Как же векторы добыть, то ль развить усильем воли, то ль в наследство получить…
Часто новичков, еще только начинающих знакомиться с Системно-векторной психологией, интересует, что по сути из себя представляет вектор психики, как люди получают свои векторы, возможно ли сочетание нескольких векторов и как можно ими управлять.
Попробуем разобраться в вопросе.
А вот они, условия, а вот она, среда
Однажды мы нашли в сарае слепых новорожденных котят. А мамы с ними не было. Пришлось забрать их домой и выхаживать самим.
Эти котята никогда не знали кошки и выросли в окружении людей. Однако, подрастая, они непроизвольно начали мяукать и мурлыкать, умываться лапкой, ловить мышей и лягушек.
Произойдет ли что-то подобное с ребенком, если он с момента появления на свет окажется вне человеческого общества? Станет ли он разговаривать, соблюдать гигиену, демонстрировать свойственные его собратьям качества?
Как известно, такого не бывает. Те поведенческие черты, которыми определяется в нашем понимании человек, он приобретает только во взаимодействии с другими людьми.
Животные от рождения обладают всеми свойствами, необходимыми им для жизни. На изменение окружающей среды, влияющее на возможность выживания их вида, они реагируют биологическими мутациями — приобретают особую скорость или ловкость, отращивают когти или шерсть, обзаводятся умением впадать в спячку.
Неудачные мутации ведут к исчезновению вида. Удачные, способствующие его выживанию, сохраняются и передаются генетически, то есть в следующих поколениях согласованно и единообразно проявляются у всех детенышей. Животное появляется на свет совершенным и в течение жизни не развивается.
Будучи сам выходцем из животного мира, человек по сравнению с другими высшими животными в физическом плане слаб и не приспособлен к окружающим его условиям. Несовершенен. Тем не менее он занимает главенствующее положение на планете. Отсутствие совершенства делает его способным к развитию.
Там, где на давление окружающей среды животные отвечают модификацией своего организма, человек меняет саму среду обитания — строит дороги и дома, осваивает целину и осушает болота. Он единственный, чья реакция на воздействие внешних факторов не связана с биологией.
К этому его толкает жгучее желание несовершенного существа выжить во что бы то ни стало.
В силу индивидуального несовершенства выживать приходится сообща. Выполнение этой задачи дробится между всеми членами человеческого сообщества, потому что она сложна и многогранна.
В рамках общего стремления выжить у ранних людей появляются желания и способности, обеспечивающие сохранение вида: добывать и экономить, передавать знания и опыт, формировать единомыслие.
С появлением таких «специализированных» желаний, которые на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана обозначаются термином «векторы», у людей непроизвольно рождаются мыслеформы, направленные на их достижение: изготовить орудия труда, записать летопись, организовать застолье с объединяющими всех пищевыми ритуалами и пр.
Так возникает то, что отличает нас от животных — психика и сознание. Мы, как и они, — продукт эволюции, только в нашем случае эволюция происходит не на материальном уровне и наши мутации являются небиологическими.
В деталях о происхождении психики и формировании векторов можно узнать на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, немало информации об этом дается уже на бесплатных лекциях.
Я бы вектор приобрел, пусть меня научат!
Итак, векторы.
Как они появляются у конкретных людей и по какому принципу распределяются между ними? Передаются ли они генетически или их можно в себе воспитать?
Животные целостны и мутируют всем видом. В детенышах они воспроизводят свои биологические копии, которые точно так же, как их родители, подвластны внутривидовому согласованному инстинкту и выступают носителями всех накопленных эволюционных изменений.
Мутации человека являются не только не физическими, но еще и частичными, разделяющими его в психическом плане на восемь групп.
Может быть, векторы можно развить у себя волевым усилием?
Вектор — это не только те или иные психологические характеристики, это прежде всего желания, которые движут человеком. И именно для достижения желаемого ему даются определенные психические свойства.
Таким образом, чтобы обзавестись какими-то отсутствующими особенностями, надо было бы обрести ранее не свойственные нам желания.
