Аутизм у детей: как вовремя распознать болезнь и скорректировать развитие ребенка
Каковы причины того, что люди, наделенные философским складом ума и другими незаурядными способностями, теряют контакт с окружающим миром и не могут жить без помощи близких? Почему возникает аутизм и как помочь таким детям?
По оценкам специалистов, статистика диагноза РАС (расстройство аутистического спектра) лавинообразно возрастает на 11–14 % ежегодно во всем мире. Менее 40 лет назад ранний детский аутизм был редчайшим заболеванием: 1 ребенок на 10 000 детей. В 2016 году этот показатель составлял уже 1 из 50. Такая «пандемия» вызывает обоснованное беспокойство специалистов и серьезную тревогу родителей. В этой статье поговорим о том, как вовремя распознать заболевание, можно ли предотвратить детский аутизм и какие методы коррекции могут принести максимальный эффект.
Аутизм: что это за болезнь?
Современные исследователи характеризуют аутизм как «первазивное», то есть всепроникающее, нарушение в развитии ребенка. Действительно, оно затрагивает самые различные сферы жизни малыша. Серьезно страдает способность воспринимать обращенную речь и говорить, нарушается развитие эмоционально-волевой сферы, с большой задержкой формируются социально-бытовые навыки.
Различные формы аутизма придают свои особенности в динамике развития и поведении ребенка. Так, при синдроме Каннера у детей еще в раннем возрасте (3-4 года) проявляется умственная отсталость и серьезные проблемы с речью, общая задержка психоречевого развития. У аутистов с синдромом Аспергера возникновение проблем в адаптации становится заметным позже. Интеллект и речь часто бывают сохранены и даже могут опережать норму, однако при попытках адаптироваться в школьном коллективе нарушения социализации становятся очевидны.
Внешние признаки того, как проявляется аутизм, представляют собой огромную палитру симптомов. Чаще всего можно встретить такие:
-
отсутствие зрительного контакта и эмоциональной реакции на других людей;
-
отсутствие реакции на имя, игнорирование просьб и обращений других людей;
-
существенные затруднения в понимании речи других людей;
-
«ритуальность» в пище, маршрутах, обстановке;
-
моторные аутостимуляции (стереотипные движения);
-
тактильные аутостимуляции (потребность рассыпать крупы, рвать бумагу и т.д.);
-
эхолалия (повторение чужих фраз, слов или частей слов) и речевые аутостимуляции;
-
зрительные аутостимуляции (просмотр предметов «на просвет», манипуляции со светом и тенью и т.д.).
При всей тяжести внешних признаков такого расстройства специалисты признают, что аутистов невозможно приравнять к умственно отсталым людям. Когда-то мир потряс «феномен» Сони Шаталовой, которая, несмотря на диагностированную тяжелую умственную отсталость, поражала своими потрясающими стихами и глубокими философскими мыслями. Сегодня такой феномен далеко не единственный. Он подтверждается крупным исследователем аутизма О. С. Никольской: книга «Слово сквозь безмолвие» содержит ее беседы с пациентом, Николаем Дилигенским. И снова нас потрясает глубочайший внутренний мир аутичного человека, который он не способен выразить устным словом, но пытается передать в письменной форме.
Сегодня в мире достаточно таких «свидетельств от первого лица». Причем большинство аутистов отмечает, что, понимая всю аномальность своего поведения, они не могут с ним справиться. Остановить стереотипные движения по собственной воле. Прекратить речевые эхолалии при всем понимании того, как нелепо они звучат.
Так все-таки, аутист — кто это? Гений или безумец? Каковы причины того, что люди, наделенные таким философским складом ума, не способны на самые простые действия и не могут жить без помощи близких?
Разобраться в этом помогает тренинг «Системно-векторная психология», где Юрий Бурлан детально раскрывает устройство человеческой психики. Это позволяет точно определить, что это за болезнь — аутизм у детей, каковы ее причины и какие методы лечения могут принести реальный результат.
Причины, признаки и симптомы аутизма: точная диагностика
Общей отличительной чертой всех аутичных людей является глубокая погруженность в себя, сосредоточенность на своих внутренних состояниях. Такие свойства характерны только для носителей звукового вектора.
Это природные интроверты, молчаливые, внешне мало эмоциональные. Наиболее восприимчивым сенсором для них является ухо. Нередко у них музыкальный и даже абсолютный слух. От природы им действительно задан высокий абстрактный интеллект и философский склад ума. Однако даже здоровый звуковик может выглядеть человеком «не от мира сего» — например, у него отсроченный ответ: ему нужно время, чтобы вынырнуть из глубины собственных мыслей и состояний.
Аутизм у детей со звуковым вектором развивается в случае, когда чувствительное ухо ребенка подвергается травме в раннем возрасте. Это могут быть громкие звуки и музыка, ссоры и скандалы в семье, оскорбительные смыслы в речи родителей. Попадая в такие условия, звуковой ребенок бессознательно отгораживается от агрессивной среды. Постепенно все глубже уходит в себя, теряя и сознательную, и чувственную связь с внешним миром. Часто именно письменное слово остается единственной связующей нитью таких людей с другими.
