Клаустрофобия
Настоящая клаустрофобия — явление настолько редкое, что врачи, принимая пациентов, жалующихся на боязнь закрытых пространств, за годы работы могут не встретить ни одного настоящего уретрального невротика! И чаще всего под диагноз «клаустрофобия» попадают пациенты, не имеющие к нему никакого отношения: диагноз, который ставится зрительным людям, ошибочен.
Как страшно жить умереть!
Что такое клаустрофобия? Если не знаешь, спроси у Гуглa!
Википедия услужливо подсказывает, что:
«Клаустрофо́бия (от лат. claustrum — «закрытое помещение» и др.-греч. φόβος — «страх») — психопатологический симптом, фобия замкнутых или тесных пространств. Считается, наряду с агорафобией, одним из самых распространенных патологических страхов».
Тут же имеется маленькое дополнение:
«Для снятия проявлений клаустрофобии обычно используются антидепрессанты».
Кто-то для лечения клаустрофобии предлагает менее радикальные методы, например гипноз, постепенное погружение в стрессовую ситуацию:
Шаг 1. Сконцентрировать взгляд в какой-нибудь точке.
Шаг 2. Незамедлительно начать глубоко, ровно, но часто дышать.
Шаг 3. Если хорошо развита фантазия (а она развита), представить себе лестницу и мысленно, не переставая глубоко дышать, начать считать ступеньки.
Сколько продержится пациент на такой терапии, неизвестно. Подобных способов масса. И они бы могли помочь, если бы не одна проблема. То, что сегодня в обиходе называется клаустрофобией… не является клаустрофобией.
Обратная сторона страха
Настоящая клаустрофобия — это невроз в уретральном векторе. Явление настолько редкое, что врачи, принимая пациентов, жалующихся на боязнь закрытых пространств, за годы работы могут не встретить ни одного настоящего уретрального невротика! Потому что к врачу такие не ходят, они предпочитают места погорячее. И чаще всего под диагноз «клаустрофобия» попадают пациенты, не имеющие к нему никакого отношения.
Например, такие: мягкие, добрые, сочувственные, умные. Только боятся очень. Боятся летать самолетом, ездить поездом, паука, который может упасть ночью на лицо, боятся, что обрушится внезапно потолок, прохожей, которая не так посмотрела, и, конечно, боятся замкнутого пространства — ездить в лифте, например. Да мало ли чего еще можно бояться!
В народе есть поговорка: от любви до ненависти один шаг. При нормальном развитии и жизненной реализации зрительные люди любят все и вся. Сострадание, эмпатия — это самые радостные переживания, доступные такому человеку.
Любовь воспринимается людьми как противоположность ненависти, злобе. В каком-то смысле это верно, ведь зрительная часть человечества и призвана своей деятельностью понижать общую человеческую неприязнь, злобу. Зрительность — это антиживотное, антиненависть, антизлоба.
Но если мы говорим о самом зрительном человеке, то противоположностью любви является страх. Зрительные дети — самые пугливые, если не сказать единственные пугливые. И очень впечатлительные. Когда-то перманентный страх за свою жизнь был оправдан. Кругом бродили дикие звери, такой страх был залогом выживания всей группы людей.
Однако сегодня подавляющее большинство людей доживает до глубоких седин и угроза смерти не довлеет над нами с такой очевидностью. В современных условиях зрительные люди могут развиваться в состояние перманентной любви, ведь любовь, сострадание — это обратная сторона страха в зрительном векторе.
Ужас смерти
Откуда берутся, казалось бы, на ровном месте все эти страхи, фобии? Дело в том, что каждый из восьми психотипов — векторов в системно-векторном психоанализе — подразумевает под собой строго определенные желания.
Так, в зрительном векторе есть необходимость наполнять свою поистине гигантскую (по сравнению с остальными) эмоциональную амплитуду. Проще говоря, зрительному человеку необходимы эмоции, и чем ярче — тем лучше.
Развитый зрительник наслаждается от любви. В любви нет ограничения — люби хоть весь мир! Люби каждую травинку, каждый лучик солнышка! Каждого человека!
Иное дело — страх. Если чувства не получили должного выхода, если зрительнику не хватает эмоций — вследствие малоразвитости или отсутствия реализации в подходящей сфере, а может быть, в условиях стресса, — то человек начинает бессознательно искать страх. О каком именно страхе идет речь? Страх потерять кошелек? Страх не справиться с задачей? Провалиться на экзамене? Нет! В зрительном векторе — страх смерти.
