Кумовство, как оно есть у них и у нас
Тема кумовства всегда была одной из самых злободневных и болезненных во всей истории России. Само понятие «кумовство» глубокими корнями уходит в века, когда во избежание утраты богатства, а главное, потери власти, на престол возводили сына, тем самым передавая управление государством по наследству.
Тема кумовства всегда была одной из самых злободневных и болезненных во всей истории России. Само понятие «кумовство» глубокими корнями уходит в века, когда во избежание утраты богатства, а главное, потери власти, на престол возводили сына, тем самым передавая управление государством по наследству.
Выбор наследника не всегда соответствовал требованиям самого государства, давая ему узконаправленное развитие. Никто не думал о народе, выстраивая только линию выживания своего рода. К власти не допускались чужаки, ввести их на престол законодательно не было возможности. В ход пускались всевозможные кровавые перевороты, а по истечении некоторого времени картина с наследованием по крови повторялась.
Единое управление государством по наследству — монархия — давала сбои и вела к негативным результатам, но, узаконенные властью, на престол садились не самые умные детки своих родителей-реформаторов.
Если в западном мире монархия со временем была потеснена конституцией или заменена дуальным управлением и королевский двор практически перестал участвовать в управлении государством, то в России, с ее древними традициями, часть населения по сей день не возражает против реконструкции монархической власти, отыскивая среди ныне здравствующих Романовых «третью воду на киселе». Не важно, что готов сделать новый царь или царица для разрушенной страны, главное, чтобы на престол села новоиспеченная государыня-матушка.
Почему в России существуют такие крепкие привязки к истории, которая давно завершила свой круг, объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, знание которой позволяет разобраться в особенностях российского менталитета и понять, почему у россиян так крепки традиции, любое нарушение которых вызывает гнев, неприязнь и агрессию.
СССР распался, преданный своими руководителями, поставив жителей теперь уже самостоятельных государств перед выбором, как жить дальше. Вынужденная необходимость построения нового общества в России затянулась на целых 20 лет. Россияне, не имея никакого другого опыта, кроме образа жизни, определяемого 70 годами советской власти и абсолютно неверно понимаемыми принципами западной демократии, ринулись все менять на новый манер.
Опыт в том, как «весь мир разрушить», уже был, но праотцы, призывавшие к политическим изменениям в 1917-м, а затем строившие коммунистическое государство будущего из населения, на 90 % безграмотного, опирались на российский уретральный характер и не стремились адаптировать с/хозяйственную страну под кожный западный менталитет.
Созданное за 14 лет из аграрной страны, с преобладающим в ней крестьянским населением, мощное индустриальное государство, просуществовавшее почти три четверти века, обеспечившее каждого его жителя бесплатной медициной, образованием, работой и жильем, пытаются развалить последние 20 лет, называя и перестройкой, и переходом на новые формы управления, и многими другими терминами.
В конце концов перестройка свелась только к потерям и тотальному разрушению народного хозяйства. И это естественно, потому что ценности западного кожного мира никогда не станут близки людям с уретрально-мышечным менталитетом, с одной стороны — их отвергающим, а с другой — пытающимся преломить под свою природную особенность. Не выйдет. Нельзя привить то, что неестественно для природы. Россиянам закон противен. Он никогда не был ими почитаем. Взамен закона всегда была вертикальная власть, несущая справедливость.
Всем известно стихотворение Некрасова «Забытая деревня» — о крестьянах, ожидавших барина, который приедет и рассудит. Только репрессий барина боялись те, кто обижал народ. Барин далеко, и неизвестно, приедет ли вообще когда-нибудь, а повседневные вопросы решать нужно. Вот здесь и начинают закладываться между людьми новые взаимоотношения, которые сегодня, наравне с коррупцией, являются самым мощным якорем, тормозящим любые позитивные изменения в стране. Имя этому тормозу «кумовство».
Традиция кумовства началась с того, что стало популярным среди монархов крестить детей своих слуг. Цари усматривали в этом скорее развлечение, а для простолюдинов это была и высокая честь, и прямая материальная выгода, сводившаяся к получению дорогих подарков, значимых гарантий для крестников. Окрещенные дети фактически становились членами царской семьи, а министерство двора вело строжайший учет и контроль крестников и крестниц высочайших особ. Родитель, чьи дети оказывались государевыми крестниками, получали настолько ощутимые выгоды, что от желающих не было отбоя. На государево имя шли нескончаемым потоком прошения об участии в крестинах.
