Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Когнитивные нарушения — как улучшить память и внимание

Когнитивные нарушения у людей со звуковым вектором часто ассоциированы с депрессивными расстройствами и мигренями. При депрессии утрачивается интерес к какой-либо деятельности, страдает направленность психической деятельности, внимание блуждает, человек живет как во сне, мало что запоминая...

В психиатрии и неврологии снижение когнитивных функций рассматривается в рамках психоорганического синдрома, дементирующего процесса, тревожных и депрессивных расстройств и других психических нарушений.

Последние годы растет интерес к так называемому синдрому субъективных когнитивных нарушений, который диагностируется при наличии стойких жалоб на снижение памяти и внимания при отсутствии какого-либо заболевания или патологического состояния и при нормальных показателях когнитивных тестов.

У человека нарастает ощущение, что он поглупел, стал с трудом вспоминать нужную информацию и воспринимать новую, в то время как окружающие не замечают в нем каких-либо изменений. Данные жалобы приводят к тягостным переживаниям, снижают качество жизни и являются большой проблемой, несмотря на сохранность повседневной и профессиональной деятельности таких людей.

Почему страдает память

Когнитивные функции человека являются основой его восприятия. Память — это способность запечатлевать, сохранять, накапливать и воспроизводить полученную информацию (знания, умения и навыки). На свойства памяти отдельного человека влияют как врожденные особенности векторов его психики (в анальном, кожном, зрительном и других векторах память разительно отличается), так и заболевания центральной нервной системы и соматические заболевания, нарушения сна, утомление, интоксикации, тревожные и депрессивные расстройства, хронические стрессы, кратковременные сверхстрессы, при которых очень тяжелое переживание вытесняется, и так далее.

Важно заметить, что на запоминание и воспроизведение информации напрямую влияет направленность психической деятельности. Непроизвольное запоминание неточно и может быть искажено. Произвольное же запоминание сопровождается активным вниманием, оно избирательно, целенаправленно и зависит от особенностей функции внимания у конкретного человека.

При наличии звукового вектора ослабление активного внимания играет большую роль в формировании синдрома субъективных когнитивных нарушений.

Внимание и виды невнимательности

Внимание — это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, а также действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. Именно внимание задает избирательность отображения в сознании объектов восприятия, отбор значимых и игнорирование несущественных объектов, удержание и сохранение требуемой психической деятельности.

Выделяют пассивное (непроизвольное) и активное (произвольное) внимание. Пассивное внимание работает независимо от усилий человека и привлекается как внешними (звук, свет, запах), так и внутренними (интерес, необычность) факторами. Активное внимание зависит не от внешних или внутренних факторов, а от поставленной задачи и напрямую связано с волевым усилием человека.

Выделяют также внешнее внимание, направленное на явления внешней среды и свои внешние действия, и внутреннее внимание, направленное на собственные мысли и переживания.

У людей со звуковым вектором фокус внимания может значительно смещаться на внутренние переживания, что обуславливает трудности в работе активного внимания и сосредоточения. Также у звуковиков могут отмечаться наплывы мыслей, ощущение утраты контроля над мыслями и сознанием, вследствие чего снижается способность сосредотачиваться на чем-то внешнем, ухудшается память.

При этом именно человек со звуковым вектором может быть настолько поглощен объектом сосредоточения, что не замечает ни шума, ни других отвлекающих факторов.

Когнитивные нарушения фото

Сниженное внимание

Встречаются разные варианты ослабления и снижения объема внимания.

При длительных стрессах и переутомлении у всех людей нарушаются когнитивные функции, страдает способность сохранять направленность внимания, активное внимание истощается, в процессе работы падает его интенсивность, порой становится невозможна продуктивная деятельность. Ослабление внимания отмечается при астенических состояниях.

При невротических и тревожных расстройствах внимание характеризуется повышенной отвлекаемостью с непроизвольным сосредоточением на случайных и нейтральных раздражителях.

У людей со звуковым вектором может отмечаться рассеянность, при которой со стороны человек выглядит забывчивым и сам может жаловаться на нарушения памяти, но при этом всегда помнит то, что для него интересно и важно, — так называемая «невнимательность ученого».

Невнимательность у звуковиков особенно касается бытовых вещей и другой субъективно неинтересной информации. Однако при возникновении интереса к «звуковой» теме (космос, массовые катастрофы, конец света) такой звуковик мгновенно сосредотачивается и демонстрирует полную сохранность когнитивных функций.

Усиленное внимание

Внимание может быть не только ослаблено, но и усилено, причем часто односторонне. При сужении объема внимания отмечается патологическое сосредоточение, когда содержанием сознания преимущественно становятся впечатления, имеющие индивидуально-личностную значимость.

