Когда страсть убивает. Красота и уродство парных отношений на примере фильма Романа Полански «Горькая Луна»
Действия фильма «Горькая Луна» Романа Полански происходят в начале 90-х в Париже. Одноименный роман Паскаля Брюкнера, по мотивам которого был снят фильм, писался еще в 70-е. Но и в том, и в другом случае западный мир уже вовсю жил ценностями эпохи, которую Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет как кожную фазу развития человечества...
Они были друг от друга без ума. Они не могли ни минуты прожить в разлуке, но все не просто закончилось – все обесценилось, обернувшись своей темной стороной. «Помнишь ту карусель?» – говорит она ему, неподвижно лежащему в гипсе после недавно перенесенной травмы, намекая на карусель в парке, где счастливые и влюбленные, они так трогательно и нежно тянули друг другу руки, и он впервые произнес три заветных слова… Вот и сейчас она протягивает ему руку для прощания, но чтобы подать ей в ответ свою, он должен встать, а в его случае это небезопасно… Еще чуть-чуть и… Вот он, беспомощный, лежит на полу, а та, что когда-то так любила его, что готова была на любые унижения, лишь бы быть рядом, самодовольно улыбается, не скрывая своего торжества. Дальше – новая операция, новый реабилитационный период и… Снова она:
– У меня для тебя две новости… Первая – ты навсегда парализован ниже талии.
– Ладно, а какая же хорошая?
– Это как раз была хорошая. А плохая – то, что теперь я займусь тобой!
Взгляд из рая, обернувшийся пустотой
Действия фильма «Горькая Луна» Романа Полански происходят в начале 90-х в Париже. Одноименный роман Паскаля Брюкнера, по мотивам которого был снят фильм, писался еще в 70-е. Но и в том, и в другом случае западный мир уже вовсю жил ценностями эпохи, которую Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет как кожную фазу развития человечества. Все больше людей отказываются от долговременных брачных союзов с общим бытом, взаимными обязательствами и рождением детей в пользу одинокой жизни и непродолжительных, ни к чему не обязывающих сексуальных связей.
Не является исключением и американец Оскар. Ему скоро 40, и благодаря нежданно свалившемуся на него богатству, кажется, наконец-то появилась возможность осуществить давнюю мечту – стать писателем. Вдохновленный примером Хемингуэя и других известных литераторов прошлого, Оскар переезжает в Париж, но его успехи на литературном поприще, прямо скажем, никакие.
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, литературный талант – одно из проявлений звукового вектора. Прежде чем вернуться к нашим героям, поясним – психика человека может включать в себя от одного до восьми векторов. У современного городского жителя их, как правило, от трех до пяти.
Звуковой вектор, необходимый для писательской работы, у Оскара есть, но этого недостаточно. В развитом состоянии звуковик ощущает все человечество, как единое духовное целое, но об Оскаре этого сказать нельзя. Его звук (звуковой вектор) слишком эгоцентричен, слишком зациклен на себе и собственных состояниях, чтобы талантливо и достоверно описывать судьбы и переживания других людей. Вдобавок ему недостает усидчивости и упорства, свойственного людям с анальным вектором, и ежедневному труду он предпочитает вечеринки и кратковременные любовные похождения.
Здесь дает о себе знать его кожный вектор – один из четырех так называемых нижних векторов (наряду с уретральным, анальным и мышечным), отвечающих за либидо. Кожное либидо – не самое сильное, но по иронии судьбы именно кожные мужчины чаще всего имеют славу записных ловеласов. От природы такие люди не доминантны, но стремятся компенсировать это за счет карьерных достижений, любят соревноваться и побеждать – они исключительно амбициозны. Если же карьера не задалась, то единственным способом самореализации остается погоня за сексуальным разнообразием – немыслимые позы, изощренные техники и, конечно же, ни о какой верности единственному партнеру не может быть и речи.
Вдобавок это масса впечатлений и новых эмоций, насыщающих зрительный вектор нашего героя, через который он пытается черпать вдохновение для литературных сюжетов.
Однако настоящая встреча с судьбой ожидала Оскара вовсе не на шумной вечеринке, а ранним утром в парижском автобусе. Встретившись на несколько минут, будущие страстные любовники, искалечившие друг друга, тотчас же расстались. Но, проявив необычайное упрямство, Оскар все-таки отыскал Мими в огромном городе.
