Как правильно научить ребенка читать?
Методик, как научить ребенка читать, сегодня существует предостаточно. Некоторые из них основаны на традиционном подходе, другие — современные. Какую из них выбрать, как научить ребенка читать? В данной статье не будет обзора педагогических программ. Вместо этого мы постараемся разобраться в психологии чтения и ответить: почему так важно ребенку научиться читать; почему некоторые дети лучше и быстрее других учатся читать; как сделать так, чтобы ребенок с радостью и рвением старался научиться читать? Именно в ответах на эти вопросы и кроется возможность подобрать действительно правильную, идеальную методику, как можно научить ребенка читать.
- Почему некоторые дети учатся читать быстро, а для других это тяжелое занятие?
- Как сделать так, чтобы обучение чтению превратилось в приятное времяпровождение, а не в «бои без правил»?
- Почему так важно для ребенка научиться читать в детстве и вместе со сверстниками?
Чтение... Что значит это действие для человека? Для кого-то чтение — это нечто поистине великолепное: когда вечером, сидя в удобном кресле, завернувшись в плед, попивая горячий какао, можно часами наслаждаться шедеврами классической литературы или научно-популярной фантастики. Для другого чтение — это возможность познавать сложную науку, разбираясь в ворохе энциклопедических знаний и множестве терминов. Для старенькой бабушки, получившей всего четыре класса образования в далеких 20-х годах прошлого века, это возможность получать весточку от мужа с фронта.
Большинство же из нас не относятся к умению читать как к чему-то особенному: мы читаем мимоходом газеты и журналы, ценники и рекламные объявления, расписание автобусов и графики дежурств. Так, как будто умение читать было дано нам с рождения. И вспоминаем мы о том, что чтение — это весьма сложная наука, только когда подрастает новое поколение и возникает вопрос: «Как научить ребенка читать?» И тут мы сталкиваемся с проблемой: оказывается, это все не так просто и не так быстро и бывает даже с истериками и приступами взаимной ненависти между родителями и ребенком.
Как научить ребенка читать быстро и просто?
Прежде чем искать ответ на вопрос «Как научить ребенка читать?», очень важно понять, зачем это ему? На первый взгляд, очень странный вопрос с очевидным ответом. «Как зачем? — скажет любой родитель, — чтобы уметь делать все то, что описано в абзацах выше: наслаждаться литературой, учиться, познавать, узнавать». А можно ли научить всему этому, если заставлять, принуждать, наказывать? Можно ли научить любить процесс чтения, если процесс учебы омрачен обязанностью учиться?
Прежде чем бросаться ревностно и быстро учить ребенка читать, необходимо понять, что это умение для него очень важно и нужно. Во-первых, потому что это сегодня общераспространенный способ получения информации. Во-вторых, потому что ребенок должен не отличаться от остальных детей в своей группе, а иначе рискует стать изгоем. В-третьих, потому что чтение действительно может стать для него любимым занятием. И только от родителя или учителя зависит, насколько все три пункта смогут воплотиться в жизнь.
Современные методики, как научить ребенка читать, могут быть излишне новаторскими и даже беспочвенными, а некоторые из них способны нанести вред детям. Примером может служить методика Гленна Домана. Более подробно читайте об этом в статье "Да, ваш ребенок гений! Можно ли с помощью методики Гленна Домана “обмануть” природу человека?"
Нашим прабабушкам и прадедушкам тяжело было осваивать науку письма. Их родители не умели читать и спокойно себя чувствовали, поэтому процесс проходил тяжело и долго. Современные дети совершенно иные: они быстрее и легче схватывают, в более раннем возрасте познают возможность чтения. Но надо понимать, что одним это дается проще, а другим — сложнее. Отстающие в этом плане дети, а также те, кто с раннего возраста отказываются или даже ненавидят читать, — это не свидетельство отсталости ребенка, а всего лишь следствие так называемого учебного процесса, когда выбрана неправильная методика или неправильный подход к обучению.
