Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Не могу отказать, боюсь проявить волю: психологические причины

Сколько раз уже возникала в вашей жизни ситуация, когда хочется сказать нет, сделать все так, как хотите именно вы, но что-то внутри заставляло поступать так, как хотят и ждут другие люди? Такими ситуациями полон каждый день. И если невозможность отказать и проявить волю в бытовых вопросах просто создает чувство разочарования, то, когда дело доходит до серьезных решений, влияющих на всю дальнейшую жизнь, это становится глобальной проблемой.

Не могу отказать, боюсь проявить волю - фото 1

Притом наблюдается такая тенденция: когда другие люди видят это в вас, то начинают пользоваться вашей безотказностью ради себя и своей выгоды. Но, как правило, даже понимание этого ни на что не влияет, и отказать или сделать что-то по-своему все равно не представляется возможным. И оттого прискорбно вдвойне.

А если вдруг случается так, что не выходит оправдать чужих ожиданий, или если другие люди все равно остаются недовольны вами и вашими действиями, начинает мучить сильное чувство вины. Например, в тех ситуациях, когда двое или еще больше людей хотят от вас противоположного и вы не можете удовлетворить желания их всех одновременно.  

В конечном итоге вся жизнь полна противоречий и разочарований… Она буквально проходит под воздействием других людей. Порой вас может охватить чувство отчаяния, и начинает казаться, что это нереально изменить.

Так в чем же кроются причины этой проблемы и есть ли возможность от нее избавиться? Ответы даются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Обо всем по порядку.

Какие люди не могут сказать нет

Страх кому-то отказать и невозможность жить по своей воле — это частая проблема людей, наделенных анально-зрительным сочетанием векторов.

От рождения они стремятся быть лучшими во всем, хорошо выполнять свою работу, получая в награду признание в обществе, похвалу и одобрение, ведь именно это является их стимулом для дальнейших действий. Чаще всего они реализуют себя как художники, ученые, учителя, врачи или ювелиры.

В этом им помогают свойства анального вектора: честность, кропотливость, акцентуация внимания на деталях. Они делают работу с идеальным результатом. А зрительный вектор наделяет таких людей большой эмоциональностью, эмпатией, эстетическим вкусом.

Комплекс хорошего мальчика

Но не всегда такие люди могут реализовать себя в социуме наилучшим образом. И одной из причин очень часто является комплекс хорошего мальчика. Когда у человека есть этот комплекс, он не старается быть лучшим специалистом, получая похвалу за результат сделанной работы, а просто стремится всем угодить и быть хорошим для всех подряд.

Причины подобного негативного сценария жизни кроются в глубоком детстве. Возникнуть он может только при условии, когда мама такого анально-зрительного ребенка обладает кожно-зрительной связкой векторов в состоянии неразвитости либо нереализованности. Особенно часто это происходит, если мама воспитывает сына одна, без отца.

В корне зрительного вектора лежит страх за себя, который впоследствии должен трансформироваться наружу и выразить себя состраданием и любовью по отношению к другим. Но при недостаточной развитости либо без должной реализации наружу человека мучает страх собственной смерти.

При этом свойства зрительного вектора все равно требуют своего наполнения, и человек ищет повод, чтобы переживать сильные эмоции. Но, не имея возможности и умения отдавать эмоции и чувства от себя — любя других людей и сопереживая им, человек требует любви, жалости и эмоций к себе.

Не могу отказать, боюсь проявить волю - фото 2

Обладатель кожного вектора мыслит категориями пользы-выгоды. Такие люди легко ограничивают себя и других, они рациональны, экономны и прагматичны, когда реализуют свои таланты в обществе. Они способны быть хорошими руководителями, бизнесменами или спортсменами.  

В негативных состояниях такие люди начинают проявлять свои свойства не в обществе, а в семье. Например, во всем контролировать близких и понукать ими, душить их неадекватными запретами и ограничениями, манипулировать ради своей выгоды.

Анально-зрительные дети намного больше других нуждаются в любви и заботе матери. Мать для них играет огромную роль. Это обычно самые золотые и послушные дети. От природы они очень ведомы и стремятся быть лучшими во всем, а в первую очередь стать лучшими для мамы. Ее мнение для них непоколебимо и является истиной.

