно просят посидеть дома, потому что уроки делать невозможно. И это началось еще в детском саду, сначала он плохо себя вел, а в школе стало гораздо хуже…»
Или вот так: «Вырастила дочь. Та ушла, вышла замуж, ненавидит меня. Пыталась дать все лучшее, в итоге — «тебя никто не просил». Сын вырос, ушел в наркотики. Та же песня — «тебя никто не просил». Ненавидит меня, как и я его сейчас».
Эти письма невозможно читать без слез. Мы все хотим гордиться своими детьми. Если не гордиться, то хотя бы не стыдиться, испытывать удовлетворение — знать, что из них выросли нормальные люди.
Родители изо всех сил стараются дать ребенку все, воспитать из него нормального человека. А результата не просто нет. Результат ужасен: из прекрасного розовощекого большеглазого младенца вырастает монстр, готовый пожрать собственных родителей.
Что они чувствуют, когда не видят в ребенке результата от вложенных трудов, а наоборот, понимают, что усилия, связанные с выращиванием и воспитанием, ушли в никуда, как вода в сухой песок.
«Что я сделал не так?», «Чего этому ребенку не хватало?», «За что мне такое наказание?», «Почему у всех людей дети как дети, а у меня такое несчастье?» — вопросы, которые терзают родительское сердце.
«Принять ребенка таким, какой он есть, не пытаясь исправить его под свой идеал…»
Примерно так звучат советы психологов. Они утверждают, что все проблемы в том, что родители не могут принять непохожесть собственного ребенка, потому что сами испытали подобный опыт в детстве, их самих не принимали такими, какие они есть. Психологи рекомендуют родителям вспомнить свое детство, те ситуации, когда их не принимали и пытались переделать их собственные родители, и, наконец, внутренне разрешить себе не соответствовать ничьим идеалам и ожиданиям. Это позволит принять ребенка таким, какой он есть. И это принятие мистическим образом должно решить все проблемы.
Решит ли? Допустим, я принимаю, что мой ребенок ворует, хамит, лжет, днями напролет играет на компьютере или ночами пропадает неизвестно где. Я принимаю, что на мне лежит за это ответственность. Что дальше?! Кто объяснит, что мне делать?!
К сожалению, подобные советы после того, как ребенку исполнится 6 лет, уже не работают.
Бесполезно принимать. Надо понимать!
Невозможно принять то, что не понятно. Разве можно, например, принять то, что твой ребенок ворует у одноклассников? Ему что, не хватает? Дом — почти полная чаша!
Не надо принимать. Надо понимать, что лежит в основе его неприемлемого поведения. Что им движет и что управляет. Грамотно ответить на этот вопрос может только тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Согласно СВП, каждый человек рождается с уже заданным набором свойств и желаний (они называются векторами), которые требуют своего развития и реализации. Векторы родителей не всегда совпадают с векторами детей. И то, что маме кажется нормальным или даже хорошим и приятным, может оказаться совсем не таким для ребенка.
Родители из ребенка хотят вырастить улучшенную копию себя. Но часто случается, что в семье рождается человек с совершенно другими свойствами. Родители из лучших побуждений стараются дать детям все самое-самое, сделать так, чтобы они были счастливы. Но исходят при этом из своих пониманий хорошего и плохого, правильного и неправильного, счастья и несчастья. Но так устроено, что психика одного человека (читай «желания и возможности») может отличаться от психики другого, как свойства рыбы отличаются от свойств птицы.
Если рыбу лишить воды и учить летать, что она будет делать? Правильно, начнет сопротивляться и искать любую возможность улизнуть в воду. Что будет чувствовать птица, которая не может научить рыбу летать? А рыба, которая летать не хочет, а плавать ей не дают? Верно, они будут чувствовать бессилие и ненависть друг к другу. Именно эти чувства появляются у родителей, когда они не могут понять причин поведения своих детей.
«Ну почему ты такой?!»
Как это работает, лучше объяснить на примерах. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана мы узнаем, что каждый ребенок рождается с уже какой-то определенной задачей в обществе, и от рождения он обеспечен желаниями и свойствами для решения этой задачи.