«Судьба подарила мне взгляд из рая... Она была сама свежесть и невинность, непостижимый сплав сексуальной зрелости с детской невинностью, поразившей моё усталое сердце, уничтожившей разницу в возрасте...»
Мими чуть за двадцать. Она работает официанткой, а в свободное время занимается танцами. Казалось бы, со своим природным набором свойств девушка просто обречена на счастье в любви…
Так, кожно-зрительная связка векторов дарит своей обладательнице сексуальную раскрепощенность и нежное, чувствительное сердце, способное к сопереживанию и установлению тесной эмоциональной близости с партнером. В то же время анальный вектор наделяет ее постоянством в чувствах и привязанностях, желанием создать традиционную семью и жить вместе долго и счастливо. Именно это ее качество, попранное и неоцененное по достоинству, оборачивается впоследствии своей темной стороной – мстительностью и жестокостью. Человек с анальным вектором никогда ничего не забывает… Он может годами жить с ненавистным партнером, получать мрачное наслаждение, унижая и издеваясь, но скорее умрет, чем разорвет этот тягостный для обоих союз. Так в итоге и случилось, ну а пока…
Оскар и Мими влюблены и безмятежно счастливы. Они сутки напролет не покидают квартиры, занимаясь любовью.
Все же, иногда выходя на улицу, они гуляют по парку, держась за руки, как подростки, целуются на скамейках возле собора Парижской Богоматери, кружатся на каруселях – и кажется, в целом мире не найти людей счастливее. Это тот самый блаженный период, когда люди буквально без ума друг от друга. Под действием феромонов партнер кажется идеальным, никаких отрицательных черт в нем мы не видим. Кажется, так будет всегда, но период биологического влечения конечен – он длится максимум три года, и если за это время люди не сумели сблизиться на эмоциональном и духовном уровне, отношения обречены на провал. Обычно эмоциональный тон в отношениях задает женщина, и Мими пытается выстроить с Оскаром эмоциональную связь, читая его рукописи, спрашивая о людях, о которых он пишет, но эти вопросы только раздражают его. «Я люблю тебя и люблю все, что ты делаешь!» – восторженно говорит девушка, отрывая взгляд от очередной рукописи. Но с позиции эгоцентричного звука ее суждения кажутся Оскару примитивными, а его зрительный вектор слишком слабо развит, чтобы искать тесного эмоционального контакта.
«Лицо Мими все еще хранило тысячи загадок, а её тело – тысячи сладких обещаний. Но в глубине души копился неясный страх, что наши отношения уже перевалили через вершину и теперь будут катиться неуклонно вниз».
Так и случилось. Когда все сексуальные эксперименты, на какие только хватило воображения, были испробованы, стало ясно, что эти двое – абсолютно чужие друг другу люди. По мнению Оскара, расставаться нужно на пике страсти, чтобы не портить красивую романтическую историю безобразными сценами. Тем не менее открыто сказать Мими, что больше не любит ее, ему не хватает решимости, и он делает все, чтобы девушка сама порвала с ним. Сначала холодность, потом насмешки и пренебрежение и вот, наконец, долго сдерживаемое раздражение выплескивается в откровенную агрессию.
Понимая, что больше не нужна любимому, Мими все-таки уходит, но – ненадолго…
Терпение и труд… счастье не вернут!