Видя, что ее анально-зрительный ребенок очень послушный, ведомый, мама начинает манипулировать им при помощи похвалы и любви. Причем делает она это бессознательно, исходя из своих состояний.

Она начинает хвалить ребенка только там, где ей это выгодно, а не за действительные его старания и заслуги. Дает ему любовь и ласку только в тех случаях, если он делает то, что она сказала, и оправдывает ее ожидания. Она лишает его похвалы и ласки, если он делает что-то не так, как ей выгодно. Похвала очень важна для анально-зрительного малыша, быть хорошим, лучшим — его природное желание. Так у него постепенно развивается эндорфиновая зависимость от похвалы. Он все время стремится быть хорошим, чтобы получить свою «дозу» поощрения и чувствовать себя хорошо.

То есть с детства у ребенка формируется принцип удовольствия — быть хорошим абсолютно для всех и оправдывать чужие ожидания. Сбалансированного состояния биохимии головного мозга он может достичь только таким образом, а не посредством достижения каких-то своих целей, полноценно реализуясь как хороший работник. Он просто будет обслуживать чужие жизни, не имея своих желаний, кроме желания, чтобы его похвалили. Он даже не будет знать, чего он хочет от жизни.

Кожно-зрительная женщина от природы не имеет материнского инстинкта, и ее любовь к ребенку строится на эмоциональной связи. Какого качества будет эта связь — определяют состояния ее зрительного вектора.

Когда зрительный вектор в страхе, эмоциональную связь она будет обращать на себя. Такая мама боится остаться одна в старости, утратить связь с сыном, что проявляется в виде в домашних скандалов с последующими примирениями. Она просто раскачивает себя эмоционально и получает от этого свое удовольствие. Заставляет сына с помощью такой манипуляции подстраиваться под нее и делать то, чего она захочет.

Не могу отказать, боюсь проявить волю - фото 3

Совершенно бессознательно она стремится всеми силами уже с детства привязать своего анально-зрительного сына к себе. Например, не дает ему научиться себя адекватно обслужить, делая все за него, чтобы дать понять, что без нее он не выживет. Часто такие матери даже озвучивают это вслух: «ты без мамы — никуда, мама — это святое, никто о тебе так, как мама, не позаботится».

Неадекватное контролирование каждого действия, постоянные «нет» и «нельзя» вкупе с такими фразами делают ребенка беспомощным, готовым только подчиняться и следовать указаниям матери, лишь бы она была довольна. При этом сам он не посмеет приступить к какому-либо делу, поскольку ему необходимо согласовывать это с мнением мамы, а впоследствии и с другими людьми.

Из-за внутреннего страха, который ею руководит, такая мама нередко может устраивать истерики с эмоциональным шантажом и упреками: «ты меня не любишь, ты мне стакан воды в старости не подашь, вот станешь самостоятельным, и я умру и заболею, никому я не нужна буду, даже тебе…».

Но анально-зрительный сын совсем не хочет быть предателем для мамы, поэтому обычно такие дети до старости живут со своими матерями. Даже если им удается устроиться на работу и жить отдельно, сценарий хорошего мальчика никуда не исчезает и преследует в общении с другими людьми.

Эмоциональный шантаж со стороны матери в детстве может стать причиной того, что человек будет бояться проявить свою волю, не будет способен отказать другим и станет опасаться сделать что-то не так, как хотят они. Ни одно действие он не будет делать, если поймет, что другим это может чем-то не понравиться. Потому что тогда он не будет для них хорошим и не получит желаемой похвалы.  

Лишение любви и похвалы от матери в детстве воспринимается ребенком как потеря ощущения защищенности и безопасности. Лишение этого базового чувства угрожает жизни и ведет к искажениям в развитии. В итоге это формирует восприятие, что не оправдать ожиданий других — это угроза жизни. Возникает страх.

