Как справиться с навязчивыми мыслями
Ох… Опять словно пыльным мешком накрыло. Безостановочно крутятся мысли в голове: обрывки фраз, отрывки воспоминаний, фрагменты из книг и кинофильмов, страшные сцены с участием близких, бесконечные размышлизмы.
Ты не накручиваешь себя, мысли лезут в голову самопроизвольно. Мыслительный сценарий не имеет сюжетной линии, мысли и образы беспорядочные, по большей части повторяющиеся. Осознаешь несуразность причудливого калейдоскопа мыслей, выматываешься от этого, но не можешь выкинуть мысли из головы, они все больше проникают в уголки сознания.
Невольно начинаешь отождествлять себя с потоком бесцельных мыслей, выпадая из реальной жизни, теряя сосредоточение, на автомате и без интереса выполняя каждодневные дела. А когда остаешься наедине с собой, навязчивые мысли приобретают болезненную яркость, и начинаешь их перебирать бесконечно, часто до самого утра.
Как избавиться от бессмысленного потока мыслей? Что предпринять, чтобы высунуть голову из пыльного мешка навязчивых мыслей, начать дышать свежим воздухом и погрузиться в реальные дела?
Почему в твою голову лезут плохие мысли?
Наша психика — это набор желаний, которые формируются в бессознательном. Каждого природа наградила своими желаниями и свойствами для их достижения. «Хочу» — это всегда и «могу». Душевные желания — это наши способности и таланты, возможность проявить свойства и получить наслаждение от жизни. Поэтому, когда желания воплощены в жизнь, человек испытывает радость и удовлетворение, он счастлив и вдохновлен. Если же нет — оказывается во власти раздражения, агрессии, неудовлетворенности, ненависти.
Мысли появляются на свет из бессознательного. Как ростки из корня. Есть желания — зарождаются мысли, нет желаний — и мысли не возникают. Они обслуживают желания. Как электрический импульс заставляет сокращаться сердце.
Мысли — инструмент для достижения желаемого. Если человек движется к реализации истинного желания, мысли зарождаются точные и конструктивные. Эмоциональный подъем и вдохновение при достижении желаемого запускает творческий и нестандартный мыслительный процесс. Когда душа полна восторга, ум работает ярко и интенсивно.
Но часто на жизненном пути мы набираем в багаж разного рода препятствия и пытаемся достичь чего-то, что навязано окружением или ложными установками, а не выбрано сердцем. Если мы бьемся не над истинным желанием, мы и способностей для этого не имеем, и мыслеформы зарождаются не очень точные и верные. Ум, как плохой литератор, размывает мысли и разбрасывает их в разные стороны вместо того, чтобы бить прямо в цель. В результате ни достижений особых не имеем, ни удовлетворения.
Тем временем врожденные желания продолжают требовать реализации в обществе. И хотя нам кажется, что навязчивые мысли воспроизводятся головой самопроизвольно, это не так: воспроизводятся они нашими нереализованными желаниями. И чем дольше мы не реализуем наши мысли, тем навязчивее и болезненнее они становятся.
Почему желания могут остаться нереализованными?
Чтобы избавиться от наваждения навязчивых мыслей, необходимо разобраться с нереализованными желаниями. Почему наши внутренние желания могут оставаться не воплощенными в жизнь?
Иногда человек просто не осознает свои истинные желания, свое предназначение. Поддается ложным установкам, следует общественным стереотипам и в результате идет ошибочным путем. Часто интуитивно догадывается о своих сильных сторонах и способностях, но не может реализовать их в обществе. Не хватает сил, стрессоустойчивости, мешают психологические якоря из детства, обиды, неумение контактировать с людьми. Причин много, но нет знаний, чтобы избавиться от них.
А иногда природные свойства неправильно развиваются в силу детских психотравм и ошибок воспитания. Наши способности и таланты даны нам для того, чтобы мы их использовали в обществе, на благо людей. Когда же они направлены на себя, природные свойства не реализуются, а человек получает ворох психологических проблем и поток навязчивых мыслей.
Опираясь на информацию тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, разберем два типа навязчивых мыслей:
- Страхи и кошмары.
