Насильственное кормление. Я не люблю кашу, я люблю маму — но недолго
Первым в поисковике по запросу «как заставить ребенка» выпадает «кушать». Обезумевшие мамы ищут способы затолкнуть в ребенка съестные припасы, да побольше. Зачем? Затем, скажут наши бабушки, что ребенку надо кушать, чтобы рос здоровым, а то, что он этого не понимает, ничего не значит: глупый еще и его отказ от еды — явление нормальное. Кушать — значит кушать! С этим лозунгом росли наши родители, и целое поколение переживших насильственное кормление взращивает сейчас уже свое потомство. Как они это делают? С трудом.
Насильственное кормление
Единственно важное и первое задание родителя — обеспечить ребенку выживание. Для этого ребенка надо покормить. Эта мысль, что накормить надо любой ценой, не дает родителю покоя. Каково же его недовольство, когда ребенок отказывается принимать пищу. Не хочет есть, голосит и противится.
Первая мысль: «Нет аппетита — значит, ребенок болен». Но врачи с этой гипотезой соглашаются далеко не всегда и утверждают, что нужно поменять рацион питания. Поменяли. Но — снова без результата. Ребенок не ест — не бегать же за ним весь день с ложкой? Нужно приложить усилия, чтоб он ел, заставить его, как заставляли когда-то самого родителя. Ну а что? Главное, чтоб был накормлен. А то будет бегать голодным, истощает… Дальше родителю уже рисуются страшные картины, какими бедами это может обернуться для его чада. От этих мыслей обеспокоенному взрослому становится вконец невыносимо, и он с еще большим упорством запихивает в ребенка пищу.
Всевозможные ухищрения, уговоры, игры за столом, сказки и телевизор — что угодно, только бы ребенок не заметил, как ему в рот под шумок запихивают кашку. Нехотя малыш прожевывает порцию, и родитель ликует: «Получилось! А теперь еще ложечку…»
Особо упрямые детишки на эти происки не поддаются и кашу не принимают, оставляя ее на передничке. В результате — крики, истерики и единственное, что, по мнению родителя, ему остается сделать, — это физическим путем по праву сильнейшего насильно затолкать кашу в рот малышу. При этом приходится ограничить ребенка в движении, а потом помочь прожевать, держа за челюсть. Что при насильственном кормлении чувствует ребенок — никого уже не беспокоит.
Родитель же ощущает некий дискомфорт, что производит такое давление на кровиночку, но ведь это во благо. Конечно, ведь если именно сейчас не запихнуть в него кашу, что с ним будет? Представить страшно. И с чувством выполненного долга родитель отгоняет от себя неприятные мысли о принуждении до следующей экзекуции. Ребенка ведь нужно часто кормить, желательно в одно и то же время, как написано в книге по детскому питанию. А там ничего не написано, что кормить нужно по желанию самого ребенка?
Родитель совершенно не знает, что делать; ведь, с одной стороны, где-то в глубине души он понимает, что, когда ребенок захочет, он попросит кушать, подаст знак: заплачет, если совсем маленький, или придет на кухню, если постарше. Ведь желание к пище — основное желание человека, как и всего живого на этой планете. Голод заставляет его действовать, искать или требовать пищу.
Но эта мимолетная мысль сметается другими, более «весомыми». Кто ж будет спрашивать мнение годовалого ребенка, если взрослый решил вырастить его здоровым? А для здоровья надо чаще есть и побольше. И вообще, важен правильный режим питания.
В режиме питания по часам для детей любого возраста есть один плюс для родителя. Если выстроить время кормления, то под него можно уже спланировать и все остальные мероприятия. Родителю ведь тоже хочется жить — не дежурить же на кухне, ожидая пока ребенок заканючит: «Хочу кушать». В этот момент эгоистичные интересы становятся немного выше родительских: «Вот, сейчас покормлю, оставлю перед телевизором и побегу по своим делам — еще столько всего надо сделать».
Наблюдая за некоторыми родителями, понимаешь, что, если бы ребенок не отказывался от пищи, а поглощал все, что они заботливо хотят в него вместить, он бы не смог передвигаться — ноги не выдержали бы веса тела. Что остается ребенку?