Симптомы того, как проявляется аутизм в каждом конкретном случае, зависят от полного набора векторов, заданных с рождения ребенку:
-
Носители кожного вектора (обладающие высокой двигательной активностью и чувствительностью кожных покровов) — могут демонстрировать моторные и тактильные стереотипии, «полевое поведение», гиперактивность.
-
Носители анального вектора (консервативные, с ригидными свойствами психики) — склонны к ритуальности, упрямству, вспышкам агрессии.
-
Обладатели зрительного вектора (эмоциональные, с особой восприимчивостью глазного сенсора) — могут страдать множественными страхами, иметь склонность к зрительным аутостимуляциям.
Добиться успешной реабилитации ребенка можно только при условии точного знания устройства его психики, учета его природных особенностей и свойств. Кроме того, глобальную роль в развитии ребенка играет психологическое состояние матери. Когда она испытывает стресс и любые негативные состояния (страхи, фобии, тяжелые обиды, депрессии) — малыш утрачивает необходимое ему чувство защищенности и безопасности. Его развитие неизбежно нарушается.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет комплексно решать проблему аутизма у детей:
- Мать ребенка полностью восстанавливает свое психологическое равновесие.
- Родители и специалисты, которые заняты реабилитацией ребенка, получают точное знание о его природных свойствах, оптимальной модели воспитания и обучения.
Результативность такого подхода подтверждена результатами о значительных улучшениях в развитии ребенка или даже снятии с него диагноза «аутизм». Смотрите об этом видео:
Аутизм у детей: результаты успешной реабилитации
Понимая психологические свойства ребенка, мама без труда находит к нему подход и добивается успешной коммуникации:
«…вот оно — мой огромный результат — мой сынишка, которому пытались ставить недавно диагноз Аутизм, который получил диагноз AHDS и более 3 лет пил таблетки, которого я вынуждена была 3 года назад отдать в спецшколу! За эти месяцы он вырос, вытянулся, вышел из этого тяжелого состояния! Я стала его понимать — да и он стал просто понимаем всеми! Боже, какое это счастье!!!»
Становится возможным не только нивелировать симптомы, но и предотвратить ситуацию, когда ребенок «уходил в себя»:
«…у ребенка признавали аутизм симптомно. Все прошло как первый снег. Жизнерадостный, общительный ребенок. Легко идет на контакт. Да и еще до 4 лет не говорил. Уже во время прохождения мной тренинга заговорил фразами. Бывает, начинает уходить в себя, но теперь я сразу вижу и исправляю факторы, провоцирующие такие его состояния. Экстравертация подконтрольна полностью.»
Позитивные результаты возникают даже в таких случаях, когда ребенок уже вошел в пубертатный возраст:
«Сыну 16 лет, с 4-х диагноз аутизм, играет на гитаре и виолончели, в этом году пошел в школу после 4-х лет обучения на дому… успешно социализировался, и хотя сосредоточиться еще трудно (раздражает школьный шум), но учится с энтузиазмом и приносит хорошие оценки. Во время прохождения мною тренинга сделал такой прогресс, что его никто не узнает! Завел друзей, активно участвует в жизни класса. Пошел на курсы английского.»
Эффективность тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана подтверждается многочисленными отзывами экспертов: врачей, психологов, педагогов. Ознакомиться с этим можно здесь.
Не все мамы таких детей могут принять свою причастность к такому заболеванию у своего ребенка.
Но кому удается преодолеть это - получают самый большой подарок в жизни - здорового ребенка.
как часто ставится диагноз-аутизм. Для родителей часто это звучит как приговор!И ведь найти хорошего специалиста очень трудно. Спасибо за статью и возможность получить настоящую,квалифицированную помощь! Удачные результаты вдохновляют и вселяют надежду!
Если специалисты не знают что такое ЗВУКОВОЙ вектор, то как они могут диагнозы ставить?
Слышала, что часто ошибочно диагноз "аутизм" ставят многим детям... Интересно, как специалисты по аутизму определяют категории "норма" и "отклонение от нормы"?
Елена, диагноз "аутизм" сегодня целиком находится в руках врачей-психиатров. Никакие специалисты по аутизму не уполномочены его поставить или снять. В целом, это заболевание у ребенка определяют на основе определенного набора симптомов, по классификатору МКБ (международный классификатор болезней). Поскольку официальная психиатрия пока не дает вразумительных объяснений о причинах болезни - то конечно часто бывают ошибочные диагнозы. По сути, любой подобный диагноз маленькому звуковику до 6 лет - ошибка. Психика любого ребенка до 6 лет полностью зависима от материнской. Поэтому когда состояние мамы меняется на тренинге - любые нарушения у ребенка легко уходят. А вот чем старше ребенок - тем больше мы имеем дело с отложенным ущербом. К концу пубертата собственная психика ребенка уже сформирована, и становится автономной от материнской. Поэтому я очень рекомендовала бы мамам таких деток не упускать драгоценное время - и приходить на тренинг. Хотя в СВП есть и такие результаты, когда уже после пубертата наступают улучшения - обычно это связано с тем, что пройдя тренинг, мама меняет подход к уже взрослому сыну или дочери с нарушениями развития. Иначе строит общение с ним, учитывает его природные свойства. И конечно, определенные улучшения в результате этого всегда есть.
Как научили,так и определяют.Что им еще делать.Не знают ведь пока корни такого диагноза.