- Мысли о бессмысленности жизни.
Страхи и кошмары
Люди со зрительным вектором осмысливают свою жизнь через эмоциональные связи с людьми. Неудивительно, что они обладают самым большим эмоциональным диапазоном и чувственным потенциалом. При этом от природы им дан образный интеллект.
Предназначение зрительников — нести красоту и любовь людям. Это возможно воплотить в живописи, дизайнерской деятельности, сфере культуры, кино и театре. Тонкая душевная организация делает их способными к сопереживанию и состраданию. Поэтому при душевном разговоре и участии в жизни других людей также реализовываются их природные свойства.
Высшим же наслаждением для зрительника является любовь. Когда жизнь другого человека становится важнее собственной, когда сердце трепещет от волнения и сжимается от сопереживания, когда готов отдать все силы, чтобы любимый человек был счастлив.
Но если направить огромный эмоциональный потенциал на себя, то на выходе окажутся страх и беспокойство за свою жизнь. Когда выбрана неправильная точка приложения свойств, когда она направлена не наружу (во внешний мир), а внутрь (на себя) — способности и таланты начинают работать вхолостую. Богатое воображение рисует страшные картины, голову одолевают плохие мысли. Катастрофы, жуткие сцены, смерть — ты видишь все так явно, что страх становится реальным ощущением. Тревога одолевает так, что начинается внутренняя дрожь и становится тяжело дышать, как будто из комнаты испарился весь кислород.
И как ни стараешься не думать о плохом, все равно, как назло, в голову лезут мысли о том, что неизбежно случится что-то плохое, а воображение вторит, рисуя страшные сцены развития событий и смакуя жуткие подробности.
Если человек обладает еще и анальным вектором, то его природное желание — иметь семью и быть лучшим родителем, лучшей женой или мужем. Но вместо этого можно оказаться во власти надуманных тревог о чаде. Мысли, что с ребенком может случиться что-то плохое, страшные сцены с его участием атакуют, как стая голодных собак. Воспитание зачастую сводится к желанию огородить ребенка от ошибок и защитить от жестокого мира. При этом действительно важные моменты воспитания могут быть упущены.
Только понимая свое природное предназначение, давая эмоциям выход наружу и направляя чувственный потенциал на других, человек может поменять мысли с кошмарных на созидательные. Забота о домашних тоже может быть недостаточной для полной реализации зрительного потенциала. Усмирить беспокойство и необоснованные тревоги за ребенка можно, только расширив сферу деятельности до уровня общества.
Мысли о бессмысленности жизни
Природное желание человека со звуковым вектором — постигнуть смысл жизни. С детства он задается вопросами: кто я? зачем пришел в эту жизнь? каковы законы мироздания? зачем это все? какой в этом смысл?
Чтобы он ни делал, он думает о своем особенном предназначении. Он находится в постоянном поиске, хотя не знает, что ищет. Но убежден, что должен это найти. Иначе нет смысла идти дальше.
Навязчивые мысли об устройстве Вселенной и постоянный поиск смысла жизни естественны для звуковика. Так устроена его психика. Наделенный абстрактным интеллектом, он в потенциале способен к решению объемных задач, которые требуют глобального восприятия. К тому же его талант — умение сосредоточиться на задаче максимально и найти верное решение. Именно в головах людей со звуковым вектором зарождаются новые идеи, научные прорывы и открытия.
Но дело в том, что часто выбирается не та точка приложения умственных усилий. Звуковик смещает фокус внимания с внешнего мира на себя. Пытается найти ответы на вопросы внутри себя. Замыкаясь в себе, звуковик перестает думать фундаментально, увязает в своих переживаниях и ощущениях. Познание глобального устройства и поиск наиболее точного решения происходит только на сравнениях и отличиях. Для объективности необходимы внешний мир и другие люди.
Измученный бесплодным поиском, не находя ответы на свои вопросы, звуковик подвергается атаке навязчивых мыслей. Размытые и спутанные мысли, вопросы без ответов, бесконечные внутренние диалоги выматывают до предела днем и ночью. Даже если он чувствует бессилие и нелепость этого навязчивого мудрствования, утомляется от его однообразия, он не может выкинуть размышлизмы из головы.