Чтение — мое самое любимое занятие
Долгое время в педагогике считалось, что ребенок — это чистый лист бумаги. То, что родители и учителя на нем сумеют записать, и ляжет ему в душу — в этом он и будет дальше совершенствоваться. Сегодня с помощью тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана мы понимаем, что это утверждение лишь одна часть правды. Другая часть ее состоит в том, что у ребенка от природы есть свои способности и желания, которые кардинально отличают его от других детей. Именно от развития этих самых природных свойств и зависит его будущее. Другими словами, если у мальчика есть чувство ритма, но слабенькое тело, то, несмотря на то что он «чистый лист», ни при каких условиях боксера из него не получится. Как бы ни «писали» ему эту судьбу учителя или родители. В то же время в зависимости от того, куда его умело направят, согласно его свойствам, — например, в танцы или в музыкальную школу по классу скрипки, — и будет определяться его судьба, путь его самосовершенствования.
Точно так же и с чтением: не всем детям чтение представляется интересным занятием и не все во взрослой жизни будут извлекать из этого процесса удовольствие. Не каждый ребенок будет зачитываться литературой и поглощать энциклопедии одну за другой. Это прерогатива только некоторых детей. А именно, обладателей одного или нескольких из трех векторов:
- Зрительного. У таких детей зрительный анализатор — более чувствительный орган, чем у других. Именно простая стимуляция зрения — как, например, созерцание красоты — или более сложная — как умение почувствовать эмпатию к другому человеку, — это природные желания, на которые зрительный ребенок с удовольствием откликается. Получение информации об окружающем мире — это интерес зрительного ребенка, его желание и страсть, заданная от природы. Именно зрительник хочет знать, отчего трава зеленая, а радуга красивая. Зрительные дети очень любят слушать сказки, которые читает мама, фантазировать и представлять себя в роли главных героев. Зрительным людям задано испытывать настоящее удовольствие от чтения и художественной литературы, и научно-популярных рассказов о природе;
- Звукового. Хотя у звуковых детей более чувствительным органом является ухо и они прекрасно усваивают информацию именно на слух, современный мир насыщен письменным словом, поэтому именно умение читать становится основным источником познания для звукового ребенка. Такие дети ищут ответы на свои вопросы в философии, они любят фантастику, научные статьи о космосе и физике.Более того, развитые в детстве звуковики умеют и любят читать и писать не только на родном языке, но и на иностранном;
- Анального. Желание накапливать опыт и традиции предыдущих поколений раньше реализовывалось в этом векторе и без умения читать. От деда к отцу, от отца к сыну — именно таким образом передавались знания. Сегодня информации слишком много в разных областях — не удивительно, что она теперь передается письменным словом в учебной литературе. Обладатели анального вектора — это от природы самые лучшие ученики (как желающие накопить знания), и они же являются самыми лучшими учителями (как желающие передать знания дальше, следующим поколениям). Поэтому для ребенка с анальным вектором очень важно уметь читать и писать, чтобы исполнять свою роль.
Потенциально научить читать детей с анальным вектором, а тем более со звуковым и зрительным векторами не составляет трудностей. Все они хотят этого. Все, что нужно, — это создать ребенку искусственную нехватку. Другими словами, в следующий раз, когда ребенок будет просить прочесть ему сказку перед сном, мягко отказать ему в этом. Это натолкнет ребенка на мысль, что если он хочет узнать новую сказочку, то лучше всего самому научиться читать и быть независимым от свободного времени мамы. Пускай он попросит вас об этом! И уже потом от его собственного желания можно отталкиваться в обучении чтению. Только в таком случае ребенок научится читать быстро и просто.
Более того, современные технологии позволяют сделать обучение чтению приятным занятием, обратить его в легкую игру, необычайно заинтересовать малыша и сделать сам процесс приятным. И какой великолепный бонус для мамы: она может заниматься другими делами, а не познавать педагогику с нуля.
Если мама заставляет ребенка учиться читать, приказывает, злится, спешит, отрывает от других, более интересных в данный момент занятий, а, кроме того, еще и наказывает, если у ребенка не получается научиться читать так просто и скоро, как ей этого хотелось бы, то именно тогда ребенок начинает испытывать трудности.
В частности, ребенок с анальным вектором, подгоняемый родителем, начинает тормозить. От природы ему необходимо немного больше времени, чем другим. Кроме того, есть в нем некоторая боязнь начать новое дело: вдруг не получится — можно опозориться. Поэтому такого ребенка нельзя учить чтению без моральной подготовки и подбадривания. Чем больше гнать его в шею, тем больше он будет замедляться, тем больше времени ему будет нужно, чтобы разобраться
Другой пример: если над зрительным ребенком смеяться, когда он делает первые попытки в чтении, то он может начать стесняться себя — это прекратит его развитие, и чтение не будет для него чем-то приятным.
