Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Кризис трех лет: становление самосознания ребенка. Часть 1

Все психологические новообразования, появившиеся в раннем детстве, прежде всего: первичное овладение речью с развитием способности называть объекты и действия словами, познание свойств и функций предметов, а также все большее физическое отделение от матери и растущая самостоятельность ребенка (в самообслуживании) – все это в период кризиса трех лет приводит к появлению осознания ребенком себя как отделенного от внешнего мира, от других людей. И ребенок всячески утверждается в этом осознании. Он ищет тому подтверждения и даже провоцирует их.

Кратко – о возрастных кризисах

Возрастные кризисы относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного психического развития. В целом возрастные кризисы, которые человек последовательно проходит на протяжении жизни, сопровождаются кардинальными перестройками психики в связи с переходом с одной стадии развития на другую и сменой социальной ситуации развития (Л. С. Выготский), а также – ведущей деятельности (Д. Б. Эльконин).

Суть возрастных кризисов – в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней. Правильное прохождение возрастных кризисов обеспечивает нормальное психическое развитие (в детстве) и удовлетворяющую человека реализацию его свойств и способностей (во взрослом возрасте).

Психологи признают, что проблематика возрастных кризисов в онтогенезе остается актуальной, очень интересной, но не вполне теоретически и экспериментально разработанной.

Психологи – о кризисе трех лет

Кризис трех лет – очень важный период в жизни ребенка. Это довольно непродолжительное время (от нескольких месяцев до одного года), которое разделяет возрастные стадии развития – раннего и дошкольного детства. При общем названии этот кризис у некоторых детей может начинаться в неполные три года. Пока факт более раннего начала кризиса трех лет у некоторых детей только констатируется психологами, но его причины не объясняются.

Все психологические новообразования, появившиеся в раннем детстве, прежде всего: первичное овладение речью с развитием способности называть объекты и действия словами, познание свойств и функций предметов, а также все большее физическое отделение от матери и растущая самостоятельность ребенка (в самообслуживании) – все это в период кризиса трех лет приводит к появлению осознания ребенком себя как отделенного от внешнего мира, от других людей. И ребенок всячески утверждается в этом осознании. Он ищет тому подтверждения и даже провоцирует их.

Характерным признаком такого осознания становится называние себя не по имени, а личным местоимением «я». Ребенок начинает понимать: есть «Я», и есть другие люди, и я могу делать, что хочу я, а не то, что хотят другие люди (мама, папа и пр.).

Это – действенное отделение себя, помогающее ребенку осознавать себя отдельностью от внешнего мира, оно проявляется в «делании наоборот» или «не-делании» того, что велят взрослые. Ребенок становится непослушным, плохо управляемым, противоречит взрослым ради противоречия, даже если его поведение абсурдно и противоположно его истинным, естественным желаниям.

Например, на предложение мамы собираться с прогулки домой ребенок отказывается, вопреки тому, что хочет скорее пойти домой, так как давно проголодался. Желание поступить по-своему оказывается сильнее.

Проблема или виток развития?

Непослушание ребенка воспринимается взрослыми как проблема. Для самого ребенка непослушание позволяет пережить «прелесть и возбуждающую тревожность волеизъявления» в открытом противопоставлении своих желаний ожиданиям взрослых1 – и не единожды, а снова и снова. Чтобы почувствовать это, ребенок говорит: «Я сам», – и затем осуществляет действие по своей воле, испытывая гордость за результат, а точнее – за факт его достижения собственными силами. Ощущать себя источником своей воли – важный момент в развитии самопостижения и самопознания2.

Психологи называют и описывают несколько форм характерного (негативного) поведения ребенка3 в ходе кризиса трех лет:

  • негативизм (стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию);

  • упрямство (ребенок настаивает на чем-то не потому, что действительно этого хочет, а потому, что он это потребовал и не может отказаться от первоначального решения);

  • строптивость (направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет);

  • своеволие (стремление все делать самому);

  • протест-бунт (состояние войны и конфликта ребенка с окружающими);

  • обесценивание взрослого (ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей);

  • деспотизм (стремление заставить родителей делать все, что он требует; по отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность).

Психологи дают рекомендации родителям, как вести себя при том или ином негативном проявлении ребенка. Эти рекомендации, основанные на эмпирическом опыте, остаются отрывочными советами, без системного понимания того, что происходит с ребенком в это время, без объяснения, почему тот или иной конкретный ребенок ведет себя так, а не иначе.

Попытаемся объяснить это с позиций Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Кризис трех лет

«Праздник» непослушания – у каждого свой

Непослушание детей в период кризиса трех лет различается в зависимости от набора врожденных психических свойств (векторов).

Так, ребенок с кожным вектором склонен к капризам и манипуляциям для получения своей пользы-выгоды. Именно с ним «работают» родительские посулы: сделаешь, что я говорю, получишь то-то. Потом он сам начинает выдвигать условия: что именно он хочет получить, если будет слушаться.

Для ребенка с анальным вектором характерно упрямство, отказ что-либо делать, противодействие бездействием. Данные особенности поведения возникают у ребенка, если его мама с кожным вектором (в нереализованном состоянии или стрессе). Такая мама – спешащая и мельтешащая – постоянно торопит свое чадо, подгоняет и ругает за медлительность, используя порой обидные слова, чем окончательно вводит его в ступор.

