Мой ребенок хулиган… бить, ругать или сдаваться?
Откуда появляется агрессия у такого желанного, любимого и окруженного заботой ребенка? Почему подросток из обеспеченной семьи, который никогда ни в чем не нуждался, начинает воровать? В чем причина полного отрицания каких бы то ни было правил поведения, отсутствия любых авторитетов и неспособности подчиняться?
Прошло то время, когда любые «отклонения» в поведении ребенка принято было решать с помощью папиного ремня или маминых слез. Теперь это не работает.
Современный ребенок-«хулиган» не видит и не слышит родительских уговоров, игнорирует рекомендации психологов, мнение учителей его не интересует, не боится перспективы попасть во внимание правоохранительных органов, а после физического наказания делает, словно назло еще более вопиющие поступки. Поведение детей последних поколений ставит в тупик не только родителей, но и дипломированных психологов.
Откуда появляется агрессия у такого желанного, любимого и окруженного заботой ребенка? Почему подросток из обеспеченной семьи, который никогда ни в чем не нуждался, начинает воровать? В чем причина полного отрицания каких бы то ни было правил поведения, отсутствия любых авторитетов и неспособности подчиняться?
Ответы на самые сложные вопросы дает системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Во-первых, в подавляющем большинстве ребенок оказывается совершенно обычным, имеющим лишь врожденные особенности психики, чуждые его родителям/воспитателям/учителям/психологам. Если ребенок проявляет асоциальное поведение, тому всегда есть причина, и в этом есть способ разобраться.
Во-вторых, опустить руки можно всегда, но стоит помнить, что до окончания пубертата любую ошибку в воспитании можно исправить, так как продолжается процесс развития психологических свойств личности. Главное, понимать, что коррекция поведения зависит от набора врожденных векторов, для каждого существуют свои методы.
В-третьих, важнее всего это развить ребенка, привить ему культурные ценности и принципы поведения в обществе, научить реализовать себя. Стремиться придерживаться школьных законов можно и нужно, но только не в ущерб развитию его личности.
Как ни печально, но именно дипломированные и заслуженные склонны развешивать детям разнообразные ярлыки, основываясь лишь собственным мнением. Поэтому для начала стоит разобраться, что вкладывается в громкое слово хулиганство? Иногда это означает «не поздоровался», «посмотрел хмуро», «ответил грубо» или что-то в этом роде.
Если же это, действительно, серьезные вещи, вроде драк, порчи имущества, воровства, открытых насмешек или издевательств над другими учениками, тогда ищем причину.
Природное ранжирование в группе
Любой детский коллектив это микромир, репетиция взрослой жизни, тренировка поиска своего места под солнцем, причем борьба и формирование межличностных отношений в такой группе бывает достаточно жестоким процессом.
Каждый человек имеет от рождения свой собственный набор психологических свойств – векторов, согласно которым он ощущает свое место в стае себе подобных и пытается подтвердить свой ранг в коллективе тем способом, до которого успел развиться. В связи с тем, что детство как раз тот период, когда данные свойства только развиваются, способы ранжирования могут быть достаточно примитивными.
Здесь же стоит отметить, что ребенок, лишенный возможности подобной репетиции взрослой жизни, теряет столь важный навык социальной адаптации и начинает проживать эту стадию уже, будучи взрослым.
Драки и прочие выяснения отношений в детском коллективе – явление пусть и неприятное, но неизбежное. Оно требует контроля, а при необходимости и вмешательства внешних сил. Однако делать далеко идущие выводы на основании единичных случаев было бы ошибочно. Сформированный естественным образом коллектив способен дать каждому ребенку намного больше, нежели самое лучшее домашнее воспитание или индивидуальное образование.
Хулиган от противного
Сложнее всего многим педагогам и психологам работать с ребенком, имеющим уретральный вектор. Это те дети, про которых говорят, что он неуправляем, совершенно непредсказуем, открыто игнорирует любые попытки его приструнить, любые попытки наказаний оборачиваются демонстративным нарушением правил и попранием авторитетов.
При этом наблюдается безапелляционный и безусловный авторитет его самого в группе, присутствие особенной харизмы, некого необъяснимого обаяния и притягательности «плохого парня». На самом деле он оказывается достаточно способным и даже талантливым учеником, ему все дается легко, но его поведение сводит на нет все попытки заинтересовать его учебой.
Он способен как завязать драку, так и разрешить любой конфликт в коллективе, он безусловный вождь своей маленькой стаи, способный подтвердить свой высший ранг. Да, он ощущает себя главным, да, он владеет врожденным пониманием милосердия и справедливости, да, он способен взять ответственность на себя за всех, кого считает своими, в его ощущениях он – вождь, сколько бы лет ему ни было. Он физиологически и психологически не может подчиняться, ему это чуждо и неприемлемо, как любому учителю непонятно, как можно не слушать старших.
Ситуация, когда в один класс попадают два уретральных ребенка, заканчивается обязательно дракой, где один доказывает свое превосходство, а второй должен уйти, освободить место. Двух уретральников в одном коллективе быть не может.
Другой вариант асоциального поведения уретрального ребенка случается, когда его пытаются контролировать, как дома, так и в школе. Вызвать на драку директора школы или своего отца не представляется возможным, поэтому в ход идут другие способы доказать свой ранг. Открытое неповиновение, срыв уроков, порча имущества, даже поджег и уход из дома. Попытки контролировать уретрального человечка приводят к тому, что он либо сопротивляется и побеждает, либо уходит искать свою стаю, убеждаясь во враждебности окружающих, пытающихся впихнуть его в свои рамки.
Рожденный, чтобы вести за собой, быть милосердным и справедливым, лишенный амбиций и обидчивости, уретральник в условиях ошибочного воспитания превращается в криминального авторитета. Живущего по своим законам, вопреки всему миру, ведь у него формируется ощущение, что этот мир враждебен.