Может ли у коровы возникнуть побуждение к поеданию живой плоти, а у снегиря — к погружению под воду? Насколько это нереально, настолько же мало шансов у первой отрастить себе клыки, а у второго — жабры.
Похожим образом обстоит дело с людьми и векторами: тот, кто рожден анальным хранителем очага, не может искусственно стать вдруг легким на подъем.
Но как же так: векторы не передаются по наследству и при этом являются врожденными?
В ходе эволюции в рамках нашего общего психического сформировалось процентное соотношение векторов, обеспечивающее способность человеческого вида к выживанию.
Появляющийся на свет ребенок обладает теми векторами, которых в данный момент не хватает для поддержания данного соотношения.
Таким образом, векторальный набор не находится в прямой зависимости ни от самого человека, ни от его родителей и тем не менее дается ему с рождения.
О том, как природа определяет текущую нехватку векторов и по какому принципу «раздает» их людям, рассказывается на полном тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Не бывает векторов хороших и плохих. Все они необходимы, чтобы человечество продолжалось в поколениях. Но у медали всегда две стороны.
Если в детстве человек развивался согласно своим векторальным свойствам, в соответствии с ними же выбрал вид деятельности, не испытывает нехваток, связанных с невозможностью их применения в жизни (фрустраций), то его психические особенности проявляются позитивно и он чувствует себя счастливым.
Если же его развитие не соответствовало устройству его психики, а врожденные наклонности постоянно или временно не могут быть использованы по назначению, это ведет к их негативному проявлению и ощущению себя несчастным: например, хорошая память и стремление к равенству реализуются как злопамятность и мстительность, экономность как жадность.
Обнаруживая те или иные негативные проявления, мы можем посчитать, что нам не повезло с каким-то из векторов, или же вовсе отказываться признавать у себя его наличие.
Также подобная реакция возможна, когда происходит подмена желаний. Мы окружены людьми и подвержены их влиянию. Случается, родители имеют в отношении нас надежды на свершения, которых не достигли сами.
Иной раз в конфетно-букетный период, чтобы понравиться партнеру, мы представляем ему отредактированную версию себя, не вполне отражающую действительность, и чтобы не разочаровать его и впредь, бываем вынуждены поддерживать эту ширму.
Сам современный мир, находящийся в кожной, потребительской фазе развития, с его рекламными роликами, глянцевыми журналами, фотографиями в соцсетях является одной огромной, кричащей демонстрацией материального и социального преуспевания (как реального, так и имитируемого, но кто будет разбираться?), нередко заставляя нас чувствовать себя за бортом этого праздника жизни.
Поэтому мы порой начинаем гнаться за целями, привнесенными извне и не соответствующими нашим врожденным желаниям, и не достигаем результата, поскольку от природы не имеем необходимых для этого свойств.
Тогда у нас и могут возникать претензии к векторальному составу нашей психики, а также рождаться вопросы о том, можно ли изменить свои векторы, избавиться от неугодных или обрести, по-нашему мнению, недостающие.
В процессе тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана слушатели научаются распознавать свои истинные, врожденные желания и впредь гораздо легче добиваются успеха, так как начинают заниматься тем, для чего были созданы.
Получив на тренинге навыки самостоятельного психоанализа, мы можем определять причины своих негативных состояний и удовлетворять запросы соответствующих векторов, тем самым достигая психологического комфорта и удовлетворенности жизнью.
Когда это происходит, вопрос о «неправильных» векторах снимается сам собой.
Цитаты с форума на портале:
«Огромной радостью для меня была возможность узнать себя и понять свои особенности и истинные желания. Я осознала, что мною руководили навязанные социумом желания, которые не приносили мне удовлетворения. Мои истинные желания были мне не ведомы, а отсутствие реализации отзывалось во мне душевной болью. Я искала свое дело и свое истинное предназначение очень долго. Только после прохождения тренинга я проснулась к новой жизни. У меня наконец заблестели глаза, и я поняла, что жизнь не закончилась, что я могу быть полезна обществу и счастлива от реализации своих природных желаний. Появился большой стимул и соответственно возможности и энергия. Я четко увидела сферу своей деятельности, свою реализацию. Это такое счастье, знать себя и двигаться в правильном направлении».