Например, при ипохондрическом расстройстве человек чрезмерно сосредоточен на своих болезненных ощущениях и том, что имеет непосредственное отношение к его здоровью. Усиление внимания может проявляться в виде зацикливания на мысли или образе, и они начинают занимать в сознании незаслуженно большое место. При высокой интенсивности и концентрации внимания эти мысли приобретают навязчивый характер.

Содержание навязчивых мыслей отражает типичные особенности векторов человека — например, мысли о событиях прошлого могут отмечаться у людей с анальным вектором, тревожные мысли у людей со зрительным вектором и так далее.

Обратимость когнитивных нарушений

Сознание, интеллект, мышление — эти категории сверхценны для человека со звуковым вектором. Обладая изначально высоким уровнем интеллекта и развитым сознанием, звуковик ощущает даже малейшие изменения умственной работоспособности. И поэтому так мучается при, казалось бы, незначительном ухудшении памяти и внимания, которые не фиксируются когнитивными тестами.

Оставаясь когнитивно сохранными, звуковики склонны переоценивать свои когнитивные проблемы, в то время как пациенты с объективными нарушениями памяти и внимания часто недооценивают их.

Синдром субъективных когнитивных нарушений может стать достаточным основанием для обращения к врачам и прохождению обследований, но, кроме симптоматического лечения и наблюдения за состоянием, медицина ничего не может предложить таким людям.

Только в звуковом векторе существует разделение восприятия на внутреннее (мое Я) и внешнее (мир вне меня). Если у звуковика длительно преобладает внутренний фокус внимания, он сосредоточен на своих мыслях и переживаниях, это приводит к накапливанию нереализации свойств вектора, что в конце концов приводит к нарастанию болезненных состояний в звуковом векторе.

Когнитивные нарушения у людей со звуковым вектором часто ассоциированы с депрессивными расстройствами и мигренями. При депрессии утрачивается интерес к какой-либо деятельности, страдает направленность психической деятельности, внимание блуждает, человек живет как во сне, мало что запоминая. Такие когнитивные нарушения напрямую зависят от состояний звукового вектора и в значительной степени обратимы.

Как улучшить память и внимание фото

Как показывает практика, навык сосредоточения внимания и память можно восстановить на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Сами по себе занятия создают предпосылки к смещению фокуса внимания вне себя и устроены таким образом, чтобы звуковик в любом состоянии мог слушать занятия с меньшими усилиями. На тренинге меняется восприятие, изменяются состояния в звуковом векторе, из болезненных становятся более здоровыми, уменьшаются наплывы навязчивых мыслей, упорядочивается мышление, проходит депрессия, возвращается интерес к жизни, внимание становится более устойчивым и активным, улучшается запоминание информации. Хорошая умственная работоспособность способствует реализации звукового вектора и является профилактикой плохих состояний.

«Одним из главных результатов тренинга я считаю восстановление моих умственных способностей, моей способности концентрироваться, доводить мысль до конца...»

Александр Кутернин, студент IT-факультета Торонто, Канада

«Улучшилась концентрация, мне нужно гораздо меньше времени, чтобы воспринять ту или иную информацию».

Дарья Кузницына, студентка, Санкт-Петербург

«Увеличилась работоспособность и уменьшилась усталость на работе, стал делать больше запланированных задач, перестал откладывать на завтрашний день, и что самое интересное улучшилась память, перестал забывать...»

Александр Кушнир, pr-менеджер в ресторане, Санкт-Петербург

«Стал внимательнее и более сосредоточенным. Раньше, бывало, читал книгу, произнося про себя предложения, а смыслы куда-то улетали...»

Ильшат Габдуллин, инженер, Москва

«Я начал воспринимать информацию на слух, то есть смысл того, что до меня хотят донести. До тренинга по СВП у меня это очень слабо получалось… Я слушал информацию, но у меня в это время была куча несвязных мыслей, которые мне мешают сосредоточится и понять сказанное».

Иван Мартехов, Минск, Беларусь

«Улучшилось усвоение информации...»

Чаты лекций Первого уровня

Список литературы:

  1. П. И. Сидоров, А. В. Парняков, «Введение в клиническую психологию», учебник для студентов медицинских вузов, «ГЭОТАР Медиа», 2010 г.
  2. «Клиническая психология» под редакцией Б. Д. Карвасарского, «Питер», 2019 г.
Автор публикации: Екатерина Крестникова, врач психиатр, психиатр-нарколог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 117237 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 117237 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X