Мозг звукового ребенка изначально нацелен на осмысление всего на свете, в том числе и письменного текста. Когда звуковой ребенок учится читать, ему необходимо дать возможность сконцентрироваться, а для этого надо создать тихую, спокойную атмосферу. Если же учеба происходит в постоянном шуме, резком и сильном, если на такого ребенка постоянно повышать голос, обзывать «идиотом» из-за его ошибок, то ничего хорошего из такой учебы точно не получится.
Чтение — это удовольствие для детей со звуковым, зрительным и анальным векторами. Точно такое же, как мороженое или мультфильмы. Правильно подтолкнув, найдя свою методику обучения ребенка чтению, родители получат еще один козырь в свои руки. Кстати, очень полезный, ведь подарить на день рождения ребенка энциклопедию куда как приятней, чем визжащую игрушку без смысла. Более того, обладая высоким уровнем понимания письменного слова, именно эти дети в потенциале могут вырасти гениальными писателями и создавать литературу, учебники, энциклопедии.
Насильственно учить таких детей читать — это отобрать у них радость всей будущей жизни, лишить одного из самых приятных занятий, сделать весь процесс чтения противным и неприятным. В конце концов научившись читать, они уже никогда не поймут, какое удовольствие чтение приносит на самом деле.
Как научить ребенка читать, когда это не интересно?
Для детей без хотя бы одного из трех вышеназванных векторов чтение не самое интересное занятие на свете. Это не означает, что на этих детей надо махнуть рукой или посчитать тупыми, но надо понимать, что нет ничего страшного, если такой ребенок научится читать не в 4 или 5 лет, а в 6 — уже в школе. Не стоит переживать по этому поводу: всему свое время и каждый ребенок обязательно научится читать.
У детей с другими векторами иные желания и возможности. И раннее детство им дается для осваивания своих, особенных навыков, в перечень которых чтение не входит. Так, ребенок с кожным вектором с ранних лет легко изучает арифметику — он может не уметь читать, но уже великолепно считает. Также он гибкий и быстрый от природы, поэтому может начать танцевать или заниматься бегом. Ребенок с оральным вектором в ранние годы учится ярко говорить, коммуницировать с другими своим словом. У каждого своя задача и своя роль, и если в 4–5 лет ребенок не проявляет никакого рвения к чтению, можно не волноваться по этому поводу. Главное, чтобы он успел научиться читать по общепринятым нормам.
Кроме того, поскольку чтение само по себе для таких детей не входит в сферу их природных интересов, то для этих детей необходимо придумать какой-то дополнительный стимул. Тут придется приложить усилия. В конце концов научившись читать, они не будут наслаждаться от самого процесса чтения, не утонут в классической литературе, сами никогда не станут писателями. Но чтение и письмо необходимы им для жизни в современном мире точно так же, как и всем остальным, поэтому родители и учителя должны найти подход и научить такого ребенка читать наравне с остальными. И правило тут такое же: без принуждения, без насилия, без криков и истерик.
Как научить ребенка читать: книга и слово
Разыскивая методику, как научить ребенка читать, необходимо в первую очередь понимать своего ребенка, его желания и его устремления. Разобраться, что такое письменное слово для него, какую роль оно будет играть в его жизни. И уже во вторую очередь идти за желаниями ребенка, помогая ему на пути обучения чтению.
Не надо стремиться за быстротой, ориентироваться на какие-то исключительные примеры, оглядываться на соседских детей. Есть стандарты образовательной системы, и все дети вполне могут им соответствовать. Если ребенок в три года еще не читает и не проявляет интереса к этому процессу — это не трагедия, и не надо заставлять его. Если ребенок в три года уже очень сильно хочет сам читать, можно легко этому его научить без насилия — и это тоже будет нормой.
Приглашаем всех, кого интересует правильное, гармоничное развитие ребенка, посетить вступительные бесплатные лекции по этой науке. Они проходят в онлайн-формате и доступны всем желающим.
Корректор: Алёна Зееманн