Избавившись от надоевшей возлюбленной, Оскар с головой погружается в пучину развлечений, однако все оказалось не так просто, как он думал. Для человека со зрительным вектором разрыв эмоциональной связи, пусть и выстроенной не до конца, в одностороннем порядке – огромный стресс, под воздействием которого зрительная любовь скатывается в свою противоположность – страх. Ну а для обладателя анального вектора прекращение любых, даже безнадежно исчерпавших себя отношений – непоправимая трагедия, и все это вместе привело Мими к жестокой и разрушительной любовной зависимости. Она никак не хочет оставить бывшего возлюбленного в покое. То и дело звонит ему, говоря, что ей страшно, караулит его на лестничной площадке, и, в конце концов, Оскар сдается…
«Дай мне последний шанс. Я готова жить с тобой на любых условиях, на любых! Я готова выдержать всё, лишь бы быть с тобой. Можешь кричать на меня. Можешь бить. Можешь спать с другими женщинами. Мне все равно, только прошу тебя...Не прогоняй меня! Даже если ты меня больше не любишь, оставь меня здесь из жалости…»
Видя, что «расстаться цивилизованно» не получится, Оскар превращает жизнь бывшей возлюбленной в ад. Не имея в своем векторальном наборе анального вектора, склонного в плохих состояниях к садизму, он не получает удовольствия, унижая Мими. Единственная его цель – это чтобы она по доброй воле убралась восвояси и не мешала ему жить, как он хочет. Он умышленно называет ее в постели чужими именами, приводит домой других женщин, перед которыми постоянно выставляет Мими на посмешище, но не так-то просто сломить анальное упрямство! Она меняет прическу, чтобы стать более «уютной» и домашней, пытается научиться готовить его любимые блюда, но все это вызывает у Оскара лишь новую волну неприязни.
И даже после аборта, который Оскар вынуждает ее сделать и который, как выяснилось впоследствии, стал причиной бесплодия, Мими все еще верит, что они могут быть счастливы вместе!
Видя, что другие методы бессильны, Оскар обещает Мими романтическое путешествие, но за несколько минут до вылета буквально сбегает с самолета, оставляя ее одну.
Круг замкнулся
«Я бросил Мими не ради какой-то одной женщины. Я обменял ее на всю женскую половину мира и решил наверстать упущенное. Я валялся в женской плоти, как свинья в луже, прыгал из одной постели в другую, торопливо хватал всё, что давалось в руки. Каждый день обещал новый кратковременный сексуальный опыт, чем короче, тем лучше. Каждый раз, глядя в глаза очередной женщине, я видел в них отражение следующей».
Так прошло два года, в течение которых Оскар окончательно распрощался с писательскими амбициями, хотя прежде литературные неудачи ужасно мучили его, и как любой нереализованный звуковик он даже думал о суициде.
Однажды, будучи навеселе, он попадает под машину. К счастью, травма оказывается достаточно легкой, никакие жизненно важные органы не задеты, и очень скоро он может вернуться к столь полюбившейся ночной жизни, но тут – появляется она! Такая же прекрасная, как и в первый день их встречи, но былой детской наивности в глазах больше нет и в помине. Всякому терпению приходит конец, и теперь ее любовь обернулась ненавистью. По ее вине Оскар получает еще одну травму, на этот раз куда более серьезную. Нет ничего страшнее для мужчины, чем невозможность близости с женщиной, и именно эта участь постигла его!
А что же Мими? Утратив способность иметь детей и навсегда став заложницей тяжелого любовного опыта, она уже никогда не будет прежней. Все, что ей остается – это скоротечные романы и, конечно же, месть!
Навсегда прикованный к инвалидной коляске, Оскар теперь куда более зависим от нее, чем она от него когда-то. В отличие от Оскара, для которого насмешки и издевательства были лишь способом разорвать надоевшие отношения, Мими как обладательница анального вектора получает истинное наслаждение, мучая его. Она делает ему уколы грязной иглой, кормит невкусной пищей, купает в холодной воде, оставляет одного на целую ночь, но этого ей мало.
На день рождения она с недвусмысленным намеком дарит ему пистолет. Она приводит домой своего нового бойфренда и занимается с ним любовью чуть ли не на глазах у Оскара… Казалось, это должно было добить несчастного инвалида, но… как ни странно, этот эпизод наполняет их отношения новым смыслом.
Не состоявшись как писатель, Оскар становится режиссером… любовных похождений своей жены! Да-да, вскоре после этого они официально стали супругами!
С тех пор, где бы они ни появились вдвоем, Мими проявляет себя как кожно-зрительная женщина в состоянии войны. В древние времена, когда первобытное войско отправлялось на войну, такая женщина неизменно шла рядом, даря свои феромоны всем подряд, возбуждая в мужчинах готовность к совокуплению, а значит – и к убийству.
Вот и Мими дразнит своей красотой всех, кто встречается на пути, выбирая из них очередную жертву. А муж помогает ей в этом!