Во взрослом возрасте такой человек просто не может сказать нет, даже если понимает, что для него выполнение требования будет нести вред или вообще им пользуются. С одной стороны, он хочет быть хорошим и нравиться, потому как это приносит удовольствие, а значит, и сохраняет жизнь, а с другой — он испытывает страх лишиться любви, что по его ощущению означает умереть.  

В итоге человек живет в угоду другим. А те часто рады этим воспользоваться. И почему бы не воспользоваться, если человек соглашается делать то, о чем его просят? А многие и вовсе относятся к такому человеку с неприязнью, потому что чувствуют на фоне его идеальности себя плохими. Он, в их восприятии, как будто подчеркивает их несовершенства. Такой бессознательный способ быть хорошим за чужой счет.  

Не могу отказать, боюсь проявить волю - фото 4

Если же у такого человека будут возникать ситуации, когда не отказать кому-то просто невозможно (например, если его одновременно позвали на встречу два человека или если в него влюблены две женщины), то он будет просто не в состоянии выбрать. А когда наконец придется решать под давлением обстоятельств — будет изводить себя чувством вины за то, что пришлось кому-то отказать и тем самым причинить человеку психологический вред, вызвав у него обиду.  

Не могу отказать и проявить себя, потому что боюсь

Кроме того, в корне невозможности действовать так, как хочется, и постоянной жизни в угоду другим лежит страх, с которым рождается обладатель зрительного вектора.

Например, ребенка могли сильно наказывать за любое непослушание, даже самые мелкие оплошности. Причем эти наказания могли быть как физическими, так и вербальными. Но самые негативные последствия и самые тяжелые травмы всегда наносит крик, потому что это прямое воздействие на психику.

Гневный крик матери, ее угрозы, запугивания, оскорбления ребенок воспринимает как угрозу жизни. Он теряет защищенность и безопасность и понимает, что защитить в этом мире его некому, раз уж самый близкий человек — это опасность. Также он чувствует, что без матери ему не выжить, так как обладатели зрительного вектора больше других нуждаются в защите из-за врожденного страха смерти, а люди с анальным вектором — в любви и одобрении матери. А если мама кричит, критикует и ругается каждый раз, когда ребенок действует по своей воле, подавляет его инициативу и не дает даже сказать, что ему что-то не нравится или что ему от чего-то плохо, — у него происходит фиксация на страхе. Страх усиливается именно в те моменты, когда нужно проявить свою волю, сделать так, как хочется самому.  

Желание все время оправдывать чужие ожидания у человека с анально-зрительным сочетанием векторов будет объединяться со стремлением угодить, чтобы похвалили, и страхом за свою жизнь. Он просто будет бояться как-то задеть других, что-то сделать или сказать не так, как ожидают другие, лишь бы не получить агрессию и крики в ответ, потому что это им воспринимается как угроза жизни. Страх смерти не позволяет ответить обидчику.

А аналитический склад ума и способность обобщать в анальном векторе будет создавать в голове восприятие, что раз так поступала мама, то, значит, и все такие. Первый опыт для таких людей определяет повторение в будущем похожих ситуаций.  

Осознание — ключ к освобождению

В таком жизненном сценарии, без сомнений, нет ничего хорошего, потому что жизнь не по своей воле, а по воле других людей нельзя назвать полноценной. Наличие комплекса хорошего мальчика и страха часто не дает реализовать свои желания, и внутри человека возникает сильнейшее внутреннее противоречие. С одной стороны, человек хочет чего-то для себя, а с другой — хочет, чтобы другие были им довольны. Комплекс хорошего мальчика побеждает, сценарий руководит человеком, и сознательно изменить ситуацию не удается. И как результат — полная неудовлетворенность и страдания от нереализованности в жизни.

Избавиться от жизненного сценария возможно только путем глубокого осознания механизмов, которые его сформировали. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана — это инструмент, позволяющий раскрыть бессознательное и показать, что на самом деле происходит с человеком и почему. А когда скрытое становится явным, оно уже перестает быть проблемой.

Тысячи отзывов этому подтверждение. Если вы больше не хотите жить под влиянием чужой воли и намерены взять жизнь в свои руки, записывайтесь на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология».

Автор публикации: Александр Чернов
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 117237 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 117237 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X