Подрастающим крестникам в будущем «обеспечивался благоприятный карьерный старт» и «оплачивалось обучение за счет царской семьи». Почуяв свою кожную «пользу-выгоду», предприимчивая прислуга дворянства быстро переняла традицию, которая так и просуществовала до 1917 года. После революции всяческие крестины с прочими религиозными обрядами и праздниками были отменены, а в раннем Советском Союзе — запрещены. Сталин объявил войну против любой коррупции и кумовства в прямом и переносном смысле.
В позднем Советском Союзе к этим традициям вернулись, их закрепили, и в постперестроечный период они наравне с той же коррупцией стали основным регулятором отношений в обществе.
Страна не устает жить с оглядкой на Запад, совершенно не понимая, что россияне, имея свой путь, не способны следовать ни западному, ни восточному клише.
Кумовство в религиозном смысле слова на Западе также распространено благодаря христианству, но оно не дает права «на проталкивание» крестника по служебной лестнице. Однако ряд стран, например современная Италия или Греция, где крепки семейные ценности анально-мышечного менталитета, так же, как россияне, беззастенчиво используют кумовство, становясь одними из самых коррупционных государств в Европе.
На самом деле семейная преемственность, или династия ничего отрицательного не несет до тех пор, пока она не касается творческих профессий и управленческих структур.
Можно в семейном подряде производить продукцию, но нельзя, не имея таланта, только за счет маминых связей сниматься в кино, а за счет папиных — руководить государством или фирмой, заведомо ведя ее в тупик.
Любой предприниматель скажет, что домашний бизнес — это гарантия успеха. Никто не подставит, никто не украдет, деньги распределяются среди своих, а секреты и секретики знают только близкие, связанные круговой семейной порукой люди.
И если россияне выбирают западный путь развития страны, то необходимо знать, что весь Запад живет и работает по другому принципу. Когда сынок, оказывается, не способен перенять семейное дело у отца, то на работу принимается кто-то со стороны. Видя профессионализм и заинтересованность чужака, ему передают бразды правления вместе с семейными ноу-хау, потому что задача владельца бизнеса — сохранить предприятие, в которое было вложено много сил и средств, а не разрушить его. Европейцы и американцы никогда не станут вести бизнес в убыток себе, слишком велика ответственность не только личная, но и общественная, не говоря уже о финансовой. Но все по порядку.
Создание своего дела на Западе отличается от российского. Западные финансовые институты и организации, от которых зависит получение разрешения на ту или иную деятельность, в определенной степени обязывают брать кредиты у банков для инвестирования и вложения денег в предпринимательство.
Даже обычный врач, решивший открыть собственный стоматологический кабинет, не увильнет от необходимости взять кредит в банке для оплаты помещения и покупки или лизинга всей необходимой аппаратуры. Кредитование — один из пунктов предлагаемого для обсуждения со специалистом бизнес-плана.
Здесь на собственных сбережениях не прокатишься, тем более консультанты из организации, выдающей патенты и разрешения на открытие собственного дела, всегда поинтересуются, откуда появились личные капиталы, каким образом накоплены, от кого унаследованы, выиграны в лотерею или... получены от богатого восточно-европейского дядюшки для их официальной отмывки.
В жизни, как известно, случается всякое, но контроль и учет западного кожного общества, у которого закон в приоритете, способен поставить под сомнение любые «упавшие с неба» деньги и налоги, с них выплаченные. Кредитование необходимо потому, что важным правилом в движении денег является принцип, что они должны работать и приносить новые деньги. Так складывается ответственность перед законом.
У россиян ответственность, воспитанная в годы советской власти, с опорой на природный социальный стыд как рычаг управления и один из моральных устоев общества умышленно стерта из сознания. Причиной тому — заведомо ложная дискредитация ее самими же представителями общества, направленная на саморазрушение всеми способами: устно, письменно, визуально, ментально.