В результате все сводится к одной навязчивой мысли: жизнь не имеет смысла! При длительном ненаполнении желания найти смысл у звуковика может начаться депрессия. И тогда в голову непроизвольно начнут приходить суицидальные мысли или фантазии о гибели человечества.
Итак, если умственная жизнь звуковика недостаточно яркая и интенсивная, если он не умеет сосредотачивать свой ум наружу, то он не может быть объективным и поддается неконструктивным навязчивым мыслям. Навязчивые мысли противоположны звуковым желаниям, его натуре. Тот, кто рожден для познания мира, замыкается на своих собственных ощущениях и теряет навык сосредоточения и решения фундаментальных задач для понимания законов мироздания.
Как справиться с навязчивыми мыслями и начать мыслить продуктивно?
Навязчивые мысли — это сигнал, что человек сбился с правильного пути, что не реализованы его природные желания.
Чтобы избавиться от потока назойливых мыслей, нужно осознать свое предназначение, понять, для чего ты пришел в эту жизнь. Разобраться, что мешает воплотить в жизнь истинные желания, и начать делать конкретные шаги на пути их воплощения. Только так возможно остановить поток бессмысленных навязчивых мыслей и начать мыслить продуктивно.
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывается психика человека, пути реализации его свойств, возможные психологические препятствия в достижении желаемого. Словно тонкая проволочка, по которой идут знания, меняющие мышление, вживляется в мозг. Постепенно осознание своих желаний и способов их воплощения становится навыком. Навязчивые мысли улетучиваются, оставляя место сиянию созидательного мыслительного процесса. Такие мысли приносят реальные плоды, человек получает наслаждение от реализации желаний и становится счастливым.
...Первые лекции. Состояния все те же, информацию воспринимать крайне тяжело, ты сидишь в страхах, тревогах, посторонних навязчивых мыслей в голове просто куча. Такое ощущение, что эти мысли, как черви, изъедают твой мозг, изъедают, а съесть не могут, сидишь на диване перед монитором и качаешься из стороны в сторону, и еще пару таблеток закидываешь в себя, чтобы хоть как-то унять этот мысленный ураган. Может ли быть в таком состоянии интересно? Я думаю, ответ очевиден: конечно, нет. Слушал, даже не знаю почему, но все-таки слушал и думал: о Господи!!!!!!! Да что за бред!!!! Да как мне это может помочь-то???!!!!! Тут столько врачей со мной мучались, столько таблеток, и никак, но я почему-то продолжал слушать. Первое зрительное занятие… Для тех, кто не проходил тренинг: раз ты читаешь мой отзыв и ты здесь, то ты обязательно его пройдешь! Вот после него я почувствовал какое-то первое облегчение. Жжение в груди начало отпускать, не сразу, не моментально, но чаще и дольше, появились какие-то желания, мне захотелось общаться, я стал больше находиться среди людей, и я слушал дальше…
…Сидя в медитациях, я пыталась сосредоточиться так, чтобы в мою голову не приходили никакие мысли, но это у меня не получалось. Постоянно лезли какие-то мысли, я не могла их от себя отогнать, они все время откуда-то появлялись. Сидя с закрытыми глазами, я видела картинки, как со мной что-то случается, что я умираю. Те же самые картинки приходили и насчет близких, например, любимого человека или мамы. Навязчивые мысли, что моего любимого собьет машина, или что-то упадет ему на голову, или еще что-нибудь… Я от этих мыслей пыталась спастись с помощью медитаций, но это не помогало. Мысли о смерти себя и своих близких были как фон, от которого не избавиться. Во время тренинга эти мысли просто улетучились. Их нет. Они перестали навязчиво и без приглашения заваливаться в мою голову, а также утих постоянный внутренний монолог. Причем в моей голове происходили не только монологи, но и диалоги тоже. Я не только разговаривала сама с собой, но и постоянно беседовала с другими людьми, разница лишь в том, что это происходило внутри моей головы…
Корректор: Анна Мороз
В оформлении статьи использованы работы фотографа Ольги Киселевой