Как научиться не плакать и стать сильной
Обидные слова, как ядовитые пауки, кусают прямо в сердце. Слезы непрерывным потоком предательски бегут по щекам. Как научиться не плакать? Как смотреть в лицо человеку, стоящему напротив, глазами полными силы и уверенности, а не жалких слез?
Окружающим легко сказать: «Не принимай близко к сердцу».
Откуда им знать, какова глубина твоего сердца?
И где для него — близко?
Кабинет начальника и голос, рассекающий воздух резким тоном. Обидные слова, как ядовитые пауки, кусают прямо в сердце. Надо бы отстоять свою точку зрения, доказать свою правоту, невиновность. Но ком стоит в горле и не дает вымолвить ни слова. Слезы непрерывным потоком предательски бегут по щекам. Как научиться не плакать? Как смотреть в лицо человеку, стоящему напротив, глазами полными силы и уверенности, а не жалких слез?
Работа
Юля — ответственный работник. Она отлично исполняет свои обязанности, в коллективе ее называют «железной леди». Но малейшие слова критики, повышение голоса, гневный тон со стороны начальника — и в доли секунды Юля превращается в маленькую девочку, которую некому защитить. Голова понимает всю абсурдность ситуации, но слезы катятся автоматически, не слушаются сознания. Они сбегают по щекам против воли.
Водить глазами, моргать, пытаться думать о чем-то другом в попытке остановить соленые ручейки не дает результата. А надо ли учиться не плакать?
Слезы
Офтальмологи разделяют три вида слез: базальные, рефлекторные и эмоциональные. В эмоциональных слезах присутствует пролактин и энкефалин. Эти гормоны обладают обезболивающим эффектом. Именно поэтому нам становится легче после плача.
Боль пронизывает, а слезы помогают притупить эти страдания, как пластырем прикрывая раны.
Какую рану заклеивала Юля слезами, она поняла позже.
С чего все начиналось
Юля была очень эмоциональным и чувственным ребенком. Глаза всегда на мокром месте, ей всех было жалко: жучка, муху, котенка. Любила ластиться к маме, заглядывала ей в глаза в ожидании ответного любящего взгляда.
Но мама Юли воспитывалась в строгости и не могла допустить, чтобы дочь росла слабачкой. Она и себе не разрешала чувствовать, ведь «в жизни надо уметь локтями пробивать себе дорогу».
Однажды Юля обнаружила клетку хомячка открытой и пустой. Рисовала в своем воображении страшные картины страданий, которые могли выпасть на маленькую мохнатую голову друга. Вдруг он запутался в вещах в шкафу и задохнулся, вдруг его нашла кошка и съела, или он залез в холодильник и замерз там. Юля рыдала от переживаний за пушистого друга. Мама не выдержала.
— Ну что ты вечно ревешь. Надоели уже твои слезы. Будь сильной, прекращай плакать! Найдется твой хомяк. Нечего слезы попусту лить.
Девочка была очень послушной, всегда хотела угодить маме. Она была готова на все, лишь бы мама одобрила и похвалила ее за старания. Юля перестала плакать на виду. Перестала делиться с мамой своими переживаниями. Запретила себе проявлять чувства по отношению к животным и людям, но природа ее зрительного вектора требовала своего...
Чувства как бы застыли, как у Кая в сказке «Снежная королева». Не было возможности развить их до конца. Проявить, выразить.
Эти прятки заставили девочку плакать не от сопереживания за кого-то. Теперь, плача в подушку, тайком от всех, она плакала за себя.
А дальше хуже, глубже, темнее…
Юля с детства старалась быть не просто хорошей, а лучшей. Но часто это не ценилось родителями — так она воспринимала. Не всем людям дана такая эмоциональная амплитуда и чуткость, какую имела она. Родители были «из другого теста», с другими свойствами психики и другим взглядом на мир. Но девочка этого не знала, она ощущала отсутствие признания и понимания как нелюбовь. Со временем единственным, чем Юля могла привлечь внимание, стали плохо сделанные уроки, плохая оценка, беспорядок в комнате.
Мама начинала ругаться, а попытки девочки оправдаться жестко пресекались и расценивались как огрызание. Да и мнения своего иметь не разрешалось. Если оно было, то приходилось держать его при себе, оно никого не интересовало.
— Взрослые лучше знают.
Так ей всегда говорили родители.
Это тяжело — не иметь шансов на спасение. У Юли не было возможности противостоять взрослым, которые были убеждены, что она не права, совершила ошибку, виновата в чем-то. В подростковом возрасте ей стали затыкать рот.
— Еще слово скажешь, и я тебе…
Когда человек стремится переделать себя под идеалы общества или близких людей — он предает свою природу. Со временем не может ощутить свои истинные желания и потребности. Маска плотно врастает в кожу, ощущать жизнь во всех красках становится невозможным.