«Вводные бесплатные лекции мы слушали вместе. После них не осталось сомнений относительно векторов мужа. Он сам согласился, что все так). Анальный вектор!
Дальше весь тренинг я слушала одна.
Постепенно, уже в процессе тренинга, я стала смотреть на мужа совершенно по-другому. У меня возникло понимание его природы, сложился пазл анального вектора. Вместе с ложным ожиданием ушла досада и внутренний упрек на мужа, который так или иначе прорывался в раздражении в голосе. И на который он вновь и вновь реагировал обидой, даже не понимая иногда, что именно его задевает.
Параллельно с этим у мужа появилась стабильная работа по основной профессии и еще вторая работа, реализующая его истинные свойства — золотые руки, мастер своего дела, перфекционизм. Это сразу отметили клиенты. Внезапно он сделал совершенно неожиданную вещь. Он завел инстаграм и стал продвигать свои услуги там. Это было неожиданно, потому что для анального вектора все новое — выход из зоны комфорта. И он сделал это! Ради меня, ради дочки. Его доходы выросли».
«Все оказалось очень просто, смысл — в реализации. Об этом говорят и философы, и психологи, но как понять, что именно реализовывать? Идти по жизненному сценарию, который нам диктуют родители, общество, или найти свой собственный путь? А как понять, что именно этот путь правильный для меня?
На тренинге понимаешь, что нужно реализовывать не амбиции кого-то, а то, что задано природой. Именно здесь я научилась осознавать себя, свои желания. А когда пришло осознание себя, пришло умение чувствовать других людей, понимание, что они другие, с их собственными реализациями, темпом жизни, проявлениями. И это стало восприниматься не аксиомой, а пониманием, почему это так.
Это не тренинг «успеха», но осознавая и реализуя свои истинные желания, я стала успешней и счастливей».
Векторы, стройсь!
Разобрались с происхождением векторов, а тут новая загвоздка — верхних без нижних не бывает! Так что если есть у кого верхний вектор, то такой человек уже сразу является как минимум двухвекторным. А их ведь, что верхних, что нижних, у современных людей еще и не по одному — вот вам уже и многовекторность — полиморфизм.
Когда-то жизнь на планете началась с живой клетки. Почему бы этой жизни было не остаться одноклеточной вместо того, чтобы развиваться до сложноорганизованных высших животных? Однако эволюция вела ее по пути усложнения и привела к появлению человека, обладающего уже не только животным телом, но и не физическими составляющими — сознанием и психикой.
На этом эволюционный процесс не завершился, теперь он продолжается на уровне психики и сознания. Поэтому как когда-то на смену одноклеточной жизни пришла многоклеточная, так и на смену одновекторным людям пришли многовекторные.
Кроме того, сама окружающая среда, темп и образ жизни серьезно меняются. От натурального хозяйства и племенного общества мы поднялись к научно-техническому прогрессу и международному сотрудничеству, от сельского существования перешли преимущественно к городскому. Поэтому одного вектора, которого хватало когда-то землепашцам или скотоводам, для сегодняшней жизни уже недостаточно.
Современный мир ежедневно ставит перед человеком самые разнообразные задачи, для решения которых ему требуется широкий перечень свойств, и обеспечить их может только сочетание различных векторов.
Замысел природы предполагает их мгновенную переключаемость, означающую, что в любой ситуации человек непроизвольно задействует свойства именно того вектора, который справится с ней оптимальным образом.
Например, многие современные городские жители являются носителями и кожного, и анального векторов.
Их свойства противоположны и при полноценном развитии могут давать человеку колоссальные преимущества. Скажем, в стрессовой ситуации, когда нужно быстро принимать решения и действовать, на первый план выходит кожный вектор, так как стресс для него — фактор тонизирующий и повышающий его эффективность (в отличие от анального, которого он вгоняет в ступор и лишает способности что-либо соображать и делать). А если необходимо выполнить кропотливую работу, требующую вдумчивости и сосредоточенности, то эстафету принимает анальный вектор — сама внимательность и аккуратность (в отличие от кожного, который быстро заскучает и бросит дело на полпути).