Попытки лечиться от страха антидепрессантами, нейролептиками, гипнозом бессмысленны. Даже осознавая, что нет опасности в том, чтобы проехаться в лифте или пройти в толпе людей, даже научившись бороться или вообще не испытывать какой-то конкретный страх, фобию, человек находит себе другой. Это бег на месте — человек сам бессознательно ищет страх, который доставляет ему же сильнейшие страдания...
Я тебя люблю боюсь!
Единственный способ по-настоящему избавиться от страха — это поставить на его место любовь. Но как это — любить? То чувство, которое я испытываю, — это любовь? Или я ошибочно полагаю, будто люблю, но на самом деле пребываю в плену заблуждения?
Иногда можно наблюдать зрительных девочек, которые выбирают себе не того мужчину, которого они смогут любить, а того, рядом с которым им будет не так страшно. В этой разнице между страданием от страха смерти и его отсутствием человек ощущает облегчение. Кажется, будто человек приятный, будто любишь. Но это страх! Более того, в отдельных случаях такая форма отношений угрожает жизни мужчины, за которым его зрительная подружка пытается спрятаться от самой себя, ведь она все равно желает эмоций… И она будет искать опасностей, но уже рядом с ним.
Зрительные люди боятся не замкнутых помещений, не скоплений людей. Метро, пауки, открытые пространства, закрытые пространства — это все ни при чем, это только формы, в которые облачается страх смерти. Зрительный человек боится не полета в самолете, а того, что этот самолет упадет и разобьется. Смерть!
Нет страха перед замкнутым пространством — есть страх смерти, образный зрительный ум подскажет, подбросит картинку того, что же может случиться.
Таким образом, диагноз, который ставится зрительным людям, ошибочен. И методы лечения ошибочны, так как антидепрессанты убивают не только тревожность, они гасят эмоции, что есть суть зрительного вектора. Человек перестает ощущать не только негатив, но и позитив — радость, любовь. Нужно же понимать, кого и чем лечишь. А гипноз и самовнушение в лучшем случае борются с симптомом, но не с его причинами.
Я тебя боюсь люблю!
Иногда зрительные терапевты умудряются научить зрительных же пациентов, клиентов бороться со страхом как надо — научают любить. Через себя, через свое внутреннее понимание страха, а не при помощи методик и лекарств.
Вы испытываете страх? Вам тревожно? Представьте себе, что на месте этих чудовищных страданий может быть любовь — чувство той же силы, только с обратным знаком, плюс вместо минуса!
А как любить? Как мне любить всех этих скотов, уродов? Они же животные! Как часто мы разочаровываемся в людях, как часто нам причиняют боль… И ведь никто не хочет зла! Спросите любого человека — никто не имеет в виду ничего дурного, все хотят счастья! Все!
Но мы ошибаемся, ищем счастье там, где его нет, попутно доставляя неприятности окружающим нас людям. Способ покончить с этими ошибками есть — это понимание себя. Понимание своих свойств и желаний дает возможность совершать минимум ошибок. Осознание — хороший шаг в сторону любви, прочь от страха.
Корректор: Веронника Бриггида
Благодарю за статью!)
У меня нет явной клаустрофобии: типа лифтов или самолётов. Более того, риск жизни меня привлекает, могу ходить "по краю" и получать от этого адриналиновое удовольствие. Но в детстве (мне было лет 9 ) я с другими людьми застряла в лифте на последнем этаже, мужчины пробовали что-то сделать, пробовали открыть двери лифта, но не помогло. Я тогда попала в состояние аффекта и умудрилась руками раскрыть двери лифта. В 14 лет я вновь попала в неприятную ситуацию в лифте (попытка изнасилования), но у меня опять включилось состояние аффекта и всё было в порядке. В обычной жизни у меня страх подписания контрактов (официального замужества, трудового контракта), в прошлом не могла долго жить на одном и том же месте, мне нужны были постоянные передвижения, что-то новое. Мысль о контракте до сих пор вызывает то самое ощущение, которое у меня было в застрявшем лифте...а если таки подписываю контракт, то появляется сильная тяга разорвать образовавшуюся связь. Другими словами, у меня клаустрофобия повседневности, однотипной ходьбы по кругу, из которой появляется чрезвычайно сильная тяга выскочить, и пойти в новое (сопровождается очень неприятными ощущениями как во время токсикоза беременности). Причём, в одиночестве у меня нет повседневности, мне интересно проводить время с самой собой, клаустрофобия повседневности возникает в присутствии других людей (личных партнёров, на работе), с которыми надо взаимодействовать, но само взаимодействие превращается в какое-то раздражение от однообразия.
