«Не выйдешь из-за стола, пока не съешь!» Глубокие травмы счастливого детства
Что происходит с ребенком, когда его заставляют кушать? Первое и главное, что происходит, — это потеря ощущения защищенности и безопасности. Крик, оскорбления, угрозы, принуждение — если подобные вещи исходят от матери, ребенок теряет почву под ногами.
Что делает с нами еда?
Что чувствует голодный человек, откусывая первый кусок хлеба? Удовольствие.
Пища для нас — это наслаждение. Наслаждение вкусом, запахом, цветом, формой. Наслаждение пищей сопровождало все значимые события в жизни человека. Удачная охота означала хороший обед для всего племени. Пища служила гарантией выживания, надеждой на будущее.
Все победы в битвах заканчивались пирами, где каждый воин чувствовал себя победителем. Добрых гостей чествовали за столом, и они ощущали себя желанными, своими, частью общего круга. Свадьбы, дни рождения, любые праздники, даже поминки мы отмечаем совместным вкушением пищи. Для чего? Чтобы разделить радость или горе — создать эмоциональную связь друг с другом.
Это ритуал, традиция, дань уважения, проявление чувств, это уже намного больше, чем простое утоление голода. Пища играет огромную роль в жизни человека. Причем она может быть как источником удовольствия, так и инструментом, наносящим глубокие травмы психике.
Бомба насильственного кормления
Вас заставляли есть в детстве? Помните общество чистых тарелок? Строгого отца, крикливую мать или воспитательницу с ложкой в руке, запихивающую в рот детям остатки каши?
Вам кажется, что это все дела давно минувших дней, ерунда, незначительные эпизоды из детства. Неприятности бывают у всех. Бывают. Только последствия некоторых событий из детства мы несем с собой всю нашу жизнь. И зачастую неосознанно. Пассивно проживая сценарий, сформированный в то время, когда психика только развивалась — до окончания пубертата.
Что происходит с ребенком, когда его заставляют кушать? Первое и главное, что происходит, — это потеря ощущения защищенности и безопасности. Крик, оскорбления, угрозы, принуждение — если подобные вещи исходят от матери, ребенок теряет почву под ногами. Ведь мама от природы — источник защиты и безопасности, того бессознательного ощущения, которое мы не можем объяснить или назвать словами, но которое чувствуем в детстве. И которое позволяет ребенку развиваться психологически. Утрата этого чувства грозит торможением в развитии.
Насильственное кормление ребенка исключает само чувство голода — крайне важное ощущение, которое всегда служило стимулом для любого действия. Именно голод наглядно формирует в детской психике верную установку «если чего-то хочешь — приложи усилие». Даже на уровне встать и попросить.
Отсутствие голода, в свою очередь, лишает ребенка возможности насладиться пищей. Ведь по-настоящему вкусно только то, чего очень хотел. Нет голода — нет удовольствия — нет радости, а значит, и нет навыка чувствовать благодарность за пищу.
Да, можно научить ребенка говорить «спасибо», вставая из-за стола. Говорить — да, чувствовать признательность — нет. И чем это откликается во взрослой жизни? Неспособностью наслаждаться жизнью, неумением радоваться результатам собственных усилий и чувствовать благодарность. Насильственное кормление убивает навык ощущать себя счастливым человеком. Если нет радости от удовлетворения самого элементарного желания — желания к пище, то очень сложно научиться радоваться воплощению и всех остальных желаний и стремлений.
Еще одной бомбой замедленного действия являются невинные на первый взгляд родительские манипуляции в стиле «если съешь всю кашу, получишь конфету», «не плачь — держи печеньку» или «если будешь слушаться, куплю тебе мороженое». В таком случае еда становится средством поощрения, наградой, способом отвлечься, причем зачастую это сладости.
Этот подход формирует пагубную привычку есть, когда скучно, грустно, плохо, чтобы поднять настроение, успокоиться, развлечь себя. Это прямой путь к «заеданию» стрессов и, как следствие, лишнему весу. Часто именно это является корнем проблемы переедания у людей с анальным вектором. Так просто побаловать себя пищей, наградить себя этим простым удовольствием и гораздо сложнее получить то же самое удовольствие от жизни, от реализации, взаимодействия с окружающими.
Ясно — насильно не кормить. А что же делать, если ребенок вообще не просит есть? Совсем. Никогда.
Умрет ли с голоду малоежка?
Почему нам так сложно оставить ребенка без еды? Что движет нами — материнская забота или внутренняя тревожность? Нам кажется, что он заболеет, не вырастет, недополучит любви, кто-то скажет, что вы плохая мать...
