Когнитивные нарушения — как улучшить память и внимание
Когнитивные нарушения у людей со звуковым вектором часто ассоциированы с депрессивными расстройствами и мигренями. При депрессии утрачивается интерес к какой-либо деятельности, страдает направленность психической деятельности, внимание блуждает, человек живет как во сне, мало что запоминая...
В психиатрии и неврологии снижение когнитивных функций рассматривается в рамках психоорганического синдрома, дементирующего процесса, тревожных и депрессивных расстройств и других психических нарушений.
Последние годы растет интерес к так называемому синдрому субъективных когнитивных нарушений, который диагностируется при наличии стойких жалоб на снижение памяти и внимания при отсутствии какого-либо заболевания или патологического состояния и при нормальных показателях когнитивных тестов.
У человека нарастает ощущение, что он поглупел, стал с трудом вспоминать нужную информацию и воспринимать новую, в то время как окружающие не замечают в нем каких-либо изменений. Данные жалобы приводят к тягостным переживаниям, снижают качество жизни и являются большой проблемой, несмотря на сохранность повседневной и профессиональной деятельности таких людей.
Почему страдает память
Когнитивные функции человека являются основой его восприятия. Память — это способность запечатлевать, сохранять, накапливать и воспроизводить полученную информацию (знания, умения и навыки). На свойства памяти отдельного человека влияют как врожденные особенности векторов его психики (в анальном, кожном, зрительном и других векторах память разительно отличается), так и заболевания центральной нервной системы и соматические заболевания, нарушения сна, утомление, интоксикации, тревожные и депрессивные расстройства, хронические стрессы, кратковременные сверхстрессы, при которых очень тяжелое переживание вытесняется, и так далее.
Важно заметить, что на запоминание и воспроизведение информации напрямую влияет направленность психической деятельности. Непроизвольное запоминание неточно и может быть искажено. Произвольное же запоминание сопровождается активным вниманием, оно избирательно, целенаправленно и зависит от особенностей функции внимания у конкретного человека.
При наличии звукового вектора ослабление активного внимания играет большую роль в формировании синдрома субъективных когнитивных нарушений.
Внимание и виды невнимательности
Внимание — это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, а также действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. Именно внимание задает избирательность отображения в сознании объектов восприятия, отбор значимых и игнорирование несущественных объектов, удержание и сохранение требуемой психической деятельности.
Выделяют пассивное (непроизвольное) и активное (произвольное) внимание. Пассивное внимание работает независимо от усилий человека и привлекается как внешними (звук, свет, запах), так и внутренними (интерес, необычность) факторами. Активное внимание зависит не от внешних или внутренних факторов, а от поставленной задачи и напрямую связано с волевым усилием человека.
Выделяют также внешнее внимание, направленное на явления внешней среды и свои внешние действия, и внутреннее внимание, направленное на собственные мысли и переживания.
У людей со звуковым вектором фокус внимания может значительно смещаться на внутренние переживания, что обуславливает трудности в работе активного внимания и сосредоточения. Также у звуковиков могут отмечаться наплывы мыслей, ощущение утраты контроля над мыслями и сознанием, вследствие чего снижается способность сосредотачиваться на чем-то внешнем, ухудшается память.
При этом именно человек со звуковым вектором может быть настолько поглощен объектом сосредоточения, что не замечает ни шума, ни других отвлекающих факторов.
Сниженное внимание
Встречаются разные варианты ослабления и снижения объема внимания.
При длительных стрессах и переутомлении у всех людей нарушаются когнитивные функции, страдает способность сохранять направленность внимания, активное внимание истощается, в процессе работы падает его интенсивность, порой становится невозможна продуктивная деятельность. Ослабление внимания отмечается при астенических состояниях.
При невротических и тревожных расстройствах внимание характеризуется повышенной отвлекаемостью с непроизвольным сосредоточением на случайных и нейтральных раздражителях.
У людей со звуковым вектором может отмечаться рассеянность, при которой со стороны человек выглядит забывчивым и сам может жаловаться на нарушения памяти, но при этом всегда помнит то, что для него интересно и важно, — так называемая «невнимательность ученого».
Невнимательность у звуковиков особенно касается бытовых вещей и другой субъективно неинтересной информации. Однако при возникновении интереса к «звуковой» теме (космос, массовые катастрофы, конец света) такой звуковик мгновенно сосредотачивается и демонстрирует полную сохранность когнитивных функций.