***********
Сделала тест на векторный анализ - оказалась уретральным вектором. Читала про себя и смелаясь до слёз насколько точно :) Нет у меня клаустрофобии, у меня есть нехватка стабильности. Энергии много, идей много, постоянная потребность в адреналине, а застревание на одном месте вызывает приступ "токсикоза". Хотя именно стабильность мне и надо развивать, иначе ничего толком не доводится до конца: постоянные прыжки с одного на другое и одновременное ведение нескольких дел, что затягивает результат из-за отсутствия фокуса.
Я отключила телевизор, чтобы не слышать ужасных новостей каждый день, не видеть этих надоевших рож. Я записалась на курсы вокала, мне это помогает пока. Тренажёрные залы, салоны красоты, магазины не помогают избавиться от чувства того, что чего-то не хватает в жизни. Я знаю, чего мне не хватает, но сделать ничего не могу.
А если человек испытывает чувство, противоположное клаустрофобии? Любит закрытые тёмные места. Я вспоминаю себя ребенком, помню, в шкаф иногда забирался, иногда под диван. Под диван залез от большого стресса, узнав очень тяжёлую новость. А в шкаф частенько лазил даже сам не знаю почему. Однажды там заснул, меня искали, думали, что пропал. Как это объяснить?
Это звуковой вектор любит в в темноте, в тишине, где-нибудь в шкафу, или в кладовке
Ооо.. Меня из-за этого не понимали и не понимают. Считают психом. "Нормальные люди в шкафу не сидят!!!"- кричит анальная мама..>< Ругаются родители.
Я часто просто даже на полу лежу. Мне нравится. Я могу на ночь расстелить кровать, а уснуть на полу.. И не могу объяснить, отчего! Ну хочется так.
Правда теперь я начинаю чуть-чуть понимать, почему, изучая СВП..)))
Фобии - это плохо. Каждая из них связана со страхом смерти. Слышала, что люди добровольно закапывают себя в землю, чтоб избавиться от страха, а надо вего лишь полюбить и перестанеш боятся.
Это что же надо сделать с уретральником, чтобы вогнать его в невроз? При всей зрительной фантазии не могу себе представить.
А наши страхи - это да! Уж мы-то найдём чего побояться - комнаты страха, фильмы ужасов и так далее. Только потом думаешь "и зачем всё это было?", нет удовлетворения. А вот привезёшь детям в интернат подарков, мелочи какие-то - альбомов с красками (что же ещё зрительники привезут?!), книжек, фломастеров, мультиков, конфет и печенья, такая радость, просто жить хочется!
Честно говоря, я думала, что все фобии - в зрительном векторе. Истинная клаустрофобия в уретральном векторе? Интересно, никогда об этом не думала...
Фобии как различные вариации зрительного страха смерти - это да, только в зрительном векторе. А такие вещи, как та же клаустрофобия в уретральном - это из разряда так называемых "родных" страхов в векторах. Как в звуковом векторе - страх сойти с ума, например.
Любовь побеждает страх. Такие поступки совершаешь в порыве любви! Нет ни капли страха. Лишь потом мелкая дрожь в руках и пульсирующая мысль в висках: неужели я это сделала? Смогла у двух хулиганов сумкой отбить бомжа...
Оля, какая Вы молодчинка!!! Удивили Вы меня своим поступком!))
О как... То есть если человек страдает клаустрофобией, стало быть он уретральник-невротик? Я не говорю про лифты... :) И чего ждать от такого субъекта?
Еще хотел уточнить насчет страха, как противоположности любви - вроде бы все в точку. Человек изначально любит окружающий мир: природу, животных, людей - потому что он никого и ничего пока не боится. Поскольку не было негативного опыта. Его никто не бил, не кусал, и не пугал громом с молнией.
А почему тогда маленькие дети пугаются лая собак и громких звуков (того же салюта?). Звуковой вектор?
Спасибо, Виктор! Классная статья!