Если с помощью горячих пирожков вы пытаетесь проявить свою любовь, то будьте уверены, вы найдете еще миллион способов проявить ее более ярко. Стоит только попробовать.
Если для вас настолько важно мнение других людей о том, какая вы мать, задумайтесь, что делает вас хорошей матерью? Умение вашего ребенка быть счастливым человеком, радоваться успехам и чувствовать благодарность — разве это не лучшие навыки, которые он может приобрести в детстве благодаря вашему грамотному воспитанию.
Если же страх за жизнь и здоровье отпрыска не отпускает вас ни на минуту, заставляет контролировать каждый его шаг, дрожать от любого чиха ребенка или царапины на коленке, то стоит задуматься. Природа ваших опасений в другом — нереализованном эмоциональном потенциале, а ребенок просто ближайший объект для выплеска вашей тревожности.
Вы можете дать ему настоящую материнскую любовь и заботу, чувственное понимание и столь необходимую ему эмоциональную связь вместо нервов издерганной матери. Часто подобными проблемами страдают родители с анально-зрительной связкой векторов. Узнать о том, что это такое, а также избавиться от гипертрофированной тревоги за ребенка, дав ему и себе спокойно дышать, вы можете на тренингах «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
В условиях современной семьи практически невозможно создать такие условия, чтобы ребенок действительно голодал, согласитесь. Как бы ни был упитан человек, физиология организма такова, что уже через несколько часов без пищи он ощущает легкий голод. Хорошо, самые стойкие — через полдня.
И вот здесь начинают всплывать другие причины плохого аппетита.
Почему ребенок может плохо есть?
Начнем с того, что выясним главное: плохо — это как? Раз в день или три раза, но маленькая тарелка? Одни макароны или только огурцы? Или после пачки печенья по дороге домой он не хочет по приходе есть суп?
Здесь вам может помочь очень простое правило тройки. Что это значит? Три раза в день. Если ребенок ест три раза в день — это уже отлично. Размер порции не имеет значения. Три вида блюд: одно горячее, одно жидкое и одно сырое. Если в день ребенок съел эти три варианта, считайте, он нормально питается. Горячая каша, жидкий суп и яблоко, пусть даже не в один прием пищи, но он их получил. И это прекрасный повод для мамы успокоиться.
Три цвета еды. Красный борщ, зеленый салат, белый рис. Или помидор, рыба, апельсин. Или гречка, творог, виноград. Любые три цвета в дневном рационе ребенка делают его полноценным.
Предложите самому ребенку соблюдать правило тройки. Ему будет весело, он сам станет стремиться уместить свой рацион в эти три пункта.
Самая частая причина плохого аппетита — это недостаточный расход энергии. Мало физической активности. Солнце, воздух и вода все так же остаются нашими друзьями, как бы банально это ни звучало. После дня на речке, футбольного матча или похода в лес ни один ребенок не отказывался от ужина.
А теперь поговорим о пищевых предпочтениях. Да, безусловно, у каждого ребенка есть собственные пристрастия в еде. И они могут быть не самыми полезными. Малыши с анальным вектором любят полакомиться мучным и сладким, предпочитают кушать дома привычную мамину еду и настороженно относятся к любым нововведениям в рационе. Самые послушные, они всегда готовы порадовать маму или бабушку тем, что хорошо покушают. Об этом стоит помнить и не настаивать, если ребенок уже наелся.
Детки с кожным вектором могут любить фастфуд, покупать себе вместо школьного обеда чипсы, конфеты или шоколадки уже только для того, чтобы казаться круче своих друзей. Маленьким кожникам можно объяснить, какая еда является полезной, а какая нет. Это весомый аргумент для них. Шоколадки с легкостью будут заменены, чипсы станут кокосовыми или яблочными, а кола превратится в смузи.
Ребенок со зрительным вектором скорее согласится на разноцветный фруктовый салат, чем серый гречневый суп. Для него важно, чтобы еда имела красивый вид. Зрительные детки очень любят кушать в кафе и ресторанах уже только потому, что там красиво оформлена подача блюд. Этот факт тоже может сыграть вам на руку. Сервировка, яркие тарелки, цветные продукты и тому подобное.
Самые большие любители экспериментов и новых вкусов — это дети с оральным вектором. Они и есть прирожденные дегустаторы, которые тонко ощущают каждый вкусовой оттенок. У них любое, даже самое экзотическое блюдо, зайдет просто на ура. Мало того, оральный ребенок подробно расскажет вам о своих ощущениях и отличиях одного вида сыра от другого, к примеру.
Понимая психологические особенности детей, а значит, разбираясь в их вкусовых предпочтениях, учитывая скорость метаболизма, двигательную активность и привычки в питании, каждый родитель в состоянии составить рацион ребенка оптимально как для самого малыша, так и для всей семьи.