Здравый расчет против плотских страстей
В отличие от Оскара и Мими, которых свела вместе страсть, англичане Найджел и Фиона, прожившие семь лет в браке, явно соединили свои судьбы на почве взаимной выгоды и комфорта. Люди с полностью одинаковыми нижними векторами (а в их случае это кожа) никогда не будут испытывать сумасшедшего влечения друг к другу, однако такой рациональный союз может быть вполне прочным и длительным.
Он – кожный звуковик. В определенных состояниях такие люди вообще не имеют плотских желаний, из них получаются монахи-отшельники, лидеры религиозных сект, проповедующих воздержание, одинокие философы.
Она – кожно-зрительная в состоянии мира. С древнейших времен и по сей день такие женщины прячут от окружающих свои феромоны и, не имея собственных детей, создают эмоциональные связи с чужими, исполняя в обществе роль учителей и воспитательниц. Так, Фиона в считаные секунды подружилась с маленькой индийской девочкой Амритой, хотя своих детей у нее нет, и она, похоже, не очень-то от этого страдает.
Развязка
Встреча двух супружеских пар происходит на корабле, совершающем круиз по Средиземному морю. Чтобы внести новизну в свой размеренный союз, Найджел и Фиона отправляются в Индию, а Оскар и Мими просто жаждут приключений…
В качестве очередной жертвы парочка выбирает Найджела. Оскар заманивает его в свою каюту и потчует откровениями о своих отношениях с женой, не утаивая самых интимных подробностей. В конце концов, они добиваются своего – Найджел влюбляется в Мими, но та неожиданно отказывает ему, вступая в любовную связь… с его женой!
На этом Оскар, чья звуковая нехватка никуда не делась и все это время продолжала расти, решил поставить точку и не нашел ничего лучше как застрелить Мими, а затем себя из ею же подаренного пистолета.
Потрясенные Найджел и Фиона, на чьих глазах происходит двойное убийство, получают сильнейшую эмоциональную встряску, и это сближает супругов, но надолго ли?
Выход есть!
«Так что же? – воскликнет читатель, – и страстный роман, и ровные, спокойные отношения – все в равной степени обречено на провал, и нет никакой надежды? Стоит ли тогда вообще пытаться создать пару?»
Наоборот, только в прочных и длительных парных отношениях человек может в полной мере реализовать себя, раскрыть все свои таланты и способности.
Будущее за союзами, основанными на тесной эмоциональной связи, интеллектуальном и духовном родстве. Именно такой союз делает людей по-настоящему близкими, а сексуальные отношения, даже спустя много лет, не перестают искриться новыми красками. По-настоящему узнать себя и любимого человека поможет тренинг по системно-векторной психологии. Начните с бесплатных онлайн-лекций.
Статья сквозит защитой Мими и порицанием Оскара. Тут хорошо расписана неразвитость главного героя, а про героиню - вот как-то ни слова, хотя она тоже "хороша"... Оскар хоть что-то пытается делать - писать книги, размышлять, а Мими живет сплошь и полностью инстинктами, не думает о будущем, не понимает, что такой мужчина к ней может остыть, если давать ему только однобокий секс. "Любовь Мими, попранная, не оцененная по достоинству"..." Да какая там любовь, если она делает его инвалидом, а затем издевается???
О том, что Фиона не хочет детей - ну с чего вы взяли? Только потому, что об этом ни слова в фильме? Может, как раз хочет, раз с девочкой общается? Просто этому Найджеллу сто лет не упало потомство (вот он как раз тоже не развит), а Фиона во многом идет у него на поводу...
И о векторах Мими: не кажется ли, что как-то много сексоголизма для кожного и аналького векторов? Может, там как-то и уретральный затесался?
спасибо за фильм и спасибо за системный взгляд с точки зрения СВП!!!!!
хочется просто оставить благодарность за фильм. фильм с точки зрения СВП не хороший и не плохой на мой взгляд! Он настоящий и в нём нет фальши.
Спасибо за интересную подачу разбора!) обязательно посмотрю этот фильм!)
Фильм раньше не смотрела. Интересно теперь с системной точки зрения!
Статью прочитала на одном дыхании! Непременно посмотрю фильм с системно-векторным прицелом. Спасибо автору за наслаждение!
Автору браво! Статья - просто не оторваться, как будто фильм смотришь. Удивительные повороты сюжета жизни героев показаны через призму системно-векторного психоанализа