Усиленное внимание
Внимание может быть не только ослаблено, но и усилено, причем часто односторонне. При сужении объема внимания отмечается патологическое сосредоточение, когда содержанием сознания преимущественно становятся впечатления, имеющие индивидуально-личностную значимость.
Например, при ипохондрическом расстройстве человек чрезмерно сосредоточен на своих болезненных ощущениях и том, что имеет непосредственное отношение к его здоровью. Усиление внимания может проявляться в виде зацикливания на мысли или образе, и они начинают занимать в сознании незаслуженно большое место. При высокой интенсивности и концентрации внимания эти мысли приобретают навязчивый характер.
Содержание навязчивых мыслей отражает типичные особенности векторов человека — например, мысли о событиях прошлого могут отмечаться у людей с анальным вектором, тревожные мысли у людей со зрительным вектором и так далее.
Обратимость когнитивных нарушений
Сознание, интеллект, мышление — эти категории сверхценны для человека со звуковым вектором. Обладая изначально высоким уровнем интеллекта и развитым сознанием, звуковик ощущает даже малейшие изменения умственной работоспособности. И поэтому так мучается при, казалось бы, незначительном ухудшении памяти и внимания, которые не фиксируются когнитивными тестами.
Оставаясь когнитивно сохранными, звуковики склонны переоценивать свои когнитивные проблемы, в то время как пациенты с объективными нарушениями памяти и внимания часто недооценивают их.
Синдром субъективных когнитивных нарушений может стать достаточным основанием для обращения к врачам и прохождению обследований, но, кроме симптоматического лечения и наблюдения за состоянием, медицина ничего не может предложить таким людям.
Только в звуковом векторе существует разделение восприятия на внутреннее (мое Я) и внешнее (мир вне меня). Если у звуковика длительно преобладает внутренний фокус внимания, он сосредоточен на своих мыслях и переживаниях, это приводит к накапливанию нереализации свойств вектора, что в конце концов приводит к нарастанию болезненных состояний в звуковом векторе.
Когнитивные нарушения у людей со звуковым вектором часто ассоциированы с депрессивными расстройствами и мигренями. При депрессии утрачивается интерес к какой-либо деятельности, страдает направленность психической деятельности, внимание блуждает, человек живет как во сне, мало что запоминая. Такие когнитивные нарушения напрямую зависят от состояний звукового вектора и в значительной степени обратимы.
Как показывает практика, навык сосредоточения внимания и память можно восстановить на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Сами по себе занятия создают предпосылки к смещению фокуса внимания вне себя и устроены таким образом, чтобы звуковик в любом состоянии мог слушать занятия с меньшими усилиями. На тренинге меняется восприятие, изменяются состояния в звуковом векторе, из болезненных становятся более здоровыми, уменьшаются наплывы навязчивых мыслей, упорядочивается мышление, проходит депрессия, возвращается интерес к жизни, внимание становится более устойчивым и активным, улучшается запоминание информации. Хорошая умственная работоспособность способствует реализации звукового вектора и является профилактикой плохих состояний.
«Одним из главных результатов тренинга я считаю восстановление моих умственных способностей, моей способности концентрироваться, доводить мысль до конца...»
«Улучшилась концентрация, мне нужно гораздо меньше времени, чтобы воспринять ту или иную информацию».
«Увеличилась работоспособность и уменьшилась усталость на работе, стал делать больше запланированных задач, перестал откладывать на завтрашний день, и что самое интересное улучшилась память, перестал забывать...»
«Стал внимательнее и более сосредоточенным. Раньше, бывало, читал книгу, произнося про себя предложения, а смыслы куда-то улетали...»
«Я начал воспринимать информацию на слух, то есть смысл того, что до меня хотят донести. До тренинга по СВП у меня это очень слабо получалось… Я слушал информацию, но у меня в это время была куча несвязных мыслей, которые мне мешают сосредоточится и понять сказанное».
«Улучшилось усвоение информации...»
Список литературы:
- П. И. Сидоров, А. В. Парняков, «Введение в клиническую психологию», учебник для студентов медицинских вузов, «ГЭОТАР Медиа», 2010 г.
- «Клиническая психология» под редакцией Б. Д. Карвасарского, «Питер», 2019 г.