Однако, как говорится, ни один план не выдерживает столкновения с реальностью. Подобная переключаемость возможна, только если все имеющиеся у человека векторы одинаково хорошо развиты. К сожалению, подобное встречается не так часто, как хотелось бы.
Как уже говорилось выше, ребенок становится человеком только под воздействием других людей. При всеобщем незнании устройства психики и законов ее развития в деле воспитания детей мы бредем вслепую без компаса и карты. Мы ориентируемся на свое личное восприятие действительности (хотя зачастую и себя толком не понимаем), а ведь оно может в корне отличаться от того, которое заложено в нашем ребенке. Тянемся за советами детских психологов, но их рекомендации универсальны, а никакого универсального ребенка на свете не существует, каждый ребенок — это набор разнообразных свойств, обусловленных сочетанием его векторов.
Поэтому те векторы, для развития которых в детстве имелась благоприятная среда, становятся опорными, наиболее задействованными в повседневной жизни. Прочие развития недополучают и отходят на второй план. Соответственно, человеку не удается полноценно использовать весь заложенный в его психике потенциал.
Существуют также априори доминантные векторы, их особенности раскрываются на полном тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Бывает и такое, что вследствие психологических травм или фрустраций векторы находятся в неблагоприятном состоянии и реагируют не на «свою» ситуацию либо демонстрируют свои качества со знаком «минус».
Снова возьмем для примера кожно-анального человека, с которым на практике может происходить следующее:
— вся нагрузка приходится на опорный вектор, поэтому кожно-анальный человек в любой ситуации ведет себя или как чисто кожный, или как чисто анальный, серьезно теряя в эффективности;
— когда необходима скорость и энергичность, по анальному тормозит, а когда требуется усидчивость и тщательность, по кожному бьет копытом;
— на стрессовую ситуацию реагирует по-кожному, но не продуктивными действиями, а бесполезной суетой и мельтешением, а в ситуации, когда нужно проявить качества анального вектора, демонстрирует не ответственность и аккуратность, а боязнь приступить к делу и тягу к его необоснованному откладыванию.
Эти процессы протекают непроизвольно и бессознательно, не предоставляя нам возможности расставить векторы в оптимальном порядке и пускать их в дело по собственному усмотрению.
Когда мы узнаем свойства своих векторов и определяем их текущие состояния, то в конкретных обстоятельствах можем отслеживать, какой вектор и как именно принимает в них участие. Таким образом, не только наше бессознательное, но и сознание становится задействованным в происходящем, получая тем самым возможность разумно влиять на переключение векторов.
Результатами приобретения данного навыка делятся слушатели тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана (цитаты с форума на портале):
«Перестала оттягивать время на работе в решении каких-то внезапно возникших вопросов, звоню сразу, спрашиваю, узнаю и горжусь собой, что не откладываю в долгий ящик и потом не ищу виноватых, если я сама и была причиной своей нерасторопности и лени, научилась быстрей переключаться в многозадачности, узнала и осознала свой кожный вектор, поняла его преимущества, я неимоверно рада, что он у меня есть!»
«…Научилась переключаться в кожу, начинать кожей. Ну или я стараюсь всегда в кожу переключиться, начать кожей, потому что анальный не тот, кто начинает) он тот, кто перфект заканчивает. Обожаю свою анальность, она все заканчивает и много делает, но начинать, понимаю, надо другим вектором, кожей».
«Во время прохождения тренинга поняла особенности векторов и их сочетания. Научилась переключать свои свойства по ситуации — когда нужно делать работу качественно и неторопливо и когда необходимо быстро реагировать, переключаться и выполнять задание быстро. С радостью и без откладываний принимаюсь за новое дело».
Корректор: Наталья Коновалова
благодарю, очень интересно