Как выработать полезные пищевые привычки?
-
Ощущение защищенности и безопасности — это база. То чувство, без которого любые другие процессы воспитания не имеют шанса на успех. Бессознательное ощущение, которое дает ребенку его мама через собственное внутреннее устойчивое состояние.
Выражение «спокойная мама — спокойный ребенок» иллюстрирует наглядно этот механизм.
-
Никакого насилия! Полное отсутствие насильственного кормления. Не обсуждается. Никогда.
-
Формируем уважение к пище. Относимся к еде не как к данности или незначительной мелочи, а как к важному аспекту жизни, без которого все рухнет. Вспоминаем голодные времена, опыт бабушек, рассказываем о блокадном Ленинграде, голодоморе.
Правильное отношение к пище можно создавать через семейные обеды, когда собираются все вместе за общим столом. Хотя бы раз в неделю. Это хорошая традиция, объединение, создание эмоциональных связей, совместное наслаждение, общение, чувство благодарности за пищу, общее времяпрепровождение, укрепление семьи.
-
Кушать вместе полезную еду. Ребенок не станет есть салат, если у папы в тарелке картошка фри и сосиска с кетчупом. Выбор из двух-трех блюд с учетом интересов и предпочтений всех членов семьи дает возможность покушать всем.
-
Пища никогда не должна быть средством манипуляции или воспитания — шоколадка не может быть поощрением за хорошее поведение, так как это прямой путь к заеданию стрессов во взрослой жизни. Просто сегодня конфеты к чаю, а завтра запеканка. Сегодня какао, а завтра травяной чай.
-
Аппетит создает физическая активность, спорт, режим дня, отсутствие перекусов, сладостей, вредных продуктов.
Питание — один из способов получить удовольствие от жизни. Задача родителей, с одной стороны, научить ребенка наслаждаться пищей, чувствовать радость и благодарность за нее, а с другой — показать, сколько есть других вариантов, чтобы почувствовать себя счастливым, по-настоящему счастливым, а не просто сытым. Понимая его вектора, его врожденные особенности, гораздо проще направить его в сторону развития и создать хороший фундамент для дальнейшей жизни, в которой отношение к пище — лишь небольшой мостик к умению взаимодействовать с людьми в целом.
Благодарю! Отличная статья
Хорошая статья, все правильно написано. Согласна с автором на все 100%. Как все это подходит для обычных людей. Но к сожалению не для всех. Как ребенку-аутисту объяснить полезность тех продуктов ,которые ему можно есть. Если ребенок постарше, то да , возможно он тебя и поймет. Но если ребенок маленький , то просто приходится давать то , что не принесет вреда для его организма . А это не всегда любимая еда. Приходится контролировать, чтоб ел, а не ползал под столом. Кричать, ругать, угрожать, насильно запихивать - нет! Конечно такое недопустимо ! Приходится контролировать такого ребенка, ведь не всегда захочет самостоятельно съесть то, что предложили.
"Вас заставляли есть в детстве?"
Помню, только раз когда мама заставляла меня маленькую есть. Это была рисовая каша с изюмом. И помню слова тети, старшей маминой сестры, которая знала, что такое голод и война - никогда, никогда! никогда не заставляй детей есть. После этого я не помню, чтобы меня заставляли есть когда-либо есть. А папа говорил.... смотри как я ем.... как вкусноооо! он ел все, он вырос в деревне.
В детский сад меня отдали в три года, миллион положительных эмоций до сих пор, но у нас была нянечка, которая говорила, не будете есть, вылью за шиворот, или за окно.... Может быть других эти слова устрашали, но меня веселили, мне не было страшно, потому что я любила и ела все и пенки от молока и темный гречневый суп тоже.
"Ощущение защищенности и безопасности — это база."
Мне пятьдесят. Года два назад я спросила маму, почему мне мое детство до сих пор кажется таким радужным, я ничего не помню плохого, вы же не такими уж идеальными были? Мама ответила очень просто, потому что МЫ ТЕБЯ БЕРЕГЛИ. Моя милая мама! откуда она знала как надо беречь детей?
Защиту и безопасность ребенок получает от мамы при условии, что папа поддерживает все ее начинания. А если еще все остальные родственники в одном правильном хорошем русле, то это вообще отличные условия для воспитания детей.
Спасибо за статью! большая помощь молодым мамочкам!
НИКОГДА, НИКОГДА НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ ЕСТЬ!!!
Очень содержательная, ёмкая и полезная статья, да ещё по такой важной теме. Очень не хватало. Спасибо вам огромное!