Конфликты на работе. Причины и тактика действий
Наверно, нет таких людей, которые бы не сталкивались с конфликтами в коллективе. Это всегда неприятно и зачастую плохо влияет на атмосферу в команде, вызывая отторжение к работе. Однако конфликты — неотъемлемая часть нашей жизни, и чтобы справляться с ними, нужно обладать знаниями прежде всего о психологии человека. Ведь участники конфликта — это всегда люди со своим поведением, ценностями, желаниями, образом мыслей.
Тренинг «Системно-векторная психология» описывает психику каждого человека через его вектора и дает нам систему координат, которая позволяет точно увидеть причины возникновения конфликтов и способы выхода из них.
Но прежде — о неприязни
Причины конфликтов могут быть самые разнообразные: непонимание друг друга, несогласованность действий, неумение решать проблему мирным путем, договариваться. Но как бы это ни выглядело в каждом конкретном случае, если конфликт не разрешается конструктивным способом, значит, в основе его лежат внутренняя неудовлетворенность человека и его неприязнь к другим. По сути, это два в одном — наша внутренняя неудовлетворенность проявляется в неприязни к другим.
Неприязнь к ближнему родилась вместе с человеком. Ведь с древних времен мы конкурируем за пищу в своем стремлении выжить. Для этого первобытному человеку приходилось ограничивать свое добавочное желание к пище в условиях ее нехватки (ведь только совсем недавно голод перестал быть для человека проблемой). Ограничение добавочного желания стало причиной возникновения неприязни. Чтобы добыть себе пищу, несмотря на неприязнь, приходилось коллективно выходить на охоту, сублимируя добавочное желание в общественно полезную деятельность. Охота была прототипом хождения на работу — современного способа добыть «мамонта». А еще из века в век человек наращивал культурный слой, который сдерживает неприязнь и хранит человеческий вид от истребления.
Наша психика — это наши внутренние желания. Психика развивается на удвоении желаний. И сейчас объем наших желаний настолько увеличился, что культурного слоя становится недостаточно, чтобы сдерживать неприязнь. Ведь по мере роста желаний растет и неудовлетворенность от отсутствия воплощения желаний, а с этим увеличивается и неприязнь.
Человек создан, чтобы получать наслаждение, которое заключается в полноценной реализации его врожденных желаний и свойств. Если этого не происходит, он испытывает страдание. Не зная, как избавиться от этого страдания, человек ищет причину вне себя в других людях, обвиняя их в своих бедах. Так рождается конфликт.
Мы конфликтуем по-разному
Попробуйте немного отстраниться от конфликта и понаблюдать, как ведут себя люди в этой ситуации. Системно-векторная психология дает возможность вынести из таких наблюдений массу полезного.
Обладатель кожного вектора мгновенно возгорается, но так же быстро и отходит. Ему как с гуся вода — он не обидчив. Польза-выгода — его ценности, а какая польза от обиды?
Представитель зрительного вектора в конфликте очень эмоционален, может даже расплакаться от избытка чувств. Он давит на чувства, на отношения, то есть высказывается не по существу вопроса: «Почему вы так со мной разговариваете?! Почему вы так ко мне относитесь?!» Его на самом деле больше всего волнуют отношения между людьми, эмоциональные связи.
Звуковик избегает конфликтов, потому что считает себя выше этого. А кроме того, его чувствительные уши не выносят криков. Разговор на повышенных тонах заставляет его закрыть дверь или отгородиться от мира наушниками. Он сделает все, чтобы уйти от конфликта, если это только возможно.
Хуже всех переносит конфликты человек с анальным вектором. Он чувствует себя глубоко ущемленным в своем чувстве справедливости, долго обижается и даже может мстить. Во время конфликта он может до бесконечности отстаивать свою правоту, не желая принимать другую точку зрения, не желая увидеть ситуацию под другим углом. Поэтому ему бывает очень сложно выйти из конфликта из-за отсутствия гибкости и желания доказать, что он прав во всем.
Но у всех у нас есть общая проблема, которая не дает завершить конфликт конструктивно: непонимание других людей. Почему они так себя ведут? Почему наши действия вызывают такую неожиданную реакцию? Ведь мы же совсем не то имели в виду!