Людям со свойствами зрительного вектора сопереживать — это как хлеб, как вода и воздух. Пища души.
Почему человек хочет научиться не плакать? Потому что живет с ощущением, что плакать стыдно. Быть собой стыдно. Стыдно лицо потерять и страшно, что плаксу бросят. Для всех плакса — нюня, фу.
Страшно быть неугодной, такая какая есть. Ведь такой ее не приняла мама. Значит, и другие не примут.
Главное, что нужно ребенку, — это эмоциональная связь с мамой. По сути, у Юли ее не было. Она не могла довериться, раскрыться самому главному человеку — маме. Не могла быть собой даже дома. И чем старше становилась, тем больше закрывалась за занавесом «железной леди».
Правда, иногда, как в случае с начальником, детская боль из подсознания вырывалась наружу — слезами. Она не могла это контролировать, но и не могла понять до конца, почему плачет.
Отсутствие эмоциональной связи с мамой, невозможность быть собой и недополученное одобрение остались якорем в психике героини. Она стала идеальной в работе, непробиваемой. Но счастливой ли?
Право быть собой
Стесняться собственных слез —
Значит не признавать свои чувства.
Слезы — это одно из проявлений чувств. Запрещать плакать — это как запрещать чувствовать. Подавлять слезы — это подавлять природное желание к наполнению психики.
В борьбе с самим собой всегда какая-то часть души проигрывает. Невыплаканные слезы могут привести к серьезным психосоматическим проблемам, умерщвлению чувств и бесцветности жизни.
Так, от природы чувствительная Юля превратилась в «железную леди». Это была показная черствость и сила, ведь она привыкла так жить и думала, что это правильно. Но желание чувствовать никуда не делось. Ночные посиделки с подушкой, мокрой от слез, все больше и глубже бередили раны, оставляя после себя давящее ощущение пустоты.
Почему Юле от этих слез становилось только хуже?
«Системно-векторная психология» Юрия Бурлана делит эмоциональные слезы на два типа: внутрь себя и наружу. Именно поэтому иногда после плача мы чувствуем лишь кратковременное облегчение, большее похожее на то, как приклеить пластырь на кровоточащую рану. Спрятать ее не значит вылечить боль. Так происходит, когда плачем о себе.
Когда же мы позволяем нашей чувственности раскрыться, то направляем сопереживание на других — такова целительная сила любви. И тогда действительно происходит склеивание ран души.
Здесь и кроется ответ на вопрос: как научиться не плакать по любому поводу?
Опустошающие слезы внутрь себя обжигают обидой, страхом, разочарованием. Слезы о своей боли, такой близкой и знакомой.
Магическая сила слез наружу — это роскошь и свобода. Переживания за другого, ощущение его боли как своей дает длительное чувство удовлетворения и успокоения. Наполнив душу согласно своим свойствам, позволив своим природным желаниям — быть, нет необходимости плакать впустую.
Можно закрыть глаза на вещи,
Которые вы не хотите видеть.
Но невозможно закрыть свое сердце на вещи,
Которые не хотите чувствовать.
В чем сила
С помощью системного мышления Юля разобралась в своих состояниях и причинах своих реакций, поведения.
Она поняла: слезы не признак слабости. Это признак того, что душа жива. Израненная, ждущая лечения, но живая. Не каждый человек осмелится открыть свою ранимую душу другому. Если природа наградила нас такой уникальной возможностью, значит, в этом есть необходимость.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана показал, как научиться не плакать от обид. Нужно только осознать, что является причиной желания плакать.
Когда ребенок со зрительным вектором развивается, у него природно возникает потребность переживать за букашку, хомячка, собачку. И это показатель здорового развития ребенка, начало формирования чувственности. Если в детстве этому развитию что-то помешало — слова ли близких, высмеивание или критика друзей на школьной скамье, то в зрелом возрасте у человека могут быть проблемы в разных сферах — от личной жизни до здоровья и возможности испытывать любовь. На тренинге «Системно-векторная психология» осознаются и уходят самые глубокие детские травмы, человек может, наконец, дышать полной грудью, испытывать сильнейшие чувства. Жить! Любить! Творить!
Более 19 000 слушателей тренинга признаются: «Я люблю тебя жизнь!» Вот их истории:
«Я перестала плакать. Последние 10 лет я плакала по любому поводу. Искала выход, ходила по психологам, упорно, но безрезультатно. Только на тренинге я перестала плакать...»
«Я перестала плакать раз по восемь на дню. Вроде и ситуация как раз, чтоб пустить слезу... но не хочется...»
Понимание психики и новое мышление, которое возникает после тренинга, выводит на поверхность и обезвреживает все болезненные ситуации. И то, что мешало жить, исчезает. Остается только сама жизнь, такая какая и должна быть — счастливая.