***
Например, ребенок с кожным вектором рожден с задачей добычи материального ресурса. Он шустрый, подвижный, сообразительный. Мама с анальным вектором его живость будет воспринимать как непослушность. Она будет стараться его усадить, успокоить, естественно, безуспешно. Если на такого ребенка кричать, а тем более бить, то развитие его векторальных свойств останавливается. Он, вместо того чтобы стать изобретателем, инженером, юристом, бизнесменом, становится вором, так как воровство есть самый первый архетипичный способ добычи материального ресурса. То есть, как бы мы ни хотели его изменить, ребенок все равно будет реализовывать свойства своего вектора: приемлемым способом, полезным для него и для общества, или неприемлемым.
***
Если ребенок с анальным вектором, а мама с кожным, то ситуация может быть не легче. Его задача в обществе — сбор и сохранение информации для передачи следующему поколению, сохранение устоев и традиций. Для кожной мамы он слишком медлительный, занудный, упрямый, обидчивый, несамостоятельный, слишком «тормоз»! И он все время этим ее слишком раздражает!
И для него любимая мама становится источником постоянного стресса! Он хочет ей угодить из последних сил, но не может. Накапливает обиды. Становится упрямым. Начинает мстить... А мама-то хотела самого лучшего!
***
Ребенок со звуковым вектором с малолетства кажется странным. Ему бывает неинтересно, как всем «нормальным» детям, играть в мячик или даже смотреть любимые всеми мультики. Иногда он вообще «зависает» во времени и пространстве и, кажется, даже не слышит обращенные к нему слова. И как тут на него не прикрикнуть?
Дело в том, что его врожденная задача — познание нематериального мира. Если его правильно развивать, он мог бы стать Моцартом или Эйнштейном, Кантом или Циолковским. Но крик для звуковика — это как бульдозер для клумбы с цветами: он уничтожает нейронные связи в мозгу, отвечающие за развитие. Но желание-то неосознанное остается, а возможности уничтожаются. Кем? Родителями, которые хотят для ребенка самого лучшего. Результат ― ненависть и уход в наркотики.
Они не такие, они другие…
Ребенком с уретральным вектором нельзя командовать. Его нельзя хвалить, а только восхищаться и возлагать ответственность…
Ребенку со зрительным вектором нельзя покупать хомячков, а также читать сказки про Колобка и Красную Шапочку. Его нужно научить читать и выражать свои эмоции через сопереживание к таким литературным героям, как «Девочка со спичками» Г. Х. Андерсена и Реми из романа Г. Мало «Без семьи»…
Ребенка с оральным вектором нужно слушать и нельзя бить по губам…
А ребенка с мышечным вектором нельзя отдавать в спортивные секциии надо с детства приучать к труду…
Понять не только какой он, а еще и почему он такой; что ему нужно для полноценного развития, а чего ни в коем случае нельзя; как с ним общаться и обращаться; как поощрять и как наказывать; как не кричать, не обижаться и не раздражаться на собственного ребенка; и самое главное: как вырастить его счастливым и реализованным человеком. На все эти вопросы вы сможете найти ответы на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Вот некоторые из более, чем 10 000 отзывов людей, прошедших тренинг:
Самое главное — помнить, что никогда не поздно начать учиться понимать себя и своих детей. Результат будет в любом случае. Но лучше раньше, чем позже.
Зарегистрироваться на бесплатные вводные онлайн-лекции можно по ссылке https://www.yburlan.ru/training
Корректор: Галина Ржанникова
Конечно, лучше до 6 лет успеть. Но множество результатов говорят и о том, что когда родители начинают понимать своего ребенка, проблемы уходят и развитие продолжается.
Даже у ребенка с аутизмом уже после пубертата были улучшения. Об этом есть отзывы. Так что решение всегда есть.
"...К сожалению, подобные советы после того, как ребенку исполнится 6 лет, уже не работают". Очень интересное замечание! А чем объясняется именно этот возрастной предел?
Дело в том, что в древнем обществе именно в этом возрасте ребенок проходил первичный пубертат, то есть становился психически и физически гораздо более независим от родителей. Сейчас в 6 лет ребенок идет в школу. До этого возраста психическое состояние матери, ее способность дать ребенку ощущение безопасности и защищенности напрямую отражается на психике ребенка. После 6 лет ребенок начинает более активно социлизироваться и одного принятия становится недостаточно. Нужно уже понимание его свойств, чтобы правильно организовать развитие и реализацию его свойств в обществе.
Татьяна. огромное спасибо за статью. Подняли такую важную тему. Понимать своего ребенка, знать что ему в пользу, а что во вред и не через себя, а исходя из его природы, это все, что необходимо для правильного воспитания.