Понимание других людей, которое дает тренинг «Системно-векторная психология», помогает с достоинством выйти из любого конфликта и даже предотвратить конфликт в самом зародыше! Вот несколько советов, как вести себя во время конфликта.
Не стоит продолжать конфликт:
— С обладателем анального вектора, который пытается оскорбить или унизить другую сторону конфликта, безосновательно раскритиковать и облить грязью.
— Со зрительным человеком, который находится в эмоциональной раскачке, истерике. Такой человек иногда просто пытается привлечь к себе внимание своими выходками. Нужно просто успокоить его. Объяснить, что никто ничего лично против него не имеет, что речь идет о рабочей проблеме.
— С обладателем кожно-оральной связки в неразвитом состоянии с комплексом кверулянта. С этим скандалистом, который устраивает разборки на голом месте, вообще связываться не стоит. Да и не получится — перекричать его не удастся. От одного звука его голоса кровь стынет в жилах. Если в коллективе завелся такой кадр, то рабочий настрой будет трудно удержать. Вот почему руководитель должен обладать системным мышлением, чтобы кверулянты не попадали в коллектив и не мешали его работе.
С такими людьми решать вопрос нужно обходными путями — через вышестоящее начальство или закон. Они не настроены на плодотворное решение проблемы. А лучше отправить на тренинг «Системно-векторная психология», где они смогут разобраться с причинами своих негативных состояний и перестать без нужды конфликтовать.
Можно ли жить без конфликтов?
Мы все очень разные, поэтому при тесном взаимодействии всегда может возникать конфликт интересов, желаний, путей решения задач. Однако совсем не обязательно в каждом случае обострять отношения. Лучше пойти на взаимные уступки и найти общее решение.
Системное мышление помогает это сделать. Обладая знаниями о векторах, мы глубоко понимаем людей, мотивы их поступков. Мы начинаем видеть ситуацию не через себя, а через восемь точек зрения, что делает ее более управляемой. Всегда легче договориться, если общаешься с человеком на его языке.
В коллективе, члены которого обладают системным мышлением, конфликтные ситуации возникают крайне редко. Они лишь проявляют проблему, которую необходимо решить. Почему? Потому что каждый член такого коллектива ощущает себя частью общего процесса, в котором индивидуальные предпочтения подчиняются единой цели. И когда возникает конфликт интересов, то он быстро разрешается. Ведь если каждая клетка организма будет утверждать собственный суверенитет и отстаивать свои права, организм погибнет.
Это понимает каждый человек, прошедший тренинг Юрия Бурлана. Вот что пишут и говорят люди в своих отзывах о том, как им удается справляться с конфликтными ситуациями после прохождения тренинга:
«...Интересные изменения есть, и не только у меня (личное всегда отслеживается труднее), но и у моих коллег. И приятно понимать, что ушли некоторые «заскоки», которые мешали не то что работать, да просто поговорить. Начинались пикировки, кто кого сильней укусит. Складывалось впечатление, что идет борьба за один стул, хотя у каждого была, да и теперь осталась, своя зона ответственности. Еще хуже, когда «мои проблемы важнее, пусть весь мир подождет», и начинались уходы в размышления, оплакивание горестной судьбы, заламывание рук и т.д. Сейчас, понимая с какими людьми мы работаем, проще найти подход друг к другу, договориться о чем-либо. Только теперь начинает получаться работать командой...»
«...В саванне чего только не случалось, но моя неприязнь к людям таяла на глазах. Нет, они не стали лучше, я стала другая… Теперь, когда случаются конфликтные ситуации, одним своим присутствием я их гашу и выруливаю в конструктивное русло.
Мои директора приходили с совещаний злые как собаки, а раз я работаю в «горячей точке», значит я первая на расстрел. Накрученные до предела, по горячим следам они поспешно вызывали меня на ковер, я отвечала на их вопросы, истерика рассыпалась на глазах. Раз — и сдулся шарик. Десяти минут не требовалось, чтобы вопрос был исчерпан, а человек пришел в сбалансированное состояние. Спрашивается, чего они до этого 1,5 часа грызлись на совещании, нервы друг другу мотали?..»
Чтобы не отравлять свою жизнь конфликтами, легко справляться с их последствиями, а также получать больше счастья и удовольствия от жизни, начните изучать человеческую психику. Приходите на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.