Умышленный разрыв понятия «человек и государство», фальсификация того, что для большинства людей на протяжении многих десятилетий являло собой ценность, за которую отдавали жизни, сработали. Приводя к ложным мыслям о том, как можно быть ответственным перед тем, чего нет, или перед тем, что было мифом. Нет больше страны, а вся история ее существования была вымыслом.
Каждая вторая страница в Интернете убеждает современного россиянина в том, что все, что было после 1917 года, — сплошная мифология и обман, а то, как жила Россия до революции, и есть ее подлинная судьба, якобы изломанная и исковерканная большевиками.
Нельзя отрицать множества положительных особенностей, заложенных в характере российского народа. К примеру, доверие, которое оказывали друг другу при заключении сделки рукопожатием. Это было «купеческое слово», которое крепче любого подписанного между партнерами договора, оно скрепляло все условия.
Этим «купеческим словом» и гарантировалась ответственность перед обществом, в котором находился купец. Естественно, что в те далекие времена были архетипичные кожники, готовые «кинуть лоха», но не в таком количестве, как сегодня. Россия большая, и обманщику было где скрыться, сегодня же, наоборот, все воры бегут на Запад в надежде, что он поможет. Это большое заблуждение. В ряде государств Старого Света даже принятие гражданства не делает перебежчика полноправным гражданином, таким, какими являются их коренные жители, и не уравнивает его в правах с этническим жителем.
«Кинуть лоха» на Западе — это значит лишить себя всех контактов, существующих и будущих. Это значит оказаться изолированным в среде предпринимателей, партнеров и клиентов не только самому, но и поставить под удар всех своих близких. В России, с ее пониманием «семья превыше всего», можно отыскать брата, свата или кума, который поможет, поддержит, подтолкнет, примет на работу или закроет дело, начатое прокуратурой. Можно раствориться на ее широких просторах и продолжать дурачить простаков.
Это понятие вколачивается в голову с малолетства. И любой недоросль знает, что, как бы ни сложилась у него судьба и куда бы он ни вляпался, всегда найдется кто-то, кто его «вытащит за уши» или за большие «папины деньги» из любой, самой черной ситуации.
Так оно обычно и происходит. Любой отпрыск состоятельного папаши со связями может безнаказанно совершать преступление, и ему за это ничего не будет, потому что папаша, у которого в милиции кум, а в суде брат, отмажет.
В Европах и Америках молодой человек с раннего возраста учится всего достигать своим трудом и умом. Его, обычно после совершеннолетия, выталкивают из родного дома, в котором есть большой достаток и в котором он мог бы безбедно существовать. Но этот достаток не его заслуга, и поэтому научиться зарабатывать себе на жизнь или учебу в университете он должен сам.
Самостоятельность формирует ответственность за себя и за общество, в котором он живет. Студент понимает, что, начав работать, обязан платить налоги и возвращать деньги, взятые в долг у государства на приобретение знаний. Отчислением налогов западный гражданин регулирует отношения с государством, получая от него определенные гарантии: внутригосударственную защиту, социальный пакет, медицинское обслуживание и пенсионную помощь.
При такой поддержке любые связи и кумовство не только не уместны, но и не предусмотрены. Каждый отвечает самостоятельно за любой проступок или содеянное преступление: в случае административного наказания — своими деньгами, в случае уголовной ответственности — собственной свободой. Никому не хочется покрывать чужие грешки. Тем более что любое прикрытие утаить не удастся. СМИ разнесут эту «благую весть» по всему миру.
Совершив преступление, можно попытаться скрыться, но западный кожный мир настолько мал, что любое негативное действие автоматически включает обманщика в «черные списки» на всем Европейском континенте и далеко за его пределами, особенно сегодня, когда все европейские границы, даже между странами ЕС, имеют электронный контроль.
В изоляции оказываются бывшие политики, получившие свою «пользу-выгоду», но лишившиеся доверия общества. Не смея сунуть носа на родину, эти некогда публичные люди прячутся в странах, где не преследуют за экономические преступления, совершенные по отношению к другим государствам.