Скользкий воришка
Другим подозрительно странным вариантом поведения для традиционных учителей может стать кожная гиперактивность. Таким детям иногда кроме ярлыков еще могут выставляться даже врачебные диагнозы и выписываться лекарственные препараты, как ни печально это осознавать. Системно-векторная психология объясняет и наглядно показывает причины и механизм такого явления, как детское воровство, обман, а также состояние гиперактивности.
Ребенок с кожным вектором имеет огромную потребность в движении, его природные потребности это добыть и победить, ему крайне важно быть быстрее всех, хитрее всех, иметь то, что не имеют другие. Интенсивный кожный метаболизм высвобождает большое количество энергии, которая должна быть куда-то потрачена, причем потрачена с выгодой, логически правильным путем. Высидеть спокойно 45 минут для такого ребенка крайне тяжелое испытание, в котором он причем не видит пока собственной выгоды и пользы.
Отсутствие кожного вектора у родителей приводит к сильному непониманию собственного ребенка, его потребностей и желаний, и как следствие, к попытке «успокоить» или перевоспитать под собственные ощущения, взгляды и принципы. В результате кожная гиперактивность проявляет себя, как лавина после прорыва дамбы домашних тотальных запретов. В случае физических наказаний дома мы имеем воровство, как способ выровнять психическое состояние, плюс беззастенчивый обман с целью выгородить себя и избежать наказания. Попытки подставить другого. Все это примитивные, обнаруженные наощупь способы реализовать собственные психологические свойства кожного ребенка.
Физическое наказание для кожника является сильнейшим стрессом, не имеющим никакой воспитательной силы, а только лишь вгоняющим его в состояние дефицита наполнения психологических потребностей, создающего дисбаланс биохимии головного мозга, который ощущается как страдание, негатив.
Врожденные потребности добыть, получить любым способом требуют своего наполнения, а в состоянии стресса эта потребность становится сильнее страха перед последующим наказанием. Невозможно перебороть собственную природу. Повторяющееся воровство может быть свидетельством только повторяющихся случаев физического воздействия на ребенка.
Своими попытками «выбить» из маленького воришки пагубную привычку мы формируем для него негативный жизненный сценарий, в котором исключаем возможность развиться и научиться реализовать себя на более высоком уровне, нежели воровство. Потенциальный юрист, инженер, бизнесмен или спортсмен остается на первой, низшей ступеньке своего развития.
Вы мне за все ответите
Жестокость по отношению к сверстникам или младшим ученикам могут проявлять дети с анальным вектором в стрессовом состоянии. Самый послушный, спокойный, усидчивый и прилежный ученик вдруг становится замкнутым упрямцем, так и норовящим поиздеваться над тем, кто слабее, словно получая какое-то зверское удовольствие от страданий другого ребенка. Причину подобного поведения системно-векторная психология объясняет психологическими особенностями анального вектора ребенка.
Без системного понимания ситуации кожной маме крайне сложно осознать и принять медлительность и последовательность анального ребенка. Делая несколько дел одновременно, она не в состоянии понять, как можно так долго делать что-то одно, потом проверять и переделывать заново. Экономная и сдержанная как на слова, так и на эмоции, она крайне редко способна похвалить своего сына или дочь за что бы то ни было, ведь для нее самой похвала не имеет никакого значения.
Непререкаемый авторитет матери для анального малыша заставляет выполнять все ее требования и пожелания. Ребенок пытается делать все быстрее, переступать через собственную природу, что у него не получается. Он не успевает закончить начатое, процесс обрывается на половине, его старания уходят в пустую. При этом мама снова не довольна, похвалы нет, его ругают, рождается обида, как результат перекошенного внутреннего состояния в сторону «мне недодали».
Возникает желание отомстить, как попытка выровнять перекос, раздать всем поровну как удовольствий, так и страданий. Причиняя страдания другому, анальник, действительно, получает своего рода удовольствие, но это удовольствие не от чужих страданий, а от возвращения сбалансированного состояния его собственной психики.
Самый прилежный, послушный и мамин ребенок учится получать наслаждение в роли жестокого тирана вместо потенциального выдающегося педагога, ученого, аналитика или профессионала экстра-класса. Обида на мать может стать непреодолимой преградой для развития свойств анального вектора ребенка.
Хулиганы как они есть
Асоциальное поведение ребенка свидетельствует о том, что в любом случае проблема в психическом состоянии. Есть нехватки, пустоты, которые ребенок пытается заполнить, как умеет, а не умеет пока никак. Понимание, ощущение безопасности и защищенности, адекватное воспитание и развитие путем умеренного давления ландшафта, путем направления энергии в интересующее ребенка русло – это нивелирует, уберет потребность в хулиганских выходках. Она отпадет за ненадобностью, станет более неинтересной, как та, что не приносит такого наслаждения и наполнения, как созидательная деятельность.
К примеру, организаторские возможности кожника – в спортивной команде, перфекционизм анальника в подготовке рефератов на интересующую его тему, в помощи отстающим ученикам, уретральную ответственность за стаю можно перенаправить на деятельность старосты класса, исключив любые попытки контроля и давления.
Слушатели, освоившие Системно-векторную психологию, говорят о своих успехах в практическом применении полученных знаний, о значительных переменах в общении с ребенком и в его поведении. Системное понимание ситуации рождает и варианты решения самых сложных задач и дает возможность найти подход к самым «трудным» подросткам и закоренелым «хулиганам».
Секреты воспитания современных детей можно узнать на ближайших бесплатных онлайн лекциях по системно-векторной психологии.
Регистрация по ссылке: https://www.yburlan.ru/training