Как улучшить взаимоотношения между братьями и сестрами
Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам её побью.
А. Барто
Всем, особенно родителям, хотелось бы, чтобы взаимоотношения между братьями и сестрами, такими близкими кровными родственниками, основывались на любви и взаимоуважении (а как же иначе, ведь родные друг другу люди, одна кровь, одна семья!), но далеко не всегда так получается.
Ненависть, злость, обида, зависть — частые спутники в отношениях братьев и сестер. Почему так происходит и что делать родителям для того, чтобы их дети не выросли лютыми врагами друг другу?
Родные люди — чужие люди
Начнем, пожалуй, с анализа причин плохих взаимоотношений между братьями и сестрами. Перечислю самые популярные: в семье не без урода, такие дети уродились, что мир их не берет; родители виноваты, не любят всех детей одинаково, загружают старших, балуют младших, что и приводит к зависти, ревности, агрессии между ними; современное общество конфликтное, злое, воспитывающее, что каждый сам за себя, что любые средства хороши ради достижения поставленной цели, можно и родственными отношениями пренебречь, наплевать на брата или сестру — с волками жить по-волчьи выть, как известно.
Поиск виновных в негативных взаимоотношениях братьев и сестер (они сами, семья, общество?) нам ничего полезного не даст. Нужно смотреть глубже, искать причину, а не разводить напрасный шум вокруг последствий.
На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» мы узнаем главную причину. Это непонимание родителями природных особенностей своих чад, того, что каждый ребенок с рождения уникален и наделен собственным векторальным набором, своим темпераментом.
Из этого глобального непонимания вытекает все остальное: попытка воспитывать всех детей одинаково, одними и теми же воспитательными методами, воспитывать детей исходя из своих детских воспоминаний, своего представления о должном и нормальном, правильных целях и мечтах в жизни.
Пример
Скажем, одна девочка была младшей в семье и ей доставались обноски от старшей сестры, включая обувь, одежду, школьные принадлежности. При этом она по своим психическим свойствам кожно-зрительная девочка, для которой значима материальная составляющая, которой важно иметь свое, выглядеть на все сто. Конечно, она испытывала зависть к сестре, которой родители покупали новые наряды, и ненависть к родителям, игнорирующим ее интересы.
И вот девочка выросла, выросла с четким убеждением, что детей надо заводить только при материальном благополучии — нечего нищету плодить и чтобы никаких обносков для младших деток. Она удачно вышла замуж, родила двоих детей. О своем детском опыте не забыла, помнила. Ей хотелось, чтобы дети ее любили, а не испытывали неприязнь и желание поменять родителей.
Детям всего было вдоволь: отдельные комнаты, множество красивых, модных вещей. Только вот незадача — младшенькая дочка была с анальным вектором, она ждала от мамы не навороченных подарков, она хотела простого человеческого тепла и ласки, похвалы, добрых слов. Маме же было некогда на «всякую ерунду» время тратить, время — деньги, к тому же главное для счастья дочки она обеспечила, живи и радуйся. По ее мнению, исходя из ее детского опыта.
Дочь же, будучи другой по внутренним свойствам, чем мама, вынесла из детства горькую обиду на мать и заодно на старшего брата — не любят, не ценят, не поддерживают, не понимают. Таким образом взаимоотношения между братом и сестрой ушли корнями в предыдущее поколение.
От осинки родятся и апельсинки, и яблочки
Следует особо подчеркнуть, что дети из одной семьи не только не отражение своих родителей, но и не отражение друг друга. Векторы не передаются по наследству и не являются одинаковыми у братьев и сестер, даже у близнецов. Общие родители, одна социальная среда развития и воспитания, но совершенно разный результат именно потому, что общие гены вовсе не предполагают одинаковые психические свойства.
Соответственно, к каждому ребенку требуется подбирать свой, индивидуальный подход, чтобы он получил нужное для развития векторов, данных ему от рождения в базовых свойствах.
Чем лучше братья и сестры будут развиты и найдут применение своим талантам в обществе, тем более взаимоотношения между братьями и сестрами будут гармоничны, и никто не будет наполнять свои психические нехватки за счет другого.
К примеру, анальный ребенок, получая требуемую ему материнскую любовь, правильное воспитание не будет садистировать (обзывать, бить) своих братьев и сестер.
Те негативные чувства, что открыто ребенок не проявляет к родителям (до поры до времени), он вполне может демонстрировать по отношению к брату или сестре. От родителей ребенок чувствует зависимость, а от брата или сестры — нет. Нет существенных препон для того, чтобы накопленный негатив сбрасывать на находящегося рядом члена семьи.
Таким образом, плохое состояние одного ребенка в семье вследствие неправильного воспитания (без учета векторов ребенка), как правило, больно отражается на другом.
Дети не ангелочки
Жизнь детей в одной семье не обязывает их к взаимной любви. Любовь к братьям и сестрам не впитывается с молоком матери. Дети не рождаются ангелами во плоти, они рождаются «зверенышами», не отягощенными нормами морали, которым только предстоит путь взросления и становления настоящими людьми. Взаимоотношения между братьями и сестрами — свойство не врожденное, а приобретаемое в процессе совместной жизни.
Родителям нужно воспитывать и еще раз воспитывать ребенка, причем воспитывать правильно, чтобы животная неприязнь к себе подобному, с которым предстоит делить кров и многое другое, с которым часть жизни придется проводить вместе, исчезла и появились любовь и взаимоуважение.
И дело не в возрастной разнице между детьми. Да, каждый возраст решает разные задачи и в каждом возрасте ребенок по-разному воспринимает происходящее вокруг. Да, в зависимости от возрастной разницы между детьми находится загруженность родителей. Но как будут ладить дети друг с другом, напрямую зависит от их воспитания, от того, насколько они будут развиты и реализованы.
Резюме
Итак, первое, что нужно сделать родителям, дабы улучшить взаимоотношения между братьями и сестрами, — это понять внутренние особенности каждого из своих детей. Тогда станет понятно, почему они ведут себя именно так, а не иначе. Почему дети с кожным вектором склонны к зависти, конкуренции, хотят быть первыми во всем, почему для анальных детей так важно, чтобы было поровну, честно и справедливо, почему уретральный ребенок не понимает слова «нет», почему дети дерутся и ругаются и прочее, прочее…
Второе — родителям неплохо бы понять себя и четко осознавать, что нужно ребенку для развития, а что нужно им самим. Не использовать детей для «работы над ошибками» собственной жизни. Нельзя родителям переносить свой опыт из детства на своих детей. Можно ой как ошибиться, не различая их врожденных наклонностей и не обеспечивая им то, что им действительно нужно для полноценного развития.
Помните: вы — это вы, ребенок — это ребенок, другой ребенок — это не вы и не первый ребенок. Каждый — личность, у каждого своя дорога к счастью.
Разница в возрасте между детьми, материальное положение семьи, уровень образования родителей не имеют большого значения в том, какие сложатся взаимоотношения между братьями и сестрами. Важно то, как их воспитали, развили родители.
Семья объединяет людей разных по возрасту, способностям, типам темперамента в единую систему благодаря кровнородственным связям и ведению общего хозяйства, но этих двух факторов недостаточно для складывания гармоничных отношения внутри семьи. Нужно больше — понимание друг друга. Родителям необходимо создавать условия для развития детей согласно их истинным потребностям. Воспитывать правильно.