Западная мораль не приемлет государственного деятеля с краденой кандидатской или докторской диссертацией. У такого обманщика часто разрушается семья, уходит жена, т. к. не смеет из-за содеянного мужем показаться в обществе. За разводом стоит брачный контракт, иногда способный разорить нерадивого гражданина. Его начинают стыдиться собственные дети, и он остается в одиночестве.
Но самое главное, в западном мире индивидуалистов каждый отвечает только за себя. Здесь нет коллективного менталитета, свойственного россиянам со всеми его плюсами, направленными на выживание стаи, с минусами кумовства и, в худшем смысле слова, семейственности.
Любое продвижение на Западе «по блату» должно давать гарантию «двигающему», что этот «продвигаемый» будет достоин места, которое предполагает занять. Если же на нем оказался оболтус и бездельник, то вся ответственность за его промахи ложится на того, кто его рекомендовал. В кожном мире каждое рабочее место с его зарплатой оценивается в денежном эквиваленте, в пользе и выгодах, приносимых фирме. Растет ее благосостояние — растут зарплаты тех, кто в ней работает, вкладывая собственные усилия, а не числится сотрудником или просиживает рабочие часы, играя с компьютером в карты.
Есть еще одна интересная деталь, позволяющая сравнить две системы: западную и российскую. Если провести определенный мониторинг на активность в Интернете, то легко отследить, что именно на рабочее время приходится наибольший наплыв посетителей в социальных сетях России. В западных компаниях нахождение в Сети строго регламентировано конкретной тематикой и используется только в рамках работы.
Во избежание искушения многие предприятия блокируют сотрудникам доступ в Интернет, ограничиваясь несколькими сайтами.
Принцип кумовства, расцвет которого приходится на последние годы, выявляет всю несостоятельность и еще больше подчеркивает коррупционность системы управления на местах, создает России репутацию третьесортного государства клептократии («власть воров») наравне с самыми бедными странами Южной Америки. Во внешних отношениях коррупция и кумовство формируют самый негативный имидж государству и его народу, а также разъедают изнутри, создавая реальную угрозу национальной безопасности страны.
Россия, согласно особенностям большей части практически неприемлемого для жизни природного ландшафта, на протяжении веков выстраивала структуру власти по вертикальному типу.
Свойства характера россиян, воспитанных в лишениях и трудностях выживания, способны акцептировать только мощную государственную власть, то, что в народе называют «сильной рукой». Все попытки договориться с россиянами по-кожному, т. е. на уровне закона, к успеху не приводят. Россияне не предрасположены и не приучены к закону, а потому даже самый развитый кожник-законодатель никогда у них не будет в чести.
Существует даже в русской литературе множество примеров тому, как практичного и делового человека, как правило, другой национальности, всячески высмеивали и оскорбляли только за его способность и стремление служить букве закона или экономно и грамотно вести хозяйство.
И сегодня, избавившись от гнета советской власти, бывшие советские граждане мечтают строить по-западному свой капитализм «в отдельно взятой стране», но при этом не готовы смириться с особенным поведением и бережливым отношением к деньгам, в первую очередь жителей Европы и Америки.
С одной стороны, россияне мечтают жить, как на Западе, а с другой — отрицают все западные каноны и ценности, на которых базируется западный мир. Это сильнейшее противоречие, мешающее россиянам достойно зарабатывать, спокойно жить, если уж не богато, то во всяком случае безбедно, с опорой на собственную российскую ментальность, которую не нужно ломать, а только и сделать, что понять и принять. Прорабатывается все это на лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Спасибо! Очень хорошая статья. Я недавно смотрела американский фильм, в котором была стандартная история о том, как ребёнок попадает в новую школу, и его, как новичка, начинают обижать. И во показано, как он после физкультуры не находит своей одежды, телефона и ключей от квартиры, собирается и идёт домой в шортах и майке. То есть он никому не жалуется, а решает свои проблемы сам. Наш ребёнок обязательно попросит помощи, даже если не у учителя, то хотя бы у вахтерши. Или сама вахтерша в школе обратит на него внимание и постарается помочь. И не потому наш ребёнок попросит помощи, что наши дети слабаки, а потому что мы привыкли полагаться друг на друга. А вот на самого себя - не очень. А на Западе, действительно, каждый сам за себя.
До системно-векторной психологии вообще не знала что это такое!