Насильственное кормление и судьба повзрослевшего ребенка
Голод — первичный стимул от природы — управлял человеком до недавнего времени. Именно желание к пропитанию вытаскивает человека из дома и заставляет идти на работу. И хотя не хлебом единым живет человек, но пища — базовое желание любого человека. Он рождается с ним. И мать, как основной гарант выживания, обеспечивает ребенку пропитание.
Чувство легкого голода влечет человека к совершению действий. Ребенок ползает, познает этот мир, воспринимает и усваивает новую информацию в огромных объемах — ведь нужно успеть узнать все то, что знает взрослый, и даже больше. Пища становится своего рода вознаграждением, ответом на его собственное желание, удовольствием. Пища должна быть в радость, тогда и все то, что ребенок будет делать, будет ему в радость.
Есть другая опасность, связанная с попыткой родителей манипулировать желанием к еде, делать из нее своеобразный культ: «Сделаешь что-то — я тебе вкусненького куплю». И ребенок это принимает. Как в цирковом представлении — угощение за трюк. Только здесь трюком является сама жизнь. Обидно, когда ребенок проецирует эту взаимосвязь во взрослую жизнь, оставляя за пищей самую большую ценность в жизни, бо́льшую, чем любые другие удовольствия, которые появляются по мере его взросления. Так, для многих единственным утешением в жизни остается прийти домой, открыть холодильник и поесть до отвала. Больше счастья в жизни нет.
А что будет, если вместо пищи в радость — насильственное кормление?
По тому же принципу, только в отрицательном значении, насильственное кормление будет влиять на малыша и его развитие. Если он уже будет набит до отвала едой, то он просто физически не сможет делать что бы то ни было. Падает активность ребенка. Под активностью следует понимать не бодрость его поведения, а проявления им его врожденных свойств, их развитие.
В рамках свойств каждого вектора будет иметь место снижение интереса и, соответственно, развития. Более того, при насильственном кормлении возникает страх потери целостности живого вещества, то есть чувство незащищенности, опасность. При физическом воздействии ребенок ощущает безысходность, невозможность проявить свой выбор в этом базовом удовольствии — приеме пищи. Проговорить это ребенок не может.
Последствия вы увидите только в будущем, когда ребенок войдет в самостоятельную жизнь, когда реальные действия для реализации себя потребуются от него самого. Он не сможет полноценно проявить себя, так как для него изначально будет сбит принцип обратной связи между действием и наслаждением после него. Он будет помнить: кормление, то есть наполнение удовольствием, происходит само собой, причем против его воли. А значит, действовать не нужно, адаптировать себя и реализовывать свою жизнь уже нет необходимости. Да и возможное удовольствие будет против желания и унизительно — так это было в детстве. То есть он не научится уже ни получать, ни отдавать.
В каждом векторе сбивается эта цепочка отдачи и получения и, соответственно, полноценная возможность жить и получать удовольствие от жизни для насильно закормленного в детстве ребенка потеряна.
Насильственное кормление и наше общество
Сегодня мы коллективно вышли из-под управления голодом. Пища больше не является сверхценностью, магазины полны продуктов. Память о голоде, пережитом нашими бабушками, заставляющая перекармливать подрастающих внуков, непонятна современным поколениям.
Мы сегодня имеем практически все, что может нам дать современный техногенный мир, но мы несчастливы. Наши желания выросли и не наполняются пищей, потреблением всего того, что может дать материальный мир. Наши желания находятся уже в другой плоскости. Человек подошел к необходимости раскрыть свою психическую природу. Когда он сыт, ему сложно двигаться — он ленив как физически, так и психически.
Когда человек слегка голоден, он искусственно активирует себя, помогая сохранять активность мысли и тела для поиска настоящего наслаждения нового времени — духовного — постижения своего «я».
Важно осознавать и понимать, как кормить ребенка и к чему это может привести, — от этого зависит качество его будущей жизни.
Корректор Веронника Бриггида
Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»