Ребенок с уретральным вектором при попытках взрослых принудить его к подчинению может демонстрировать возмутительное непослушание, даже хулиганство на основе бессознательного отстаивания своего природного высокого ранга («вождя»), как бы показывая, что ему не могут указывать, он сам решает, что ему делать.

Зрительный ребенок может впадать в сильные эмоциональные капризы с демонстративностью, вплоть до истерик. Как вариант – при связке кожного и зрительного векторов – малыш может устраивать бурные эмоциональные сцены «на людях», чтобы поставить родителей в неудобное положение и этим «рычагом» выторговать у них обещания что-то сделать (прагматичность кожи). Кроме этого, эмоциональная «зрительность» будет проявляться в попытках ребенка получить свое удовольствие из продолжительного «публичного выступления», чтобы привлечь внимание окружающих – «добрых тетенек и дяденек» – которые бы начали его успокаивать, проливая на него водопады внимания и осуждая «бесчувственных» родителей.

Ребенок со звуковым вектором, особенно когда на него кричат или обзывают его унижающими словами, может замыкаться в себе, становиться невосприимчивым. Его нежелание слушать может выразиться в характерном жесте – закрывании ушей руками, что выглядит как демонстративный отказ слушать и слушаться. На самом же деле этот жест – защитная реакция в стремлении ребенка перекрыть звуковой канал, отгородиться от травмирующего его «орущего» внешнего мира.

Ребенок с оральным вектором, с его склонностью к активизации артикуляционного аппарата и голоса, скорее всего, будет кричать (причем его крик почти буквально будет «рвать барабанные перепонки»), он может плеваться, даже ругаться, чтобы обратить на себя внимание родителя, заставить себя услышать (слушать его речи).

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что современные дети – «полиморфы», то есть от рождения им заданы свойства нескольких векторов. Поэтому у ребенка, например, с кожным, анальным, зрительным векторами в кризисе трех лет может наблюдаться комплексное сочетание признаков: и упрямство, и капризы с манипулированием, и истерики с демонстративностью.

С этой точки зрения, у каждого ребенка сочетание негативных проявлений в кризис трех лет – не случайно, а вполне закономерно и индивидуально – в соответствии с природно заданными векторами. Однако негативные проявления векторов могут быть и последовательными: отработав «набор» одного вектора, ребенок переходит к следующему.

Последствия правильного и неправильного прохождения кризиса трех лет

Почему именно мамы?

Известно, что кризис трех лет ребенок проходит не в одиночку, а вместе со своими родителями. Наибольшая тяжесть проблем при этом ложится на плечи мамы. Из-за того, что она в силу возраста ребенка проводит с ним относительно больше времени, чем остальные близкие взрослые. И потому что, как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, именно мама дает ребенку ощущение защищенности и безопасности, закладывая базу правильного психического развития ребенка. Мама может дать это своему ребенку, если сама находится в хорошем – сбалансированном – психическом состоянии.

И наоборот – тревожная, напряженная, внутренне неуравновешенная мама не может дать своему ребенку полноценную психологическую защиту, даже если она будет стараться внешне держать себя в руках и проводить с ним сутки напролет. В данном случае важно не количество проведенного времени с ребенком, а качество внутреннего состояния мамы.

Именно мамы, нуждающиеся в психологической помощи, задаются вопросом (если задаются им вообще), что делать с негативным и своевольным поведением ребенка в период кризиса трех лет.

Кризис трех лет

Сколько детей проходят кризис без проблем?

По данным словаря 1999 года4, около 1/3 детей проходят этот кризис как бы незаметно, без особых проблем, если окружающие взрослые не пытаются подавить ребенка, не сопротивляются (в разумных пределах) проявлениям его самостоятельности. Системно-векторная психология поясняет, что такое благоприятное прохождение кризиса – без острых форм негативного поведения трехлетнего ребенка – имеет место, когда действия взрослого не противоречат природным особенностям ребенка (в силу душевной чуткости родителя или сходства свойств его и ребенка).

Однако сейчас в условиях нарастающего социального стресса доля таких счастливых детей, вероятно, существенно меньше. Тревоги современной жизни не лучшим образом сказываются на мамах, которые, сами находясь в плохих состояниях, не имеют достаточно душевных ресурсов, чтобы обеспечить своим детям ощущение защищенности и безопасности.

Становится понятным, что кризис трех лет можно пройти правильно, т. е. с позитивным развитием самосознания и самостоятельности ребенка, или неправильно, с укреплением негативных способов поведения и различными неблагоприятными последствиями для психики ребенка и его дальнейшей судьбы.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана не останавливается на таком обобщенном понимании проблемы; согласно ее представлениям о векторальных особенностях поведения детей, последствия прохождения кризиса трех лет для разных детей могут существенно различаться.

Как совладать с подвижным ребенком, как успокоить эмоционального, как поощрить замедленного, чтобы не навредить, а помочь правильному психическому развитию малыша в период кризиса трех лет – в соответствии с его природными особенностями? Об этом и многом другом читайте в продолжении статьи.

Часть II. Кризис трех лет: становление самосознания ребенка

Часть III. Кризис трех лет: становление самосознания ребенка

 

1 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. Высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 218.

2 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. Высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 219.

3 Детская психология: Методические указания / Автор-составитель Р. П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – С.14

4 Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. Циркина С.Ю. – СПб: Изд-во ПИТЕР, – 1999. – С. 30-31

Автор публикации: Елена Горшкова, кандидат педагогических наук
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 117237 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 117237 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X