Как говорится:волков боишься,в лес не ходи...Главное,разобраться в причине страхов.Всё имеет причино-следственную связь.Мы видим страх-это следствие какой-то причины,которая возникла с нами ,при чём,в глубоком детстве,чаще всего.Разобравшись в этом,мы начинаем понимать себя и перестаём прятаться от наших страхов.Чтобы избавиться от страхов,надо идти туда,где нужна наша помощь,забыть о себе и начать думать о том человеке,который нуждается в помощи и делать то,что необходимо в этом случае.Через сострадание мы приходим в любовь,которая нам необходима для того,чтобы избавиться от страха.Любовь всегда первична ,а объект любви-вторичен.Чаще всего мы прячемся от страха за любимым человеком.Хорошо,когда он нас, наши страхи и тревоги понимает, и старается нас поддержать, помогая в избавлении от них своей любовью и заботой,но,бывает по-всякому.В любом случае,человек должен научиться сам проявлять заботу о себе самом,а чтобы избавиться от страха за свою жизнь,страха смерти,нужно проявлять заботу и внимание к тем,кто рядом,к тем,кто в этом нуждается,нужно научиться любить,через себя и своё внутреннее понимание страха.
Я вот раньше думала, что вожди ничего не бояться. Возможно - понижения в ранге. Но ведь верно, клаустрофобия, - это тоже их страх. Они не могут быть ограничены пространством, потому что движение вперед - их миссия. Поэтому очень важно различать страхи по векторам, иначе освободиться от них будет невозможно.
Бывает и так: боишься, боишься... и привыкаешь :( Живешь со страхом внутри, не лезешь никуда, дома сидишь, бережешь себя... Но это же не жизнь! Особенно когда узнаешь, что в потенциале твой зрительный вектор может быть самым жертвенным, самым бесстрашным, самым... самым сострадательным! Вот тогда и узнаешь себя. И хочешь развиваться :) Спасибо за чудесную статью!
Когда боишься не за себя, противный, липкий страх смерти отползает. Любовь и сострадание - главное лекарство от страха.
Я панически боялась затопленных пещер. И раньше - лифтов.
После тренинга - лифтов не боюсь вообще. А к пещерам отношусь философски, с тем, что меня туда не занесет.
Вообще, интересное начало: у нас все лечат антидепрессантами и непонятными рекомендациями, методиками. Смешные люди.
"Иногда можно наблюдать зрительных девочек, которые выбирают себе мужчину не того, которого они смогут любить, а того, рядом с которым им будет не так страшно".
Для человека со зрительным вектором любовь первична, объект любви вторичен. Поэтому выбрав "не того", с вашей точки зрения, мужчину, она будет его любить. Избавится ли она при этом от страха? Не факт. А вот помочь ей в этом мужчина может, если знает не только то, что она трусиха, но и как ей помочь.
Виктор! - Вы, вроде, о клаустрофобии "грозились" написать - судя по названию?! И - где?... (В смысле - что же СВП под клаустрофобией понимает, и почему она у уретрального вектора только может быть))
Так о ней и написано. В тексте все есть. То, что люди принимают за клаустрофобию, таковой не является. В уретральном векторе клаустрофобия - невроз.
Все остальное - зрительные страхи, которые могут встречаться в той или иной форме.
Так как с запросом на клаустрофобию в подавляющем большинстве случаев стучатся именно зрительники, то ответ - для них. Для зрительных людей, чтоб не путались и знали, что с этим делать.
А уретральный вектор - отдельная тема. Невроз, в том смысле, как он понимается в Системно-векторной психологии, не лечится. Если человека задавили так сильно, что он стал невротиком, то это навсегда. Поэтому работаем для тех, кому можно помочь, а сведения об уретральных невротиках могут быть интересны, в основном, узким специалистам.
Клаустрофобия... Это - лифт, в который я ни за что не пойду - он закрыт со всех сторон и, если кабина остановится, я просто задохнусь от ужаса... Это - метро, особенно, когда поезд останавливается в тоннеле, и явственно ощущаешь всю мощь давящих стен подземелья... А если еще вырубается свет - то все, конец. Главное - удержаться и не заорать во всю глотку. Потому что страшно.
Клаустрофобия... Это было мое. Недавно вошла в лифт (правда, не одна - до этого пока дело не дошло), но "сохранила лицо" и страх был не столь фатальным, как раньше, до тренингов...
Зачастую, испытывая страх, мы пытаемся спрятаться от него. Выключаем телевизор, не ездим в лифте, не встречаемся с людьми... И только глубже увязаем в трясине страхов. Понимание глубинных причин страхов - та самая поддержка, которая помогает зажить полной жизнью!
Понимание себя приходит, если не прятаться от жизни и от страха. Идти туда, где нужна помощь. Или работать там, где требуется выражать ежедневно сострадание, сочувствие, любовь к людям. А не сидеть с собачкой пред телеыизором.